Олимпиадные задания 5-6 классы
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме

Бадлуева Елена Михайловна

Олимпиадные задания по русскому языку, 5-6 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_5-6_klassy.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по  русскому  языку

  1. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[п р У т]   -                            [ с’ й’ Э с т]   -                            [м O л a т ]  -

  1. Составьте слово из звуков.

  [ Ы ],  [ р],  [ ц],  [ к ],  [ у ], [ л’ ] -                [ ч’ ],  [А ], [ и],  [ к ],  [ р’ ],  [ п ] -

                   

  1. Поставьте ударение.

Не  был, положить, свекла, нефтепровод, хвоя, облегчить, позвонят, добыча, средства.

  1. Произведите синтаксический разбор.

Холодный  туман  медленно  затоплял  озеро. (…        )

  1. В каких словах есть приставки?

Доверить, домашний, доброта, добежать, дорожный, докрасил, дорогой, доверху, добрать.

  1. Замените словосочетания.

Музыкант, играющий на скрипке -……………………………………………………………..

Добрый человек -……………………смелый человек -…………………………....

Тот, кто любит шутить -…………………………женщина-повар -…………………………...    

  1. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Подпишите.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной ребёнок плохо спит. Больной плохо переносит лекарства.

  1. Замените фразеологизмы одним словом.

Мозолить глаза - …………………………….зарубить на носу -………………………….

Клевать носом -………………………………витать в облаках -…………………………..

Как снег на голову -………………………….наговорить с три короба -…………………

  1. Поставьте, где нужно, мягкий знак.

Подстереч…, у дач…, пять тысяч…, тягач…, ткач…, луч…, сбереч…, мелоч…, лихач…,

Запряч…, из-за дач…, стрич…,  с круч…, кирпич…, усач…, доч…, богач, мяч… .

1. Расставьте ударение в словах.

Силосный, агентство, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.

2. Составьте слова из следующих звуков:

    [ ы]   [ к ]  [ ц ] [ O ]  [л ]  [п]

    [ и]   [ р’ ]   [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]

    [ с’ ]  [й’  ]  [и ] [ м’ ]  [ У ]   [ с’ ]

 

3. Продолжите предложения:

Морфема – это……………………………………………………………………………..

Второстепенные члены предложения – это………………………………………………..

Синтаксис – это …………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

4. Подчеркните члены предложения.

Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.

5. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

Плачу………………………………………плачу…………………………………………..

Пили……………………………………….пили……………………………………………

Полки……………………………………....полки………………………………………….

Гвоздики………………………………….  гвоздики……………………………………….

6. Определи слово по его лексическому значению.

- водитель автотранспорта - …………………………………………………………………-

- изображение предметов неживой природы - ………………………………………………

- декоративное праздничное освещение - …………………………………………………….

7. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

-не видно ни зги - …………………………………………………………………………….

- спустя рукава -……………………………………………………………………………….

- жить душа в душу -……………………………………………………………………………

- за тридевять земель - …………………………………………………………………………

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, ………………………………………………………………………...

Любишь кататься - ……………………………………………………………………………..

Коня узнают по зубам, …………………………………………………………………………

10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

     Вскоре  7я  40  о5  сядет за  100л,  блещущий  

5 класс

Задание 1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, восхищение, еще.

Задание 2. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Единица, единство, единственный, единственно, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.

Задание 3. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

Сп…ши стихи; не сп…ши, не торопись; пол…скать собач…ку; пол…скать белье; зап…вать песню; зап…вать лекарство; пос…деть на крыльце; пос…деть от горя.

Задание 4. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.

Большой, громадный, колоссальный.

Гениальный, способный, талантливый.

Родимый, родной, близкий, кровный.

Противный, омерзительный, неприятный.

Устремиться, метнуться, ринуться, броситься.

Задание 5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

Задание 6. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Ожог, стих, печь, мелок, жаркое?

Задание 7. Определите, к какому роду относятся слова.

Картофель, санаторий, кофе, какао, фамилия, простыня, молодежь, тополь, тюль, рояль, мозоль, шампунь.

Задание 8. Закончите предложения – подберите подходящее по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречиями.

Посиди да погоди: сказка будет … (впереди).

Черно-бурый медвежонок про себя ворчит … (спросонок).

На зеленую полянку вышел мишка … (спозаранку). Подымается петух, говорит с собою … (вслух).

Испугался вдруг щенок и пустился … (наутек).

(Из сказок С. Маршака.)

Задание 9. Простые предложения замените сложными, близкими по смыслу.

Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни. Взошло солнце и обсушило холодную ночную росу.

Задание 10.Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

(И. Соколов – Микитов.)

Дорога дорога, но дороже бездорожье.

(Пословица)

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

 

Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):

  1. Приставка и суффикс.
  2. Приставка, суффикс и окончание.
  3. Суффикс и окончание.
  4. Приставка и окончание.

 

Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):

  1. Осенний.
  2. Столовая.
  3. Дождливый.
  4. Жалобный

 

Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Библиотека.
  2. Морковь.
  3. Дочь.
  4. Мать.

 

Задание 4. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Об…жать слабых.
  2. Сл…зать сметану.
  3. Прим…рить друзей.
  4. Прим…рять платье.

 

Задание 5. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):

  1. Солнце выглянул…
  2. Распустил…сь сирень.
  3. Море разбушевал…сь.
  4. Спортсмены прыгал…

 

Задание 6Укажи слово с предлогом

  1.  (По)друга.
  2. (По)забыть.
  3. (По)года.

 

 

Задание 7. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):

                   Держать язык за зубами.

  1. Лишиться дара речи.
  2. Молчать, не говорить ничего лишнего.
  3. Оказаться в смешном положении.
  4. Заболеть.

 

Задание 8. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):

                      Не стыдно не знать, стыдно … .

  1. Обманывать.
  2. Не учиться.
  3. Жадничать.
  4. Зазнаваться.

 

Задание 9. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):

  1. Весь день бабушка пасёт корову на лугу.
  2. Корова жуёт сочную травку.
  3. К вечеру бабушка подоила корову.
  4. Хорошо парное молочко!

 

Задание 10. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):

  1. Ранней осенью.
  2. В соседнию рощу.
  3. К дремучему лесу.
  4. Свежей зеленью.

 

Задание 11. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:

                     Верблюд решил, что он жираф,

                     И ходит, голову задрав.

                     Ответ: ______

 

Задание 12. Разбери слово перевозчики по составу:

                     Ответ: ___________________________________

 

 

 

Олимпиадные задания по русскому языку в 5 классе.

 

1.     В каждой группе из четырех слов одно лишнее. Почему?

Бог, слог, враг, книг.

Друг, сапог, смог, мягкий.

 

2.     Поставьте ударения в словах:

квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.

 

3.     Укажите, сколько раз встречается звук Т в предложении:

Документ подписан директором.

 

4.     Составьте проект по схемам:

 

5.     Объясните разницу в значении слов:

поступок – проступок, поглотить – проглотить, описка – отписка.

 

6.     Определите состав слов: перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.

 

7.      Можно ли к данным словам подобрать антонимы?

Отважный, здоровый, вчерашний, интересный, светлый, прошлогодний, белый, стальной.

 

8.     Подобрать по 2 определения к словам: тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.

9.     Найдите и исправьте ошибки в выборе слов:

1.     Миша одел шапку и вышел.

2.     Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для 5 класса

Предлагаю олимпиадные задания в 5 класса для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Олимпиадные задания для 9 класса

Предлагаю вам олимпиадные задания по немецкому языку в 9 классе для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, которые я опробировал в своей школе в октябре 2011 года....

олимпиадные задания для 6 класса

задания по чтению, аудированию и лексико-грамматический тест (могут быть использованы как олимпиадные задания или просто как задания для самостоятельной работы; в зависимости от уровня учеников 6-7 кл...

Олимпиадные задания для 9 класса с ответами

Олимпиадные задания для 9 класса  поможет учителям  и ученикам  при подготовке к олимпиадам....

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии.

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии...

Олимпиадные задания 5-7 класс "Знай и люби свой край"

Олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...