материалы для портфолио( презентация раздела программы)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
материалы для аттестации: презентация раздела программы "Лексика", выступление к презентации; скан свидетельства о публикации; выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на педсовете о 9 классе | 22.03 КБ |
презентация разработка раздела программы "Лексика" 5 класс | 79.6 КБ |
презентация к разделу "Лексика" | 1.33 МБ |
свидетельство по публикации | 155.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете
Работа классного руководителя по развитию личности, способной к самореализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях
Подготовила
классный руководитель
9 «а» класса
Кулькова Т.В.
Н.Новгород 2013 г.
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Слайд 1
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Работа классного руководителя ведется по разным направлениям: с учениками, их родителями, с КДН, другими педагогами школы. (СЛАЙД 2) Я как классный руководитель в своей деятельности применяю не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включаю и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы выбираю исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Я недавно пришла в эту школу( 2 года назад), и сразу мне доверили очень большой(31человек) и довольно взрослый класс(это был 8 класс). Было очень тяжело и детей всех выучить по именам-фамилиям, и вообще все было ново:и условия работы, и требования… Что-то не получалось, что-то не успевала, но мне помогали мои ребята. Это был уже сформированный коллектив. Я училась у них, а они учились у меня. Сегодня это уже выпускники, осталась последняя четверть, выпускные экзамены. НО! 17 человек из моего класса идут в 10 класс, и это будет костяк, опора для школы и в учебе (среди моих детей 3 отличника, 14 хорошистов)и во внеклассной работе . Очень важно работу по сплочению коллектива начинать как можно раньше- с начальной школы, что и было сделано на примере моего класса, за это огромное спасибо Н.Е. Сергеевой и Н.Д.Козиной. Дети разные : озорные, задумчивые, веселые, серьезные, шаловливые, ответственные.. но интересные!!!(СЛАЙД 3)
Классный руководитель проектирует воспитательную работу класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями. В начале года мы планируем совместные дела, например, поход в театр «Комедия», полюбившийся моим ребятам, и в кино, мы вместе с ребятами –активные участники школьного объединения «Лидер».
В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, он должен быть методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться в трудовом законодательстве, а так же уметь ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель должен хорошо знать инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это поможет организовывать внеклассную работу. Я регулярно повышаю свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях. И полученные знания сразу несу детям, использую в своей работе.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Я стараюсь формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучаю его индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов.
Классный руководитель также призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности я в первую очередь взаимодействую с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включаю обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях. Ребята моего класса, например, неоднократно участвовали и в предметных неделях, и в НОУ (причем с неплохими результатами (Е. Марухина, Е.Беднова, А.Шарова, Д.Мусихина…)(СЛАЙД 4)
Совместно с педагогом – психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии. Также с классом мы посещали НИК(Нижегородский индустриальный колледж), где ребятам очень понравилось, и некоторые уже определились с дальнейшим поступлением). Еще мы ходили на «День открытых сердец», концерт-презентация того же НИКа, дети тоже были впечатлены, как мастерски подготовили и презентовали это учебное заведение педагоги и студенты ССУЗа
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Мои ребята часто выступают в концертах, посвященных различным праздничным датам(СЛАЙД 5) , наша «Креативная елка» была отмечена как самая экономичная»,(СЛАЙД6)также мы с ними участвовали в «Празднике школьных эстафет», наша команда болельщиков заняла 1 место! (СЛАЙД7)
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Моя работа как классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Родители моего класса – замечательные люди! Очень любящие своих детей, и здесь их огромная любовь и забота, на мой взгляд, дает не совсем тот эффект – дети не проявляют инициативу. Они исполнительны, но не всегда инициативны.
Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная процедура. Дети довольно долго присматривались ко мне как к человеку, учителю, классному руководителю, но, думаю, что контакт у нас получился полный.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит - потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Предварительный просмотр:
2.2. Компьютерная презентация методической разработки раздела учебной (воспитательной) программы
Методическая разработка раздела учебной (воспитательной) программы имеет следующую структуру:
- Пояснительная записка:
Представляются особенности (смыслы) учебной (воспитательной) программы, к которой составляется методическая разработка
- Цели и задачи раздела
Могут быть представлены в виде триединой дидактической цели:
- познавательной (знания и предметные умения)
- развивающей (способы деятельности, мыслительные операции)
- воспитательной (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания)
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
– научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
– умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
– коммуникативные и информационные умения;
– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
– способность к контролю и самоконтролю;
– способность к творческому решению учебных и практических задач.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
6. Система знаний и система деятельности:
Система знаний включает в себя
- общенаучные знания (философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания);
- знания из определенной научной области (гуманитарные науки, естественные науки, социальные науки и т.д.)
- фундаментальные знания из конкретной предметной области;
- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся, их подготовку к будущей профессии.
Система деятельности включает:
- Познавательную деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.
Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические (логарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания.
- Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.
- Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).
- Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).
7. Календарно-тематическое планирование по разделу
8. Разработка урока (занятия кружка (факультатива, секции и т.д.) воспитательного мероприятия).
Компьютерная презентация раздела учебной (воспитательной) программы может представлять собой: 1) паспорт учебной (воспитательной) программы с включением результатов апробации и примеров, раскрывающих наиболее значимые темы или разделы авторской разработки; 2) образовательный проект как модуль учебной (воспитательной) программы.
Программа методической работы включает в себя:
- Обоснование актуальности темы методической работы.
- Концепцию методической работы: подходы и принципы методической деятельности, цель, задачи, ожидаемые результаты.
- Технологию методической деятельности, раскрываемую через реализацию основных функций деятельности методиста – аналитической, организационной, учебно-методической, информационной, диагностической.
- Формы организации методической работы (в компьютерной презентации могут быть представлены через гиперссылки).
- Обоснование эффективности методической работы через представление результатов в динамике (в диаграммах, графиках).
Таблица 2
Критерии оценки компьютерной презентации методической разработки
№ | Критерии оценки | (макс. балл по критерию – 3) |
1 | Соответствие целей и задач методической разработки общему смыслу учебной (воспитательной) программы или программы методической работы | |
2 | Адресность и возрастносообразность презентуемой методики | |
3 | Опора на теоретическое осмысления и анализ существующих программ по аналогичной проблематике, знание соответствующей литературы | |
4 | Системность содержания методической разработки | |
5 | Ориентация методической разработки на применение в образовательном процессе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий | |
6 | Соответствие образовательных технологий и методов поставленным целям и содержанию программы | |
7 | Диагностичность планируемых образовательных результатов | |
8 | Социально-педагогическая значимость презентуемых результатов применения методической разработки | |
9 | Наличие позитивных эффектов применения методической разработки | |
10 | Культура презентации методической разработки (оптимальность количества слайдов, выбранных эффектов анимации, соотношения текста и иллюстративного материала в компьютерной презентации; ясность и логичность изложения и т.п.) |
0 баллов – критерий не представлен
1 балл – критерий представлен частично
2 балла – критерий представлен на допустимом уровне
3 балла – критерий полностью представлен в компьютерной презентации методической разработки.
Первая квалификационная категория – от 21 до 23 баллов (70% и более)
Высшая квалификационная категория – от 24 до 30 баллов(80% и более)
Особенности работы над компьютерными презентациями можно посмотреть в Приложениях №3, 4, 5, 6, 7.
- Портфолио педагогического работника
Портфолио[1] (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV – XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80 – х годов в США, а в конце прошлого века идея применения портфолио в школах как формы учета индивидуальных образовательных достижений становится популярной во всем мире, в том числе и в России.
Являясь специфической формой аутентичного оценивания, метод «портфолио» ориентирован на демонстрацию образовательных достижений, определение уровня сформированности определенных компетентностей. Сегодня смысл педагогической ответственности и профессиональной компетентности педагогических коллективов школ, к сожалению, ограничивается необходимостью соответствия уровня квалификации и компетентности учителя стандартам образования. Однако если подходить к этому вопросу более серьезно, с учетом общих тенденций развития образования России, значимых для развития школы, то настоящий педагог-профессионал должен постоянно самосовершенствоваться и постоянно оценивать свою компетентность и эффективность выбранной стратегии профессионального развития.
При оценке эффективности педагогической деятельности должны использоваться не столько внешние методы, ориентированные на унифицированные, общие для всех нормы функционирования учителей и школ как исполнителей государственного заказа, выраженного в стандартах образования, сколько самооценка в разнообразных ее формах, позволяющая продемонстрировать эффект профессионального развития педагогических коллективов. В этом случае метод «портфолио» просто незаменим, поскольку позволяет представить динамику инновационных изменений образовательного учреждения в целом и каждого педагога, в отдельности. Кроме того, нельзя не учитывать и желание общества и родителей наблюдать за работой школ и учителей и оценивать ее с точки зрения видов и качества предоставления образовательных услуг.
Портфолио, открыто демонстрирующее образовательные процессы от постановки целей до определения степени их достижения, позволяет обществу и родителям объективно (а не по слухам) оценивать эффективность образовательной деятельности школы и ее успешность. Особенно важно обращение к форме портфолио для организации аттестационных процедур, для понимания и оценки каждым педагогом собственной педагогической деятельности с целью осознания профессиональной позиции в условиях инновационной образовательной стратегии государства.
Портфолио, являясь современной формой оценивания, позволяет в процессе проведения аттестации фиксировать и осуществлять экспертизу индивидуальных достижений школьников, педагогов и образовательного учреждения в целом.
Портфолио [2]педагогического работника государственного и муниципального образовательного учреждения на высшую квалификационную категорию – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений педагогов, который может рассматриваться как форма оценки работы педагога при проведении аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории.
Задачи портфолио педагога: формирование профессиональных характеристик педагога, развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций, повышение результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности, содействие профессиональному росту педагогов.
Ведение портфолио педагога. Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрацию результативности его работы.
Структура портфолио учителя может быть представлена следующими разделами, содержание которых практически соответствует критериям и показателям конкурса лучших учителей в рамках реализации ПНП «Образование»:
1. Общие сведения об учителе (данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в разных областях):
- личные данные;
- копия диплома об образовании;
- копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- копии грамот и дипломов;
- другие документы по усмотрению педагога.
2. Результаты профессиональной педагогической деятельности (данный раздел включает материалы, демонстрирующие динамику результатов педагогической деятельности за три года).
2.1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за три года
- процент обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету;
- процент обучающихся, получивших «4» и «5», от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету;
- процент обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету;
- количество участников предметных олимпиад (суммарно за три года отдельно по уровням).
2.2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам:
- количество участников научных конференций и научных обществ учащихся (суммарно за три года отдельно по уровням);
- количество участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам (суммарно за три года отдельно по уровням).
2.3. Аналитическая справка, в которой представлен результат сравнительного анализа деятельности педагога за три года (контрольные срезы знаний, результаты диагностик и др.).
3. Научно-методическая деятельность педагога. (В этом разделе помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога).
3.1. Наличие материалов, в которых обосновывается выбор программы, учебно-методического комплекта и образовательных технологий, список учебно-методического обеспечения.
3.2. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе:
- участие педагога в экспериментальной работе (наличие программы эксперимента, образовательного проекта);
- использование современных образовательных технологий;
- использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных и Интернет технологий;
- участие в сетевых Интернет-проектах;
- наличие и количество сертифицированных инновационных (авторских) программ и УМК.
3.3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:
- обобщение педагогического опыта (перечень проведенных мастер-классов, открытых уроков, семинаров, «круглых столов» и др.);
- наличие информационный карты обобщения педагогического опыта;
- наличие методического сайта представления и тиражирования собственного педагогического опыта;
- внедрение и распространение опыта учителя в рамках профессионального сообщества;
- количество публикаций, методических разработок, презентаций (суммарно за три года);
- создание учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала.
- Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:
- повышение квалификации за последние пять лет и наличие документа соответствующего образца;
- обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство;
- наличие ученого звания и (или) ученой степени;
- наличие программы по самообразованию или «образовательному маршруту» профессионального саморазвития;
- наличие государственных и отраслевых поощрений (наград, грамот, благодарностей, званий и т.п.)
- Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах:
- участие учителя в конкурсах (за три года);
- наличие у учителя призовых мест (за три года).
4. Внеурочная деятельность. (Раздел содержит материалы по внеурочной работе и дополнительным образовательным программам)
4.1. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя:
- наличие форм организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, секции, предметные недели и др.); Наличие системы воспитательной работы, утвержденной и признанной районным (школьным) методическим объединением классных руководителей;
- количество проведенных воспитательных мероприятий для обучающихся класса и их родителей (суммарно за три года);
- обобщение опыта работы учителя в качестве классного руководителя (открытые мероприятия, конкурсы, соревнования по воспитательной работе и др.);
- наличие органа ученического самоуправления и участие родительской общественности в организации воспитательной работы класса;
- участие учителя в конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания;
- количество обучающихся в классе, совершивших правонарушения (за три года)
4.2. Наличие программы дополнительного образования (модифицированные, авторские).
4.3. Наличие творческих работ учащихся (в любой форме).
4.4. Наличие сценариев внеклассных мероприятий.
4.5. Отчеты о проведенных внеурочных мероприятиях (за три года объемом не более двух страниц).
5. Учебно-материальная база (в этом разделе помещаются материалы, характеризующие учебно-методическое и техническое оснащение образовательных процессов):
- список справочной и энциклопедической литературы в кабинете;
- наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения;
- наличие медиатеки, различных средств наглядности и демонстрации;
- перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности;
- наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).
Критерии оценки портфолио педагогического работника
№ п/п | Критерии и требования к портфолио | (макс. балл по критерию - 3) |
1. | Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио | |
2. | Демонстрация личного вклада педагогического работника в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания | |
3. | Демонстрация инновационной деятельности педагогического работника | |
4. | Демонстрация обобщения и распространения собственного педагогического опыта аттестуемого | |
5. | Стабильность позитивных результатов профессиональной педагогической деятельности | |
6. | Наличие динамики результатов профессиональной педагогической деятельности | |
7. | Демонстрация готовности и способности к непрерывному профессиональному росту | |
8. | Демонстрация готовности и способности педагогического работника к интеллектуальному и творческому развитию обучающихся и воспитанников | |
9. | Наличие компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе | |
10. | Культура оформления портфолио | |
Максимальное количество баллов – 30 |
0 баллов – критерий не представлен
1 балл – критерий представлен частично
2 балла – критерий представлен на допустимом уровне
3 балла – критерий полностью представлен в портфолио.
Первая квалификационная категория – от 21 до 23 баллов (70% и более)
Высшая квалификационная категория – от 24 до 30 баллов (80% и более)
Альтернативной формой представления бумажного варианта портфолио является электронный шаблон портфолио педагогического работника. В настоящее время разработаны шаблоны электронного портфолио для 26 специальностей педагогических работников.
- Электронный шаблон портфолио учителя
- Электронный шаблон портфолио учителя начальных классов
- Электронный шаблон портфолио педагога-психолога ОУ
- Электронный шаблон портфолио педагога-психолога ДОД
- Электронный шаблон портфолио педагога-психолога ПО
- Электронный шаблон портфолио педагога-психолога ДОУ
- Электронный шаблон портфолио педагога-психолога ППМС-центра
- Электронный шаблон портфолио воспитателя ДОУ
- Электронный шаблон портфолио старшего воспитателя ДОУ
- Электронный шаблон портфолио музыкального руководителя ДОУ
- Электронный шаблон портфолио инструктора по физической культуре ДОУ
- Электронный шаблон портфолио педагога дополнительного образования
- Электронный шаблон портфолио социального педагога ОУ
- Электронный шаблон портфолио воспитателя ГПД ОУ, классного воспитателя ОУ, воспитателя общежития
- Электронный шаблон портфолио методиста (инструктора-методиста) ОУ ДОД
- Электронный шаблон портфолио педагога-организатора ОУ ДОД
- Электронный шаблон портфолио старшего вожатого ОУ
- Электронный шаблон портфолио тренера-преподавателя
- Электронный шаблон портфолио концертмейстера
- Электронный шаблон портфолио для учителей и специалистов специальных коррекционных ОУ
- Электронный шаблон портфолио социального педагога специальных (коррекционных) ОУ I-VIII видов
- Электронный шаблон портфолио социального педагога детского дома
- Электронный шаблон портфолио методиста муниципальных методических служб
- Электронный шаблон портфолио педагогического работника НиСПО
- Электронный шаблон портфолио учителя словесности и МХК
- Электронный шаблон портфолио учителя музыки и ИЗО.
Более подробно электронный шаблон и рекомендации к его заполнению рассматриваются на примере портфолио учителя.
Электронный шаблон портфолио учителя.
Электронный шаблон портфолио учителя | |||||
1.Профессиональный статус | |||||
1 | Регистрационный номер |
| |||
2 | Личный ИНН |
| |||
3 | ФИО |
| |||
4 | Год рождения |
| |||
5 | Контактная информация (телефоны, адрес электронной почты) |
| |||
6 | Образование |
| |||
7 | Имеющаяся категория |
| |||
8 | Заявленная категория |
| |||
9 | Стаж педагогической работы |
| |||
10 | Наименование должности в соответствии с трудовой книжкой |
| |||
11 | Наименование ОУ в соответствии с Уставом |
| |||
12 | Район (выбрать из списка) |
| |||
13 | Код кафедры* |
| |||
2. Результаты профессиональной педагогической деятельности | |||||
2.1 | Доля обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету | 20 -20 | 20 -20 | 20 -20 |
|
|
|
|
| ||
Количество обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету |
|
|
|
| |
Количество обучающихся, обучаемых данным преподавателем по преподаваемому предмету |
|
|
|
| |
2.2 | Доля обучающихся, получивших "4" и "5", от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету | 20 -20 | 20 -20 | 20 -20 |
|
|
|
|
| ||
Количество обучающихся, получивших "4" и "5" по преподаваемому предмету |
|
|
|
| |
2.3 | Доля обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету | 20 -20 | 20 -20 | 20 -20 |
|
|
|
|
| ||
Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение по преподаваемому предмету |
|
|
|
| |
2.4 | Наличие победителей и призеров олимпиад школьников из перечня, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ на соответствующий учебный год (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
3. Результаты внеурочной деятельности | |||||
3.1 | Наличие участников научных конференций и научных обществ обучающихся (суммарно за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
3.2 | Наличие победителей научных конференций и научных обществ обучающихся (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
3.3 | Наличие участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
3.4 | Наличие победителей фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
4.Результаты воспитательной деятельности | |||||
4.1 | Количество проведенных воспитательных мероприятий для обучающихся | 20 -20 | 20 -20 | 20 -20 |
|
|
|
|
| ||
4.2 | Наличие проектов социальной направленности, реализованных с обучающимися под руководством педагогического работника (да/нет) |
|
|
|
|
4.3 | Количество обучающихся, участвующих в проектах социальной направленности, организованных педагогическим работником |
|
|
|
|
4.4 | Наличие форм организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, клубы, секции, предметные недели и др.) (да/нет) |
|
|
| |
5. Результаты научно-методической деятельности | |||||
5.1 | Создание учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала (работа по систематизации средств обучения, разработка дидактического и раздаточного материала, паспорт кабинета, ученические проекты и др.) (выбрать один из вариантов) |
|
| ||
5.2 | Использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, метод проектов и др.) (выбрать один из вариантов) |
|
| ||
5.3 | Наличие методических разработок, востребованных педагогическим сообществом (да/нет) | на уровне ОУ | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне |
|
|
|
| ||
5.4 | Наличие Интернет-проектов, инициированных и реализованных педагогическим работником самостоятельно или совместно с детьми (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
5.5 | Наличие Интернет-проектов, в которых педагогический работник принял участие самостоятельно или совместно с детьми (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
5.6 | Наличие медиатеки, электронных образовательных ресурсов по направлению профессиональной деятельности (да/нет) |
|
|
|
|
5.7 | Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов и др. в сетевом педагогическом сообществе (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
5.8 | Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне | на международном уровне |
|
|
|
| ||
5.9 | Наличие сертифицированных (авторских) программ (да/нет) | заключение НМЭС НИРО | сертификат ОЭС |
|
|
|
|
|
| ||
5.10 | Участие педагогического работника в экспериментальной работе (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне |
|
|
|
|
| ||
5.11 | Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне |
|
| |||||
5.12 | Наличие у педагогического работника призовых мест в конкурсах профессионального мастерства (за три года) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне |
|
| |||||
6. Профессиональное развитие педагогического работника | |||||
6.1 | Наличие поощрений (наград, грамот, званий и т.п.) (выбрать из списка) (да/нет) | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на федеральном уровне |
|
|
|
|
| ||
6.2 | Победитель в конкурсе ПНПО за три года (да/нет) | 20 -20 | 20 -20 | 20 -20 |
|
|
|
|
| ||
6.3 | Получатель гранта Губернатора Нижегородской области (Президентской премии) за три года (да/нет) | 20 -20 | 20 -20 | 20 -20 |
|
|
|
|
| ||
6.4 | Повышение квалификации за последние пять лет (да/нет) | Удостоверение (72ч.) | Свидетельство (108-500ч.) | Диплом (свыше 500ч.) |
|
|
|
|
| ||
6.5 | Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство (да/нет) |
|
| ||
6.6 | Наличие ученой степени (да/нет) |
|
|
|
|
Рекомендации к формированию информации и заполнению электронного шаблона портфолио учителя
Портфолио педагогического работника дает общие сведения, а также информацию о результатах его профессиональной педагогической и внеурочной деятельности (за три учебных года) необходимые при проведении аттестации на установление квалификационной категории (высшей или первой). Электронный шаблон представляется в электронном и печатном виде.
Информация формируется на основе документальных подтверждений, перечисленных в Таблице.
Распечатанный вид электронного шаблона заверяется на каждой странице росписью руководителя и гербовой печатью ОУ и передается (в электронном и печатном виде) в ГОУ ДПО НИРО на экспертизу.
Портфолио cледует заполнять в программе Microsoft Office Excel 2003 строго в соответствии с унифицированной формой. Файл электронного шаблона, скопированный с сайта института, перед заполнением необходимо переименовать. Например, Иванова Мария Петровна, МОУ СОШ №2 г.Арзамас.
- Регистрационный номер вносится автоматически программой.
- Ф.И.О. участника указывается строго в соответствии с паспортными данными.
- Контактная информация указывается следующим образом:
Телефоны (телефоны указываются с кодом города (области)
пример: 8 (831) 417 77 04
мобильный:+79027436831;
e-mail: ids-nn@yandex.ru).
4. Код кафедры вносится координационно-методическим отделом ГОУ ДПО НИРО.
Таблица
№ п.п. | Критерии отбора | Показатели | Документальные подтверждения | Максимальный балл по критерию |
2. | Результаты профессиональной педагогической деятельности | 2.1.Доля обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету | Расчет доли производит компьютер. Количество обучающихся берется из справки ОУ, подтверждающей результаты аттестации (ЕГЭ и другие формы итоговой аттестации), сводные данные по успеваемости и качеству знаний | 10 |
2.2. Доля обучающихся, получивших «4» и «5», от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету | Расчет доли производит компьютер. Количество обучающихся, получивших «4» и «5» берется из справки ОУ, подтверждающей результаты аттестации (ЕГЭ и другие формы итоговой аттестации), сводные данные по успеваемости и качеству знаний. | 10 | ||
2.3. Доля обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету. | Расчет доли производит компьютер. Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение берется из справки ОУ, подтверждающей результаты аттестации (ЕГЭ и другие формы итоговой аттестации), сводные данные по успеваемости и качеству знаний. | 3 | ||
2.4. Наличие победителей и призёров олимпиад школьников из перечня, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ на соответствующий учебный год (за три года) (да/нет). | Представляются копии грамот, дипломов. Учитываются только предметные олимпиады, проводимые Министерством образования и науки РФ. | 7 | ||
3. | Результаты внеурочной деятельности | 3.1. Наличие участников научных конференций и научных обществ обучающихся (суммарно за три года) (да/нет). | Представляются копии приказов на участников научных конференций и НОУ | 3 |
3.2. Наличие победителей научных конференций и научных обществ обучающихся (за три года) (да/нет). | Представляются копии грамот, дипломов (1, 2, 3 места) | 6 | ||
3.3. Наличие участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам (за три года) (да/нет). | Предоставляются копии приказов и др.документы на участников (например копии протоколов конкурсов, соревнований и т.п.). Не учитывают конкурсы, учредителями которых являются негосударственные, общественные и коммерческие организации. Если в грамоте или дипломе указываются группа или команда учеников, то прикладываются приказ по ОУ с фамилиями учеников, направленных на фестивали, конкурсы, смотры, спортивные соревнования, выставки. | 5 | ||
3.4. Наличие победителей фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам (за три года) (да/нет). | Представляются копии грамот, дипломов (1, 2, 3 места) | 6 | ||
4. | Результаты воспитательной деятельности | 4.1. Количество проведённых воспитательных мероприятий для обучающихся. | Представляется перечень проведённых воспитательных мероприятий (тематические классные часы, вечера, родительские собрания, благотворительные концерты и т.д.) и даты проведения | 5 |
4.2. Наличие проектов социальной направленности, реализованных с обучающимися под руководством педагогического работника (да/нет). | Представляется перечень организованных учителем проектов (например: помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам, благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды) и проектные папки. | 5 | ||
4.3. Количество обучающихся, участвующих в проектах социальной направленности, организованных педагогическим работником. | Представляются: -копии приказов с Ф.И.О. обучающихся, участвовавших в социальном проекте или список участников проекта (заверяется руководителем ОУ), или ссылки на Интернет-проекты, где перечислены участники; -благодарственные отзывы о результатах проекта (письма, публикации в СМИ, благодарности, грамоты, сертификаты) Пункт заполняется при положительных ответах в п.4.2. | 5 | ||
4.4. Наличие форм организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, клубы, секции, предметные недели и др.) (да/нет) | Представляется справка ОУ (учреждения культуры, учреждения дополнительного образования) | 5 | ||
5. | Результаты научно-методической деятельности | 5.1. Создание учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала (работа по систематизации средств обучения, разработка дидактического и раздаточного материала, паспорт кабинета, ученические проекты и др.)(выбрать один из вариантов) (да/нет) | Предоставляется копия аттестационного листа кабинета, где обязательно должна быть указана категория кабинета. Выбирается один из предложенных в шаблоне вариантов. | 1 |
5.2. Использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, метод проектов и др.) (выбрать один из вариантов) | Справка ОУ с подтверждением наличия дидактического материала по выбранным образовательным технологиям и уровня их использования. | 2 | ||
5.3. Наличие методических разработок, востребованных педагогическим сообществом (да/нет). | Представляется перечень методических разработок, в том числе уроков (с компьютерными презентациями, с инерактивной доской, с компьютерной поддержкой обучающихся, контролирующих программ и т.д.). | 2 | ||
5.4. Наличие Интернет-проектов, инициированных и реализованных педагогическим работником самостоятельно или совместно с детьми (за три года) (да/нет). | Представляется перечень проектов с ссылками на адрес в Интернете или «screenshot» на бумажном носителе | 1 | ||
5.5. Наличие Интернет-проектов, в которых педагогический работник принял участие самостоятельно или совместно с детьми (за три года) (да/нет). | Представляется перечень проектов с ссылками на адрес в Интернете или представление «screenshot» со списком на бумажном носителе. | 1 | ||
5.6. Наличие медиатеки, электронных образовательных ресурсов по направлению профессиональной деятельности (да/нет). | Представляется перечень ресурсов по предмету, по которому выдвигается учитель | 1 | ||
5.7. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов, в сетевом педагогическом сообществе (да/нет). | Представляются по всем уровням - перечень проведённых мероприятий (с указанием даты и места выступления) или ссылка на личную страницу в сетевом педагогическом сообществе в Интернете, где указан этот перечень; -копия программы мероприятия, где выделена фамилия претендента и форма участия его маркером (мастер-класс, семинар, конференция); -копия протокола РМО (если выступали на РМО); -другие подтверждения. | 4 | ||
5.8. Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника (за три года) (да/нет). | Представляются на всех уровнях -перечень публикаций, где педагогический работник описывает свой инновационный опыт по заявленному на конкурс предмету с указанием даты и источников (за три года); -копия 1-ой страницы статьи претендента; -ссылки из Интернета на публикации в сетевых сообществах. Статьи и заметки о самом претенденте в газетах и журналах в перечень публикаций не включаются. | 1 | ||
5.9. Наличие сертифицированных (авторских) программ (да/нет) | Представляются копии сертификатов или экспертных заключений на инновационные (авторские) программы и учебные методические комплексы. | 2 | ||
5.10. Участие педагогического работника в экспериментальной работе (да/нет). | представляются: -копии приказов об участии ОУ в экспериментальной деятельности; -приказ по ОУ об участии претендента в экспериментальной работе по уровням. | 3 | ||
5.11.Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства (за три года) (да/нет). | Представляются копии приказов об участии, дипломов, сертификатов. | 1 | ||
5.12.Наличие у педагогического работника призовых мест в конкурсах профессионального мастерства (за три года) (да/нет). | Представляются копии дипломов, грамот (1, 2, 3 места) | 1 | ||
6. | Профессиональное развитие педагогического работника | 6.1.Наличие поощрений (наград, грамот, званий и т.п) (выбрать из списка) (да/нет) | Представляются копии документов, подтверждающих государственные и отраслевые поощрения (звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ, почетное звание РФ, нагрудные знаки, почетные грамоты Министерства образования РФ и Нижегородской области, благодарности Министерства образования РФ и Нижегородской области и т.п.). | 2 |
6.2.Победитель конкурса ПНПО за последние три года (да/нет) | Представляются копии документов, подтверждающих участие в конкурсе ПНПО | 1 | ||
6.3.Получатель гранта Губернатора НО (Президентской премии) за три года (да/нет). | Представляются копии документов, подтверждающих получение гранта или премии | 1 | ||
6.4.Повышение квалификации за последние пять лет (да/нет). | Представляются копии документов государственного образца (удостоверений, свидетельств, дипломов). | 5 | ||
6.5.Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство (да/нет) | Представляются копии подтверждающих документов. | 0,5 | ||
6.6.Наличие учёной степени. | Представляются копии подтверждающих документов. | 0,5 |
Раздел 3. Содержание квалификационных испытаний по направлениям
аттестации педагогических работников
3.1. Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в образовательной деятельности.
Квалификационные испытания по данному направлению аттестации включают тестирование с использованием компьютерной техники и компьютерную презентацию методической разработки раздела учебной (воспитательной) программы.
Компьютерная презентация методической разработки должна оформляться в едином шаблоне, включающем титульный слайд (с указанием темы методической разработки, ФИО и должности аттестуемого); по одному слайду на каждый из рекомендуемых разделов методической разработки; обязательный слайд с диаграммами, графиками, демонстрирующими результативность деятельности педагогического работника по представляемой методике (технологии). Желателен выход через гиперссылки на материалы, подтверждающие владение современными образовательными технологиями и методиками (разработки уроков (воспитательных, организационно – методических и т.п. мероприятий; мультимедийные презентации и др. электронные средства, созданные педагогическим работником; творческие образовательные продукты учащихся (воспитанников) и др.). Общее количество слайдов в презентации не более 15, при этом следует учитывать, что содержание слайдов служит в качестве дополнения к выступлению аттестуемого.
Тестирование с использованием компьютерной техники предполагает отражение знаний аттестуемого в области современных образовательных технологий и методик. Данная форма может быть применена в качестве средства аттестации педагогического работника на соответствие должности.
В составе вопросов должны быть отражены:
- основные положения современной дидактики (для учителей и преподавателей общеобразовательных предметов, педагогов дополнительного образования; мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин; методистов муниципальных методических служб, системы дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования); основные положения теории воспитательных систем (для классных руководителей, вожатых, воспитателей);
- основные положения современной методики преподавания предмета (для учителей и преподавателей общеобразовательных предметов, педагогов дополнительного образования; мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин; методистов муниципальных методических служб, системы дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования); основные положения современных воспитательных методик (для классных руководителей, вожатых, воспитателей);
- должностные обязанности педагогических работников (по всем категориям) (см. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
- требования ФГОС (в качестве примера в настоящих методических рекомендациях приведена структура тестового материала для аттестации учителей и преподавателей, таблица 3)
Таблица 3
Отражение в тестах требований ФГОС общего среднего образования[3]
Требования | Блок тестового материала |
1. Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования | 1. Педагогика 2. Содержание предмета |
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся | 1. Педагогика (воспитание) 2. Психология |
3. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ: - по ступеням образования - по структуре мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности - личностные результаты - метапредметные результаты - предметные результаты |
1.Педагогика 2.Психология 1. Педагогика 2. Методика 1. Методика |
4. Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации | 1. Педагогика (воспитание) 2. Психология |
5. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни | 1. Охрана здоровья и безопасность 2. Методика 3. Психология |
6. Реализация стандарта как общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством | 1. Право |
3.2. Личный вклад аттестуемого в повышение качества образования
Личный вклад аттестуемого в повышение качества образования может быть определен на основе оценки портфолио педагогического работника. В настоящих рекомендациях в качестве примера рассматривается портфолио аттестуемого учителя и преподавателя общеобразовательных предметов.
Разделы портфолио аттестуемого, подтверждающие личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания
1. Общие сведения об учителе (данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в разных областях):
- личные данные;
- копия диплома об образовании;
- копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;
- копии грамот и дипломов;
- другие документы по усмотрению педагога
3. Научно-методическая деятельность педагога. (В этом разделе помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога).
3.1. Наличие материалов, в которых обосновывается выбор программы, учебно-методического комплекта и образовательных технологий, список учебно-методического обеспечения.
3.2. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе:
- участие педагога в экспериментальной работе (наличие программы эксперимента, образовательного проекта);
- использование современных образовательных технологий (в разработках уроков, занятиях по дополнительному образованию, воспитательных мероприятиях);
- использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных и Интернет технологий (в разработках уроков, занятиях по дополнительному образованию, воспитательных мероприятиях);
- участие в сетевых Интернет-проектах (адреса интернет-сайтов);
- наличие авторских (сертифицированных) научно-методических разработок (программ и УМК).
3.3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:
- перечень проведенных открытых уроков, мастер-классов, семинаров, «круглых столов» и т.п.;
- наличие информационной карты обобщения педагогического опыта;
- наличие собственного интернет - сайта как ресурса тиражирования и представления собственного педагогического опыта;
- количество публикаций в региональных и федеральных изданиях,
- паспорт учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала.
3.4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:
- повышение квалификации за последние пять лет и наличие документа соответствующего образца.
- обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство;
- наличие ученого звания;
- наличие программы по самообразованию или «образовательному маршруту» профессионального саморазвития;
3.5. Участие в региональных и всероссийских профессиональных профессиональных конкурсах:
- участие учителя в конкурсах (за три года);
- наличие у учителя призовых мест (за три года).
4. Внеурочная деятельность.
4.1. Деятельность учителя в качестве классного руководителя:
- наличие системы воспитательной работы, утвержденной и признанной районным (школьным) методическим объединением классных руководителей;
- количество проведенных воспитательных мероприятий для обучающихся класса и их родителей (суммарно за три года);
- обобщение опыта работы учителя в качестве классного руководителя на муниципальном уровне (открытые мероприятия, конкурсы, соревнования по воспитательной работе и др.);
- наличие органа ученического самоуправления и участие родительской общественности в организации воспитательной работы класса;
- участие учителей в конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания (суммарно за три года);
4.2. Организация внеклассной работы
- наличие форм организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, секции, предметные недели и др.):
- наличие программы дополнительного образования (модифицированные, авторские).
- творческие работы обучающихся.
- отчеты о проведенных внеклассных мероприятиях с фотографиями.
5. Учебно-материальная база (в этом разделе помещаются материалы, характеризующие учебно-методическое и техническое оснащение образовательных процессов):
- список справочной и энциклопедической литературы в кабинете;
- наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения;
- наличие медиатеки, различных средств наглядности и демонстрации;
- перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности;
- наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).
3.3. Стабильность результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации
Результативность освоения обучающимися и воспитанниками образовательных программ может быть определена на основании второго раздела портфолио аттестуемого педагогического работника.
Раздел портфолио аттестуемого, подтверждающий стабильные результаты и их динамику
2. Результаты профессиональной педагогической деятельности (данный раздел включает материалы, демонстрирующие динамику результатов педагогической деятельности за три года).
2.1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за три года
- процент обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету;
- процент обучающихся, получивших «4» и «5», от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету;
- процент обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету;
- количество участников и призеров предметных олимпиад муниципального, регионального, федерального и международного уровней (суммарно за три года отдельно по уровням);
2.2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам:
- количество участников и лауреатов научных конференций и научных обществ обучающихся муниципального, регионального, федерального и международного уровней (суммарно за три года отдельно по уровням);
- количество участников и призеров (дипломантов, лауреатов) фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ муниципального, регионального, федерального и международного уровней по преподаваемым предметам (суммарно за три года отдельно по уровням).
[1] См. Гайтукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе». / И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. – 240 с.
[2] См. там же с. 208 – 210. Положение о портфолио педагога.
[3] Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Пояснительная записка Актуальность раздела Цели и задачи раздела Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Ожидаемые результаты освоения раздела программы Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы методов, форм организации деятельности учащихся Система знаний и система деятельности Учебно-тематическое планирование по разделу Проект урока Фрагменты урока Литература
Пояснительная записка В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Актуальность раздела Курс русского языка в 5 классе (тема «Лексика») ставит своей задачей знакомство со словом как единицей языка. Развиваются навыки грамотного культурного общения. Идёт работа над изобразительно-выразительными средствами языка; тесная связь с литературой. Чтение толковых словарей поможет расширить словарный запас, сделает речь богаче и выразительнее . Умение употреблять слова в свойственном им значении - залог успешности в обществе. Начинается постепенная подготовка детей к заданиям ГИА ( А2 , А3,В1 ), ЕГЭ ( А2,А3, А12, В8 ).
Цели и задачи раздела Цель раздела: формировать у учащихся лингвистическую , коммуникативную и культурологическую компетенции через изучение лексики и культуры речи Задачи: Обучающая : научить учащихся пользоваться словарями, различать лексическое и грамматическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова . Развивающая : учить правильно выражать свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией, тем самым способствуя развитию связной речи учащихся . Воспитательная : привить вкус к чистому, меткому красивому русскому литературному языку, воспитывать любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятия «Родина».
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями . Психологическая цель урока : Способствование развитию учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока ; Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; Использование игровых форм, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся. К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным . 1.Нужно помогать ребёнку в учёбе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. 2.Чаще играть с ребёнком в развивающие игры, чтобы развивать его память, внимание и мышление. 3.Развивать волю и собранность. 4.Помогать ребёнку совершенствовать свои способности не только в учёбе, но и в других делах.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Овладение учащимися научными знаниями и представлениями о словарном составе языка, лексическом и грамматическом значении слов, однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов Умение пользоваться словарями , умение употреблять слова в свойственном им значении , воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, умение описывать изображённое на картине с использованием необходимых языковых средств Умение аргументировано доказывать свою точку зрения Формирование у учащихся представления о слове как единице языка Выработка способности к творческому решению учебных и практических задач Формирование умения правильно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи
Обоснование используемых методов , форм организации деятельности учащихся
Система знаний и система деятельности Система знаний знания из научной области (лексика, прямое и переносное значение слова, многозначные и однозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы) фундаментальные знания из области русского языка (лексическое и грамматическое значение слова) знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии Система деятельности Познавательная деятельность. Интеллектуальные мыслительные операции Причинно-следственные связи. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы 2. Преобразующая деятельность . Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов 3. Общеучебная деятельность . Методы учения; навыки общения; методы взаимообучения 4. Самоорганизующая деятельность . Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Самоучет . Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция . Осознание своего продвижения
Учебно-тематическое планирование по разделу № Тема урока Кол-во часов 1 Слово и его лексическое значение 1 2 Описание предмета. 1 3 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов 1 4 Омонимы 1 5 Описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин». 1 6 Синонимы 1 7 Антонимы 1 8 Обобщение и повторение по теме «Лексика» 1 9 Контрольная работа по теме «Лексика» 1 10 Анализ контрольных работ, работа над ошибками 1
Проект урока Тема: « Синонимы » Класс: 5 б Тип урока: комбинированный Цели урока: Систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, Познакомить учащихся с градацией, научить определять роль синонимов в речи, Совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся; Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности . Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация « Путешествие по стране «Лексика», словари, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 5 класс», авторы Ладыженская Т. А ., Баранов М. Т., Тростенцова Л . А.
Ход урока № Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников 1 Мотивация Психологический настрой учащихся на урок 2 Выполнение тестовой работы на повторение ранее изученного материала Выполнение работы; проверка работ 3 Определение темы и целей урока Подводит учеников к самостоятельному определению темы, а затем и целей урока Определяют тему и цели, записывают в тетради 4 Исследовательская работа Дети работают в парах: 1. исправляют неоправданные повторы слов в тексте; 2. При описании картины употребляют различные синонимы
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников 5 Определение стилистической функции синонимов Задает вопросы Отвечают на вопросы, делают выводы о стилистической функции синонимов 6 Разграничение стилистически нейтральных и окрашенных синонимов Записывают синонимы в 2 столбика, делают выводы об окрашенности синонимов 7 Работа со словарями Задает лингвистические загадки Ищут ответ в соответствующем словаре, записывают в тетради отгадки 8 Физкультминутка 9 Работа с текстом Вводит понятие контекстуальных синонимов; градации Записывают термин «градация» себе в словари 10 Рефлексия Формулируют свои впечатления от урока 11 Выставление оценок; домашнее задание Выставляет оценки; предлагает написать дома сочинение о синонимах
Фрагменты урока Исследовательская работа: В нимательно рассмотреть картину художника и дополнить предложения на месте пропусков подходящими словами-синонимами. Можно воспользоваться словами для справок.(на столах) Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания и для чего . На нас смотрит симпатичное ,…. лицо девушки . Её лукавая,…улыбка, смеющиеся , … глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное ,…настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно ,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой. Платье девушки из прозрачного , … материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный , …вкус. Ощущение радости,… остается от этой картины.
Работа со словарями
Работа со словарем иностранных слов Необходимо прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами. Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все… (антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).
В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим… (передышку ) - непродолжительный перерыв . После урока непременно нужна ребятам …( перемена) -перерыв между уроками На время что-то прекратив, Мы объявляем… (перерыв)
Литература: Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы. (ФГОС) Тростенцова Л.А., Шанский Н.М., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Москва, Просвещение 2012 Русский язык. Учебник. 5 класс. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л . А. и др. Москва, Просвещение 2010 Русский язык. Карточки-задания. 5 класс. Ларионова Л. Г . Москва, Просвещение, 2011 Уроки русского языка в 5 классе. Методическое пособие Богданова Г.А . Москва, Просвещение 2011 Русский язык. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. 5 класс. Богданова Г.А . Москва, Генжер 2011 Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. Богданова Г.А . Москва, Просвещение, К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс. Ахременкова Л.А . Москва, Просвещение 2012
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные материалы к портфолио учителя Е.В.Долговой
Копии документов, подтверждающих профессиональный рост учителя...
Презентация раздела программы
Программа содержит:-отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии,синтаксиса и стилистики рус...
Четвертый урок цикла по теме: «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн. Создание презентации», раздел программы Б. М. Неменского: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»,тема по программе Б. М. Неменского: «Пятно как средство выр
Данный урок расширяет межпредметные связи уроков истории, истории Санкт- Петербурга, изобразительного искусства, технологии. На базе школьного курса создает условия для реализации полноцен...
Разработка раздела программы "Художественная обработка материалов"
Разработка содержит конспекты занятий,ИТК, фото изделий в стиле лоскутной пластики....
Презентация раздела "Вязание из текстильной ленты"программы "Работа в материале. Текстиль" 4 кл.ДХШ
Презентация кратко рассказывает об истории возникновения и развитии техники "вязание" и описывает основные этапы работы....
Портфолио 1-раздел
Профессиональный статус....