Факультатив "Говорим и пишем правильно"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Жидкова Татьяна Викторовна

Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_govorim_i_pishem_pravilno.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 Краснооктябрьского района г. Волгограда          

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТАТИВА

«Говорим и пишем правильно»

       Автор-составитель: Жидкова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория.

                                         

Пояснительная записка

      Рабочая программа  факультативного курса  «Говорим и пишем правильно» для 9 класса является авторской.  Программа  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее обучающимся усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственной итоговой аттестации.

    Данный курс рассчитан на обучающихся  9 класса, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку обучающихся к ГИА.

Предлагаемый курс предназначен для учителей русского языка, работающих в 9 классах общеобразовательных учреждений для подготовки обучающихся к ГИА, рассчитан на учащихся  9 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Программа  разработана с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ГИА 2012, 2013 года, а также перечень заданий КИМов 2012, 2013 года.

Данная программа  апробирована. Обучающиеся занимаются 4 года. Наблюдается положительная  динамика результатов сдачи ГИА.

При составлении программы «Говорим и пишем правильно» учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания по теме «Сложное предложение».

Курс «Говорим и пишем правильно» способствует:

  • психологической адаптации обучающихся на экзамене;
  • подготавливает к написанию выборочного изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
  • знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков)
  • усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания.

Актуальность данной программы несомненна: русский язык является обязательным предметом для сдачи его при прохождении государственной итоговой аттестации, и поэтому каждый обучающийся 9 класса должен приобрести навыки решения тестовых заданий, раскрывать тему на лингвистическом материале, владеть приемами сжатия текста и др.

Место факультатива в образовательном процессе.

Большинство обучающихся не в состоянии самостоятельно подготовиться к экзамену, несмотря на многочисленные электронные и цифровые ресурсы (демоверсии, электронные тренажеры и т.д.) обучающимся необходимы дополнительные знания, навыки, умения при решении не только тестовых заданий, но и при написании изложения и сочинения.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может данный курс.

Курс «Говорим и пишем правильно» призван актуализировать и углубить знания, полученные ранее обучающимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускников.

Факультатив также позволит объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, сжатое изложение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности обучающихся. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на знания, полученные ранее.

Цели курса: подготовить обучающихся к ГИА; обобщить и углубить знания по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»; создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил. 

Задачи курса:

  • дать  представление о структуре экзаменационной работы, форме и уровне сложности этих заданий;
  • развить  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА;
  • совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;.
  • совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
  • овладеть основными методами написания сжатого изложения;
  • овладеть основными методами написания сочинения на лингвистическую тему;
  • развить у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
  • создать условия для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Каждое занятие предполагает следующие формы работы:

1) повторение теоретического материала (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2) практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

В основу курса легли разработки и исследования в данной области В.В. Бабайцевой, Н.А.Сениной, Л.И. Мальцевой, И.Б. Голуб,  материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Программа рассчитана на  34 часа, 1 час в неделю и предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать систему оценивания тестовых работ. Кроме этого,  обучающиеся могут закрепить навыки, полученные в процессе изучения русского языка в школе, и успешно подготовиться к итоговой аттестации.

 Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата проведения

Структура экзаменационной работы в форме государственной итоговой аттестации. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

Знакомство с критериями оценки за  выполнение заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

Сжатое изложение. Тема и идея текста. План теста. Что такое микротема. Абзацное членение текста.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Выбор приемов сжатия.

Практикум

Создание текста, оценивание

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Композиция текста. Учимся формулировать тезис.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Учимся аргументировать.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Основные языковые средства

Лекция, практикум

Анализ текстов

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

Понимание смысла текста. Задание А1.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексическое значение слова. Задание А2.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 Средства выразительности речи. Задание А3.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Фонетика. Навыки фонетического  анализа. Задание А 4.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Орфография. Основные правила правописания корней. Задание А5.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Орфография. Основные правила правописания приставок. Задание А6.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание А7.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание А7.

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексика и фразеология.

Лексическое значение слова. Задание В1.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексика и фразеология. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Задание В1.

Работа с тестом, заполнение бланков

Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании. Задание В2.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Простое осложненное предложение. Задание В4.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

29

Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

30

Типы сложных предложений. Задание В6.

Работа с тестом, заполнение бланков

31

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

32

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

33

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

34

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Содержание курса «Говорим и пишем правильно»

Тема 1. Изучение правил сдачи ГИА (2ч.)

Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Тема 2. Сжатое изложение (5 ч.)

Обработка информации исходного текста, умение точно определять тему, идею текста; составление плана текста, вычленение микротем, абзацное членение текста. Приемы сжатия текста.

Тема 3. Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению (9 ч.)

Подготовка к написанию сочинения (часть С 2). Знакомство с критериями оценки части С 2.

Текст  как  речевое произведение.  Смысловая  и композиционная  целостность

текста. Создание  текстов  различных стилей  и  функционально-смысловых типов речи. Информационная  обработка текстов  различных  стилей  и жанров. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Грамматические  нормы (морфологические нормы). Грамматические  нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы.

Тема 4. Лексика и фразеология (3 ч.)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 5. Фонетика (1ч.)

Фонетика.  Звуки  и  буквы. Фонетический анализ слова

Тема 6. Морфология. Орфография(4ч.)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова.  Правописание словарных слов. Трудные случаи правописания приставок. Слитное,  дефисное, раздельное написание. Правописание  суффиксов различных частей речи  (кроме -Н-/-НН).  Правописание -Н-  и -НН-  в различных  частях  речи. Правописание  личных окончаний  глаголов  и суффиксов  причастий настоящего времени

Тема 7. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (8 ч.)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 8. Повторение и закрепление. Работа с демоверсиями (2ч.)

Закрепление навыков решения заданий ГИА проводятся по материалам учебных пособий.

Литература

Для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2014. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год.
  2. Л.И. Мальцева «Русский язык» 9 класс. Итоговая аттестация. –Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2012 год
  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2013: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо» 2012 год.
  8. Голуб И.Б. Русский язык. Весь курс: для выпускников и абитуриентов» М.: «Эксмо» 2010год
  9. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  10. Работы учащихся
  11. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2012 год.

Для обучающихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс.  Авторы В.В. Бабайцева и др., Москва, Просвещение, 2012 год.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова., Москва «Дрофа», 2012г.
  3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
  4. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год
  5. Л.И. Мальцева «Русский язык» 9 класс. Итоговая аттестация. –Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2012 год

Интернет ресурсы и электронные пособия

       

  1. Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА
  2. "Интернет-школа Просвещение.RU"
  3. Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .www.hi-edu.ru
  4. Официальные тесты ГИА 
  5. Подготовка к ГИА  
  6. Приемы решения тестовых заданий  "Российский образовательный портал"
  7.  ФИПИ. http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пиши правильно

работа со словарными словами 1-2 класс по УМК "ПНШ"...

Пиши правильно!

Материал содержит словарные слова, которые входят в программу русского языка 5-9 классов. Слова расположены по классам....

Программа развития логопедического пункта "Говорим и пишем правильно"

Данная программа направлена на коррекцию недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов в рамках школьного логопункта. Содержит подробные рекомендации по организации и проведению ло...

ЭЛЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 68 часов. При существующем распределении часов в Базисном учебном плане в количестве 1 часа в неделю, можно было качественно по...

Спецкурс по русскому языку для 9 класса "Говорим и пишем правильно"

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов ...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...