конспект урока-викторины "Лексика. 5 класс"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данные материалы можно использовать для организации игровой формы повторительно-обобщающего урока по теме "Лексика" в 5 классе. К конспекту прилагаются раздаточные матерниалы для команд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-викторина с раздаточными материалами | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Лексика» (5 класс)
Цели урока:
- Систематизация и обобщение сведений по теме «Лексика»;
- Совершенствование речевых, орфографических навыков
Задачи урока.
Образовательные: | Закрепление знаний о лексическом значении слов, закрепление умения пользоваться в речи разными смысловыми группами слов, различать слова разных смысловых и стилистических групп, грамотно писать их, применяя орфографическое правило |
Развивающие: | развитие творческого (образного) мышления, речи учащихся; развитие умения использовать графические обозначения, работать с таблицами, пользоваться словарями и справочниками |
Воспитывающие: | Воспитание ответственности каждого ученика за результат учёбы, коллективного дела, воспитание бережного, внимательного отношения к слову, к верному употреблению его в речи. |
Ход урока:
1 .Терминологический бой (2 человека отвечают у доски, кто быстрее)
1) Название науки о словарном составе языка?
2) Что это значит – ЛЗ слова?
3) Где именно в слове нужно искать его смысловой стержень?
4) Как называют слова, имеющие одно ЛЗ?
5) Как называют слова, имеющие несколько ЛЗ?
6) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию,
но разные по значению, - это …
7) Слова одной и той же части речи с противоположным ЛЗ, - это …
8) Слова одной и той же части речи, одинаковые по ЛЗ, но разные по
звучанию и написанию, - это …
9) Что это за слова: бескрайний - беспредельный?
10) Что за слова встречаются в предложениях: Брат точил косу. Туристы вышли из лодки на песчаную косу.
11) Что это за слова: внизу - вверху?
12) В чём разница в значениях словосочетаний: ледяная глыба - ледяной
взгляд?
13) Как обычно располагаются слова в словарях?
14) Как называют запас слов и выражений человека?
2. Разминка (тестирование)
3. Задание № 1. Подбор синонимов и антонимов к многозначному слову
1 команда | 2 команда |
Свежий хлеб – мягкий, чёрствый | Тонкая работа – искусная, грубая |
Свежий воротничок – чистый, грязный | Тонкая рубашка – лёгкая, плотная |
Как называются слова, к которым, в зависимости от сочетаемости с другими словами, можно подобрать разные синонимы и антонимы? (многозначные)
4. Задание № 2: разграничьте многозначные слова и омонимы:
1 команда | 2 команда |
Литература (вид искусства) – литература (совокупность произведений письменности) | Торжество (празднество) – торжество (победа, успех) |
Лайка (сорт мягкой кожи) – лайка (порода собак) | Норка (пушной зверь) – норка (небольшая нора) |
Досадить (вызвать досаду) – досадить (закончить посадку чего-либо) | Очки от солнца – набрать очки в игре |
Тяжёлый (имеющий большой вес) – тяжёлый (трудный) | Телеграф (вид связи) – телеграф (учреждение связи) |
5. Задание № 3: выписать из предложения слово, имеющее омоним; привести пример сл/соч или предложения с омонимом к данному слову
1 команда | 2 команда |
Я уже давно прошу родителей завести щенка. | Говядину можно тушить с овощами. |
6. Задание № 4: учитывая ЛЗ слова, выбрать правильное написание (2 ученика на доске)
1) Гордо разв... вались знамёна. Растение разв…валось плохо.
2) Зап... вать песню. Зап... вать лекарство.
3) Пол... скать горло. Пол... скать собаку.
4) Сп...ши в школу. Сп...ши задание.
Что нужно учитывать при выборе написания и как следует его осуществлять?
Каким термином наиболее точно можно назвать такие пары слов? (омофоны) – СМ. ТАБЛИЦУ
7. Задание № 5. Записать данные ниже синонимы, распределяя на 2 столбика.
1 команда | 2 команда |
Ложь, враньё | Худо, плохо |
Слякоть, непогода | Торопить, подгонять |
Жаловаться, плакаться | сложный, мудрёный |
Привередливый, капризный | Работяга, труженик |
Стилистически нейтральные слова | Разговорные слова |
Что значит «стилистически нейтральные»?
8.* Задание № 6: подобрать слова-антонимы на тему «Настроение», включая в тематическую группу слова разных частей речи (кто больше)
(весело-грустно, радость-печаль, интересно-скучно, улыбаться-хмуриться, сердиться-хвалить, бодрый-вялый)
9. Задание № 7.
Что сходного между словами пары и чем они отличаются друг от друга? Как называются такие слова (используйте таблицу-распечатку) (паронимы):
Понятный-понятливый
Сытный-сытый
Обидный-обидчивый
Зачинатель-зачинщик
Почему важно разбираться в оттенках и особенностях значений слов?
10. Задание № 8: Развитие речи. Хорош ли этот текст? Что в нём не так? Произведите правку текста. Что вы при этом используете?
Однажды мы пошли за грибами. Вышли мы рано, ещё не встало солнце.
Когда мы дошли до леса, солнце уже встало. Стало совсем светло. Мы зашли в лес.
11. Задание № 9 – КОНКУРС КАПИТАНОВ: заполнить таблицу на доске, используя данные условные обозначения:
= «одинаковое»
≠ «разное»
≈ «сходное»
↔ «противоположное»
Группа | Звучание | Написание | Значение |
омонимы | = | = | ≠ |
синонимы | ≠ | ≠ | = |
антонимы | ≠ | ≠ | ↔ |
паронимы | ≈ | ≈ | ≠ |
Как известно, толковые словари дают определения лексического значения слов. Но некоторые учёные, писатели-юмористы, любители русского языка составляют так называемые бестолковые словари. Особенность этих словарей в том, что в них даётся шутливое толкование толкование слов: антрекот – кот, живущий в передней, этажерка – соседка по лестничной площадке. Такие объяснения строятся на намеренно неправильном толковании внутренней формы слова, ошибочном осмыслении значимых частей слова: например, «обеспечить», т.е. «снабдить чем-то необходимым», шутливо понимается как «лишить печей, нагревательных приборов», т.к. в слове как бы «высвечивается» совсем не свойственное ему внутреннее значение: корень -печь- - «сооружение для отопления помещения» и приставка обес-, означающая «лишить чего-либо» (ех, обесточить). Или же шутливое толкование строится на переосмыслении основного действия предмета: «жвачка» - корова (т.к. всё время жуёт).
Задание № 10. Подобрать синонимы к словам с шутливо переомысленным лексическим значением:
1 команда | 2 команда |
Текучка – (вода, река) | Рубильник – (топор) |
Зубило – (стоматолог) | Бегония – (кросс) |
Жаргон – (аспирин) | Варвар – (повар) |
Селезёнка – (утка) | Забияка – (гвоздь, гол) |
Задание № 11: Придумать шутливые синонимы к словам:
Лежебока – валенок
Повариха – варежка
Овца – баранка
ОБОБЩЕНИЕ:
- Проверка результатов конкурса капитанов, обобщение по таблице
- Чем объясняется важность владения лексикой языка?
- Подведение итогов викторины, награждение победителей
РЕЗУЛЬТАТЫ КОМАНД:
Конкурс | Команда № 1 | Команда № 2 |
Терминологический бой | ||
Разминка | ||
Задание № 1 | ||
Задание № 2 | ||
Задание № 3 | ||
Задание № 4 | ||
Задание № 5 | ||
Задание № 6 | ||
Задание № 7 | ||
Задание № 8 | ||
Задание № 9 | ||
Задание № 10 | ||
Задание № 11 | ||
ИТОГ |
Задание № 1.
Подберите синонимы и антонимы к выделенным словам в словосочетаниях:
Свежий хлеб – |
Свежий воротничок – |
Как называются слова, к которым, в зависимости от сочетаемости с другими словами, можно подобрать разные синонимы и антонимы?
Задание № 1.
Подберите синонимы и антонимы к выделенным словам в словосочетаниях:
Тонкая работа – |
Тонкая рубашка – |
Как называются слова, к которым, в зависимости от сочетаемости с другими словами, можно подобрать разные синонимы и антонимы?
Задание № 2.
Разграничьте многозначные слова и омонимы:
Слова | К какой группе относятся |
Литература (вид искусства) – литература (совокупность произведений письменности) | |
Лайка (сорт мягкой кожи) – лайка (порода собак) | |
Досадить (вызвать досаду) – досадить (закончить посадку чего-либо) | |
Тяжёлый (имеющий большой вес) – тяжёлый (трудный) |
Задание № 2.
Разграничьте многозначные слова и омонимы:
Слова | К какой группе относятся |
Торжество (празднество) – торжество (победа, успех) | |
Норка (пушной зверь) – норка (небольшая нора) | |
Очки от солнца – набрать очки в игре | |
Телеграф (вид связи) – телеграф (учреждение связи) |
Задание № 3:
выписать из предложения слово, имеющее омоним; привести пример сл/соч или предложения с омонимом к данному слову:
Я уже давно прошу родителей завести щенка. | Слово: Пример с омонимом: |
Задание № 3:
выписать из предложения слово, имеющее омоним; привести пример сл/соч или предложения с омонимом к данному слову:
Говядину можно тушить с овощами | Слово: Пример с омонимом: |
Задание № 4:
Выберите правильное написание:
1) Гордо разв... вались знамёна. Растение разв…валось плохо.
2) Зап... вать песню. Зап... вать лекарство.
3) Пол... скать горло. Пол... скать собаку.
4) Сп...ши в школу. Сп...ши задание.
Что нужно учитывать при выборе написания и как следует его осуществлять?
Каким термином наиболее точно можно назвать такие пары слов? (СМ. ТАБЛИЦУ ГРУПП СЛОВ)
Задание № 4:
Выберите правильное написание:
1) Гордо разв... вались знамёна. Растение разв…валось плохо.
2) Зап... вать песню. Зап... вать лекарство.
3) Пол... скать горло. Пол... скать собаку.
4) Сп...ши в школу. Сп...ши задание.
Что нужно учитывать при выборе написания и как следует его осуществлять?
Каким термином наиболее точно можно назвать такие пары слов? (СМ. ТАБЛИЦУ ГРУПП СЛОВ)
Задание № 5.
Запишите данные ниже синонимы, распределяя на 2 столбика:
Стилистически нейтральные слова | Разговорные слова |
Слова:
ложь, враньё; слякоть, непогода; жаловаться, плакаться; привередливый, капризный
Что значит «стилистически нейтральные»?
Задание № 5.
Запишите данные ниже синонимы, распределяя на 2 столбика:
Стилистически нейтральные слова | Разговорные слова |
Слова:
худо, плохо; торопить, подгонять; сложный, мудрёный; работяга, труженик
Что значит «стилистически нейтральные»?
*Задание № 6:
Подберите слова-антонимы на тему «Настроение», включая в тематическую группу слова разных частей речи
*Задание № 6:
Подберите слова-антонимы на тему «Настроение», включая в тематическую группу слова разных частей речи
Задание № 7.
Что сходного между словами пары и чем они отличаются друг от друга? Как называются такие слова (используйте таблицу-распечатку)?
Понятный - понятливый
Сытный - сытый
Обидный - обидчивый
Зачинатель - зачинщик
Почему важно разбираться в оттенках и особенностях значений слов?
Задание № 7.
Что сходного между словами пары и чем они отличаются друг от друга? Как называются такие слова (используйте таблицу-распечатку)?
Понятный - понятливый
Сытный - сытый
Обидный - обидчивый
Зачинатель - зачинщик
Почему важно разбираться в оттенках и особенностях значений слов?
Задание № 8:
Хорош ли этот текст? Что в нём не так? Произведите правку текста. Что вы при этом используете?
Однажды мы пошли за грибами. Вышли мы рано, ещё не встало солнце.
Когда мы дошли до леса, солнце уже встало. Стало совсем светло. Мы зашли в лес.
Задание № 8:
Хорош ли этот текст? Что в нём не так? Произведите правку текста. Что вы при этом используете?
Однажды мы пошли за грибами. Вышли мы рано, ещё не встало солнце.
Когда мы дошли до леса, солнце уже встало. Стало совсем светло. Мы зашли в лес.
Задание № 9 – КОНКУРС КАПИТАНОВ:
Заполните таблицу на доске, используя данные условные обозначения:
= «одинаковое»
≠ «разное»
≈ «сходное»
↔ «противоположное»
Задание № 9 – КОНКУРС КАПИТАНОВ:
Заполните таблицу на доске, используя данные условные обозначения:
= «одинаковое»
≠ «разное»
≈ «сходное»
↔ «противоположное»
Задание № 10.
Подберите стилистически нейтральные синонимы к словам с шутливо переомысленным лексическим значением:
Шутливое слово | Синоним |
Текучка | |
Зубило | |
Жаргон | |
Селезёнка |
Задание № 10.
Подберите стилистически нейтральные синонимы к словам с шутливо переомысленным лексическим значением:
Шутливое слово | Синоним |
Рубильник | |
Бегония | |
Варвар | |
Забияка |
Задание № 11:
Придумайте шутливые синонимы к словам:
Лежебока -
Повариха -
Овца -
Задание № 11:
Придумайте шутливые синонимы к словам:
Лежебока -
Повариха -
Овца -
Группа | Определение понятия | Примеры |
Омонимы: | ||
лексические (полные) | Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению | ключ от замка – журчащий ключ (родник); донести покупки до дома – донести на соседа |
грамматические (омоформы) | Совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению отдельные формы слов разных частей речи | гонять голубей – небо стало голубей; лечу (летать) на самолёте – лечу (лечить) людей |
фонетические (омофоны) | Слова или формы слов, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению | тугой лук – цветистый луг, чёрный кот – код замка, браться за дело – (младшего) братца |
графические (омографы) | Слова и формы слов, одинаково пишущиеся, но различающиеся по значению и ударению (произношению) | книжная полка – сын полка, стрелки часов – меткие стрелки, чистый хлопок – громкий хлопок |
Паронимы | Чаще всего однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению (оттенкам значения) и с разным написанием | предоставить слово – представить гостя, болотная птица – болотистая местность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса
Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...
Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы
Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...
Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс
Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"
quot;Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Обобщение по темам деление и умножение"
quot;Обобщение по темам деление и умножение"...