Культура речи
опыты и эксперименты по русскому языку по теме

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к мастер -классу2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура речи

Слайд 2

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио, телевидения, журналистов.

Слайд 3

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Слайд 10

Предлог по А. после глаг. чувства ------ Д.п …. и П.п . после личного местоимения. Примеры : тужить по сыну, плакать по отцу, плачет по вас, горюет по нас. Б. после глаг. движения ----- Д.п. Примеры : гулял по лесу, бежал по берегу. В. «после чего – нибудь» ------ П.п. Примеры : по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

Слайд 12

Родительный падеж некоторых существительных мужского рода: башкир киргиз ов абрикос ов бурят казах ов фрукт ов грузин узбек ов баклажан ов осетин таджик ов мандарин ов румын якут ов заморозк ов турок метр ов мемуар ов болгар грамм ов обо ев погон лимон ов побо ев дел апельсин ов килограмм ов мест помидор ов гектар ов яблок томат ов носк ов

Слайд 13

Современное состояние русской речи Окончания –а (-я) могут иметь некоторые существительные 2- го склонения: директор а сторож а профессор а доктор а повар а катер а номер а округ а отпуск а паспорт а сорт а фельдшер а штемпел я якор я

Слайд 14

Эти существительные мужского рода имеют во множественном числе только окончание – ы . Окончание -а – нарушение литературной нормы. договор ы выбор ы инженер ы офицер ы торт ы шофёр ы автор ы конструктор ы бухгалтер ы лектор ы лидер ы оратор ы приговор ы редактор ы

Слайд 16

Найдите ошибки в согласовании существительных с предлогами: Директоры школ контейнера на погрузке пять килограммов много народу сотни грузин все шоферы две пары носков несколько мандаринов купить помидоров прийти из школы оплатить за проезд согласно плану по прибытии на место

Слайд 20

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Правильное ударение.

Слайд 22

Также снижает культуру устной речи неправильное ударение в словах. Ударение в русском языке свободное, т.е. разноместное , оно может падать на любой слог. Примеры : к о мпас, доб ы ча, докум е нт, медикам е нт. Во многих словах ударение меняет свое место в разных формах одного и того же слова: пр а в, пр а вы, прав а ; мог у , м о жешь, м о гут.

Слайд 23

Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Например, в одной из передач демонстрировались произведения испанских художников. Показали картину, на которой был изображен берег реки, дерево с богатой зеленой кроной, сквозь листья которой просматривалось голубое небо и зелень других растений. Под деревом сидел монах. Ведущий передачу сказал: « Эта картина называется « Отшельник в пуст ы не».

Слайд 24

Конечно же, имелась в виду п у стынь, т.е. уединенное, безлюдное место. Где живет отшельник. Этот пример демонстрирует, что неправильно произнесенное слово создало впечатление о несоответствии названия картины ее содержанию.

Слайд 25

Надо помнить, что и в ударении существует понятие вариативности , означающее наличие в некоторых словах вариантов ударения, применяемых в разных ситуациях общения. Равноправные варианты: волн а м и в о лнам, и скристый и искр и стый, б а ржа и барж а , бижут е рия и бижутер и я, л о сось и лос о сь, мышл е ние и м ы шление. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы.

Слайд 26

2. Варианты нормы, из которых один признается основным: твор о г и доп. тв о рог о тдал и доп. отд а л б у дней и доп. б у ден индустр и я и доп. устар. инд у стрия х а нжество и доп. устар. ханжеств о

Слайд 27

3. Нормативное ударение : алфав и т докум е нт балов а ть ход а тайство подр о стковый доб ы ча догов о рный щав е ль диал о г сир о ты укра и нцы обесп е чение атл е т мусоропров о д к у хонный катал о г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...