"Правописание -н-нн- в различных частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок представлен как один из видов образовательных техгологий(ИКТ): повторение и систематизация знаний и умений правописания –н-нн- в причастиях и прилагательных. Данный материал можно использовать на уроках русского языка в 7-9 классах. Урок является звеном общей темы «Практическая направленность уроков русского языка как мотивация исследовательской деятельности учащихся», над которой я работаю в течение ряда лет. Развитие исследовательских навыков учащихся помогают достичь следующих целей:

  • повысить мотивацию обучения
  • развить познавательную активность, умение самостоятельно анализировать, отбирать главное.

Икт на уроке использовались в качестве мотивации к закреплению знаний. Таким образом, урок ориентирован на воспроизведение и закрепление уже имеющихся навыков правописания суффиксов с –н- в прилагательных и причастиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий и интерактивного оборудования

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание –н- нн - в причастиях и прилагательных

Продолжительность: 45 минут

Класс: 7

Технологии:  компьютеры,  мультимедийный  проектор, интерактивная доска

Аннотация

Урок представлен как повторение и систематизация знаний и умений правописания –н-нн- в причастиях и прилагательных. Данный материал можно использовать на уроках русского языка в 7-9 классах. Урок является звеном общей темы «Исследовательская деятельность учащихся», над которой я работаю в течение ряда лет. Развитие исследовательских навыков учащихся помогают достичь следующих целей:

повысить мотивацию обучения

развить познавательную активность, умение самостоятельно анализировать, отбирать главное.

Икт на уроке использовались в качестве мотивации к закреплению знаний. Таким образом, урок ориентирован на воспроизведение и закрепление уже имеющихся навыков правописания суффиксов с –н- в прилагательных и причастиях.

Этапы урока

Этапы урока

Мотивация. Слово учителя(притча).Определение темы и цели урока

Презентация учащихся «правописание –н-нн- в прилагательных и причастиях». Повторение алгоритма.

Задание №1 по группам(компьютеры и интерактивная доска)

1-ая группа: распространить предложения, 2-ая группа: вставить буквы, объяснить написание суффиксов

Анализ ошибок.

Задание №2

Составление «Уникального рецепта»

Задание № 3

Работа в программе Paint. Нарисовать закодированный в словах овощ

Задание №4 Презентация «Необыкновенная капуста»

Задание №5. Электронный тренажер.»Узнай литературного героя»

Задание №6. Контрольное тестирование(использование тестера)

Подведение итогов (рефлексия)

Задание на дом

Время

8 мин.

2 мин.

7 мин.

2 мин.

5 мин.

5 мин.

4мин.

4мин.

3 мин.

5мин.

Слайд № 1-6

№7(проверка)

Интерактивная доска

Конспект урока

Цели: обобщение и систематизация знания по теме

            совершенствование орфографических навыков

            формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний на практике

Задачи:

Образовательные: повторение и обобщение знаний о правописании  -н-нн- в прилагательных и причастиях.

Развивающие: развивать память, воображение, речь, способность анализировать и рассуждать.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

Мотивация Притча. Великая тыква (слайд № 1-3)

 Однажды один приятель сказал другому: Правитель подарил мне семена большой тыквы. Я посадил их в землю, и у меня выросла тыква весом в целых двести пудов. Нальёшь в неё воду — и она треснет под собственной тяжестью. А если разрубить её и сделать из неё чан, то мне его даже поставить будет некуда. Выходит, тыква моя слишком велика, и нет от неё никакого проку. Друг ответил:

— Да ты, я вижу, не знаешь, как обращаться с великим! Один человек знал секрет приготовления мази, от которой в холодной воде не трескаются руки. А знал он это потому, что в его семье из поколения в поколение занимались вымачиванием пряжи. Какой-то чужеземный купец прослышал про эту мазь и предложил тому человеку продать её за сотню золотых. Человек собрал родню и так рассудил: «Вот уже много поколений подряд мы вымачиваем пряжу, а скопили всего-навсего несколько золотых, давайте продадим нашу мазь». Купец, получив мазь, преподнёс её правителю царства. Тут как раз в земли этого правителя вторглись чужеземные войска , и царь послал свою армию воевать с вражеской ратью. Дело было зимой, сражались воины на воде. Чтобы армия не замерзла, правитель приказал намазаться всем мазью, и вышло так, что воины наголову разбили врагов. Царь в награду за мазь пожаловал тому купцу целый удел. Вот так благодаря одной и той же мази, смягчавшей кожу, один приобрёл целый удел, а другой всю жизнь вымачивал пряжу. Получилось же так оттого, что эти люди по-разному пользовались тем, чем обладали.

А у тебя, уважаемый, есть тыква весом в двести пудов. Так почему бы тебе не сделать из неё великий чёлн и не пуститься в нём в великое странствие по рекам-озёрам? А ты всё печалишься о том, что тебе некуда её деть. Видно, в сознании у тебя такая чащоба, что сквозь неё и не продерёшься!

Смысл притчи в том, что одни, обладая знаниями, так за всю жизнь и не могут их применить. Другие же используют знания с пользой, применяя их на практике.

А теперь попробуйте определить тему нашего урока. Перед вами кулинарный рецепт. Какое, по-вашему, он имеет отношение к уроку? Слова каких части речи преобладают в рецепте? В чем особенность их написания? (Слайд №4)

Сформулируйте тему урока. (Правописание суффиксов причастий и прилагательных)

Учитель: сегодня мы тоже попробуем применить знания, полученные на уроках русского языка, на практике и назовем наш урок «Кулинария и орфография» (слайд № 5)

А что означает слово «кулинария»? (Искусство приготовления пищи)

Тема урока: «Правописание –н-нн- в прилагательных и причастиях»(слайд № 6)

Цель нашего урока: повторить правила и систематизировать полученные знания о правописании одной и двух –н- в прилагательных и причастиях и применять его в повседневной жизни(слайд№6)

Вопрос: как же в кулинарии можно применить это правило? Совместить приятное с полезным?

Ответы учащихся

Презентация учащихся «Правописание –н-нн- в суффиксах прилагательных и причастий»

Учитель: перед вами лежат алгоритмы написания суффиксов, они помогут справиться с заданиями.

Задание №1 выполняется по группам. Группа №1 работает за компьютерами (задание на рабочем столе проверяет учитель во внеурочное время)

Задание: распространить предложения причастиями.

В доме все было готово к приему гостей. Комнаты были уже прибраны. Блестел на солнце недавно()пол. На столе ()закуски. Тут были и ()огурчики, и () рыба, и () цыплята, и () пирожки.

И вот мы дружно садимся за ломящийся от яств стол. Нам подали () яйца и () окорок, ()яблоками гуся, ()овощи и () кусок мяса. Пришлись нам по нраву и () грибочки.

Слова для справок: покраше…ый, маринова...ый, копче...ый, жаре...ый, подрумяне...ый, варе...ый, пече...ый, фарширова...ый, туше...ый, жаре...ый, соле...ый, засоле...ый, расставле...ый.

Задание для группы №2 на интерактивной доске.

Вставить буквы. Объяснить написание суффиксов причастий и прилагательных.

В передней стоят миски с желтыми соле..ыми огурцами, и с рубле..ой капустой, густо посыпа..ой анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?,.. мороже..ая клюква с сахаром, засахаре..ый миндаль, горох моче..ый, изюм кувши..ый, постный сахар – лимо..ый…А жаре..ая гречневая каша с луком! А киселек клюкве..ый с ванилью. А калья, необыкновенная калья, с маринова..ыми огурчиками... а моче..ые яблоки по воскресеньям, а "грешники", с конопля..ым маслом...

Калья-то же, что и уха(интернет-ресурс).

Грешники- оладьи из гречневой муки.

Скоромное- мясная или молочная пища.

Задание №2

Перед вами лежат карточки. Ваша задача - вписать нужные слова, чтобы получился  «Уникальный рецепт».

№1

          купле…ый банан

№4

          варе…ый бульон

№3

            реза…ый батон

№2

         лише…ый шкурки

                                                баклажан

№5

       на масле жаре…ый

                                                     бекон

№6

              потуше…ый

                                               бифштекс

№7

        в духовке

                               пропече…ый кекс

№8

          в кастрюльку

                                 броше…ый чеснок

№9

            кури…ые ноги

№10

            вяле…ые лещи

№11

          дробле…ый орех

№12

        маринова…ый салат

Уникальный рецепт

Возьмите ______________________________,

_______________________________________.

Добавьте ______________________________

И киньте в _____________________________.

На ____________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов _________________________________,

_______________________________________.

В_____________________________________ -

Приправа для __________________________.

А пара ________________________________

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свеклу ___________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш __________________________________

Отведать каждый будет рад.

     

     

     

           

Проверка (слайд №7)

Возьмите купленный банан,

Лишенный шкурки баклажан.

Добавьте резаный батон

И киньте в вареный бульон.

На масле жаренный бекон

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов потушенный бифштекс,

В духовке пропеченный кекс,

В кастрюльку брошенный чеснок -

Приправа для куриных ног.

А пара вяленых лещей

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свеклу дробленый орех

Бросайте быстро, без помех. Ваш маринованный салат отведать каждый будет рад.

Задание №3

Работа в парах за компьютерами.

Открыть документ Word «Овощи и фрукты», вставить пропущенные буквы, нарисовать ответ в программе Paint

Задание №4

Демонстрируются различные сорта капусты. Охарактеризовать с помощью прилагательных и причастий.

Презентация «Капуста».

Задание №5 (интерактивная доска)

Угадать литературного героя по его вкусам (электронный тренажер).

.

  Задание №6

Контрольный тест

Подведение итогов

Рефлексия.

Можно ли сказать, что время потратили с пользой?

А в чем польза?

Что надо знать, чтобы правильно писать прилагательные и причастия?

В вашей памяти это уже хранится, значит была польза, значит это вам нужно.

Домашнее задание

Сочинение-миниатюра «За праздничным столом», «Я готовлю обед»,

Напечатать рецепты национальной кухни  для составления поваренной книги.

Приложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обощающая работа по теме «Правописание НЕ-НИ с различными частями речи»

Данный учебно-методичекий материал представляет собой несколько заданий , объединённых общей орфографической проблемой. Применим в качестве отдельной контрольной работы, части зачётной работы в 10-11 ...

Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.

Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов....

Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.

Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов....

Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.

Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов....

проверочная работа после изучения темы "Правописание Н-НН в различных частях речи"

Материал проверочный работы можно использовать при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах, а также на урок закрепления изученной ( повторённой) орфограммы в 8-9 классах....

Правописание частицы "не" с различными частями речи

Правописание частицы "не" с различными частями речи...

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....