Задания по исторической грамматике
олимпиадные задания по русскому языку по теме
Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_istoricheskoy_grammatike.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по исторической грамматике
1. Приведите обобщающее название для слов каждого ряда:
А) наручи, поножи, тегиляй шелом, шишак;
Б) секира, тесак, бердыш, кистень, чекан;
В) кика, коруна, убрус, повой, кокошник;
Г) поршни, черевички, бахилы, плетешки, лапотцы;
Д) полабы, кашубы, древляне, мораване.
2. Восстановите древний корень следующих слов и найдите их родню в современном языке: оборотень, перчатки.
3. Древнерусский язык заимствовал из старославянского некоторые элементы, которые называются старославянизмами (славянизмами). Восстановите таблицу, приводя примеры.
славянизмы | русизмы |
1. Неполногласные сочетания -Ра- (храбрый) -Ре- (?) 2. Начальные - Ра, - ла. (Работа,…? ) 3. Начальное Э (елень, езело, един) 4. Начальное А (азъ, агнец) 5. Начальное ? (примеры ?) 6. Буква Щ (сочетание шт) (освещение) 7.Сочетание согласных ? (пример ?) 8. Сочетание согласных КТ, ГТ (ректи, могти) | 1.Полногласные сочетания: - оро- ( ?) - ере- ( берег) 2. Начальные -ро, -ло. (?) 3. Начальное ? (примеры ? ) 4. Начальное ? (примеры ?) 5. Начальное У (уный, уродливый) 6. Буква ? (однокоренное слову освещение ?) 7. Буква Ж (одёжа) 8. Буква ? (примеры ?) |
4. Славянизмы легко вошли в употребление авторами древнерусских памятников. Сейчас трудно судить, чем руководствовался книжник, когда выбирал, какой компонент употребить: старославянизм или русизм. Но некоторые закономерности можно проследить. Как вы думаете, в каком стиле употребляется русизм «голова», а в каком соответствующий ему старославянизм ? Составьте предложения, показывающие их стилистическую окраску?
5. Назовите старославянизм и русизм, которые обозначали «помещение». Одно из слов является в современном языке архаизмом и употребляется для обозначения «роскошных апартаментов». Другое – употребительное в настоящее время, имеет отношение к людям, связанных с религией.
6. Назовите соответствующие русские синонимы данным старославянизмам:
Седьмица, истина, свадьба, питати, ланита.
7. Данные слова употреблялись часто в деловом стиле древнерусского языка и являлись названиями людей по роду их деятельности. Кто такие : смерд, мытник, закуп, словене, русь ?
8. В юридической терминологии ДРЯ слово «голова» обозначало «убитый человек». Как же тогда звали «убийцу», если к корню этого слова присоединить продуктивный суффикс, указывающий на род занятия или предмет.
9 Кто такие ,по вашему, «послух» и «видок»? Почему их так назвали ?
10. В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкин искусно смешивает славянизмы и разговорную лексику. Например, Басманов говорит: «Какое же мне поприще откроется, когда он сломит рог боярству?» Где же это смешение?
11. В древнерусском языке существовал фразеологический оборот «друг ситцевый». Что обозначал он? Слово «ситцевый» было образовано от местоимения сиеsь, которое в современном русском языке входит в разряд указательных местоимений. Назовите это указательное местоимение.
12. Восстановите современную форму древнерусских местоимений: ONЪ, КЪТО, КОЛИКЪ, ВЬСЯКЪ, КЪЖЬДО, СЯ, АЗЪ, N КЪТО.
13. В предложении «О Днепре… ты еси пробилъ каменные горы…» подчеркните сказуемое и определите его тип.
14. В древнерусском языке существовала сложная форма прошедшего времени – плюсквамперфект, которая использовалась для обозначения действия, произошедшего заведомо очень – очень давно. Пример плюсквамперфекта мы можем встретить в зачине русских народных сказок. Приведите пример.
15. Назовите два звука в славянских языках, которые в сильной позиции (под ударением) совпали со звуками [о ] и [э] , а в слабой позиции (на конце слова) были близки к нулю звука , и поэтому утратились.
16. В Новгородской летописи 13 – 14 века встречаются орфографические ошибки. Например: РЖИ, ПОСЛАША, В КИ В . Исправьте эти ошибки, соотнеся их с современными формами написания этих слов. Не забывайте, что слоги в древнерусском слове не должны были быть закрытыми.
17. К какому фонетическому процессу в современном русском языке привело исчезновение конечных гласных Ъ и Ь?
18. В древнерусском слове СЪБЪРЪ три гласных Ъ. В сильной позиции один из этих звуков преобразовался в звук [о], остальные две позиции для него слабые, и поэтому он стал равен нулю звука . Восстановите современную форму слова и назовите фонетический процесс, которому подвергается согласный в приставке.
19. Восстановите пропущенные звенья цепи «Периодизация русского языка»
Индоевропейский язык (2 – 3 тыс. до н. э.) ----- …?… (=общеславянский) (5 – 6 в н.э.)-----
__?__(6 – 10 в)
западнославянский --------- ? (10 – 13 в.) -------
Южнославянский
----- великорусский (старорусский) (14 век) ------ национальный русский язык (18 век) -----
----- ?--- (20 годы 19 века – настоящее время)
20. Назовите источники изучения истории русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"
Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...
Тестовые задания в исторической и обществоведческой подготовке учащихся
Введение Единого Государственного Экзамена в образовательный процесс школы побудило многих учителей к использованию новых форм контроля. Значительная часть заданий ЕГЭ содержит вопросы тестового харак...
Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)
Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...
Пособие по исторической грамматике
Данное пособие поможет подготовить учеников к олимпиадам различного уровня....
Историческая грамматика. Задания для подготовки к олимпиадам по русскому языку. 5-8 класс.
Историческая грамматика....
Методическая разработка - Задания по лексике , грамматике в Wordwall
Задание Вставить пропущенное слово состоит из 2 упражнений Модуль 6 Спотлайт 7 : 1- упражнение на лексику , 2- упражнение вставить ключевые слова , сигналы Present Perfect.https://wordwahttps://...