НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по русскому языку на тему

Хафизова Ямиля Ризвановна
Методическая разработка составлена  учителем  русского языка и литературы МКОУ «Борисовская СОШ»
Хафизовой Ямилей Ризвановной
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

          Неделя русского языка

Методическая разработка составлена  учителем  русского языка и литературы МКОУ «Борисовская СОШ»

Хафизовой Ямилей Ризвановной

 Объявление.

(помещается на рекламном щите и объявляется на линейке)

Внимание! Внимание! Всем! Всем!

Если вы хотите знать:

как появилась русская азбука;

можно ли сломать язык;

что такое баклуши и можно ли их бить;

сколько слов в русском языке;

почему чучело гороховое, барышня кисейная, а друг закадычный;

происходит ли слово врач от слова врать

и ещё множество ответов на вопросы:где? Когда? Откуда?почему?зачем и как?

и,наконец,если вы хотите стать ещё грамотнее,

тогда принимайте участие в Неделе русского языка!

Она будет проходить с -   по   -.

В программе Недели:

Понедельник.

1.Час веселых состязаний

2.Интеллектуальная игра  «Умники и умницы»

3.Словарные диктанты.

Вторник

Лингвистический КВН

Среда.

Брейн-ринг по русскому языку.

Четверг.

Живая газета

Пятница.

Конкурс стенгазет(участвуют все классы)

Не упустите свой шанс! Принимайте участие в Неделе русского языка.

Час занимательного русского языка.

1.Прочитайте стихотворение А.Яшина.

За что поэт любит свой родной язык?

   Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он,как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

2.А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

Вот скрипнула калитка….

Вот прозвучали шаги за окнами…

Я слышу, как он открывает дверь.Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая

Звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха…И его мысли станут моими…

Какая наука изучает язык?Из каких разделов она состоит?

3.Чтобы правильно произнести эти стихи, надо верно вставить пропущенные слова.

Попробуйте сделать это.

На бахче у нас растет

Как разрежешь-сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется(арбуз)

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог

В ней бывает картотека,

Специальный (каталог).

4.В каком слове сорок  а(сорока)

5.В каких словах по сто согласных?(стол,стог,стоп)

6.Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест – в число?

7.Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

8.Как превратить слово семя в дружную семью?

9.Прочитайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять?

-Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

Ты тверд и груб,

Как суховатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять ,

Тебя из азбуки изъять…

Услыша этот спор, сказала буква А,-

Вы оба хороши,достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

10.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная(суббота)

11.Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек?

(Анна,Алла)

12.Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

13.Вопросы-шутки.

1.чем кончается день и ночь?(Ь)

2.что стоит посередине земли?

3.чем кончается лето и начинается осень?(о)

14.Загадки-складки.

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он,

А называется (перрон)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я (хоккей)

На большие расстояния

Мчится он без опоздания,пишется в конце два с,

Называется (экспресс)

                              15.В каком глаголе нет слышится сто раз?(стонет)

16.Загадки.

1.Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.(свет)

2.Я-всё то,что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним-враг войны,

Друг труда и тишины.(Мир)

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом в своём значении

Я-планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.(Линейка)

17.Загадки-шутки.

1)Какой город летает?(Орёл)

2)Какая земля никогда не старится?(Новая земля)

3)Какое государство  можно носить на голове?(Панама)

                                               

                     Умники и Умницы

               Отборочный агон

                1.Агон отборочный

1)Какое русское слово состоит

Из трёх слогов,а указывает

На 33 буквы?(Азбука)

2)Какой частью речи-числительными или существительными-являются слова тысяча; миллион, миллиард?(числит.)

3)Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой(Твое имя)

4)Можно ли смешливо человека назвать насмешливым?

5)В названии какова дня недели есть удвоенная согласная?(суббота)

6)Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?(фонетика)

7)Назовите слова, которые читаются одинаково слева  направо и справа налево.(Тот, шалаш,Боб, Анна, казак.)

8)В каких словах по сто согласных?(стол,стог,стон)

9)Можно ли у существительных  неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род?(это существительные  общего рода)

10)Назовите слова, начинающиеся с четырёх согласных.(Всплеск, взгляд, встреча)

11)В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук (р),мягкий звук (н)?(Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь)

12)Какие из слов: срезал, списал, сумел, сгорел- могут служить доказательством, что приставка с- никогда не изменяется на письме(сгорел, списал)

13.Какой бор не имеет листвы и хвои?

(Бор-стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле).

14.Какую часть слова можно найти в земле?(корень).

15.С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?(с помощью –ищ-:НОЖИЩЕ).

16.Родственные ли слова пот и потолок?

(Не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего в значении)

17.Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква-звуками?

(конь,день,коньки,моя,Я,поёт,если)

18.О каком правиле правописания идёт речь?

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

Ицифры знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.

19.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами?

(именительный)

20.Как превратить слова ай и но в местоимения?(я,он)

2.Состязания на красной дорожке.

(нельзя ни разу ошибиться)

1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Покраше-ный пол, краш-ый пол,краше-ый охрой пол,неокраше-ные стены;

Пр-быть (во)время, о-дыхать (во)  время каникул, смотреть (в)даль, уходить (в) даль моря;

(н-) где (не) найти, (н-) когда (не) опаздывать.

2.В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания оро, оло,ере с заимствованными неполногласными сочетаниями ра, ла,ре: ворота-вратарь, молодой-младенец,

берег-прибрежный.

Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах брат, среда, короткий.Почему?

3.Состязание на зеленой дорожке.

(можно ошибаться два раза).

1.Одинаковые ли суффиксы в словах учительство и строительство?

2.Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

Дед в лохматой шапке в подшитых валенках сидит на завалинке.

Который из дедушек «мой»? Почему?(В предложении с обособленным определением

Указывается на известного человека.Именно в первом предложении «свой» дедушка.)

3.Объясните лексическое значение слов: пилигрим, оранжерея, интенсивный, гуманный,

Оптимист.

4.В книге Ю.В.Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай.

Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Санкт-Петербургу. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли.

Некоторые школьники не знали, что такое «зодчий». И тогда экскурсовод объяснил им:

«Зодчий» по-русски значит «архитектор».

Верны ли пояснения экскурсовода?

(Экскурсовод не прав: именно слово  архитектор по происхождению является нерусским;

Заимствовано из греческого языка. «Зодчий»-устаревшее русское.

4.Состязание на желтой дорожке.

(допустима одна ошибка)

1.Когда говорят «грамотный» человек, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать?

Как тогда понять «грамотный» инженер, «грамотный» строитель, «грамотный» ученик?

(слово «грамотный» многозначно: в сочетании грамотный инженер и грамотный строитель в значении «обладающий необходимыми знаниями в какой- либо области, а грамотный ученик,

который умеет писать и говорить без ошибок).

2.Какое местоимение может быть суффиксом?

(местоимение то; омоформ-то.)

3.Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята,

Дамоклов меч.

4.Расставьте ударение в следующих словах: торты, комбайнер, начал, начала, звонит, звонят,

баловать,красивее,мельком,черпая.

Лингвистический КВН

Две команды по очереди отвечают на вопросы в соответствии со «станциями», выпавшими на на

Игровом поле.

             Станция «Теория»

1.Что такое основа слова?

2.Дать определение причастию.

3.Что такое простое предложение?

4.Что изучает синтаксис?

5.Сформулируйте правило правописания корней –кас-,-кос-.

6.Что такое причастный оборот?

7.Какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?

8.Какую роль играют в предложении союзы?

9.Какие части речи не являются членами предложения?

10.Назовите части речи.

                Практическая станция

1.Произведите морфемный разбор слова «благородный».

2.Назовите однокоренные слова к слову «вода».

3.Определить род слов:рояль,пианино,кофе,вермишель,ТЮЗ,ДК.

4.Назовите 2 слова с корнем -раст-, 2слова с корнем –рос-.Объясните правописание.

5.Назовите способ образования слов :привокзальный,розоватый,путешествие. Обоснуйте.

6.Образуйте страдательные причастия в полной и краткой форме от глаголов:приколоть,

поместить ,создать, не закончить.

7.Составьте предложение с причастным оборотом, объясните   знаки препинания.

8.Объясните правописание слов: загоревший,загар.

9.Привести пример 3 слов с приставкой при- со значением неполноты действия

            Сообразительная станция.

1.Дана пропорция  _Б__ = _Д__      

                                       П          ?

Что должно стоять на месте вопроса?(т)

2.Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

                 Деревенский старожил

                Сад колхозный сторожил.

3.Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных.(встреча,взгляд).

4.Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?

(Слово « сырой»  имеет ещё и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработаный»)

5.Может ли коромысло летать?

(Да. Коромысло- название рычагов некоторых механизмов).

6.Как большой дом превратить в маленький?

(Прибавить суффикс –ик-)

7.Какое слово задумано?

Взять приставку  слова «подруга»,корень как в слове «игрушка», суффикс как в слове «читал».(поиграл).

8.В каком глаголе нет корня? (вынуть).

      Станция «Зритель»

1.Угадайте слово.

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То,что не раз едали вы. (пирог)

2.Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.

3.Назовите слова-перевертыши.(доход, шалаш и т.д.)

4.Игорь написал на доске:

Сто сорок и сто сорок будет двести.

Допустил ли он ошибку в обновлении?

(Нет, если он правильно расставил ударение).

5.Для чего понадобилось выучить четверостишие?

Смотреть,слышать,видеть,

Зависеть,ненавидеть

.Вертеть,держать,дышать,

Терпеть,обидеть,гнать.

6.Прочитайте любую скороговорку.

У кого лучше получится.

            Осип охрип, Архип осип.

        Кукушка кукушонку сшила капюшон.

   

7.Что было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы.

   о  о     о   а    о    а   (добро пожаловать)

            Историческая станция.

1.Каково происхождение слова «счастье»?

2.Из какого языка заимствовано слово «брошюра»?

3.Каково происхождение слова «терраса»?

4.Что означает слово «печаль».

5.Какова родословная слова «фотография».

6.Каково происхождение слова  «орфограмма»?

7.Какова история слова телеграмма?

8.Откуда пришло к нам слово «аквариум»? Что оно значит?

9.Каково значение слова «диалог»?

10.Каково происхождение слова  «пельмени».

11.Из какой страны забрела к нам вермишель? Как это слово было образовано?

12.Из какого языка пришло слово «футбол»?

13.Как объяснить название грибов вешенка, опенок, подберезовик, белый гриб.

                                     

Брейн-ринг.

Чтецы декламируют стихотворение К.Алтайского  «Русский язык»

Ведущий.     Дорогие друзья! В школе продолжается Неделя русского языка.

Сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринге» встречаются сильнейшие  представители 8 классов-знатоки русского языка. Наша игра будет проходить под девизом:

Если штурмуешь познания горы,

Выучи русский язык!.

                                

 

Напоминаю правила игры: в каждом туре идёт игра до трёх очков.

На размышления над вопросом даётся одна минута.

В случае готовности капитан команды даёт сигнал звонком.

Нельзя подавать сигнал, если не прозвучала команда к началу игры.

Если команды не отвечают не на один из предложенных вопросов, они обе выбывают из игры. Победителем будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре. Порядок вступления в игру определит жеребьевка.

После жеребьевки команд-игра.

В перерыве-реклама литературы о русском языке.

                           ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

1)О каких словах идёт речь?

Я- травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте  ударение-

И превращаюсь я в конфету

(Ирис- ирис)

2)Когда мы употребляем выражение:

чучело  гороховое и почему?

Что оно означает?

(О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари так называли пугало, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц)

3.Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

(строчку, прошитую на машинке)

4.У каких башмаков не бывает каблуков?

(У башмаков –приспособлений для  затормаживания вагонов).

5.Каким ключом нельзя открыть замок?

(Музыкальным знаком: скрипичным ключом, басовым ключом).

6.Может ли в слове быть сто одинаковых букв? Если да,то в каком?

(стол, стог,стоп).

7.Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками?

(точь-в- точь).

8.Как с помощью наречий перечислить  по порядку пять дней недели,

не называя при этом ни числа, ни названия дня?

(Позавчера,вчера,сегодня,завтра,послезавтра).

9.Как образовалось наречие сегодня?

(Из местоимения сего «этого» и существительного дня).

10.Почему для названия совокупности букв в нашем языке существует два слова: азбука и алфавит? Каково происхождения этих слов?

(Из названия первых букв в русском языке «аз» и «буки»; в греческом –

«альфа» и «вита»).

11.Меня в сказке отыщите,

    Я в сказке Пушкина герой,

  Но я на н лишь замените-

  Сибирской стану я рекой.

          (Елисей-Енисей).

12.С  к  я в школе на стене,

     Горы,реки есть на мне,

     С  п ,  от вас не утаю,

    Тоже в школе я стою. (карта-парта)

13.Какое животное и какой военный корабль имеет одинаковое  название?

(Броненосец).

14.Как правильно сказать:

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

15.Что вы делаете, когда доедете на автобусе  до нужной вам остановки:

Выходите, сходите.

(выходим).

16.Какой корень в слове «вынуть»?

(нет корня).

17.Какой город называет себя спортивной одеждой?

(Ямайка).

18. О каком слове идет речь:

Союз- мой первый слог,

Второй  мой слог-предлог,

А целое – у молодца

Посреди лица.(нос).

19.Когда употребляется выражение «крокодиловы слёзы»?

Что оно означает?

20.Почему мы так говорим: кричит во всю ивановскую?

Чтецы декламируют стихи о русском языке.

Ведущий.    Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием  информационных технологий...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...