Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Фразеологизмы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

В интересной и доступной форме обучающиеся 5 класса знакомятся с фразеологизмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_frazeologizmy.ppt704.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Подготовила: Скворцова М.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «Никифоровская СОШ №1» Фразеологизмы

Слайд 2

Отгадайте загадки Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … . Фальшивят, путают слова. Поют кто в лес, … . Ребята слушать их не станут: От этой песни уши ... .

Слайд 3

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову Сравните: на краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть.

Слайд 4

Найдите фразеологизм, объясните его значение С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой. Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! (Б. Заходер )

Слайд 5

Найдите объяснение каждому фразеологизму Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах. Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.

Слайд 6

На заметку Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю). Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много .

Слайд 7

Указать вначале фразеологические обороты со словами - антонимами, затем – с синонимами Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; чёрным по белому; с больной головы да на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.

Слайд 8

Выполните синтаксический разбор предложения Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились. (А.П. Чехов) [ ] , и [ ] . Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения. (Повествов., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое) Каково значение данного фразеологизма?

Слайд 9

История выражения В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую. Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

Слайд 10

Употребление фразеологизмов Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен). (А. Куприн) Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипа боится (трус). (М. Алексеев) Понимает ли ученица значение использованных в сочинении фразеологизмов? (Упр. 784.)

Слайд 11

Подведём итоги Что такое фразеологизм? Чем можно заменить фразеологизм? Какую роль выполняет фразеологизм в предложении? Что вы можете рассказать о происхождении и употреблении фразеологизмов?

Слайд 12

Объяснение домашнего задания Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору): 1. Об этом фразеологизме хочется рассказать. 2. Фразеологизмы – свидетели истории народа. 3. Эти фразеологизмы создали писатели. 4. Эти фразеологизмы стали пословицами.

Слайд 13

Использованные материалы http://idioms.chat.ru Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1988 Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2001 Купалова А.Ю. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2010 http://www.proshkolu.ru/user/Tatyana-Primorie/file/977260/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...

Презентация к уроку русского языка (5 класс)

Тема "Буквы о-ё после шипящих в корне"...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"

Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...