"Правописание -н-нн- в различных частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок представлен как один из видов образовательных техгологий(ИКТ): повторение и систематизация знаний и умений правописания –н-нн- в причастиях и прилагательных. Данный материал можно использовать на уроках русского языка в 7-9 классах. Урок является звеном общей темы «Практическая направленность уроков русского языка как мотивация исследовательской деятельности учащихся», над которой я работаю в течение ряда лет. Развитие исследовательских навыков учащихся помогают достичь следующих целей:
- повысить мотивацию обучения
- развить познавательную активность, умение самостоятельно анализировать, отбирать главное.
Икт на уроке использовались в качестве мотивации к закреплению знаний. Таким образом, урок ориентирован на воспроизведение и закрепление уже имеющихся навыков правописания суффиксов с –н- в прилагательных и причастиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_-n-nn-_v_imenakh_prilagatelnykh_i_prichastiyakh.docx | 47.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий и интерактивного оборудования
Предмет: русский язык
Тема: «Правописание –н- нн - в причастиях и прилагательных
Продолжительность: 45 минут
Класс: 7
Технологии: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Аннотация
Урок представлен как повторение и систематизация знаний и умений правописания –н-нн- в причастиях и прилагательных. Данный материал можно использовать на уроках русского языка в 7-9 классах. Урок является звеном общей темы «Исследовательская деятельность учащихся», над которой я работаю в течение ряда лет. Развитие исследовательских навыков учащихся помогают достичь следующих целей:
повысить мотивацию обучения
развить познавательную активность, умение самостоятельно анализировать, отбирать главное.
Икт на уроке использовались в качестве мотивации к закреплению знаний. Таким образом, урок ориентирован на воспроизведение и закрепление уже имеющихся навыков правописания суффиксов с –н- в прилагательных и причастиях.
Этапы урока
Этапы урока Мотивация. Слово учителя(притча).Определение темы и цели урока Презентация учащихся «правописание –н-нн- в прилагательных и причастиях». Повторение алгоритма. Задание №1 по группам(компьютеры и интерактивная доска) 1-ая группа: распространить предложения, 2-ая группа: вставить буквы, объяснить написание суффиксов Анализ ошибок. Задание №2 Составление «Уникального рецепта» Задание № 3 Работа в программе Paint. Нарисовать закодированный в словах овощ Задание №4 Презентация «Необыкновенная капуста» Задание №5. Электронный тренажер.»Узнай литературного героя» Задание №6. Контрольное тестирование(использование тестера) Подведение итогов (рефлексия) Задание на дом | Время 8 мин. 2 мин. 7 мин. 2 мин. 5 мин. 5 мин. 4мин. 4мин. 3 мин. 5мин. | Слайд № 1-6 №7(проверка) Интерактивная доска |
Конспект урока
Цели: обобщение и систематизация знания по теме
совершенствование орфографических навыков
формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний на практике
Задачи:
Образовательные: повторение и обобщение знаний о правописании -н-нн- в прилагательных и причастиях.
Развивающие: развивать память, воображение, речь, способность анализировать и рассуждать.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Мотивация Притча. Великая тыква (слайд № 1-3)
Однажды один приятель сказал другому: Правитель подарил мне семена большой тыквы. Я посадил их в землю, и у меня выросла тыква весом в целых двести пудов. Нальёшь в неё воду — и она треснет под собственной тяжестью. А если разрубить её и сделать из неё чан, то мне его даже поставить будет некуда. Выходит, тыква моя слишком велика, и нет от неё никакого проку. Друг ответил:
— Да ты, я вижу, не знаешь, как обращаться с великим! Один человек знал секрет приготовления мази, от которой в холодной воде не трескаются руки. А знал он это потому, что в его семье из поколения в поколение занимались вымачиванием пряжи. Какой-то чужеземный купец прослышал про эту мазь и предложил тому человеку продать её за сотню золотых. Человек собрал родню и так рассудил: «Вот уже много поколений подряд мы вымачиваем пряжу, а скопили всего-навсего несколько золотых, давайте продадим нашу мазь». Купец, получив мазь, преподнёс её правителю царства. Тут как раз в земли этого правителя вторглись чужеземные войска , и царь послал свою армию воевать с вражеской ратью. Дело было зимой, сражались воины на воде. Чтобы армия не замерзла, правитель приказал намазаться всем мазью, и вышло так, что воины наголову разбили врагов. Царь в награду за мазь пожаловал тому купцу целый удел. Вот так благодаря одной и той же мази, смягчавшей кожу, один приобрёл целый удел, а другой всю жизнь вымачивал пряжу. Получилось же так оттого, что эти люди по-разному пользовались тем, чем обладали.
А у тебя, уважаемый, есть тыква весом в двести пудов. Так почему бы тебе не сделать из неё великий чёлн и не пуститься в нём в великое странствие по рекам-озёрам? А ты всё печалишься о том, что тебе некуда её деть. Видно, в сознании у тебя такая чащоба, что сквозь неё и не продерёшься!
Смысл притчи в том, что одни, обладая знаниями, так за всю жизнь и не могут их применить. Другие же используют знания с пользой, применяя их на практике.
А теперь попробуйте определить тему нашего урока. Перед вами кулинарный рецепт. Какое, по-вашему, он имеет отношение к уроку? Слова каких части речи преобладают в рецепте? В чем особенность их написания? (Слайд №4)
Сформулируйте тему урока. (Правописание суффиксов причастий и прилагательных)
Учитель: сегодня мы тоже попробуем применить знания, полученные на уроках русского языка, на практике и назовем наш урок «Кулинария и орфография» (слайд № 5)
А что означает слово «кулинария»? (Искусство приготовления пищи)
Тема урока: «Правописание –н-нн- в прилагательных и причастиях»(слайд № 6)
Цель нашего урока: повторить правила и систематизировать полученные знания о правописании одной и двух –н- в прилагательных и причастиях и применять его в повседневной жизни(слайд№6)
Вопрос: как же в кулинарии можно применить это правило? Совместить приятное с полезным?
Ответы учащихся
Презентация учащихся «Правописание –н-нн- в суффиксах прилагательных и причастий»
Учитель: перед вами лежат алгоритмы написания суффиксов, они помогут справиться с заданиями.
Задание №1 выполняется по группам. Группа №1 работает за компьютерами (задание на рабочем столе проверяет учитель во внеурочное время)
Задание: распространить предложения причастиями.
В доме все было готово к приему гостей. Комнаты были уже прибраны. Блестел на солнце недавно()пол. На столе ()закуски. Тут были и ()огурчики, и () рыба, и () цыплята, и () пирожки.
И вот мы дружно садимся за ломящийся от яств стол. Нам подали () яйца и () окорок, ()яблоками гуся, ()овощи и () кусок мяса. Пришлись нам по нраву и () грибочки.
Слова для справок: покраше…ый, маринова...ый, копче...ый, жаре...ый, подрумяне...ый, варе...ый, пече...ый, фарширова...ый, туше...ый, жаре...ый, соле...ый, засоле...ый, расставле...ый.
Задание для группы №2 на интерактивной доске.
Вставить буквы. Объяснить написание суффиксов причастий и прилагательных.
В передней стоят миски с желтыми соле..ыми огурцами, и с рубле..ой капустой, густо посыпа..ой анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?,.. мороже..ая клюква с сахаром, засахаре..ый миндаль, горох моче..ый, изюм кувши..ый, постный сахар – лимо..ый…А жаре..ая гречневая каша с луком! А киселек клюкве..ый с ванилью. А калья, необыкновенная калья, с маринова..ыми огурчиками... а моче..ые яблоки по воскресеньям, а "грешники", с конопля..ым маслом...
Калья-то же, что и уха(интернет-ресурс).
Грешники- оладьи из гречневой муки.
Скоромное- мясная или молочная пища.
Задание №2
Перед вами лежат карточки. Ваша задача - вписать нужные слова, чтобы получился «Уникальный рецепт».
№1 купле…ый банан | №4 варе…ый бульон |
№3 реза…ый батон | №2 лише…ый шкурки баклажан |
№5 на масле жаре…ый бекон | №6 потуше…ый бифштекс |
№7 в духовке пропече…ый кекс | №8 в кастрюльку броше…ый чеснок |
№9 кури…ые ноги | №10 вяле…ые лещи |
№11 дробле…ый орех | №12 маринова…ый салат |
Уникальный рецепт Возьмите ______________________________, _______________________________________. Добавьте ______________________________ И киньте в _____________________________. На ____________________________________ Обмажьте вы со всех сторон. Готов _________________________________, _______________________________________. В_____________________________________ - Приправа для __________________________. А пара ________________________________ Вкусней тарелки кислых щей. Вы в свеклу ___________________________ Бросайте быстро, без помех. Ваш __________________________________ Отведать каждый будет рад. |
|
Проверка (слайд №7)
Возьмите купленный банан,
Лишенный шкурки баклажан.
Добавьте резаный батон
И киньте в вареный бульон.
На масле жаренный бекон
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов потушенный бифштекс,
В духовке пропеченный кекс,
В кастрюльку брошенный чеснок -
Приправа для куриных ног.
А пара вяленых лещей
Вкусней тарелки кислых щей.
Вы в свеклу дробленый орех
Бросайте быстро, без помех. Ваш маринованный салат отведать каждый будет рад.
Задание №3
Работа в парах за компьютерами.
Открыть документ Word «Овощи и фрукты», вставить пропущенные буквы, нарисовать ответ в программе Paint
Задание №4
Демонстрируются различные сорта капусты. Охарактеризовать с помощью прилагательных и причастий.
Презентация «Капуста».
Задание №5 (интерактивная доска)
Угадать литературного героя по его вкусам (электронный тренажер).
.
Задание №6
Контрольный тест
Подведение итогов
Рефлексия.
Можно ли сказать, что время потратили с пользой?
А в чем польза?
Что надо знать, чтобы правильно писать прилагательные и причастия?
В вашей памяти это уже хранится, значит была польза, значит это вам нужно.
Домашнее задание
Сочинение-миниатюра «За праздничным столом», «Я готовлю обед»,
Напечатать рецепты национальной кухни для составления поваренной книги.
Приложения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-обощающая работа по теме «Правописание НЕ-НИ с различными частями речи»
Данный учебно-методичекий материал представляет собой несколько заданий , объединённых общей орфографической проблемой. Применим в качестве отдельной контрольной работы, части зачётной работы в 10-11 ...
Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.
Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов....
Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.
Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов....
Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.
Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов....
проверочная работа после изучения темы "Правописание Н-НН в различных частях речи"
Материал проверочный работы можно использовать при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах, а также на урок закрепления изученной ( повторённой) орфограммы в 8-9 классах....
Правописание частицы "не" с различными частями речи
Правописание частицы "не" с различными частями речи...
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....