Конкурс знатоков русского языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
- Конкурс I. «Исправь ошибки»
- Конкурс II. «Темная лошадка»
- Конкурс III. «Кто больше?»
- Конкурс IV. «Страна фраз»
- Конкурс V. «Сочини сказку»
- Конкурс VI. «Угадай слова»
- Конкурс VII. Конкурс капитанов - «Ходом шахматного коня»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_russkogo.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Конкурс знатоков русского языка»
- Конкурс I. «Исправь ошибки»
- Конкурс II. «Темная лошадка»
- Конкурс III. «Кто больше?»
- Конкурс IV. «Страна фраз»
- Конкурс V. «Сочини сказку»
- Конкурс VI. «Угадай слова»
- Конкурс VII. Конкурс капитанов - «Ходом шахматного коня»
Конкурс I. «Исправь ошибки» за каждую найденную ошибку – 1 балл
«Грустные вести».
Поэт А.Шибаев написал стихотворение под таким названием. Прочитайте его, и вы сразу поймете, почему поэт так назвал его. Исправьте все ошибки в письме.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…
Конкурс II. «Темная лошадка» За каждый правильный ответ – 1 балл.
Нужно заменить одним словом развернутое определение. 1 команда:
- Обычные, непраздничные дни (будни)
- Самый низкий мужской голос (бас)
- Беспорядочная, суетливая беготня (суматоха, суетня)
- Круглая площадка посередине цирка (арена)
- Маленькие цветные бусинки (бисер)
- Жидкое лекарство для приема внутрь (микстура)
- Территория, на которой запрещена охота, рыбалка, рубка деревьев (заповедник)
- Остановка в пути для отдыха во время похода (привал)
- След, проложенный лыжником (лыжня)
- Мужчина с черными или очень темными волосами (брюнет)
2 команда:
- Ансамбль из трех певцов или музыкантов (трио)
- Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик)
- Человек одного возраста с кем-либо (сверстник, ровесник)
- Тот, кто предпочитает проводить свободное время дома (домосед)
- Лицо, управляющее оркестром, хором (дирижер)
- Тот, кто едет верхом (всадник)
- Старый опытный воин, работник (ветеран)
- Мужчина со светлыми волосами (блондин)
- Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком (жест)
- Тот, кто беседует с кем-нибудь (собеседник)
Конкурс III. «Кто больше?» за каждое слово – 1 балл
Победит тот, кто больше образует однокоренных слов от слова труд.
Конкурс IV. «Страна фраз» максимальное количество баллов – 9.
Фразеологическое лото: в большие карточки вписаны толкования фразеологизмов, в маленькие – фразеологизмы. Команды должны маленькие карточки разложить на большом поле.
1 команда
забывчивый | быстро | обсуждать |
худой | Овладевать собой, успокаиваться | обязательно |
недружно | Все нипочём, ничего не действует | Поступать, как прежде, в молодости |
Дырявая память | На всех парусах | Перемывать косточки |
Кожа да кости | Брать себя в руки | Хоть кровь из носу |
Как кошка с собакой | Как с гуся вода | Тряхнуть стариной |
2 команда
запутать | уверенно | Спешить |
давно | Все в порядке | Вдоволь, без ограничения |
невпопад | Молчать, когда нужно | Совершенно новый |
сбить с толку | Как рыба в воде | Лететь сломя голову |
Много воды утекло | Дело в шляпе | Сколько душе угодно |
Ни к селу ни к городу | Держать язык за зубами | С иголочки |
Конкурс V. «Сочини сказку». Конкурс оценивается по 5-балльной системе.
Конкурс называется «Сочини сказку». Командам предлагается начало сказки и ее конец. В течение 5 минут команды должны сочинить сказку.
Начало сказки: «И снится Бабе-Яге сон…»
Конец сказки: «…И жили они вместе долго и счастливо»
Конкурс VI. «Угадай слова» за каждый правильный ответ – 1 балл.
Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова
Например, само(лёт)чик.
- Ме (…)олад (шок)
- Прик(…)ья (лад)
- Утко(…)орог (нос)
- Каб(…)ошко (лук)
- Га(…)ароны (мак)
Конкурс VII. Конкурс капитанов - «Ходом шахматного коня» - 3 балла
Умеете ли вы играть в шахматы? Если да, то знаете, как ходит шахматный конь. Начиная с одной из клеток, прочитайте русскую пословицу.
Побеждает капитан, первым составивший пословицу.
нять | на | ||
ча | ка | ли | кри |
ко | жа | пе | зер |
ло | Не | ва | ро |
(Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.)
Домашнее задание.
Ребята заранее готовят рисунки, на которых изображен сюжет фразеологизма. Команда соперников должна узнать этот фразеологизм. Каждая команда готовит по три рисунка.
Жюри подводит итоги встречи. Награждение команд.
Игра со зрителями
Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями.
Конкурс «Вопросы – шутки».
- Что у цапли впереди, а зайца позади? (буква «Ц»)
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
- Что общего у дня и ночи? («Ь» знак в конце слова)
- Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
- Какое государство можно носить на голове? (Панама)
- Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)
- Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
- В каком слове сорок гласных? (сорока)
- В каком слове 7 гласных Я ? (семья)
- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
- В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
- Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак)
- Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни названия дня? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).
- Какой город летает? (Орёл)
- Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж)
- Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
- Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность? (клумбу)
- Что можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)
- Я у человека, животного, у плодов растений; могу быть гусиной и чертовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-либо угодить. (кожа)
- В каком слове три «о»? (трио)
- Как из столба без помощи досок сделать стол? (отнять «б»)
- Каким гребнем не расчесываются? (петушиным)
- Из какой посуды не едят? (из пустой)
- Какое местоимение можно записать одной буквой? (я)
- Какие два местоимения мешают автотранспорту? (я-мы)
- Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (до-за)
- Чем кончается лето и начинается осень? (буквой «о»)
Конкурс «Узнай поговорку».
- В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?
(Узнать, почем фунт лиха).
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
(За словом в карман не полезет).
- Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?
(Положить зубы на полку).
- Какая поговорка говорит о событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?
(После дождичка в четверг).
Конкурс «Узнай фразеологизм».
- Его рискуешь проглотить с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. (язык)
- ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (вода)
- Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. (каша)
- Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребра? (может – больной вопрос – волнующий; есть – поставить вопрос ребром – спросить прямо)
- Есть ли глаза у правды? (да – смотреть правде в глаза)
- Могут ли правда и опыт иметь неприятный вкус? (горькая правда, горький опыт)
- Какого цвета бывает тоска? (тоска зеленая)
Прочитайте зашифрованные слова:
Смор1на, по2л, элек3к, ви3на, па3от, пи100лет.
Ребусы:
Фо (фонари) у (подушка)
ри шка
Я ц (заяц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков русского языка и литературы
Игра для учащихся 7 класса. Проводится в начале 2 полугодия. Содержит в себе задания по русскому языку и литературе. После каждого задания на слайде следует ответ. Продолжительность 40 минут. ...
План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов в рамках недели русского языка и литературы....
Конкурс знатоков русского языка
Презентация к разработке мероприятия "Конкурс знатоков русского языка"...
«Конкурс знатоков русского языка и литературы»
План-конспектоткрытого мероприятия «Конкурс знатоков русского языка и литературы»,проведенного среди 9-ых классов в рамках Недели русского языка и литературы...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса «Конкурс знатоков русского языка»
Цель: · прове...
"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)
В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...