Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова к 200 - летию со дня рождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова.

                                     Учителя МБОУ гимназия № 20

                       г. Новороссийска

                                              Куроптевой Инги Витальевны

1.Город, который М.Ю. Лермонтов упоминает в своем романе «Герой нашего времени»

(Пятигорск)

2.Название реки на Северном Кавказе

(Терек)

3. Город на Кавказе, названный в честь поэта.

(Лермонтов)

4. Музыкальный инструмент, на котором играл М.Ю. Лермонтов

(скрипка)

5.Фамилия бабушки поэта

(Арсеньева)

6. Название драмы Лермонтова, праздничное развлечение

(Маскарад)

7.Название горы, у подножья которой произошла последняя дуэль Лермонтова

(Машук)

8. Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова с одинаковыми названиями

(Узник)

9. Название поэмы Лермонтова, герой которой мальчик-горец

(Мцыри)

10.Фамилия писателя, с которым Лермонтов встретился в Москве,когда отправлялся в ссылку на Кавказ

(Гоголь)

11.Фамилия французского офицера, с которым была первая дуэль писателя

( Барант)

12.Фамилия женщины, подруги юных лет поэта, дружеские чувства к которой он пронес через всю жизнь

(Лопухина)

13. Имя героини поэмы Лермонтова «Демон»

Тамара

14. Имение, в котором прошло его детство

(Тарханы)

15. Увлечение Лермонтова

(Рисование)

16. Город, в котором родился будущий поэт

(Москва)

17.Часть российской империи, где большую часть жизни провел Лермонтов.

(Кавказ)

18.Поэма М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к которой созданы художником Врубелем

(Демон)

19. Фамилия поэта и писателя, которого Лермонтов считал своим литературным учителем, даже ни разу не увидев его

(Пушкин)

20.Название стихотворения, которое Пушкин написал в 16 лет

(Парус)

21. Фамилия немецкого поэта, перевод стихотворения которого стал одним из самых известных произведений Лермонтова

(Гёте)

22. Стихотворение, написанное в форме рассказа старого солдата

(Бородино)



Предварительный просмотр:

Викторина.

Знатоки русского языка и литературы

                                    Учителя МБОУ гимназия № 20

                       г. Новороссийска

                                              Куроптевой Инги Витальевны

1.Новый год на Руси встречали 1-го сентября. Кто и когда ввел встречу Н.Г 1-го января?

(Петр I, 1700г)

2. Кто на Земле первым встречает Новый Год?

(Жители архипелага Фиджи, состоящего из 320 островов, часть из которых необитаемы.)

3. Кто автор песни «В лесу родилась елочка?»

(Слова написаны Раисой Адамовной Кудашевой, музыка — Леонидом Карловичем Бекманом.)

4.Когда появилась на елке Снегурочка?

(После того как Островский рассказал о ней в своей пьесе)

5.Кто из писателей владел 8 иностранными языками?

(Грибоедов: латинский, английский, итальянский, французский, арабский, немецкий, персидский, греческий)

6.Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие?

(Гончаров)

7.Кто из русских писателей создал 3 известных произведения на букву О?
(Гончаров: Обрыв, Обломов, Обыкновенное чудо)

8.Первая печатная книга на Руси

(Апостол)

9. Ктоиз известных русских писателей был одновременно врачом?

(А.П. Чехов)

10.Кто подарил свое перо Пушкину?

(Гёте)

11. У кого из русских писателей одно произведение состоит из 37 предложений?

(Тургенев, «Русский язык»)

12. Что означает слово ирригация?

(Искусственное орошение земли)

13.В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «О». Назовите его, если никаких других гласных в нём нет.
(Обороноспособность)

14.Образуйте форму множественного числа существительного «дно»?
(Донья)

15. Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?
(«Я»)

16.Будущее время от глагола «любить» с точки зрения молодой девушки?
(«Выйти замуж»)

17.Какой знак препинания часто ставят ребром?
(Вопрос. «Поставить вопрос ребром»)

18.Какой знак препинания часто болеет?
(Вопрос. «Это для нас больной вопрос»)

19.Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие?
(Первую «о»: полотно – плотно)

20.Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом?
(Букву «е» на «и»: пенал – пинал)



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Лексика» для 5-6 классов

                                                Учителя МБОУ гимназия № 20

                       г. Новороссийска

                                              Куроптевой Инги Витальевны

Цель:

-Повторить основные лексические понятия.

-Развивать умение давать лексическое толкование слову, подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы.

-Формировать понятие о языке как развивающемся явлении.

-Развивать интерес к слову посредством словесной игры, загадок, шарад и т.д.

Эпиграф:

«Нет на свете оружия сильнее слова»

К. Станиславский.

Задание 1.

           Определите слово по значению:

«передвигаться по воздуху» - …(полет, летать);

«имеющий цвет неба» - …(голубой, синий);

«библейское название договора» - …(завет);

«ключ к тайнописи» - …(код);

«мастер кинотрюков» - …(каскадер);

«денежное наказание» - …(штраф);

«день и ночь» - …(сутки);

«помещение в автобусе, самолете» - …(салон);

«корм для сельскохозяйственных животных» - …(силос);

«художник-конструктор» - …(дизайнер);

«лыжная гонка со стрельбой» - …(биатлон);

«богиня войны и победы в древнегреческой мифологии» - …(Афина);

«знак, обозначающий  число» - …(цифра).

Задание 2.

            Определите прямое и переносное значение слов:

Гребень (петуха) – гребень (волны);

Лисичка (зверек) – лисичка (гриб);

Хвост (собаки) – хвост (кометы);

Зеленый (плод) – зеленый (юноша);

Быстрая (река) – быстрый (ум);

(просторный) класс – дружный класс;

(серебряное) блюдо – (вкусное) блюдо;

Крыло (птицы) – крыло (здания).

Задание 3.

          Прямое и переносное значение слова.

          К    данному    прилагательному     нужно    подобрать    два     таких существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым – переносное.

Тяжелый - …(камень, характер),

Горячая - …(вода, голова),

Тесная - …(квартира, дружба),

Острый - …(нож, язык),

Сладкий - …(чай, сон),

Твердый - …(земля, решение),

Золотые - …(украшения, руки),

Свежий - …(цветы, газеты),

Больной - …(человек, вопрос),

Веселые - …(люди, песни).

Задание 4.

          Вопросы-шутки. Какое языковое явление «спрятано» в этих вопросах?

Дайте правильный ответ.

  1. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
  2. Всякий ли пар способен подниматься кверху?
  3. Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов?
  4. У каких башмаков нет каблуков?
  5. Какое крыло никогда не латает?
  6. Какой город летает?
  7. Какое государство носят на головне?

Шуточные вопросы основаны на явлении омонимии.

(Ответы:

строчка – «шов на поверхности ткани»;

пар – «поле, оставленное на лето незасеянным»;

нота – «дипломатическое обращение одного правительства к другому»;

башмаки – «приспособление для торможения (на железной дороге)»;

крыло – «часть здания, автомобиля»;

Орел – город;

Панама – государство.)

Задание 5.

        Анаграммы – слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, входящих в состав другого слова.

        Переставьте в этих словах буквы так, чтобы получились новые слова, то есть анаграммы:

Шарф - … (фарш)

Пион - … (пони)

Дома - … (мода)

Стоп - … (пост)

Сосна - …(насос)

Шутка - … (штука)

Рубка - … (бурка)        

Мышка - … (камыш)

Нитка - … (ткани, танки)

Колос - … (сокол)

Нина - … (Инна)

Волос - … (слово)

Задание 6.

«Какое слово спряталось?»

Учитель называет слово. Нужно найти «спрятавшееся» в его составе другое слово.

Мрак (рак), столб (стол), зубр (зуб), полк (пол), удочка (дочка), уточка (точка).

Задание 7.

        Слова – перевертыши.

        Добавьте к этим словам свои примеры.

        Казак, доход, потоп, топот, комок, боб, довод.

Задание 8.

        Переставьте ударения. Что произойдет?

        Село, пропасть, окуни, топи, пряди.

Задание 9.

        Какие существительные, в зависимости от контекста, могут писаться и с маленькой, и с большой буквы?

        Сережка, орел, весы, панама, десна, стрелец.

        (Ответ: Сережка (имя), Орел (город), Весы, Стрелец (знаки Зодиака), Панама (государство),  Десна (река).)

Задание 10.

        Найдите синонимы в стихотворении и запишите их.

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется первый акт,

Мы называет все антракт.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем перерыв.

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим передышку.

После урока непременно

Нужна ребятам перемена..

Задание 11.

        Найдите все фразеологизмы в этом шуточной рассказе А. Шибаева.

Подберите к ним синонимы, объясните значения этих фразеологизмов.

С ног до головы.

        - Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

        - Да, ведет себя из рук вон плохо! Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам! Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

        - Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись. На свою голову. То теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что  голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вмсте мы всегда сумеем намылить ему голову!

Задание 12.

        Ответьте фразеологизмом на вопросы:

        Как говорят о человеке:

  • Который часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе)
  • Который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла)
  • Который держится неестественно прямо (как аршин проглотил)
  • Кротким, безобидном (мухи не обидит)
  • Болтливым (язык без костей)
  • Испытывающем чувство стыда (готов сквозь землю провалиться)
  • Который является очень дальним родственником (седьмая вода на киселе)
  • Склонном к воровству, мошенничеству (на руку чист)
  • Который бесследно исчез (поминай, как звали; и след простыл)
  • От которого ожидают успехов (подает надежды)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова

Данный урок является обобщающим по изучению творчества М.Ю.Лермонтова. Задания викторины позволят вспомнить самые яркие произведения Лермонтова, развить навыки групповой и индивидуальной работы учащих...

Викторины по творчеству М.Ю.Лермонтова

Викторины разработаны для учащихся 7-9 классов для проведения предметной недели по литературе....

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова (7-11 классы)

Викторина в формате презентации может быть использована как на уроках по творчеству Лермонтова, так и для проведения школьного тура олимпиады по литературе...