возвратный глагол
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Возвратные глаголы
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников.
М/п: пользоваться навыками аудирования (ознакомительного, детального, выборочного), переработки и преобразования информации из одной формы в другую (в схему, ключевые слова).
6ЛР: распознавать возвратные и невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками возвратности и переходностинепереходности.
Ход урока.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | Составление грамматической сказки о глаголе, шуточных рассказов на тему «Один день» (используя одни глаголы) | ТОУУ Коммуникативные УУД: 1. свободно и правильно излагать свои мысли; 2. выражать своё отношение к прочитанному, услышанному 3.Выступать перед аудиторией сверстников Познавательные УУД: 1. Владеть навыками аудирования. 2. Соотносить информацию (описательную и словесную). Духовно-нравственное воспитание: воспитание нравственного чувства, эстетического отношения к языку. |
III. Формулирование темы урока. | – Прочитайте записанные на доске выражения и скажите, что они обозначают. Читать про себя, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме. – Какое местоимение употребляется во всех этих выражениях? Определите его разряд. Почему оно так называется? – Когда ещё вы встречались с понятием «возвратный»? (Суффикс ся, возвратные глаголы.) – Какая будет тема урока? Знакома ли вам она? – Что же будет новым? На этот вопрос вы ответите в конце урока. | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. |
IV. Наблюдение и постановка проблемы. | Учитель читает строчки: Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр») А кто знает, как пишется это слово? Какие слова встретились неизвестные. А словарь зачем? - Назовите глаголы. На что они заканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов? - Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Переходные ли глаголы с –ся?) - Есть предположения? | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: 1. свободно и правильно излагать свои мысли; 2. выражать своё отношение к прочитанному, услышанному Познавательные УУД: 1.Владеть навыками аудирования. 2.Извлекать информацию из словаря. |
V. Углубление и систематизация изученного. | 1. Упр. 548 – наблюдение над использованием непереходных глаголов в тексте. Выполняется по заданиям к упражнению. – На кого направлено действие, обозначенное возвратными глаголами? (На сам предмет, оно как бы возвращается на предмет.) – Производными или непроизводными являются выписанные вами глаголы? (Да, есть производящие глаголы качать и кончать.) – Объясните написание тся в этих глаголах. 2. Чтение определения в рамке. а) Беседа после чтения. – Назовите ключевые слова урока. – Сформулируйте вопросы к каждой части этого определения. – Запишите план в виде опорных слов, графических обозначений, символов. – Как связаны возвратность и переходность глаголов? – По какому признаку можно сразу сказать, что глагол непереходный? (По суффиксу ся.) – Приведите свои примеры возвратных глаголов. Установите, производными или непроизводными они являются. б) Составление схемы образования возвратных глаголов. ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ производные непроизводные гл. + СЯ + гл. + СЯ гл.СЯ (СЬ) (СЬ) (СЬ) – Ответьте на вопрос после текста в рамке. | Познавательные УУД: 1. Извлекать и преобразовывать информацию (план, ключевые слова, схема). 2. Анализировать, синтезировать, делать выводы. Коммуникативные УУД: 1. Владеть разными видами монолога и диалога. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач. Регулятивные УУД: 1. Делать предположения на основе модели объекта. 2. Определять цель урока и характер деятельности. |
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Образуйте и запишите возвратные глаголы. Мирить – мириться, рассердить – …, обнимать – …, извинить – …, удивлять – …, глядеть – приглядеться, дружить – подружиться, ждать – …, играть – … . – Какими способами образованы возвратные глаголы? – Как называется орфограмма, которая встретилась во всех этих глаголах? (ь в сочетании ться.) 2. Упр. 550 – развивается умение определять возвратные формы глаголов, устанавливать закономерность в выборе возвратного суффикса сь или ся, составлять предложения с возвратными глаголами в любой из форм. (Закономерность: суффикс ся (сь) сохраняется во всех формах, сь пишется после гласных, а ся – после согласных.) 3. Творческая работа. (П) а) – Замените словосочетания глаголамисинонимами, графически покажите, что глаголы возвратные. Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться). б) – Запишите синонимы к глаголам. Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться). ИЛИ Творческое списывание.( Н) Упр. 549 – развивается умение употреблять в тексте подходящие по смыслу возвратные глаголы. | Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи. 2. Конструировать по образцу. 3. Владеть навыками чтения (выборочного) и аудирования. 4. Соотносить информацию (описательную и словесную). Коммуникативные УУД: 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2. Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), корректировать его. |
VI. Итог урока. | – Найдите и устно исправьте ошибки. 1) Я умылася, причесалася, оделася. 2) Дети игрались в комнате. Дополнительно упр. 552. - Назовите ключевые слова темы. –Что нового узнали, работая на уроке? Чему учились? Чему НАУЧИЛИСЬ? Как образуется возвратная форма глагола? Каков опознавательный признак возвратных глаголов? Может ли быть возвратный глагол переходным? Может ли быть невозвратный глагол переходным? - Как бы вы оценили свою работу на уроке?(+!; +; -; ?) Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки). - Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение. - Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | 1. Н Составить план текста в рамке, подготовить по нему связный ответ. 2. Упр. 553 (по заданию). 3.П Подобрать и записать пять пословиц с возвратным глаголом. (Грамоте учиться – всегда пригодится. Конь о четырёх ногах, а спотыкается. и т.д.)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».
Конспект урока русского языка в 6 классе ( УМК В.В.Бабайцевой) с сопроводительной презентацией...
Возвратные глаголы.
Тренировочные задания для закрепления употребления возвратных глаголов....
Возвратные глаголы,6 класс.
Возвратные глаголы, 6 класс. УМК ИЛ Бим...
Урок немецкого языка в 6 классе по теме "Возвратные глаголы"
Урок немецкого языка в 6 классе по теме "Возвратные глаголы" разработан по УМК "Вундеркинды" в рамках темы "Внешность. Здоровье. Гигиена". К уроку прилагается раздаточный...
Урок в 5 классе по теме "Возвратные глаголы"
Возвратные глаголы Тип урока. Урок развития умений.Цели как деятельность учеников.М/п: пользоваться навыками аудирования (ознакомительного, детального, выборочного), переработки и преобразования ...
конспект урока "Возвратные глаголы"
конспект урока "Возвратные глаголы"...