сочинение на лингвистическую тему в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Урок подгортовки к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.06 МБ |
![]() | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЫВОД доводы, обосновывающие вашу позицию тезис Рассуждение примеры из текста, подтверждающие доводы
1. Тезис должен быть четким и ясным . 2. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. ТЕЗИС – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать
1. Аргументы не должны противоречить друг другу. 2. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. 3. Аргументы должны соотноситься с темой и тезисом, а не быть мнением вообще. АРГУМЕНТ – это доказательство, приводимое в поддержку тезиса
Вывод должен соотноситься с тезисом, заявленным в начале текста. ВЫВОД
Логические ошибки нарушение абзацного членения; нарушение последовательности микротем; отсутствие логической или речевой связности между абзацами; отсутствие смысловой или речевой связности между предложениями или их частями.
АРГУМЕНТЫ ВО-ПЕРВЫХ ВО-ВТОРЫХ НАПРИМЕР К ПРИМЕРУ ИТАК ТАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ВЫВОД
АРГУМЕНТЫ ВО-ПЕРВЫХ ВО-ВТОРЫХ НАПРИМЕР К ПРИМЕРУ ИТАК ТАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ВЫВОД
Найти предложения с нужным знаком Определить две-три разные функции поиск анализ Алгоритм действий построение тезис доказательства вывод 1 2
Начало сочинения А. Подчеркнуть актуальность темы. «Без знаков препинания в наши дни обойтись невозможно». Б. Выразить согласие или несогласие с участником лингвистического спора. «Я (не) согласна с мнением Антона, что в письменной речи использование знаков препинания необходимо». В.Знаки препинания по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Г. Вопрос «Зачем нужны знаки препинания?» Д. Вопрос-ответ «Нужны ли знаки препинания? Безусловно, нужны»
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Как строить аргументы? А. У знаков препинания существуют различные функции. Б. Приведем доказательства этому примерами из текста.
Как сделать вывод? А. Поэтому я полностью согласен (на) с мнением Антона. Б. Знание пунктуации – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. В. Знание пунктуации помогает тонко и четко передать и воспринять смысл написанного.
подсказка В4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист. В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске. В10. Среди предложений 1–5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Модель сочинения Знаки препинания ____________ важную роль в письменной речи. _________, они служат для разделения смысловых отрезков речи . _________, знаки препинания помогают ________ эмоции. ______, пунктуация является средством выражения мыслей и чувств.
Проверяем! Знаки препинания играют важную роль в письменной речи. Во-первых , они служат для разделения смысловых отрезков речи . Во-вторых , знаки препинания помогают выразить эмоции. Таким образом , пунктуация является средством выражения мыслей и чувств.
Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужно тире?» Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Удачи на экзамене! « Терпение и труд всё перетрут», - гласит народная мудрость. Успешной вам сдачи экзаменов!
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Причастие". 10-й класс
ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
ХОД УРОКА
Повторение пройденного:
Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме "Причастие". Работаем в режиме "тройного дневника"
Что мы узнали на уроке | Какой бы вопрос задали? | Как бы ответили |
1. Причастие- это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию | Почему особая форма глагола? | Образуется от глагола, имеет признаки глагола: совершенный и несовершенный вид; настоящее и прошедшее время; |
| 2) Почему обозначает признак предмета по действию? | Имеет признак прил-ого: отвечает на вопрос какой? изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением. |
2. Бывают действительные и страдательные причастия. | Какие причастия называются действительными? | Обозначает признак того предмета, который сам совершает действие. |
| Какие причастия называются страдательными? | Испытывают действие со стороны другого предмета. |
3. Имеют суффиксы -ущ (-ющ), -ащ(-ящ), -ем, -ом, -им, -вш,-ш,-вши,-нн,-енн (-ённ), -т. | От чего зависит выбор этих суффиксов? | Ответы |
4. Н и НН в суффиксах страдательных причастий | 1) Когда пишется н? | Ответы |
| Когда пишется нн? | Ответы. |
5. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1) Когда пишется раздельно? | Ответы. |
| Когда пишется слитно? | Ответы. |
2. Анализ текста.
Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела.(А.Толстой.)
Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.
Выпишите словосочетания прич. +сущ. Объясните правописание окончаний причастий. (Солнце поднявшееся, ледок подёрнувший и т.д.)
3. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
1. Осложнённое списывание
1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургненв). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И.Тургенев).
Задание к тексту:
Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.
2. Выборочный диктант.
Выписать причастия, указать исходный глагол. Обозначить суффиксы причастий.
Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович)
3. Отметьте номера слов, в которых пишется е.
1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.
4. Самостоятельная работа (тест).
1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-).
1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.
2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.
2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-.
1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.
2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.
3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.
1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон).
2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно).
4. Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках?
1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.
2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.
5. В каких словосочетаниях пишется - нн-?
1) Мочё..ые яблоки.
2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.
3)Сельдь вымоче..а в молоке.
6. В каких словосочетаниях пишется - н-?
1) Кипячё..ое молоко.
2) Кипячё..ое на медленном огне молоко.
3)Вскипячё..ое молоко.
4)Некипячё..ое молоко
7. Вставьте пропущенные буквы.
1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.
2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.
8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.
1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.(П.Антокольский)
2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.(Р.Штильмарк)
3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.(В.Конецкий).
5. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)
Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...
Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса
Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Для подготовки сочинения на лингвистическую тему 9 класс ОГЭ
ОГЭ (ГИА). Цитаты, положенные в основу заданий части С (сочинение на лингвистическую тему) по сборнику типовых заданий экзаменационных вариантов под редакцией В.П.Цыбулько 2013 год. Распределение тем ...

Презентации к написанию сочинения на лингвистическую тему ,9 класс
Предложенные презентации помогут учащимся в написании сочинения на лингвистическую тему...

Структура сочинения на лингвистическую тему (9 класс)
Данный материал содержит основные требования к структуре сочинения на лингвистическую тему, а также образец сочинения. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку....