Олимпиады по русскому языку (8,9,10,11 классах)
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

Проверка знаний учащихся на школьном уровне в 8,9,10,11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Олимпиада по русскому языку и литературе. 8класс.

1.Придумайте по 3 слова, в которых: 1.количество букв и звуков совпадает;

                                                                        2.звуков больше, чем букв;

                                                                        3. букв больше, чем звуков.

2.Определите род существительных: тюль, толь, какао, забияка, путь, сирота, лебедь, кофе, мозоль.

3.Подберите синонимы к словам:  жизнерадостный, легенда, надежда, неподражаемый, благодарный.

4.Поставьте в словах ударения: альтернатива, километр, мельком, прибывший, бенефис, видение( способность видеть).

5.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками и двумя дефисами?

6. Измените данные слова или подберите к ним родственные так, чтобы буква  -Ё -превратилась в букву  -Е- : дёшёво, лён, ёж, тёрка, берёза, пелёнки, шёлк.

7.Объясните значение фразеологизмов: 1. между двух огней;

                                                                              2. сосуд скудельный;  3. ахиллесова пята.

8.Допишите пословицы: 1. Конь узнаётся при горе, а…

                                                2.Старый друг лучше …

                                                3.Сам пропадай, а …

9.В данных словосочетаниях  определите вид связи – управление?

 Седьмой урок, беседовать шёпотом, некто одинокий, скептическая улыбка, направо от дороги.

 10.В данных словосочетаниях определите вид связи -- примыкание?

 Один из желающих, большая книга, седьмой в строю, желание запеть, налево от нас.

11. Ниже приведённые предложения составлены с ошибкой. Исправьте ошибки и запишите предложения правильно.

    1.Все восхищались его умению рисовать.

    2.Он очень грубо распоряжался со своими подчинёнными.

    3.Вадим начал сторониться от товарищей.

12.Определите тип односоставных предложений.

   1.Брожу по набережной снова.  2.Изба лесничего. Медвежье царство. 3.Повеет полем, первой бороздой. 4. В Сибири не любят горячку и спешку. 5. И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.

13.В данном предложении расставьте недостающие орфограммы, знаки препинания и выполните синтаксический разбор и запишите характеристику.

       Человек ост…вшись в лесу один  обыкнове…о или ра…говаривает сам (с,з) собой или (с,з)шибает палкой сухие лист..я.

14.Связи с чем и кто из героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете её иносказательный смысл?

15.Вспомните сцену боя с барсом в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?.



Предварительный просмотр:

               Олимпиада по русскому языку (9 класс).

1.Расставьте ударение в следующих словах:

         торты, в туфлях, щавель, творог, средства, обеспечение, договор, кулинария, столяр, баловать, приговор, портфель

2.Объяснить разницу в значении слов:

          поступок—проступок;  опечатки – отпечатки;  невежа – невежда;  поглотить –проглотить; вперемежку – вперемешку.

3. Выпишите «четвертое лишнее» слово: зодчий, редька, след, усадьба.

4.Выпишите слово, которое состоит из приставки, корня, суффикса, окончания:

      победный, размешивая, засорение, пропитанный.

5.Перепишите слова и вставьте в них пропущенные буквы:

       прин…ровиться, погл…щенный, неизгл…димы, благов…ление.

6.Подберите и запишите слова, в которых есть три гласные о, например: молоко.

7.Выпишите предложение, в котором пропущена запятая между однородными членами предложения.

       Я увидел на одном из обломков странные непонятные знаки.

       Я увидел в дверях большую белую фигуру.

       Перед школой раскинулся большой цветущий сад.

8.Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол:

       бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь?

9.Выпишите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении формы слова.

        На улице было холодно, поэтому ему пришлось вернуться за пальто.

        Он не захватил с собой спортивных туфлей.

        После вчерашнего дождя вновь стояла сухая погода.

10.Перепишите предложения так, чтобы получился связный текст, и выполните нижеприведенные задания.

       1.Дом был весь увит зеленью, а из окна кабинета открывался великолепный вид на долину Сены.

       2.Летом семья Виардо и Тургенев, как правило, жили в поместье Буживаль на Сене, где писатель выстроил себе шале – дом в швейцарском стиле.

       3.Нижний этаж в нем занимали гостиная и столовая, второй – кабинет, спальня была на третьем.

       4.Последние свои дни Тургенев провел именно здесь, окруженный заботой и вниманием друзей и близких.

    Задания: 1.Определите стиль текста.

                    2.Определите тип текста.

                    3.Каким способом связаны предложения в тексте?

11.Вспомните и запишите известные вам пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения со словом  язык.

12.Переведите отрывок текста с древнерусского на русский язык:

          Дремлетъ въ полъ Ольгово хороброе гнъздо. Далече залетъло.Не было онъ обидъ порождено ни соколъмъ, ни кречету, ни тебъ, чръным въронъм поганыим.Половчинъ! Гзакъ бъжит с Белым влъкомъ.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку. 10класс.

1.Каким звуком при естественном слитном произношении заканчивается выделенное слово в отрывке из стихотворения В.В.Маяковского «Порядочный гражданин»?

    Двести дам                                               Будет жизнь твоя ---

                           (если сотни мало),                                                 Куни-Айланд,

Грусть сгоню                                                    луна-парк

                         Навсегда с очей!                                             В миллиард свече.

2.Дайте лингвистический комментарий к следующим примерам:

     1А.  Ф.П.Филиным написаны многие труды по истории русского языка.

     1Б. Наш корреспондент встретился с А.Н.Филином.

     2А. Грамоты написаны подъячим Ваняткой Грузином.

     2Б. Мост построен инженером Грузиным.

      3А. Сегодня известно 258 экземпляров перевода Библии, изданного Франциском Скориной.

       3Б. Он стал раскладывать карты на столе перед Скориным.

3.В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скорый въ помощь и косный въ гн()въ»; « Да будетъ всякъ челов()къ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ».

4.Как явствует из справочной литературы, в русском языке слово совесть является калькой( т.е. поморфемным переводом) с греческого

что означает буквально со-знание. Объясните: 1) почему нельзя думать, что слово совесть возникло в русском(славянском) языкке самостоятельно( без иноязычного влияния); 2) каким образом значение этого слова объясняется из идеи со-знания?

5.Что означает встречающееся в церковнославянских текстах выражение довольный дождь.

6.Какая ошибка допущена в предложении: Мы видим Суворова на быстром коне с обнаженной головой, указывающего треуголкой путь солдатам.

7.Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель.

8.Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова? Как оно образовано?

    Как на лемех приятен жирный пласт,

     Как степь лежит в апрельском провороте!

     Ну, здравствуй, чернозём: будь мужествен, глазаст…

     Черноречивое молчание в работе.     ( О.Мандельштам  «Чернозём»)

9.Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?

    Бывало, он ещё в постеле:

    К нему записочки несут.

     Что? Приглашенья? В самом деле,

      Три дома на вечер зовут.       (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

10. К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях?

     1) Вон из комнаты!   2) Уйди вон из комнаты!  3) Прочь с глаз!    4)Уйди прочь с глаз!  

     5) Завели они новую прислугу, а старую прочь!

11. Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семёрка слов.

      Концерт  ( итал.                     )    ( …)

      Концертант – артист, дающий концерт (…)

      Концертино (итал.                              ) – 1) муз. инструмент  (…)

      Концертмейстер  (нем.                                 )   (…)

      Концессионер  -- лицо, получившее концессию  (…)

      Концессия  (лат.                                    разрешение, уступка)   (…)

      Кооперация (лат.                             сотрудничество)   (…)

 Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку. 11 класс.

1.Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге шоссе?

   1.   А     2.  О    3.   У    4.    Э    5.  И    Какой ещё звук возможен в том же положении?

2.Объясните правописание выделенных букв в следующих словах: исчезнуть, мешок, трущоба. В чём своеобразие этих написаний?

3. Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это в частности, означает, что к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? Будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.

   А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно….?»

    Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг  дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно… ?»

4. В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них – славянского происхожднения, а другое – заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, что какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как?

5. В церковнославянской Псалтыри мы читаем: не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс  , всегда смущаетс   земл  )

Что означает глагол смущаться в данном контексте?

Ответ:  Глагол смущаться означает здесь « дрожать, трястись», то есть речь идёт о землетрясении.

Значение «замешательство, смятение, волнение, связанное с утратой внутреннего равновесия» мы наблюдаем сейчас у существительного смятение.

6. В каких примерах из перечисленных ниже примерах омонимы используются как основа осознанной словесной игры?

   А) Народ был, народ есть, народ будет есть.

   Б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

   В) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.

   Г) Отпуск не проведёшь: он кончается вовремя.

1) а, б, в,г      2) а, б,в      3) б, в,г       4) а, б, г        5) а, в, г?

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: надменный, почти, дармоед, незадача, недосуг, надсадный, поодаль, датчик, удачливый, достоверный, пограничник, бездарь, поддатый, двуколка, склянка, съедобный, жмот, живость, зависимый, зависть, зараза, разиня, изумительный, искушение, неистребимый.

8.Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:

   1.гулял по острию ножа; о философофском диаманте;

   2.родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется не потоп, но и не засуха;

   3. лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком;

   4. треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти сквозь ушко иголки.

9. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В.Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело стояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идёт речь и как при этом меняется его жанр?

10. Какие варианты пунктуационнного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препенания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

11. Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующуя семёрка слов.

Дети, детей, детям, детьми, о детях! Неправ.  детям, детями, о детях  ( ….).

Диабет (бье)  (…      0

Диагноз! Удар. Диагноз  устар.   ( ……)

Диалог! Удар. Диалог устар.   ( ….      )

Дианетика   нэ     ( ….     0

Дикобраз! неправ. дикообраз   ( …… )

Длиннущий  нн   и длиннющий   ньнь    (……)

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классе

Данный материал можно использовать для подготовки детей как к школьному, так и муниципальному туру олимпиады по русскому языку и литературе....

Олимпиада по русскому языку для обучающихся 5-9 классов

Презентация содержит задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку среди обучающихся 5-9 классов. Они помогают повторить и закрепить программный материал в занимательной форме, расширяют...

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)...

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)...