ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
в разделе содержатся тесты, упражнения для подготовки к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskaya_osnova.pdf | 75.16 КБ |
foneticheskaya_sistema_russkogo_yazyka.pdf | 95.74 КБ |
gia_2013_russkiy_yazyk._tipov._test._zadaniya_egoraeva_g.t_2013_-94s.pdf | 2.92 МБ |
1._a3.ppt | 652.5 КБ |
1._szhatoe_izlozhenie.ppt | 226.5 КБ |
1._tekst_gia.ppt | 354 КБ |
2._a4.ppt | 320 КБ |
2._model_provedeniya_szhatogo_izlozheniya.ppt | 134.5 КБ |
2._pishem_sochinenie_na.pptx | 197.72 КБ |
3._a5_trenazhyor.ppt | 1.02 МБ |
3._a5.ppt | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные средства выразительности Эпитеты Метафора Сравнение Олицетворение Гипербола
ЭПИТЕТЫ (художественное определение) « Прилагательное , употреблённое в переносном смысле для создания образа». Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов (М. Волошин); Прости, пленительная влага И первоздания туман! (С. Городецкий). Преступный и пасмурный Тауэр… Опишите водопад и его окружение, используя эпитеты.
МЕТАФОРА Греч. metaphora – перенесение. Перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству («скрытое сравнение»). И меркнет звёзд алмазный трепет В бездольном холоде зари (М. Волошин); В саду горит костёр рябины красной (С. Есенин); Почему в качестве иллюстрации к данному средству выразительности использована именно эта картинка? Придумайте описание с помощью метафоры.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Перенесение свойств человека (одушевлённого, живого лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных. Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана… (М.Лермонтов); На дела их картины Смотрят строго со стен.
СРАВНЕНИЕ / СРАВН. ОБОРОТ Сопоставление явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделения особо важного в художественном отношении признака . Средства связи То, с чем сравнивается То, что сравнивается
СРАВНЕНИЕ Используя сравнения, опишите эти цветы Способы выражения сравнительной конструкции с помощью сравнительных союзов будто, точно, словно, как, что : Маленькая рябинка, точно угасающий костёр , выделялась на белом снегу. существительным в форме творительного падежа: Лежал закат костром багровым (А. Ахматова); оборот в форме сравнительной степени имени прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури … (М. Лермонтов); сравнение с помощью слов, указывающих на схожесть явлений – кажется, напоминает, похож и т.д.: Что-то назойливо и монотонно жужжало подобно мухе , бившейся о стекло. при помощи фразеологического оборота: Третья трель звонка заставила его подскочить и бежать к телефону как на пожар.
ГИПЕРБОЛА Греч. hyperbole – преувеличение. Перенос значения с одного предмета, явления на другой по количественному признаку; количественное усиление признака. Я тебя сто лет не видел; В сто сорок солнц закат сиял… (В. Маяковский);
Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)? Метафора Сравнение Гипербола Эпитеты
Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов) Эпитет Метафора Гипербола Сравнение
Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Укажите предложение, в котором содержится метафора Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
Укажите предложение, в котором содержится эпитет Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях? «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот
Какое средство речевой выразительности используется в предложении? «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы
Какое средство речевой выразительности используется в предложении? «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора
Какое средство речевой выразительности используется в предложении? «За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». Лексика разговорного стиля Эпитет Олицетворение Гипербола
УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , В КОТОРОМ СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ЭПИТЕТ Мама, мы нашли странный цветок! И они зашагали к клёну с красными листьями. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами.
УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , В КОТОРОМ СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ МЕТАФОРА Круглое разожжённое морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея. И вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над партой и громко крикнул: «Зимний дуб!» Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем. И она вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человечек в разношенных валенках.
УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , В КОТОРОМ СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета? Глаз, что ли, у тебя нет? И дух захватило от осинкиной красоты, от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты её не видел, а и вообще осинки не замечал. Думаешь, песок обязательно желтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола.
УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , В КОТОРОМ СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМ В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. Он лежал на плащ-палатке. Очень бледный, потерявший свой девичий румянец. Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговоренного, а Лешка любил ясность.
УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , В КОТОРОМ СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ЭПИТЕТЫ По-прежнему ясно и спокойно светил месяц и освещал величавую голову Бетховена, его мощную и благородную фигуру. Молодой человек подошел к Бетховену. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Однажды в лунный весенний вечер я зашел к Бетховену и предложил прогуляться.
Желаю сдать экзамен на «5»!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Источник примеров ГИА‐2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2011. – 192 с. – ( ГИА‐2012 . ФИПИ ‐ школе).
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2. Напишите сочинение‐рассуждение , раскрывая смысл высказывания NN : «……..». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста . Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование . Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами NN. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев…нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Обратите внимание! Аргументируя свой ответ, ученику необходимо привести по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему языковые явления , указанные (названные) в ключевых словах приведённого в задании высказывания (всего 2 примера) из текста ; Приводя примеры, необходимо указать номера нужных предложений или применить цитирование; Начать сочинение можно словами, приведёнными в тексте задания С2 .; Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Тип речи рассуждение Задачи Схематическое строение текста Основные понятия Средства связи в тексте Языковые средства Исследовать предмет или явление; сравнить, обобщить, доказать, обосновать ту или иную информацию. Убедить адресата в чём‐либо , укрепить или, наоборот, изменить его мнение. Для этого необходимо использовать логически стройную систему доказательств Тезис Тезис – основная мысль, которая требует доказательства или объяснения) Почему? Лексика – слова, обозначающие отвлечённые понятия; слова со значением следствия, вывода (значит, поэтому, таким образом, следовательно). Синтаксис – вводные слова, вопросительные предложения, вопросно‐ответная форма построения текста, цепь вопросов‐ раздумий, альтернативные вопросы (с союзом или); слова‐предложения да, нет. 2. Аргументы Аргументы – доводы, суждения, ссылки на авторитеты, аксиомы, которые обосновывают истинность тезиса Потому что, так как 3. Примеры Во-первых, Например, Наконец 4. Вывод Вывод заключение, обобщение Таким образом Следовательно
Синтаксический уровень языковой системы СИНТАКСИС – раздел грамматики, изучающий формы и типы предложений, структуру словосочетаний и связи слов в предложении и словосочетании ; Слова при этом изучаются не как лексические единицы (лексический уровень), а как члены предложения.
В синтаксисе выделяют две части учение о словосочетании, которое рассматривает типы синтаксических отношений между словами и разновидности подчинительных словосочетаний; учение о предложении, которое излагает законы построения простых и сложных предложений. Словосочетание : типы словосочетаний, виды синтаксической связи; Предложение : типы предложений Пунктуация НЕ входит в грамматику, а представляет свод правил употребления знаков препинания для наглядно‐графической схематизации высказывания.
Примеры высказываний, связанные с темой « Синтакис » Вариант 5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому‐то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков ‐ Щедрин Вариант 6. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог . Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Литературная энциклопедия Вариант 15. «Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль ‐ функцию общения ? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский
Примеры высказываний, связанные с темой « Синтакис » Вариант 19. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке , хотя бы по части синтаксиса ». Борис Викторович Шергин Вариант 20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании ». Ираида Ивановна Постникова Вариант 28. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи‐единицы : звук, морфема, слово , словосочетание , предложение… И каждая из них занимает своё место в системе , каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов Вариант 25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Николай Гаврилович Чернышевский Вариант 36. «Функции абзаца тесно связаны с функционально – стилевой принадлежностью текста , вместе с тем отражают и индивидуально – авторскую особенность оформления текста». Н ина Сергеевна Валгина
Алгоритм построения сочинения‐рассуждения 1. Прочитайте внимательно высказывание. Выделите в нём ключевые слова. 2. Найдите в тексте примеры, подтверждающие ( иллюстрирующие) ключевые слова. Укажите номера нужных предложений или используйте частичное цитирование. 3. Напишите вступление. Начать сочинение можно как фразой , предложенной в задании, так и собственным высказыванием , интерпретирующим ключевые слова (используйте речевые клише). 4. Постройте логично и последовательно композицию основной части , включив в Абзац 2 Пример 1, а в Абзац 3 – Пример 2 из текста ( используйте речевые клише). 5. В Абзаце 4 напишите заключение, в котором подтверди те верность высказывания, предложенного в задании (используйте речевые клише).
1. Читаю высказывание «Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль ‐ функцию общения? Это синтаксис ». А.А . Реформатский
2. Выделяю ключевые сло ва «Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль ‐ функцию общения ? Это синтаксис ». А.А. Реформатский
3. Пишу вступление Передо мной фраза великого русского лингвиста – Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль ‐ функцию общения? Это синтаксис ». Раскрывая смысл этого высказывания, хочу обратиться к тексту и привести доказательства верности высказанной мысли.
4. Пишу основную часть Общаясь, человек строит предложения. От того, как он соединяет предложения в текст, какие типы и структуры предложений использует, зависит, поймут ли его читатели или слушатели. В прочитанном тексте мы видим, что автор использует сложноподчинённое предложение для того, чтобы раскрыть смысл глагола в главной части (предложение 23 ). Кроме того, обособленные обстоятельства помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного , выраженного деепричастным оборотом , точнее сказать о том, каким образом совершается действие (предложение 36).
5. Пишу заключение Таким образом, я доказал, что синтаксис играет важную роль в общении и позволяет автору точнее реализовать свой замысел .
Речевые клише (синонимы) Лингвист , учёный, языковед, автор высказывания , филолог . Утверждал , считал, писал, рассуждал. Высказывание , афоризм, мысль, утверждение, суждение , мнение, слова, изречение. Справедливо , верно, неоспоримо, бесспорно , понятно .
Речевые клише (основная часть) я (полностью) согласен с …; не могу не согласиться с …; я вынужден согласиться с …; я разделяю точку зрения …; я поддерживаю мнение …; автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна ; бесспорно мнение автора о том, что... разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
Речевые клише (основная часть) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … из предложения № __ текста .... Проиллюстрировать названное явление синтаксиса можно на примере предложения №__ текста. Пример можно найти в предложении № ... . Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения , в котором автор использует... В подтверждение приведу пример, демонстрирующий … предложение №прочитанного мною текста. Рассмотрим в качестве примера предложения №__. Это подтверждает наш вывод о том, что … .
Речевые клише (заключение) вводные слова: таким образом, итак, в заключение , как видим и др .; синтаксические конструкции: итак, можно увидеть , что...; в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...
Высказывание: Вариант № 5 из Пособия « ГИА-36 » « Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте ; поэтому‐то она легко находит и ясное для себя выражение . И синтаксис , и грамматика , и знаки препинания охотно ей повинуются ». М . Е. Салтыков ‐ Щедрин
Пример сочинения‐рассуждения Великий русский писатель М.Е. Салтыков‐Щедрин утверждал : « Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому‐то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ , приведу два примера из прочитанного текста . Одним из элементов синтаксиса является предложение. Оно может быть как простым, так и сложным. Автор использует сложноподчинённое предложение для того, чтобы раскрыть смысл глагола в главной части (1 ). Составляющая часть грамматики – морфология. Использование однородных предложений, выраженных глаголами помогает перечислить последовательность действий героя ( 21 ). Таким образом, я доказал, что синтаксис и грамматика играет важную роль в формировании мысли.
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНАХ!