Задания по исторической грамматике
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Шапарова Олеся Александровна

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_po_istoricheskoy_grammatike.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по исторической грамматике

1. Приведите обобщающее название для слов каждого ряда:

А) наручи, поножи, тегиляй шелом, шишак;

Б) секира, тесак, бердыш, кистень, чекан;

В) кика, коруна, убрус, повой, кокошник;

Г) поршни, черевички, бахилы, плетешки, лапотцы;

Д) полабы, кашубы, древляне, мораване.

2. Восстановите древний корень следующих слов и найдите их родню в современном языке: оборотень, перчатки.

3. Древнерусский язык заимствовал из старославянского некоторые элементы, которые называются старославянизмами (славянизмами). Восстановите таблицу, приводя примеры.

славянизмы

русизмы

1. Неполногласные сочетания

-Ра- (храбрый)

                   -Ре- (?)

    2. Начальные - Ра, - ла.

    (Работа,…? )

   3. Начальное Э

      (елень, езело, един)

   4. Начальное А (азъ, агнец)

   5. Начальное  ?  (примеры ?)

   6. Буква Щ (сочетание шт)

       (освещение)

   7.Сочетание согласных ? (пример ?)

   8. Сочетание согласных КТ, ГТ (ректи, могти)

1.Полногласные сочетания:

- оро- ( ?)

       - ере- ( берег)

2. Начальные  -ро, -ло. (?)

3. Начальное  ?

  (примеры  ? )

4. Начальное ?  (примеры ?)

5. Начальное У  (уный, уродливый)

6. Буква ? (однокоренное слову освещение ?)

7. Буква Ж (одёжа)

8. Буква ? (примеры ?)

4. Славянизмы легко вошли в употребление авторами древнерусских памятников. Сейчас трудно судить, чем руководствовался книжник, когда выбирал, какой компонент употребить: старославянизм или русизм. Но некоторые закономерности можно проследить. Как вы думаете, в каком стиле употребляется русизм «голова», а в каком соответствующий ему старославянизм ? Составьте предложения, показывающие их стилистическую окраску?

5. Назовите старославянизм и русизм, которые обозначали «помещение». Одно  из слов является в современном языке архаизмом и употребляется для обозначения «роскошных апартаментов». Другое – употребительное в настоящее время, имеет отношение к людям, связанных с религией.

6. Назовите соответствующие русские синонимы данным старославянизмам:

           Седьмица, истина, свадьба, питати, ланита.

7. Данные слова  употреблялись часто в деловом стиле древнерусского языка и являлись названиями людей по роду их деятельности. Кто такие : смерд, мытник, закуп, словене, русь ?

8. В юридической терминологии ДРЯ слово «голова» обозначало «убитый человек». Как же тогда звали «убийцу», если к корню этого слова присоединить продуктивный суффикс, указывающий на род занятия или предмет.

9 Кто такие ,по вашему,  «послух» и «видок»? Почему их так назвали ?

10. В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкин искусно смешивает славянизмы и разговорную лексику. Например, Басманов говорит: «Какое же мне поприще откроется,  когда он сломит рог боярству?»  Где же это смешение?

11. В  древнерусском языке существовал фразеологический оборот «друг ситцевый». Что обозначал он? Слово «ситцевый» было образовано от местоимения сиеsь, которое в современном русском языке входит в разряд указательных местоимений. Назовите это указательное местоимение.

12. Восстановите современную форму  древнерусских местоимений: ONЪ, КЪТО, КОЛИКЪ, ВЬСЯКЪ, КЪЖЬДО, СЯ, АЗЪ, N  КЪТО.

13. В предложении «О Днепре… ты еси пробилъ каменные горы…» подчеркните сказуемое и определите его тип.

14. В древнерусском языке существовала сложная форма прошедшего времени – плюсквамперфект, которая использовалась для обозначения действия, произошедшего заведомо очень – очень давно. Пример плюсквамперфекта мы можем встретить в зачине русских народных сказок. Приведите пример.

 15. Назовите  два звука в славянских языках, которые в сильной позиции (под ударением) совпали со звуками [о ] и  [э] , а в слабой позиции (на конце слова) были близки к нулю звука , и поэтому утратились.    

16. В Новгородской летописи 13 – 14 века встречаются  орфографические ошибки. Например: РЖИ, ПОСЛАША, В КИ  В     . Исправьте эти ошибки, соотнеся их с современными формами написания этих слов. Не забывайте, что слоги в древнерусском слове не должны были быть закрытыми.    

17. К какому фонетическому процессу в современном русском языке привело исчезновение конечных гласных Ъ и Ь?

18. В древнерусском слове СЪБЪРЪ  три гласных Ъ. В сильной позиции один из этих звуков преобразовался в звук [о], остальные две позиции для него слабые, и поэтому он стал равен нулю звука . Восстановите современную форму слова и назовите фонетический процесс, которому подвергается согласный в приставке.

19. Восстановите пропущенные звенья цепи «Периодизация русского  языка»

     Индоевропейский язык (2 – 3 тыс. до н. э.)  -----   …?…  (=общеславянский) (5 – 6 в н.э.)-----

                            __?__(6 – 10 в)

западнославянский                ---------    ?     (10 – 13 в.) -------

   Южнославянский                                                  

                         

       -----  великорусский (старорусский) (14 век) ------ национальный русский язык (18 век) -----

-----  ?--- (20 годы 19 века – настоящее время)

20. Назовите источники изучения истории русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

Тестовые задания в исторической и обществоведческой подготовке учащихся

Введение Единого Государственного Экзамена в образовательный процесс школы побудило многих учителей к использованию новых форм контроля. Значительная часть заданий ЕГЭ содержит вопросы тестового харак...

Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)

Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...

Пособие по исторической грамматике

Данное пособие поможет подготовить учеников к олимпиадам различного уровня....

Методическая разработка - Задания по лексике , грамматике в Wordwall

Задание  Вставить пропущенное слово состоит из 2 упражнений Модуль 6 Спотлайт 7 : 1- упражнение на лексику , 2- упражнение вставить ключевые слова , сигналы Present Perfect.https://wordwahttps://...