контрольная работа егэ русский язык 4 варианта
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Аторина Елена Сергеевна

контрольная работа составлена из материалов открытого банка заданий сайта фипи. может быть использована на пробном экзамене по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1.docx34.98 КБ
Файл variant_2.docx36.72 КБ
Файл variant_3.docx39.05 КБ
Файл variant_4.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвалА                2) принЯл                3) тОрты                4) начАв

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

2) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

3) Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

4) Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

4) Начало формы

4) Начало формы

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. их часы
  2. в две тысячи девятом году
  3. воздержаться от комментариев
  4. посадили двадцать яблоней

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Переводя один и тот же художественный текст,

  1. он по-разному интерпретируется переводчиками.
  2. между переводами всегда обнаруживается значительная разница.
  3. переводчики используют не одну и ту же лексику.
  4. не бывает совершенно одинаковых результатов.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. В опере «Русалочка» используются элементы народной музыки.
  2. Мой сосед учится игре на гитаре, он будет музыкантом.
  3. Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.
  4. Стоит нам тревожиться?

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Встреча с Гайдном, который проезжал через Бонн, укрепила в Бетховене решение ехать в Вену учиться у знаменитого композитора.
  2. В основу пейзажа И.И. Шишкина «Корабельная роща» легли этюды, которые были выполнены художником в родных прикамских лесах.
  3. Поэзия М.Ю. Лермонтова была одним из факторов, который заставил В.Г. Белинского острее ощутить трагическое неустройство современной жизни, глубже понять её социальные противоречия.
  4. Но ведь есть же где-нибудь на свете человек, которого она полюбит!

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)… (2)Концерн -  это крупная финансово-промышленная компания, которая объединяет банки, страховые компании, торговые дома, инвестиционные фонды. (3)… в концерн входят разнопрофильные мелкие и крупные предприятия. (4)Концерн объединяет интересы всех входящих в него предприятий, оказывает помощь своим членам в реализации особо сложных проектов, в установлении новых деловых связей, в производстве новой продукции. (5)Каждая фирма представляет на президентский совет концерна свой проект и после его одобрения начинает реализацию этого проекта. (6)Руководство концерна прекрасно понимает, что для осуществления программ нужны высококвалифицированные специалисты, способные работать в условиях рыночной экономики, поэтому с помощью концерна организован международный экономический колледж.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Грамотное ведение хозяйства позволяет уменьшить накладные расходы фирмы.
  2. Какова организационная структура концерна?
  3. Высшим органом управления предприятия является общее собрание акционеров.
  4. К инфраструктуре относятся подразделения предприятия, отвечающие за деятельность, связанную с коммерциализацией научно-технологической и другой продукции.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

1) Напротив                2) Кроме того                3) Ведь                4) Исключительно

А 9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. нужны специалисты (предложение 6)
  2. компания объединяет (предложение 2)
  3. концерн объединяет (предложение 2)
  4. объединяет интересы (предложение 4)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчиненное
  3. простое осложнённое
  4. бессоюзное сложное

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ОРГАНИЗОВАН (предложение 6).

  1. причастие
  2. деепричастие
  3. имя прилагательное
  4. наречие

А12. Укажите значение слова СОВЕТ (предложение 5).

  1. мнение
  2. деловое предложение
  3. коллегиальный орган управления
  4. согласие

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Славное место эта долина: со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, которые обвеша(1)ы зелёным плющом и увенча(2)ы купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами, высоко-высоко -  золотая бахрома облаков, а внизу -  Арагва.

  1. 1                2) 1, 2                        3) 2, 3                        4) 1, 2, 3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) задр..жать, пор..зительный, прил..гательное

2) впл..тнyю, ч..рующий, г..рдиться

3) бл..городный, к..саться, г..ризонт

4) сокр..щение, р..стение, т..ржественный

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый

2) и..коверкать, бе..жизненный, ра..торгнуть

3) пр..мудрый, пр..образовать, пр..брежный

4) без..дейный, пред..дущий, супер..гра

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) хлопоч..шь, движ..мый

  1. пряч..шься, ненавид..мый
  2. бор..шься, уполномоч..нный
  3. дыш..шь, омыва..мый

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. подразум..вать

Б. алюмини..вый

В. раскра..вать

Г. милост..вый

1) А, Б, Г                        2) А, Б                        3) А, В, Г                        4) В, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Эта (не) приятная история надолго осталась в моей памяти.
  2. В Наташином пении уже (не) было детской старательности.
  3. Ученье без уменья – (не) польза, а беда.
  4. Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Не знаю, (ОТ) ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ) ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.

2) (В) ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА) ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.

3) Некоторое время Меркулов шёл (В) СЛЕД за всеми, (ЗА) ТЕМ остановился.

4) Присутствовали (ПРИ) ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО) ЭТОМУ всеми забылось.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Мгновенно сверкнула неуловимая молния ( ) и осветила лес.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка –представляет собой (1) хорошо освещённый (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

  1. 1, 3, 4                2) 1, 2, 4                3) 1, 3                        4)  4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».

1) 1, 2, 3, 4                2) 1, 2, 4                3) 3, 4                        4) 1, 3

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками  и о сборе дани с окрестных племён.
  2. Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине.
  3. Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
  4. Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Некоторые не способны увидеть красоту окружающего мира: солнце такому человеку кажется большим фонарём, а чудное сияние звёзд в новогоднюю ночь - отблеском большого костра.

1) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Последующие части сложного предложения поясняют, раскрывают содержание того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.

  1. 1, 2                2) 2                3) 3, 4                        4) 2, 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

  1. 1, 2, 4                        2) 1, 2, 3, 4                3) 1, 3                4) 2, 4

А27. Прочитайте текст.

Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8

1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?

– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– (11)Ты точно антилопу видел?

– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!

– (17)Мне  не  мясо,  мне  рога  нужны, я  из  них  лекарство  сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем  близко,  под  самым  носом,  шагах  в  двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом. 

– (45)Вкусно, миленькая?

– (46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик.

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Дочка Савушкина была больна.
  2. Савушкину нужны были рога антилопы, чтобы приготовить лекарство для дочери.
  3. Пастух Гришка собирался охотиться на антилопу и исходил всю лощину в её поисках.
  4. Савушкин увидел антилопу с детёнышем и не стал в неё стрелять.

А29. Какое из представленных утверждений является ошибочным?

  1. В предложениях 1 - 2 представлено рассуждение.
  2. Предложение 18 объясняет содержание предложения 17.
  3. В предложении 20 содержится описание.
  4. В предложениях 38–40 содержится объяснение того, о чём говорится в предложении 36.

А30. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

  1. 18                     2) 2                3) 33                        4)34

Ответом  к  заданиям  этой  части (В1–В8)  является  слово (словосочетание),  число  или  последовательность  чисел.  Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов,  запятых  и  других  дополнительных  символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.  

В1. Из предложений 44 - 45 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложения 20 выпишите все предлоги.

В3. Из предложений 16-18 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 21-29 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих простых предложений.

В5. Среди предложений 32- 42 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 24 - 31 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 27 - 35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – __________ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: __________ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), __________ («стеклянные глаза» в предложении 24) и __________ («по лабиринтам боли» в предложении 31)». 

Список терминов:

  1. Антитеза
  2. Метафора
  3. Сравнение
  4. Анафора
  5. Ряд однородных членов
  6. Лексический повтор
  7. Риторический вопрос
  8. Риторическое восклицание
  9. Эпитет

Часть 3.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Вариант 2.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) клалА                2) звалА                3) слИвовый                4) ненадОлго

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт молодым актёрам и поэтому создал свой театр.

2) Сотрудники лесничества и пожарные совместными усилиями потушили разгоревшийся в БОЛОТИСТОЙ местности крупный природный пожар.

3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.

4) Известный режиссёр снял навеянный АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМИ мотивами фильм- групповой портрет своего поколения.

 

4) Начало формы

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. старые конюхи
  2. выйди на дорогу
  3. нет ясель рядом
  4. около двухсот автомобилей

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обнаружив в Мексике руины заброшенного древнего города,

  1. особое внимание привлекли рельефы, изображавшие фигуру танцора.
  2. французским офицером Дюпе было положено начало исследования одной из великих цивилизаций доколумбовой Америки.
  3. французский офицер Дюпе обратил внимание на рельефы, изображавшие фигуру танцора.
  4. позже выяснилось, что это следы великой цивилизации.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Главным и удивительным свойством Аркадия Гайдара было то, что его жизнь никак нельзя было отделить от его книг.
  2. В эпоху Екатерины II в Кремле было воздвигнуто одно из величественнейших и значительнейших по исторической судьбе зданий, долгое время называвшееся Сенатом.
  3. Чувство восхищения учителем переполняло оратора, речь которого была взволнованной и проникновенной.
  4. Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля слишком ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.
  2. В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
  3. Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
  4. Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

1)… (2)Покрытые толстой железной обшивкой, вооружённые тяжёлыми орудиями, они тогда представляли собой настоящее чудо техники. (3)В их конструкции были воплощены самые последние достижения в области механики, теплотехники, средств связи, электротехники, оптики. (4)Их мощь особенно впечатляла на фоне положения в сухопутных армиях, которые, также получив новое вооружение, всё-таки сохранили свою прежнюю структуру и способы ведения боевых действий. (5)… предполагалось, что именно эскадры броненосцев, сойдясь между собой в генеральном сражении, решат исход грядущей войны. (6)А крейсеры, несколько хуже вооружённые, но обладавшие большей скоростью и дальностью хода, предназначались для разведки и выведения броненосцев на боевые позиции.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Миноносец, отличаясь лёгкостью и небольшими размерами, развивал очень высокую скорость.
  2. Появление торпеды произвело в мире военной морской техники небывалый эффект.
  3. Строительство огромного флота требовало таких же огромных средств.
  4. К концу XIX века самыми крупными кораблями были броненосцы.

А8. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

  1. Поэтому                2) Напротив,                3) Наоборот,                 4) Однако

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. решат исход (предложение 5)
  2. представляли чудо (предложение 2)
  3. воплощены достижения (предложение 3)
  4. которые сохранили (предложение 4)

А 10. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

  1. простое осложнённое
  2. сложносочинённое
  3. сложноподчинённое
  4. сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

А11. Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.

  1. 5                        2) 2                        3) 3                        4) 4

А12. Какое слово в тексте имеет значение «состав и взаимное расположение частей какого-либо сооружения»?

  1. конструкция (предложение 3)
  2. орудие (предложение 2)
  3. теплотехника (предложение 3)
  4. сражение (предложение 5)

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

  1. 1, 3, 4, 5                2) 2, 5                3) 2, 3, 4                4) 1, 2, 3, 4

А 14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ун..чтожать, мет..орология, прот..реть

2) ут..шение, раскр..снеться, д..лёкий

3) предл..гать, пр..тензия, обр..млённый

4) к..ричневый, зам..рев, см..рение

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) вз..ерошить, порт..ера, с..естной

2) с..подчинение, раз..чаровать, без..тказный

3) непр..взойдённый, пр..большой, сопр..частность

4) бе..жалостность, в..тревожиться, неи..бежный

4) Начало формы

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) пол..шь, вид..мый

2) предвид..шь, воспева..мый

3) практику..шь, независ..мый

4)   колебл..шься, неприемл..мый

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. овлад..вающий

Б. циркони..вый

В. выстра..вая

Г. быстр..нько 

1)  Б, Г                        2) А, Б, Г                3) В                        4) А, В

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. (Не) законченная шахматная партия перенесена на завтра.
  2. За полотном железной дороги (не) проходимой стеной стоит молодой сосняк.
  3. (Не) редко предметом художественного изображения бывают чувства поэта.
  4. В лёгкой синеве неба, ещё (не) потеплевшей после ночи, розовели облака.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (И) ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО) ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.

2) Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА) ПОДОБИЕ шпиля.

3) Блок ПРЕДПОЧЁЛ(БЫ) , ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир – «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.

4) (НА) РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В) ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении.

 В воздухе парило ( ) и день обещал быть нестерпимо жарким.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

  1. 1, 4                2) 2, 3                3) 1, 2, 3, 4                4) 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры  пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

  1. 1, 2                2) 1, 2, 3, 4                3) 3                4) 1, 3

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
  2. В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
  3. И не видит и не слышит и не замечает ничего и сам с собою разговаривает!
  4. Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Григорий Михайлович не советовал студентам идти в художественный кинематограф: лучше самому делать фильмы о микробах, станках, удобрениях или работать режиссёром кинохроники, нежели быть ассистентом в игровом кино.

  1. Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть сложного предложения противопоставлена первой части по содержанию.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  4. Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.

  1. 1, 2, 3                   2) 2                        3) 2, 4                        4) 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

  1. 1, 3                2) 2, 3, 4                3) 1, 3, 4                4) 1, 2, 4

А27. Прочитайте текст.

Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, который связан с появлением в искусстве и литературе течения, известного под названием «романтизм». Романтизм стал утверждать личные чувства и переживания: вместо культа здравого смысла, разума - культ человеческих чувств. В области искусства романтизм выдвинул на первый план пейзажную живопись, ибо природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, связанный с появлением в искусстве и литературе течения под названием «романтизм», благодаря чему в области искусства был отвергнут принцип, в соответствии с которым о произведениях искусства судили исключительно по их содержанию.

2) Зародившийся во второй половине ХVIII века романтизм выдвинул в искусстве на первый план пейзажную живопись, так как без природы невозможно восприятие чувств.

3) В области искусства самым значительным проявлением романтизма как течения стала пейзажная живопись, и место это пейзажная живопись сохранила до наших дней, ибо природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.

4) Романтизм, появившийся во второй половине XVIII века и утверждавший культ чувств человека, в области искусства выдвинул на первый план пейзажную живопись, считая, что именно природа вызывает в человеке чувства, без которых невозможно восприятие прекрасного.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8

 (1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.

(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».

(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.

(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».

(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.

(По М.С. Крюкову*)

* Марлен Сергеевич Крюков (1931–1997 гг.) – русский писатель, журналист.

А28. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

  1. Александрийский маяк был построен  по приказу Птолемея Филадельфа.
  2. Истина теряется в веках, и установить её не представляется возможным.
  3. Человек, ощущающий себя умнее всех, оказавшись у власти, может нанести вред делу.
  4. Каждый человек, по мысли Л. Толстого, лицо историческое, потому что он несёт ответственность за судьбу всего мира.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. Предложения 1 - 8 содержат рассуждение.
  2. В предложениях 17 - 20 представлено повествование.
  3. Предложения 21 - 24 включают элемент описания.
  4. В предложениях 27 - 28 перечислены последовательные действия персонажа.

А30. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

  1. 22                     2) 24                    3) 3                        4)28

Ответом  к  заданиям  этой  части (В1–В8)  является  слово (словосочетание),  число  или  последовательность  чисел.  Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов,  запятых  и  других  дополнительных  символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.  

В1. Укажите способ образования слова УГЛУБЛЕНИЕ (предложение 27).

В2. Из предложений 30-31 выписать имя прилагательное в форме сравнительной степени.

В3. Из предложения 13 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 17- 24 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

В 5. Среди предложений 1- 7 найдите предложение с обособленным нераспространённым согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 17- 22 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 26 - 29 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

В8. «Приём -  __________ (предложения 25 - 27)- и синтаксическое средство выразительности  __________ (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство-   __________ («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём  __________ (предложения 13, 15) -  задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:

  1. метафора
  2. индивидуально-авторские слова
  3. эпитеты
  4. общественно-политическая лексика
  5. вводное слово
  6. вопросно-ответная форма
  7. цитирование
  8. диалектизм
  9. ряды однородных членов

Часть 3.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 3.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) снялА                2) кранЫ                3) окружИт                4) ловкА

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В этой ГОРИСТОЙ местности прячутся глубокие тёмные пропасти.

2) Опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – это два с половиной часа непрерывной музыки, почти НЕСТЕРПИМОЙ в своём драматизме.

3) В театре состоялся БЛАГОТВОРНЫЙ концерт, в котором приняли участие известные актёры.

4)ДИПЛОМАТИЧЕКАЯ миссия завершилась успешно благодаря профессионализму представителей страны.

4) Начало формы

4) Начало формы

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. восьмиста страниц
  2. прополощи бельё
  3. подпишите договоры
  4. на их тетрадях

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Осуществляя запуск искусственных спутников,

  1. расширились возможности радио- и телевещания, а также телефонной связи.
  2. ставилась не только научная цель.
  3. это привело к развитию новых технологий.
  4. можно получить важную научную информацию.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Зал встретил писателя неожиданными аплодисментами для него.
  2. Ввиду ожидаемой грозы полёты в Новосибирск отменяются.
  3. Лучший подарок к юбилею старейшего в городе университета трудно было придумать.
  4. Главное, чему необходимо уделить внимание, -  это художественная сторона произведения..

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)Интерьер в картине И. Репина «Не ждали» пронизан зыбким светом солнца, которое едва проглядывает сквозь грозовые облака. 

2)Знакомство с зарубежной художественной жизнью было неизбежным этапом почти для всех отечественных мастеров, которые вступили в профессиональную жизнь в конце XIX- начале XX века. 

3) С начала 1919 года в Витебске работало Народное художественное училище, которое организовал Марк Шагал.

4) Судьба сохранила холсты Малевича в войну: угол подвала, в котором они были спрятаны, чудом уцелел.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)… (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (3)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся  первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6)… Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. В «золотой век» Екатерины II общественные условия заметно изменяются.
  2. Основное значение «Российской грамматики» М.В. Ломоносова для истории русского литературного языка заключается в том, что это первая действительно научная книга о русском языке.
  3. В «среднем стиле», по мнению Ломоносова, должны употребляться слова, общая эмоциональная окраска которых нейтральна.
  4. В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов.

 А8. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Но                 2) Например                3) Сюда                4) Поэтому

А 9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

 1) не было (предложение 5)  

2) это привело (предложение 2)

 3) что было (предложение 3)

4) он являлся (предложение 4)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

  1. простое осложнённое
  2.  сложноподчинённое

   3) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями

  4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

А11. Укажите предложение, в котором употреблено действительное причастие.

  1. 5                             2) 2                           3) 3                        4) 4

А12. Укажите значение слова ЯЗЫК в предложении 4.

  1. способность говорить
  2. исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, служащая средством общения
  3. объяснение чего-либо
  4. подвижный мышечный орган в полости рта

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется  одна буква Н?

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.

  1.  1,2                2) 2                        3) 3                        4) 1,2,3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вр..дители, фраз..ологический, зап..реть (дверь)

2) предпол..жительно, к..мпонент, усл..жнённый

3) л..леять, задр..жавший, прик..сновение

4) од..чать, п..стух, осл..пительный

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) д..бела, непр..будный, нед..варить

2) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть

3) пр..вращение, пр..глушить, пр..дставить

4) раз..грать, фин..нспектор, с..грать

А16. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

  1. дорогосто..щая мебель, лица сия..т радостью
  2. к нам донос..тся крики, дремл..щие силы
  3. мо..щиеся обои, ветры разве..т облака
  4. скоропорт..щиеся продукты, остатки снега быстро та..т

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. гел..вый

Б. забол..вающий

В. доходч..вость

Г. вздраг..вающий

1) А, Б, Г                        2) А, Б                3) В, Г                4) А, В, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Тайна (не) раскрыта.
  2. (Не) дочитанная до середины книга лежала на тумбочке.
  3. (Не) заметь реставратор трещины, древнейшие фрески могли бы погибнуть.
  4. Рассеянный, (не) внимательный пассажир оставил зонтик в метро.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (НЕ) СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

2) (С) ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ) ЧАС же вспыхнула вдали.

3) Пройдя (В) ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО) ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.

4) Я хочу поговорить с вами (НА) СЧЁТ квартиры, (В) СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров ( ) и деревья здесь высокие и прямые.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 
  2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

  1. 1, 4                2)  2, 3                 3) 1, 2, 3, 4                        4)  4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

1) 1, 2, 3, 4                2) 1, 3                3) 3, 4                        4) 1, 2

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали

   для нас привычными и даже будничными.

  1. Крестьяне разводили кур и уток и гусей.
  2. Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.
  3. Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Искусство живописи существует столетия: во все времена люди стремились познать гармонию мира, созерцая полотна великих мастеров.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

  1. 1                2)  1, 3                3) 3                        4) 2, 3

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

  1. 2, 3, 4                        2) 1, 3, 4                3) 2, 3                4)  1, 2, 4

А27. Прочитайте текст.

Рассматривая археологические находки последних десятилетий, учёные всё более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал.
С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников вплоть до конца Х века носили скандинавские имена. С другой – попав в Киев и со временем став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворились в славянском населении.

 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Археологические находки свидетельствуют о том, что древнерусское государство возникло в результате взаимодействия славянского и варяжского начал, что подтверждают скандинавские имена киевлян, правящих до конца X века, и полное слияние варягов со славянским населением.

2) На основании археологических находок последних десятилетий учёные всё более склонны говорить о возникновении и становлении древнерусского государства под названием Киевская Русь.

3) Учёные склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате активного участия шведов, однако, став частью древнерусской элиты, они не растворились в славянском населении.

4) На основании археологических находок учёные установили, что все киевские правители и большая часть дружинников до конца Х века носили скандинавские имена.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?

(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)Засыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».

(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

(32) – Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова…

(39) – Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же…

(41) – Мы согласно инструкции…

(42)Вот и весь разговор.

(43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном –о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…  (По В. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) – современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

А28. В каком предложении сформулирован вывод, к которому приходит автор текста?

  1. 14                2) 20                3) 33                4) 43

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. В предложениях 1 - 3 содержится описание.
  2. В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6. 
  3. В предложениях 10- 16 представлено рассуждение.
  4. В предложениях 43-44 представлено повествование.

А30. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

  1. 16                     2) 23                3) 30                        4) 31

Ответом  к  заданиям  этой  части (В1–В8)  является  слово (словосочетание),  число  или  последовательность  чисел.  Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов,  запятых  и  других  дополнительных  символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.  

В1. Определите способ образования слова ПРОЯВЛЕНИЕ (предложение 19).

В2. Из предложения 43 выпишите существительное, образованное путём перехода из другой части речи.

В3. Из предложений 30 - 31 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 1 - 15 найдите простые односоставные неопределённо-личные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 7 - 19 укажите предложение, в котором есть обособленное согласованное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 21 - 31 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 7 - 15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. «Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп – __________ («жутковатая … тишина») – и синтаксическое средство – __________ (предложения 16, 22) – помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство – __________ (в предложениях 11–12) и такой приём, как __________ (предложения 23–25)».

Список терминов:

  1. Литота
  2. Эпитет
  3. Лексический повтор
  4. Фразеологизм
  5. антонимы
  6. однородные члены предложения
  7. диалектизмы
  8. Риторический вопрос
  9. Вопросно-ответная форма изложения

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 4.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бОроду                2) бАнты                3) досУха                4) щемИт

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара.

2) Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных.

3) Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.

4) По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ.

4) Начало формы

4) Начало формы

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара чулок
  2. звончее
  3. известные лекторы
  4. изрешечённый

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая книги Достоевского,

  1. привлекают философские искания писателя.
  2. особенно интересны разные типы людей, описанные им.
  3. удивляешься его глубокому постижению человеческой души.
  4. рассуждения автора интересны.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Самая высокая степень человеческой мудрости -  умение сохранять спокойствие духа вопреки внешних угроз.
  2. Тех, кто в ХVIII столетии высказал предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.
  3. Сосед по купе спросил попутчицу, не из Саратова ли она.
  4. Вечером мы уже были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.
  2. Математическая теория передачи информации многим обязана существованию простого выражения, которое является мерой свободы выбора в сообщениях.
  3. Тексты, которые посвящены научным проблемам естественных и инженерных наук, значительно отличаются от текстов из области гуманитарных наук.
  4. В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, в которых авторы «звукописали» картины природы.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)… (2)Однако они не позволяют обеспечить совместный доступ к информации пользователям, находящимся, например, в разных частях города. (3)Тогда на помощь приходят региональные сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона. (4)А многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа, создают собственные, так называемые корпоративные сети. (5)Наконец, развивается Интернет –  глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие сети и включающая миллионы компьютеров, в памяти которых хранится огромный объём информации. (6)… в настоящее время сотни миллионов людей пользуются информационными услугами Интернета.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Исследователи обнаружили, что Интернет оказывает сильное влияние на жизнь людей.
  2. Интернет в первую очередь воспринимается именно как хранилище информации, а не как инструмент для получения тех или иных услуг.
  3. Локальные сети обычно объединяют несколько десятков компьютеров, размещённых в одном здании.
  4. Информационный ресурс третьего тысячелетия представляет собой совершенно новое пространство жизнедеятельности человека.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Наоборот                2) Тем не менее                3) Однако                4) Не случайно

А 9. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) многие сети (предложение 5) 

2) доступ (предложение 2)

3) компьютеры (предложение 3) 

4) сотни миллионов людей (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

  1. сложное бессоюзное
  2. сложносочиненное
  3. сложноподчинённое
  4. простое осложнённое

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ОДНАКО (предложение 2).

  1. союз
  2. наречие
  3. частица
  4. предлог

А12. Укажите значение слова СЕТЬ в тексте.

  1. приспособление из перекрещивающихся нитей
  2. совокупность линий связи, система коммуникаций
  3. единая система учреждений
  4. группа лиц из одной организации

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.

  1. 1                2) 2, 3                        3)  3                        4) 1, 3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) л..леять, задр..жавший, прик..сновение

2) оз..рять, об..няние, поз..лоченный

3) препод..вать, нап..дение, осл..бев

4) в..ртуоз, бл..стеть, одр..хлевший

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) сни..хождение, и..колесить, ра..ценки

2) пр..стыдить, пр..града, пр..вокзальный

3) от..скать, пост..ндустриальный, под..грать

4) по..коп, о..жать, на..треснутый

А16. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) жалобно забле..т ягнята, беспоко..щийся о детях

  1. се..щий с утра дождь, его обещания ничего не сто..т
  2. мол..щий о помощи, пассажиры дремл..т в креслах
  3. орехи хорошо кол..тся, колебл..щийся от ветра

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А. испыт..вать

Б. толк..тня

В. запрост..

Г. раскрепощ..нность

1) А, Б                        2) Б, В, Г                        3)  В, Г                        4) Б, В

А18. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно?

  1. Касьяна (не) слишком обрадовало наше внезапное посещение.
  2. Чацкий уезжает, (не) найдя сочувствия живого.
  3. Меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где (ни) что не помешает работать.
  4. Анна Павловна дала понять, что ни она, (ни) кто-то другой не имеют права обсуждать желания императрицы.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Андрей Рублёв был (ПО) ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ) ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запечатлён художник.

2) ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА) ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

3) (В) НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая – даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В) ПЕРЁД не идёт.

4) Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К) ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ) ЧАС отразил в себе нежную зелень.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора ( ) и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 
  3. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

  1. 1, 2,  3, 4                2) 1, 3                3) 1, 3, 4                4) 3, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

1) 1, 2                2) 1, 2, 3, 4                3) 3, 4                        4) 1, 2, 4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
  2. В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
  3. Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
  4. В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Уже в своих ранних произведениях Шуберт использовал звукоизобразительные возможности фортепиано в экспрессивных целях: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание пчелы, порхание бабочек.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

  1. 1, 3                2) 2, 3                3) 1, 4                        4) 2, 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

  1. 1, 3                2) 1, 2, 3, 4                3) 2, 3, 4                4) 2, 4

А27. Прочитайте текст.

В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. Бесспорно, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

2) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

3) Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

4) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины  –   это представители второй земной цивилизации.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8

 (1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

(20)– Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече.
(45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

(По Р. Савинову*)

Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) – российский писатель, публицист.

А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

  1. Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу.
  2. Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда.
  3. Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Сисявы жили люди.
  4. После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности - радоваться каждой минуте жизни.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.
  2. В предложениях 11 - 12 содержится повествование.
  3. В предложении 14 представлено описание действий персонажа..
  4. В предложении 45 представлено повествование.

А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

  1. 5                     2) 14                3) 15                        4)33

Ответом  к  заданиям  этой  части (В1–В8)  является  слово (словосочетание),  число  или  последовательность  чисел.  Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов,  запятых  и  других  дополнительных  символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.  

В1. Из предложения 34  выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 9-11 выпишите все союзы.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РОБКО ШЕВЕЛИЛИСЬ (предложение 39).

В4. Среди предложений 8-14 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 30 - 39 найдите сложное предложение, в состав которого входят сравнительные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 9 - 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. «Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство- _______ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. _______(«печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп - ______(в предложении 28) - помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство - ______(предложение 36) -  отражает глубину чувств юноши».

Список терминов:

  1. диалектизм
  2. эпитеты
  3. парцелляция
  4. синтаксический параллелизм
  5. вопросительное предложение
  6. сравнительный оборот
  7. просторечное слово
  8. метафора
  9. анафора

Часть 3.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты контрольной работы по русскому языку в 11 классе

Материал подобран таким образом,чтобы учащиеся могли повторить сложные случаи правописания и пунктуации....

Диагностическая контрольная работа по русскому языку. 9 класс. Варианты 1, 2

Предлагаемый материал содержит два варианта контрольной работы по русскому языку для учащихся 9-х классов в формате ГИА. Задания разработаны на основе рассказов В.Н. Крупина "Утя" и "А ты улыбайся!"...

Диагностическая контрольная работа по русскому языку 8 класс 1-2 вариант (Подготовка к ГИА)

Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны...

Диагностическая контрольная работа по русскому языку 7 класс 1-2 вариант (Подготовка к ГИА)

Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны...

Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса

Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса...

Варианты контрольных работ по русскому языку по темам курса 7 класса в тестовой форме.

Вариант контрольных работ по русскому языку для 7 класса.Тестовые задания для повторения и усвоения материала, проверки знаний. Тест позволит целенаправленно и систематически работать над изучаемым ма...

Варианты контрольных работ по русскому языку по темам курса 7 класса в тестовой форме.

Вариант контрольных работ по русскому языку для 7 класса.Тестовые задания для повторения и усвоения материала, проверки знаний. Тест позволит целенаправленно и систематически работать над изучаемым ма...