Урок-игра "Кубики"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

Игра "Кубики" помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет литературный кругозор, учит полнее воспринимать особенности сло­га писателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_igra_kubiki.docx48.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок развития речи. Стиль текста. Типы речи. Языковые средства

Игра «Кубики»

Игра помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет литературный кругозор, учит полнее воспринимать особенности слога писателя

Цель:

Создать условия для

  • воспитания у школьников чувство текста;
  • понимания  логики построения;
  • формирования  ясного понимания мотивированного выбора языковых средств;
  • обучения  анализировать текст;
  • пробуждения желания дискуссировать.

Оборудование: 6 комплектов кубиков, карточки с заданием, схема анализа текста.

 Комплект составляют два повествовательных текста, два описания и два рассуждения. Из них четыре текста художественного стиля, два -  научного. Набор текстов позволяет вести речь о многих случаях употребления языковых средств, задуматься над идейной направленностью текстов, потребует серьезных размышлений над проблемами искусства слова.

Ход урока

  1. Учащиеся получают набор кубиков (индивидуально или группой) и карточки с заданием.

Инструктаж:

Собрать текст в соответствии с заданием на карточке. Выбрать из предложенных ответов  имя автора текста и заглавие (Приложение3). Проанализировать текст  по схеме. Написать анализ текста или выступить с сообщением.

Карточка 1.

Задание.

Составить текст, обладающий указанным признаком (тип речи -повествование,  стиль речи - художественный)  Текст начинается  предложением «Однажды днем в лугах ко мне пристала ласточка.»

Карточка 2.

Задание.

Составить текст, обладающий указанным признаком (тип речи -повествование,  стиль речи - художественный) 

Карточка 3.

Задание.

Составить текст, обладающий указанным признаком (тип речи - описание,   стиль речи - научный) 

Карточка 4.

Задание.

  1. Составить текст, обладающий указанным признаком (тип речи  -описание,  стиль речи - художественный)

Карточка 5.

Задание.

  1. Составить текст, обладающий указанным признаком (тип речи –рассуждение, стиль речи - научный).

Карточка 6.

Задание.

  1. Составить текст, обладающий указанным признаком (тип речи – рассуждение, стиль речи - художественный).

Общая схема анализа текста.

1. Составить текст, обосновать правильность его составления. Показать, что выбраны именно те части и что их порядок именно такой. Для этого объяснить смысловое единство частей и указать средства связи. Назвать другие признаки единства текста.

2. Назвать тип речи, стиль, тему, идею.

3. Показать, что начало и конец текста обладают типичными особенностями для данного типа речи и стиля.

4. Озаглавить текст и объяснить, что отразилось в заглавии - тема или идея, или и то и другое вместе.

5. Дать возможную характеристику особенностей слога автора.

6. Что можно сказать о писателе (современник или нет, тематика его произведений, нельзя ли угадать его имя).

7. Итоговое мнение о тексте. Подготовить сообщение в виде монолога -логически стройного, без длиннот  и повторений, эстетически привлекательного.

Анализ текста по этой схеме дополняется суждениями ученика на основе дополнительных частных вопросов к составленному тексту. Карточка (Приложение 2)

 

К. Паустовский. «Ласточка»

Однажды днем в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у нее отнял птенца, и она просила отдать его обратно.

*   *   *

Она  летела  за   мной,  не  отставая,  два часа,  и, в конце концов, мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно.

*    *    *

Я рассказал об этом знакомому деду Митрию, и он посмеялся надо мной.

— Эх ты, безглазый! — сказал он.— Да ты глядел или нет, чего она делала, эта ласточка? Видать, что нет. А еще очки в кармане носишь. Дай покурить, тогда я тебе все объясню.

*   *   *

Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве — она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.

М. Пришвин. «Говорящий грач»

Расскажу случай, какой был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы,— я и питался все время гречневой кашей. Вот, бывало, прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю:

— Кашки хочешь, дурашка?

*   *   *

 Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос   мой   «Кашки   хочешь,   дурашка»   он указал бы: «Хочу».

А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.

— Ну, ладно! — рассердился я и забросил ученье.

*   *   *

К осени случилась со мной беда: полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили — половина огурца была на тарелке, и ту унесли! Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел — лицо все зеленое стало.

Стук, стук кто-то в окошко. На подоконнике грач долбит в стекло.

«Вот и мясо!» — явилась у меня мысль.

*    *    *

Открываю окно и хвать его! А он — прыг от меня на дерево. Я — в окно за ним, к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше — и на самую макушку. Я туда не могу — очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

— Хо-чешь каш-ки, ду-ра-шка?

М. Пришвин. «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я — в пяту.

— Сережа! — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он  начинает меня подкарауливать и тоже, как! зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.

*   *    *

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

*   *   *

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Белый гриб (По В. И. Смирнову)

Белый гриб, или боровик, встречается часто почти на всей территории нашей страны в березовых, еловых, сосновых и дубовых лесах. Растут белые грибы одиночно или группами, чаще по соседству с березами.

*    *    *

Гриб растет с июня по октябрь, но больше всего боровиков бывает в середине июля и со второй половины августа до середины сентября.

*    *    *

Шляпка у боровика диаметром до 25 см, сначала полушаровидная, позже более плоская, сухая. Окраска шляпки может быть различной: в сосновых лесах она темно-коричневая, в еловых — коричневая с зеленоватым оттенком, в лиственных — более светлая. Трубчатый слой — белый, по мере роста гриба — желтый, зеленоватый.

*    *    *

Ножка длиной до 20 см, толщиной до 10 см, сначала клубневидная, позже почти цилиндрическая, беловатая, с сетчатым рисунком по всей ножке. Мякоть плотная, белая, на срезе цвета не меняет, без вкуса, но с приятным запахом.

*    *    *

Белый гриб пригоден для всех видов переработки.

А. Митяев. «Свистулька»

Народное   всегда   красиво — песня   ли, игрушка ли, наряд ли. Почему так?

*   *   *

К примеру, сделал человек из глины самую первую свистульку. Понравилась свистулька другому, и он себе сделал, но где-то что-то чуть-чуть изменил — человек-то другой.

*      *      *

Если изменение было на пользу, то третий уже делал свою свистульку по образцу второго и тоже где-то что-то чуть-чуть менял.

*   *   *

Получается так: сотни лет разные мастера над одной свистулькой трудятся. Хорошее всё добавляют, а плохое не пускают.

*   *   *

Вот почему свистулька красива.

Г. Горышин. «Тропа»

По дороге на чем-нибудь едут; а по тропам идут пешком.

Для чего нужны тропы?

*   *   *

Чтобы не заблудиться в лесу, в горах, в степном раздолье. Чтобы пройти на ручей и напиться. Или сбегать по ягоды, по грибы. Или просто пройтись по земле. По траве. По песочку. По каменной гальке. По хвойной подстилке. По кочкам. По еловым кореньям.

*   *   *

По ближним полям, перелескам. По дальним странам. По самым лучшим в мире местам.

*   *   *

Самые лучшие места те, где ты сам проторил себе тропку. Или оставил свой след на тропе?

*   *   *

Идешь по тропе — и тебе хорошо, и ей помогаешь стать тверже, прямее, ровнее. Так служишь тем, кто пойдет за тобой.

Что может быть лучше?

II.  Выступление  учащихся с анализом текстов.

III.  Задание на дом на выбор:

  1. Анализ текста
  2.  Набор кубиков для игры
  3. Составить собственный текст для набора.

Приложение1

1.Анализ   текста К. Паустовский. «Ласточка»

Стиль

Рассказ представляет собой повествование художественного стиля.

Тип речи

Повествование

Тема

Его тема - поведение ласточки.

Идея

Жизнь природы полна глубокого смысла, и, чтобы понять его, требуется умение наблюдать и размышлять; смысл природных явлений для городских жителей во многом загадочен, его хорошо знает тот, кто близок к природе, кто постоянно живет в добром общении с ней.

Что лежит в основе повествования?

В основе повествования лежат отношения этих разных людей - городского и сельского. Отсюда и вся загадочность поведения ласточки как для рассказчика, так и для нас, тоже городских жителей. Объясняет загадку дед Митрий, фигура примечательная, живой образ которого автор создал немногими экономными средствами.

Как развивается действие?

Развитие действия показывает последовательность объединения частей.

Средства связи

Повторяющиеся в частях слова являются средствами связи.

Укажите достоинства первого предложения. Какими целями руководствовался автор, создавая его?

Почему говорится только о том, как вела себя ласточка, и не говорится о ее других признаках?

Почему во втором предложении так много глаголов?

Почему сказано два часа, а не часа два?

Каким вы представляете себе деда Митрия? Почему он Митрий, а не Дмитрий? Простак он или хитрец?

Почему в одном случае дана прямая речь, а в другом — пересказ прямой речи?

2.Анализ   текста. М. Пришвин. «Говорящий грач»

Тема

Конкретный случай общения человека с природой, обучение грачонка умению говорить.

Какое чувство вызывает этот рассказ? Почему? Какие стороны человеческого характера побеждают в этой ситуации?

Рассказ надолго оставляет чувство веселого изумления перед мудростью природы, радует большой природной добротой рассказчика. Даже в трудной ситуации он побеждает намерение исполнить свой черный план и находит светлые силы с юмором рассказать о своей неудаче, о задуманном коварстве, остаться добрым другом природы.

Идея

Не чини зла природе, как бы говорит автор, только неумный человек может такое совершить, и тогда природа сама над тобой посмеется.

Тип речи

Перед нами текст повествовательного типа речи

Стиль

Это художественный стиль

На какие композиционные части можно разделить этот текст?

Композиционно текст легко разделяется на две почти самостоятельные части, так что, ориентируясь на предложение «К осени случилась со мной беда...», можно посчитать его началом всего текста.

Как связаны эти части?

Средствами связи  являются такие слова, как грач -  грачонок, гречневая каша, поклюет, желтый нас, крупа, выражение «Хочешь кашки, дурашка?» - те языковые средства, которые не могут не повторяться при изложении содержания. Предложение «Расскажу случай...», является начальной частью всего текста. Особую смысловую нагрузку в этом предложении несет словосочетание в голодном году: в дальнейшем становится понятной высокая цена гречневой крупы, доброта рассказчика, не жалеющего ее для грачонка, понятны зеленое лицо, вероломный порыв «Вот и мясо!» и др. Первое предложение, как видим, типично для начала повествования: в нем все исходные данные -  что, с кем, когда произошло. Вместе со вторым предложением, продолжающим функцию первого, это тот родник, из которого вытекает живой ручеек текста.

Начальное предложение указывает: в голодном году. А обязательно ли это? Может быть сказать: в прошлом году, в давнее время и т. п.?

В тексте три случая прямой речи. Все ли они обязательно нужны?

Объясните, почему рассказчик не забыл сказать о своем лице, посмотревшись в зеркало. Почему об этом сказано перед сообщением о прилете грача?

Объясните, каким образом  автор  показал, что грачонок к осени стал взрослой птицей.

Автор охотно пользуется словами стук, хвать, прыг (эти слова называются глагольными междометиями). А если бы он пользовался глаголами? Было бы лучше?

Почему в последней  части большинство предложений короткие? Случайно ли это?

Какие чувства передает автор словом шельмец (пройдоха, плут, хитрец, ловкач)? Порицание? Злость? Удивление? Изумление? Радость?

Если радость, то почему?

3.Анализ   текста. М. Пришвин. «Золотой луг»

Тема

Признаки хорошо известного всем одуванчика

Идея

В природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только к ней внимательным, наблюдать ее терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть.

Тип речи

Описание

Стиль

Это художественный стиль речи. Сообщаются личные детские впечатления от цветов, детские эмоции от давней встречи с «этими неинтересными цветами».

Какие признаки описываются?

Порядок указания признаков основывается на хронологии знакомства с одуванчиком: вот первые впечатления от цветка (пригоден для забавы), вот последующие, которые вызывают у детей изумление и признание.

Как построено описание?

Все описание построено на противопоставлении поверхностного знакомства с цветком и последующего, своими силами добытого знания о разумной организации жизни одуванчиков. Чувство противопоставления у читателя возникает еще в начале первого абзаца, когда было отмечено, что одуванчик - просто забава. И вскоре оно оформляется, безусловно, когда появляется противительный союз: «Но  раз мне удалось...»

Как меняется отношение к цветку? Как связывается начало и конец текста?

Отношение к цветку меняется, и прежнее определение неинтересный цветок уступает совсем иному мнению «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов». Так сомкнулись начало и конец рассказа,- так текст  стал законченным.

Как вы понимаете  выражение «идем на промысел; он впереди, я — в пяту»?

Почему сказано цветущих («...от множества цветущих одуванчиков»)? Может быть, это слово лишнее?

Нужно ли было говорить  «отыскал одуванчик»? Ведь на лугу было множество одуванчиков.

Почему автор говорит раскрывает свои ладони? Разве у одуванчика есть ладони?

Свое наблюдение автор называет открытием. Прав ли он?

4.Анализ текста. Белый гриб (По В. И. Смирнову)

Тема

Белый гриб, его качества, свойства, признаки, приметы.

Идея

Представить читателю объективный облик гриба, который «пригоден для всех видов переработки».

Стиль

Научный стиль.

Языковые средства

Стиль характеризуется научной лексикой (территория, диаметр, полушаровидная, трубчатый слой и пр.), стремлением к точности (сроки произрастания, сложные прилагательные для обозначения формы и цвета, свободное использование числительных, полнота в указании признаков), отсутствием эмоциональных речевых средств.

Тип речи

Текст является описанием научного стиля.  Весь облик описания свободен от субъективных впечатлений. Личное восприятие гриба не ощущается, комплекс названных признаков объективен, все описание дано в спокойном тоне.

«Белый гриб, или боровик, встречается часто...» Докажите на основе текста, что белый гриб и боровик  - синонимы.

В рассказе И. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи» читаем:

Касьян окинул ее (девочку) глазами; она стояла к нему боком.

— Что,  грибы собирала? — спросил он.

— Да, грибы,— отвечала она с робкой улыбкой.

— И много нашла?

— Много...

— И белые есть?

— Есть и белые.

Можно ли говорить просто так: белые, а не белые грибы? Приведите подобные примеры.

Объясните на основе текста, за что этот гриб зовут белым

Укажите, что лежит в основе логики текста, его построения.

5.Анализ текста. А. Митяев. «Свистулька»

Тема

Народные песни, игрушки, наряды.

Идея (тезис)

Текст начинается утверждением (тезисом) о том, что народное всегда красиво. Эта мысль и есть идея текста, выполненного вслед за тезисом - прямой вопрос, призывающий к размышлению.

Стиль

Научный стиль

Тип речи

Рассуждение. Это сообщение о типичном процессе развития ремесла, повышении уровня мастерства, о совершенствовании умений человека.

Кому посвящен текст? Какова форма объяснения?

Текст адресован детям, поэтому избирается наиболее доступный способ объяснения  -  на примере простой, всем детям знакомой игрушки. Красота свистульки создана усилиями и стараниями многих и многих людей. Это коллективный труд, коллективный вкус, это в веках выработанная эстетика народа.

Вывод (заключение)

В конце текста дается просто сформулированное обобщение: плохое люди не пускают, а хорошее добавляют. Это вывод, но он не столько о свистульке, сколько вообще о народном  -  песнях, игрушках, нарядах.

Как вы объясните надобность использования существительных среднего рода  -  народное, хорошее, плохое? Связано ли их употребление с типом речи текста?

Почему в предложении «Сотни лет разные мастера над одной свистулькой трудятся» глагол-сказуемое употреблен в форме настоящего времени, а не прошедшего? И в последующем предложении  - то же время. Какую мудрую мысль помогает здесь выразить эта глагольная форма?

6.Анализ текста. Г. Горышин. «Тропа»

Тип речи

Может показаться, что текст представляет собой описание, но вопрос «Для чего нужна тропа?» и последующие на него ответы заставляют изменить первоначальное мнение: этот текст -рассуждение.

Что доказывает указанный тип речи?

Простота в формулировках доказательств, предельно малый объем этих формулировок, их логическая последовательность убеждают, что это рассуждение.

Стиль

Рассуждение выполнено в художественном стиле, близко к разговорному, потому что текст непосредственно обращен к маленькому читателю, избранному автором своим собеседником. Близость автора к читателю подтверждается использованием местоимения ты.

Что означают доказательства, как они расположены, как выражены?

Первые доказательства связаны с пространственными понятиями, очень важными для малых детей, - лишь бы не заблудиться. Далее уже возникает конкретная цель и конкретное направление -  куда? и зачем? -  на ручей, чтобы напиться, в лес по грибы и по ягоды. И затем уже предельная конкретизация этого пути -  почему  пройти? -  по земле, по траве, по песочку... Постепенно этот путь -  с возрастом человека -  становится более протяженным и широким, выходит за пределы родных мест, ведет в дальние страны. Нам нетрудно понять, что тот, кто идет по тропе, растет и мужает, набирается опыта, он не просто повторяет чужие пути, не готовой тропою идет, а торит свою, идет своим путем, который и становится для него самым дорогим

Идея

Постепенно проступает идея текста о необходимости служить людям. Тропа теперь уже  не воспринимается только в прямом значении, это уже жизненный путь человека, его заботы, его открытия, его деяния. Вопрос «Что может быть лучше?», которым заканчивается текст, имеет для нас уже готовый ответ: нужно идти своим путем, и тогда идущим вслед будет легче

Тема

Свой путь в жизни

Почему в предложении «Чтобы не заблудиться в лесу...» перед последним однородным членом нет союза и? Что мешает его употреблению?

Почему ответы на главный вопрос текста даны частями предложений? Почему автор отказался от полных ответов? Почему части не объединены? Например, так: Пройтись по земле, по траве, по песочку, по каменной гальке.

Почему в последних абзацах появляется местоимение ты и глаголы в форме 2-го лица? Только ли о себе говорит автор?

  Приложение 2

Карточка.  К. Паустовский. «Ласточка»

1. Укажите достоинства первого предложения. Какими целями руководствовался автор, создавая его?

2. Почему говорится только о том, как вела себя ласточка, и не говорится о ее других признаках?

3. Почему во втором предложении так много глаголов?

4. Почему сказано два часа, а не часа два?

5. Каким вы представляете себе деда Митрия? Почему он Митрий, а не Дмитрий? Простак он или хитрец?

6. Почему в одном случае дана прямая речь, а в другом — пересказ прямой речи?

Карточка.  М. Пришвин. «Говорящий грач»

1. Начальное предложение указывает: в голодном году. А обязательно ли это? Может быть сказать: в прошлом году, в давнее время и т. п.?

2. В тексте три случая прямой речи. Все ли они обязательно нужны?

3. Объясните, почему рассказчик не забыл сказать о своем лице, посмотревшись в зеркало. Почему об этом сказано перед сообщением о прилете грача?

4. Объясните, каким образом  автор  показал, что грачонок к осени стал взрослой птицей.

5. Автор охотно пользуется словами стук, хвать, прыг (эти слова называются глагольными междометиями). А если бы он пользовался глаголами? Было бы лучше?

6. Почему в последней части большинство предложений короткие? Случайно ли это?

7. Какие чувства передает автор словом шельмец (пройдоха, плут, хитрец, ловкач)? Порицание? Злость? Удивление? Изумление? Радость?

Если радость, то почему?

Карточка.  М. Пришвин. «Золотой луг»

1. Как вы понимаете выражение идем на промысел; он впереди, я — в пяту?

2. Почему сказано цветущих («...от множества цветущих одуванчиков»)? Может быть, это слово лишнее?

3. Нужно ли было говорить отыскал одуванчик? Ведь на лугу было множество одуванчиков.

4. Почему автор говорит раскрывает свои ладони? Разве у одуванчика есть ладони?

5. Свое наблюдение автор называет открытием. Прав ли он?

Карточка.  Белый гриб (По В. И. Смирнову)

1. «Белый гриб, или боровик, встречается часто...» Докажите на основе текста, что белый гриб и боровик - синонимы.

2. В рассказе И. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи» читаем:

Касьян окинул ее (девочку) глазами; она стояла к нему боком.

— Что,  грибы собирала? — спросил он.

— Да, грибы,— отвечала она с робкой улыбкой.

— И много нашла?

— Много...

— И белые есть?

— Есть и белые.

Можно ли говорить просто так: белые, а не белые грибы? Приведите подобные примеры.

3. Объясните на основе текста, за что этот гриб зовут белым,

4. Укажите, что лежит в основе логики текста, его построения.

Карточка.  А. Митяев. «Свистулька» 

1. Почему в предложении «Чтобы не заблудиться в лесу...» перед последним однородным членом нет союза и? Что мешает его употреблению?

2. Почему ответы на главный вопрос текста даны частями предложений? Почему автор отказался от полных ответов? Почему части не объединены? Например, так: Пройтись по земле, по траве, по песочку, по каменной гальке.

3. Почему в последних абзацах появляется местоимение ты и глаголы в форме 2-го лица? Только ли о себе говорит автор?

Приложение 3

Ответ: автор, название.

К. Паустовский. «Ласточка»

М. Пришвин. «Говорящий грач»

 Белый гриб (По В. И. Смирнову)

 М. Пришвин. «Золотой луг»

А. Митяев. «Свистулька»

Г. Горышин. «Тропа»