Работа над развитием коммуникативных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Представлен опыт работы учителя в 5 классе(С фрагментом урока) над развитием коммуникативных УУД обучающихся по новым образовательным стандартам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе по ФГОС | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над развитием
коммуникативных УУД обучающихся
на уроках русского языка и литературы
в 5 классе.
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Гореловой Т.А.)
2013-2014 учебный год
Введение в школьную практику Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения предполагает овладение новыми формами и методами
обучения. Ключевым понятием в работе учителя становится формирование универсальных учебных действий, позволяющих подрастающему поколению эффективно самообучаться.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.
В данной работе нас интересуют коммуникативные УУД, которые обеспечивают успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи.
Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным.
И особая роль в развитии коммуникативных УУД отводится урокам русского языка и литературы. Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи (ученик поднял руку, а сказать не может), от речи к мысли (начал говорить, а как продолжить речь, чем закончить, не знает). Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, технология "критического мышления”, проблемное обучение, групповые формы и методы, коллективный способ обучения – это те технологии, которые я использую в своей практике. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
- Все виды пересказа
- Все формы учебного монолога и диалога
- Доклады и сообщения
- Ролевые и деловые игры
- Учебные исследования и учебные проекты
- Обсуждение, дискуссия, диспут
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
- Сочинения и изложения
- Сообщения
- Доклады
- Письма
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе, требованием программы, и используемые мною учебники открывают множество возможностей для развития коммуникативных УУД. Рабочая программа по русскому языку (Авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012. Рабочая программа по литературе к учебникам для 5 – 9 классов авт.-сост. В.Я.Коровина (Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-составитель В. Я. Коровина и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007).
Приведу примеры практических заданий, которые не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативной компетенции.
На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:
-Как написать изложение (вместе с учащимися составляем план действий)
- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».
- «Найди и выпиши слова, которые….
-«Четвёртое лишнее» (часто это задание я использую в качестве лингвистической разминки или как способ создания проблемной ситуации)
-Определи, на основе чего распределены слова по группам, добавь свои слова.
-Распредели слова на группы, озаглавь каждую группу слов. Причём, может быть несколько вариантов распределения слов на группы. Важно, чтобы ученики объяснили свой принцип.
-Заполнение предложения с пропусками. Это задание особенно актуально для слабых учащихся.
На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. И здесь главная проблема – это привычка находить готовый ответ в учебнике, прочитать тему, прочитать правило вместо того, чтобы самим подумать, сформулировать определение, увидеть закономерность, решить учебную задачу самостоятельно. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?» Никогда не отвечаю сразу на вопросы учащихся. Вместо готового ответа предлагаю алгоритм решения проблемы, схему рассуждения. И зачастую ребёнок сам же и приходит к правильному ответу. А награда – похвала учителя, чувство самоудовлетворения, новый опыт.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- Постановка проблемы
- Выдвижение гипотезы
- Сбор и структурирование материала
- Изготовление и оформление материала
- Выбор формы презентации
- Презентация
- Рефлексия
Проект или исследование не обязательно может быть долгосрочным. Проект может быть реализован в рамках одного или двух-трёх уроков: написание сочинения или изложения, творческая работа по материалу изучаемой темы, научное высказывание-обобщение по материалу нескольких параграфов, лингвистическое исследование и т.п. Такие виды работы вполне под силу пятиклассникам.
Какие коммуникативные УУД должны усвоить обучающиеся:
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).- Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
Владение монологической и диалогической речью;
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Именно в этих направлениях мною ведётся работа на уроках русского языка и литературы.
Проблемы есть, и немало. Главная проблема, которая остаётся, - это неумение детей слушать и воспринимать устную речь. Думаю, не только я сталкивалась с тем, что учащиеся выкрикивают хором ответы, не слушают реплики товарищей, повторяют только что прозвучавшие реплики вместо того, чтобы дополнить или исправить. Другая немаловажная проблема – неумение выявить основную информацию в тексте. Отсюда – проблемы, возникающие и на других уроках, когда дети «прочитали и ничего не поняли», не могут ответить на казалось бы простые вопросы.
Ещё об одной важной проблеме хочется сказать: о неприученности учащихся к самостоятельной работе и неумении работать устно.
Сделаем вывод.
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Уже сегодня я стремлюсь осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. И эту возможность надо использовать.
Приложение
Фрагмент урока по теме
«Правописание О-Е после шипящих
в окончаниях имён существительных»
(Ученики знают уже о правописании о-ё после шипящих в корне слова.)
В начале урока записываем предложение, в котором есть слово врачом, объясняем орфограммы. (Операция была проведена опытным врач..м.)
Завязывается дискуссия: Какую букву писать в слове ВРАЧ..М? Всё-таки приходят к выводу, что надо писать О, но ПОЧЕМУ? Наверное, это словарное слово. А может, другое правило? Прошу ребят объяснить, почему в слове ЧЁРНЫЙ пишем Ё. Подбираем проверочное слово: ЧЕРНЕТЬ. Вспоминаем правило, применимое к слову ЧЁРНЫЙ. Вспоминаем, что это правило применимо к гласным в корне слова. Возвращаемся к слову ВРАЧОМ. Применимо ли правило, нам известное, к этому слову? (Нет) Почему? (Потому что гласная – не в корне, а в окончании) ФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ УРОКА. Чтобы ответить на вопрос, какую букву надо написать в слове ВРАЧ…М, чего вам не хватает? (Знать правило) Где можно узнать правило? (В учебнике) Открываем учебник, читаем правило, объясняем правописание слова ВРАЧОМ, обозначаем орфограмму. Обязательно задаю вопросы: Какую орфограмму изучаем? Каковы условия этой орфограммы? (шипящая или Ц, окончание существительного, ударение)
Далее выполняются упражнения на закрепление правила.
Контрольное задание «Четвёртое лишнее»:
1. грачом
2. пряжей
3. щёткой – в корне
4. тучей
1. плащом
2. товарищем
3. испечём – окончание глагола
4. врачом
1. ключом
2. рычагом – нет орфограммы О-Е после шипящей
3. тучей
4. пряжей
Как видим, учащиеся высказывают свои мнения, доказывают свою точку зрения, слушают ответы товарищей, анализируют их, сравнивают со своим знанием, производят лингвистический анализ, формулируют правило, применяют свои знания для решения практических задач, приобретают новые знания (и из совместного общения, и из справочной литературы), дают оценку ответам своим и товарищей. Причём, не учитель даёт им эти знания, а сами учащиеся добывают знания и учатся применять их. Таким образом, учащиеся овладевают целым комплексом умений и навыков, в том числе и коммуникативными УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....
Изучение сказок как средство развития коммуникативной способности обучающихся на уроках родного языка и литературы
см.вложение...
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....
Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...
Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....
Статья "Работа над развитием коммуникативных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе".
В данной статье поднимается вопрос о том, что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников, а также даются варианты решения данной проблемат...
Программа «Выявление и развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должн...