Типы придаточных предложений: теория и практика.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Материал систематизирован и может использоваться н уроках закрепления и совершенствовования умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tipy_pridatochnykh.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Типы придаточных. Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных.
Сложноподчинённые предложения с двумя и более придаточными делятся на несколько видов.
1. В сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением придаточные относятся к одному и тому же слову в главной части или ко всей главной части, они являются одинаковыми по значению, то есть однородными: Пете хотелось смотреть и смотреть на неё, как она говорит, как качается в диковинном кресле, как звенят медные колечки (Т. Толстая).
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, при которых запятые ставятся как при однородных членах предложения. Между частями с однородным подчинением, соединёнными одиночными сочинительными союзами и, или, запятая не ставится:
Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник и как дрова трещат и стреляют (И. Бунин).
При однородном подчинении во второй части (и в следующих придаточных) подчинительный союз может опускаться:
Нельзя было давать сражения, когда ещё не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на месте убитых, не наелись и не выспались люди (Л. Толстой).
Если однородные придаточные распространены и имеют внутри запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой.
2. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением придаточные располагаются цепочкой: первая придаточная часть относится к главной части (придаточная первой степени), вторая — к этой придаточной (придаточная второй степени) и т. д. При последовательном соподчинении придаточные части зависят одна от другой (от одной придаточной части к другой можно поставить вопрос): Через минуту голос на кухне оборвался и наступила такая тишина, что слышно стало, как сопит в коляске Сонечка (Д. Рубина).
При последовательном подчинении придаточная часть второй степени может находиться внутри придаточной первой степени. При этом рядом могут оказаться союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. Между ними запятая ставится: Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться (Л. Толстой). Запятая не ставится, если дальше идёт вторая часть союза — то, так. Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться (Л. Толстой).
3. В сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части: Как ни счастлив был Петя, но ему всё-таки было грустно идти домой и знать, что всё наслаждение этого дня кончилось (Л. Толстой).
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными могут иметь и более сложные комбинации и включать придаточные с разными видами подчинения: Из будущего я возвращался в настоящее и опять с тоской думал, что ты мудрее меня, что ты знаешь нечто такое, что и я знал когда-то, а теперь забыл, забыл... (Ю. Казаков).
1. практические задания. Определите тип придаточных предложений.
1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский). 3. Два воробья, видимо осмысливши, что зиму они почти одолели, что дело идёт к теплу, весело подпрыгивали у крылечка (В. Белов).
1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Мне казалось, что поле раздалось вширь и вдаль, пока я болел (Е. Носов). 3. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин). 4. Мы рассчитали, что придём вовремя, если будем двигаться с той же скоростью.
1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).
Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными, используйте союз или союзное слово как опознавательный признак для постановки знаков препинания, найдите каждую придаточную часть и выделите её занятой.
Чтобы найти главную часть в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными, используйте союз или союзное слово как опознавательный признак, найдите каждую придаточную часть и мысленно её устраните. Если придаточные найдены верно, при их удалении главная часть не утратит смысла:
Когда мы пришли, [отец показал мне несколько крупных окуней и плотву], которых он выудил без меня (И. Аксаков).
2. Преобразование предложений
Спишите данные предложения, вставляя, где необходимо, между однородными придаточными союз и. Удалите, где это уместно, подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте занятые.
1. Я постепенно стал удаляться в глубину леса где густая тень где реже трава где больше под ногами черной земли (В. Солоухин). 2. Сейчас ему кажется что он заново рождается с новым светающим днём что он помогает созданию этого нового дня (А. де Сент-Экзюпери). 3. Легче было представить что утро не наступит никогда что все они никогда не покинут этот дом что вечно будет полыхать пламя в камине что никогда не оплавятся до основания стройные свечи в старинных канделябрах (М. Юденич). 4. Солнечный воздух сбегает по лучу с крыши прохладного старинного дома и снова бежит вверх туда где повис чугунный балкон па нежилой высоте где крутая крыша где какая-то нежная решёточка воздвигнутая прямо в утреннем небе (Т. Толстая).
Анафора — повтор слова в начале нескольких строчек. Лексический повтор служит для расстановки смысловых акцентов: является средством привлечения внимания к определённым словам в тексте.
Анафора служит для выделения в тексте повторяющихся слов, словосочетаний в начале предложений и абзацев. Повтор может быть звуковым, лексическим, синтаксическим; служит для выделения повторяемых частей текста: придаёт речи выразительность.
ІІІ.
Он не дрался пи в детстве, ни в юности, потому что, когда речь только заходила о драке, когда все ещё только думали о её возможности и последствиях, он многократно переживал драку от начала до конца и знал уже и горечь поражения, и сладость победы, и гадкий вкус предательства. Драка порохом сгорала у него в мозгу, опаляя воображение, и, когда наконец наступала пора и в самом деле махать кулаками, Ивачёв был уже совершенно измотан и опустошён...
Часто в наше время спорт превращается в профессию, когда начинаются разряды и когда главным для спортсмена становятся призы, медали, рекорды. Человек не занимается ничем другим, кроме спорта, так что, хотя спортивные достижения растут, но спорт его входит в ту сомнительную фазу, когда организм работает на износ.
4. Пунктуационная работа
Спишите предложения. Расставьте запятые. Объясните, почему при сочетании союзов между ними не всегда надо ставить запятую.
1. У моего двоюродного брата Мишки такой характер что если уж ему что-нибудь втемяшится в голову то он доведёт дело до конца (В. Медведев). 2. Напряжение возрастает так что когда результат останется неизвестным ожидание превращается в пытку (И. Акимов). 3. Я узнал об устройстве мира что-то такое что мне не понравилось потому что когда узнаёшь как что-то устроено то от прежнего отношения к тому ничего не остаётся... (Е. Гришковец). 4. Друг говорил про него что когда он идёт по улице своей нервной походкой и размахивает руками то он похож на манифестацию. Вполне допустимое преувеличение (В. Катаев). 5. Если у вас на участке есть большой пень не спешите от него избавляться. Домик сделанный из деревянной бочки чрезвычайно подошёл бы собаке по кличке Диоген хотя если быть точным Диоген жил в пифосе — глиняном подобии бочки (Е. Мельникова).
5. Восстановление предложений
Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем осложнены предложения.
1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдут если она занята делом (В. Токарева). 4. Что касается остальных мастеров то мне кажется они были недовольны своей работой (Д. Нагишкин).
6. Редактирование
І. Прочитайте текст, определите причину речевых недочётов. Повторно прочитайте текст, устраняя все придаточные. Запишите только главные части.
ІІ. Спишите текст, устраняя неоправданное повторение слова который. Для этого замените придаточные определительные причастными оборотами.
Всё молчало кругом. Леонтьев вдруг представил себе весь этот лесной край, который погружён в ночную тишину, все эти дебри, которые завалены буреломом и валежником, овраги, безымянные озёра, пущи, которые отрезаны от мира туманами, сон птиц в густых кронах деревьев, где, наверно, гораздо теплее, чем на земле, тусклую воду болот, дороги, которые давно заброшены, — весь этот заповедный край, который потерял сейчас дневные краски и казался ему надёжной защитой, потому что всё скрывала, всё прятала тихая темнота.
Завершите высказывание по началу фразы:
1. Чтобы правильно выделить запятыми придаточные части, … .
2. Чтобы в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными найти главную часть, … .
Найдите ошибку в утверждении
1. Придаточные части всегда выделяются запятыми.
2. При сочетании союзов в сложноподчинённом предложении всегда ставится запятая.
3. В придаточной части всегда есть союз или союзное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ. Определите типы придаточных предложений в составе СПП.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Типы придаточных предложений
Данный материал предназначен для более глубокого изучения видов придаточных сложноподчиненных предложений в девятых классах...
тест на определение типа придаточного предложения
тест для учащихся 10 - 11 класса на определение типа придаточного предложения....
Типы придаточных предложений
Таблица, позволяющая запомнить основные типы придаточных предложений...
Типы придаточных предложений в английском языке
Справочный материал для учащихся о типах придаточных предложений в английском языке...
Конспект урока по русскому языку "Типы придаточных предложений"
"Типы придаточных предложений"...
Типы придаточных предложений. 2 варианта
Самостоятельная работа в 9 классе...