Виды тестовых заданий на уроках русского языка
статья (русский язык, 11 класс) по теме

Дронова Ирина Сергеевна

Зачетная работа по курсам повышения квалификации "Модернизация современной региональной системы образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_testovykh_zadaniy_na_uroke_russkogo_yazyka.odt27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию у учащихся умения учиться, самостоятельно добывать знания                                        

Пояснительная записка.

        Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, сколько вооружить ребёнка  универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать , учиться и переучиваться. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе .А для этого  должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса , нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность действий учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, способности к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса. . Я внесла элементы новизны в учебный процесс при изучении всех разделов русского языка и литературы. Учебный процесс  выстроила так,  чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий, способы к рефлексии. Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках и во внеурочное время на основе системного использования СОТ, а также на основе личностно - ориентированного обучения.

         .   Сущность моего опыта заключается в возможности реализации УУД у учащихся. Я готовлю ученика как социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений.

         Этого я добиваюсь в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего  социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик  должен научиться в школе.

         Специально подбираю  задания, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании  осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностного значения цели действия- научиться. При формировании УУД широко использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте,  меняться ролями,  проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. В результате формируются коммуникативные  УУД. Для формирования коммуникативных УУД я использую технологию модульного обучения.

        Модульная технология обучения развивает индивидуальные способности  каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно- познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования  на  уроке  увеличивает мотивацию к учебе. В процессе данной деятельности   готовлю ученика как  социального исследователя и организатора  социального действия. Таким образом,  в процессе образовательной  деятельности на уроках русского языка  идёт процесс формирования основных ключевых компетенций учащихся. Я убедилась, что использование  ИКТ  на уроках  и во внеурочной деятельности  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.

        Коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а  её формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.

        Формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках.

Задание «Кто прав?»

        Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия).

        Форма выполнения задания: работа в парах и в группах.

        Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок).

        Материал: карточки с текстом задания.

        Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст и выработать общий ответ на вопросы.

        Задание.Назывные предложения могут быть распространены определениями согласованными и несогласованными:Великолепная погода! Теплые дни с ясным небом..., а также указательными частицами вон, вот: Вот и река.

        Если в предложении  есть обстоятельство или дополнение (Сегодня жаркий день. У брата экзамен), то одни учёные считают такие предложения двусоставными с опущенным вспомогательным глаголом, а другие — односоставными назывными.

        Почему учёные разошлись в определении видов предложений по строению грамматической основы? Как вы бы классифицировали такие предложения? Чья точка зрения вам кажется верной?

        Критерии оценивания:

        понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позиции других людей;

        понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же явления, понимание относительности оценок или подходов к выбору:

        учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности.

                                Задание «Компьютерная презентация»

        Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

        Форма выполнения задания: работа в группах.

        Материал: переносной компьютер с проектором для демонстрации, программа Microsoft Power Point.

        Описание задания:каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме. Сначала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другим подгруппам, которые оценивают понятность и полноту представления темы.

        Критерии оценивания:

        продуктивность совместной деятельности;

        способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты;

        способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

        эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности.

Задание «Работа с метафорами»

        Цель:формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).

        Форма выполнения задания: работа в группах.

        Описание задания: учащимся предлагается список русских и иноязычных пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.

        Инструкция: многие народы имеют сходные пословицы и поговорки. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

        Материал: карточка с пословицами.

Формирование смыслового чтения.

        Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Наши выпускники в большинстве своём не справляются с сочинением-рассуждением по предложенному тексту (задание С ЕГЭ), т.к. не способны к осмыслению текстов различного содержания, затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла. Это ещё раз показывает актуальность введения целенапрвленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.

        Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами. Поэтому, начиная с 5-го класса учу детей работе с текстом.        

Задание  «Диалог с текстом»

        Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом».

        Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

        Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям и выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.

        Задания включают:

        В — вопрос, задать вопрос к тексту;

        О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

        З — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;

        П — проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

        Материал: отрывок из художественного текста на карточке, включающий вопросы-задания для читателя, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.

        Критерии оценивания:

        умение задавать вопросы к тексту;

        умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

        умение прогнозировать развитие сюжета текста;

        понимание смысла текста;

        умение находить и определять основную идею текста.

        Задание  «Озаглавливание текста»

        Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

        Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

        Описание задания: учащимся предлагается текст, который надо озаглавить. Текст должен соответствовать следующим требованиям: новизне, доступности, небольшому объёму.  Например, следующая притча:

        Несколько мудрецов, сидящих в тюрьме, решили сбежать. У них была копия ключа, поэтому они ждали ночи, чтобы совершить побег. В полночь один из них пошёл открывать дверь, но вернулся через несколько минут с грустным лицом...

         -- Что случилось? - спросили остальные.

         --Наш план бесполезен...Мы не можем сбежать. Надзиратель  забыл закрыть дверь, поэтому я не могу воспользоваться ключом.

         Инструкция:учащиеся внимательно читают текст, выделяют его основную идею. Придумывают заголовок, наиболее полно передающий основную идею текста. Затем аргументируют свой выбор.

        Критерии оценивания:

        адекватность подбора заголовка;

        умение выделить и определить основную идею текста;

        умение аргументировать свой выбор.

        Задание «Эпиграф»

        Цель: развитие умения выделять основную идею литературного произведения с помощью эпиграфа.

        Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

        Описание задания: учащимся предлагается установить смысловое соответствие между эпиграфом как выражением квинтэссенции художественного произведения и самим литературным текстом.

        Критерии оценки:

        умение адекватно интерпретировать смысл эпиграфа;

        умение определять основную идею художественного произведения;

        умение устанавливать связь между смысловыми фрагментами.

        Эти и многие другие задания учат детей  читать вдумчиво, искать логические связи, понимать смысл каждого слова, словосочетания,предложения, т.е. извлекать подтекстовую информацию, которая очень важна для понимания смысла текста. Если текст понят правильно, учащимся нетрудно будет откликнуться на него.

         Моя система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, целью которой является выработка активной жизненной позиции и формирование творческой личности.

        Таким образом, на выходе из школы мы получаем вполне образованного человека, умеющего адаптироваться в современных условиях, самореализованного, умеющего разбираться в сложившейся ситуации.Это обеспечивается тем, что УУД –это обобщённые действия, открывающие возможности мировой ориентации учащихся не только в русском языке , но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором  повышения эффективности освоения учащимися всех компонентов учебной деятельности.

Список литературы.

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р.Гальперин
  2. М.1981.
  3. Граник Г.Г. Путешествие в страну Книги: учеб. пособие  по литературному чтению: в 4 книгах./ Г.Г.Граник, О.В.Соболева. - М., 1998.
  4. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста / Л.П.Доблаев.- Саратов, 1987.
  5. Стернин И.А. Практическая риторика. М., «Академия», 2003.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М., «Аванта +», 1998.
  7. Егораева Г. Т. ЕГЭ.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М., «Экзамен», 2007.
  8. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Ростов-на Дону, «Легион», 2011.
  9. Материалы сайтов:
  10. http://www.ege/edu.ru
  11. http://www.pritchi.nm.ru
  12. http://www.prosa.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых технологий на уроках русского языка

Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля. Очень важно использовать тесты и на уроках русского языка, хотя тестирование имеет как ряд преимущест, так и ряд недостатков, но...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ на уроках английского языка

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ на уроках английского языка в 4-5 классах (УМК IV - V,  Верещагина И.Н.)...

Типовые тестовые задания. ЕГЭ по русскому языку 2015

Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса....

Тестовые задания по дисциплине "Русский язык и литература". День открытых дверей

Школьники, пришедшие в техникум впервые, часто теряются, поэтому тест для них по дисциплине "Русский язык и литература"  представляет всего 11 заданий невысокого уровня сложности....

Тестовые задания по ОГЭ русский язык

Тестые  задания для тренировки....