Программа Русский язык Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Программа , предназначенная для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «1-ЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 Программа

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ

                                                               Составитель: Преподаватель

                                                               русского   зыка и литературы

                                         Шаповалова Т.А

Коломна

2012

Пояснительная записка

      Как известно, по распоряжению Министерства Образования РФ проводится обязательная итоговая аттестация по русскому языку – единый государственный экзамен (ЕГЭ).

     В ходе  проведения экзамена проверяются знания, умения и навыки учащихся по русскому языку. Контролируются также речевые умения с помощью тестов разных видов, а также мини-сочинения (часть С). На сегодня характер и количество заданий уже сформировано, определена четкая структура ЕГЭ по русскому языку.

     Почти во всех вузах результаты ЕГЭ по русскому языку зачитывают в качестве вступительного испытания. Эти же вузы, в качестве альтернативы, предлагают пройти вступительное испытание по русскому языку в виде работы по типу ЕГЭ.

       К таким вузам уже сейчас относятся многие московские высшие музыкальные учебные заведения.

       В связи с этим в I Московском областном музыкальном колледже назрела необходимость проведения специального дополнительного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для студентов выпускного IV курса.  

       Данная программа предназначена для использования в музыкальных колледжах и колледжах искусств.  Она предлагает комплексный целевой курс теоретических и практических занятий, направленных на подготовку студентов выпускного курса к экзаменационной работе по типу ЕГЭ.

    Программа разбита на разделы и темы, составляющие основу курса русского языка. Она предусматривает также богатый практический тренировочный, закрепляющий и контрольный материал в виде тестов и творческих работ по типу заданий ЕГЭ. Это даст возможность студентам получить твердые знания  в теоретическом и практическом плане, познакомиться с характером  и особенностями заданий единого государственного экзамена, научиться выполнять подобного вида работы.

     Программа рассчитана на 68 часов + 34 часа предусмотрено на самостоятельную работу студентов. Темы курса и время, на них отведённое, может распределяться преподавателем в зависимости от уровня подготовки студентов.

    Занятия рекомендуется начинать с диагностического  теста, охватывающего основные правила орфографии, пунктуации и культуры речи. На основании результатов проверки календарно-тематический план (количество часов на определённые темы) может быть  слегка откорректирован. В конце курса рекомендуется провести итоговое тестирование с целью выявления результатов обучения.

Цель дисциплины – подготовить студентов колледжа к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена

 

Задачи дисциплины

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, морфологии, грамматике и правописанию;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
  • дать общие сведения о языке в соответствии с Государственным стандартом требований  к минимуму содержания и  уровню  подготовки выпускника;
  • обеспечить овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  • обеспечить  овладение изобразительно-выразительными средствами языка с одновременным расширением знаний учащихся о тропах, фигурах речи, лексических, фонетических средствах выразительности
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
  • обеспечить овладение  языковыми средствами точной передачи мысли при построении различных видов высказываний
  • отработать алгоритмы выполнения заданий, которые традиционно включаются в ЕГЭ по русскому языку

Требования к  уровню освоения содержания дисциплины

     По окончании курса учащиеся должны:

  • иметь предусмотренные  Государственным стандартом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
  • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей;
  • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих тему, идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
  • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных или иных целях в устной и письменной формах;
  • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
  • разбираться в средствах художественной выразительности;
  •  знать и уметь производить анализ изобразительно-выразительных средств языка и их использования в устной и письменной речи
  • уметь находить в текстах орфоэпические, лексические, синтаксические, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки и успешно работать над их устранением;
  • пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении различных видов высказываний, правильно употребляя лексику и морфологию, присущую тому или иному стилю речи, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
  • иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы  

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость дисциплины

102

 7-8

Лекции

 11

7-8

Практические занятия

 57

7-8

Самостоятельная работа

34

 7-8

Вид итогового контроля:

контрольный урок

8

Содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Разбор заданий

ЕГЭ

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов

Кол-во часов на сам.

работу

Лекци

онных

Практических

1

2

3

4

5

6

Общие сведения о языке

А 30-31

В8

4

 3

 1

1.Роль языка в обществе.

1

1

2.Место и назначение русского языка в   современном мире.

1

1

3.Стилистические функции устаревших    форм слова.

2

1  

1

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

А 1-2,6-12

А 14-20

18

2

10

6

1.Обобщающее повторение фонетики, графики.

4

2

2

2.Основные нормы современного    литературного произношения и    ударения (орфоэпия).  

5

1

2

2

3.Принципы русской орфографии.

7

 1

4

2

4. Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

2

2

Лексика и фразеология

А3,17,19,

28,31; В 8

11

7

4

1. Повторение по теме «Лексика»

1

1

2.Лексическая сочетаемость

2

1

1

3.Паронимы. Синонимы

2

1

1

4.Омонимы. Антонимы

2

1

1

5. Русская фразеология

2

1

1

6. Заимствованная лексика

1

1

7. Тематический контроль

1

1

Морфемика и словообразование

В 1

10

1

5

4

1. Повторение. Морфемика и  словообразование

4

2

2

2. Способы словообразования

4

1

1

2

3.Выразительные словообразовательные

  средства

2

 

 2

Морфология и орфография

А 11,13

А 14-20

24

2

12

10

1. Обобщение по теме «Части речи»

В 2,7

1

1

2. Трудные вопросы правописания

 –Н-и-НН- в суффиксах существительных

   и наречий

3

 

 1

2

3. Правописание –Н-и-НН- в суффиксах

    прилагательных и причастий

4

1

1

2

4. Трудные  вопросы правописания    окончаний разных частей речи

2

1

1

5.Правописание НЕ - НИ с разными частями  речи

 6. Контрольная работа            

4

 

 2

2

7.  Правописание наречий

   

1

1

8. Мягкий знак на конце слов после шипящих

1

1

9. Правописание глаголов

2

1

1

10. Правописание причастий

2

1

1

11. Слитное, раздельное и дефисное написания

3

1

1

1

12. Контрольный диктант

1

1

Синтаксис и пунктуация

В 3,4,5

А 21-28

22

2

12

8

1. Типы и виды словосочетаний

2

2

2. Простое предложение

5

1

2

2

3. Осложненное предложение

4

2

2

4. Сложное предложение

7

1

4

2

5. Прямая и косвенная речь

3

1

2

6. Контрольная работа по пунктуации

1

1

Основные виды работы с текстом

А 4-6,

29-31

 15

 1

10

4

1.Текст. Способы средства связи между частями текста

3

1

1

1

2. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение

1

 

1

3. Речеведческий анализ текста

2

 

1

1

4.Функциональные стили речи.

С 1

2

1

1

5. Научный, публицистический, художественный, разговорный стили.

2

 

2

6. Изобразительно-выразительные  

    средства языка.

В 8

4

 

3

1

7.   Контрольная работа

С 1

1

1

Содержание учебной дисциплины

Общие сведения о языке

    Язык и общество, культура, история. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

    Функции русского языка как учебного предмета.    Стилистические функции архаизмов.

    Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография

    Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения.

    Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи.

   Написания, подчиняющиеся фонетическому принципу и традиционному принципу русской орфографии.

   Фонетический разбор.

    Фонетические и орфоэпические ошибки, их устранение.

Лексика и фразеология

   Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арго. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас. Индивидуальные новообразования. Лексическая сочетаемость.

   Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

   Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

   Лексико-фразеологический разбор.

   Лексические ошибки и их исправление.

Морфемика и словообразование

   Обобщающее повторение ранее изученного. Состав слова. Понятие морфемы. Способы формообразования и словообразования в русском языке. Лексико-синтаксический и лексико-семантический способ образования слов.

   Выразительные словообразовательные средства.

   Словообразовательный разбор.

   Ошибки в формообразовании  образовании слов.

Морфология и орфография

   Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

   Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

   Принципы русской орфографии. Закрепление трудных случаев правописания суффиксов, окончаний разных частей речи. Правописание наречий, глаголов, причастий, частиц.  

   Слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи.

   Морфологический разбор частей речи.

   Грамматические ошибки и их устранение.

Синтаксис и пунктуация

   Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения. Односоставные предложения. Виды осложнения простого предложения. Типы сложных предложений, предложения с прямой речью.    Способы оформления чужой речи. Косвенная речь.

   Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.   Интонационное богатство русской речи.

   Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Синтаксическая синонимия.

   Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложений с прямой речью.

   Синтаксические ошибки и их устранение.

Основные виды работы с текстом

   Понятие о тексте. Основные признаки текста. Способы связи между частями текста. Единицы текста. Смысловые типы текстов.

Речеведческий анализ текста.

   Речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

   Функциональные стили речи, их общая характеристика, морфологические и синтаксические особенности. Умение использовать разные стили речи и типы текстов.

   Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Фигуры речи. Звуковые средства выразительности. Изобразительные возможности лексики, морфологии, синтаксиса.

   Речевые и стилистические ошибки и их исправление.

Система контроля за результатами обучения

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. Учитывается умение учащихся производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их  в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

  1. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме;

  1. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений текста, владение лексикой и фразеологией русского языка. Его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формы контроля

должны выявлять подготовку учащихся по русскому языку.

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа диктантов, изложений с творческим заданием, сочинения различных жанров, тесты.

Основные виды КИМов: словарные диктанты, текстовые диктанты, изложения, сочинения и тесты.

Примерный список тем для самостоятельного дополнительного повторения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Виды контроля

Фонетика. Орфоэпия. Орфография:

1.Обобщающее повторение фонетики, графики.

2.Основные нормы современного    литературного произношения и    ударения (орфоэпия).  

3. Принципы русской орфографии.

6

2

2

2

тесты

Лексика и фразеология:

1. Лексическое сочетание

2. Паронимы. Синонимы

3.Антонимы. Омонимы

4. Русская фразеология          

4

1

1

1

тесты

Морфемика и словообразование:

1. Морфемика и словообразование  2.Способы словообразования          

4

2

2

тесты

Морфология и орфография:

1. Правописание –Н-и-НН- в суффиксах прилагательных и причастий

2. Правописание –Н-и-НН- в суффиксах существительных   и наречий

3. Трудные вопросы правописания    окончаний разных частей речи

4. Правописание глаголов

5.Правописание причастий

6.Правописание НЕ - НИ с разными частями  речи.

7. Слитное, раздельное и дефисное

написания.

10

2

2

1

1

1

2

1

тесты, контрольная работа

Синтаксис и пунктуация:

1. Простое предложение

2. Осложненное предложение.

3. Сложное предложение

4. Прямая и косвенная речь

8

2

2

2

2

тесты, контрольная работа

Основные виды переработки текста:

1.Текст. Средства связи между частями теста

2. Речеведческий анализ текста

3. Функциональные стили речи

4. Изобразительно-выразительные

средства языка.

4

1

1

1

1

контрольная работа

Используется

  1. Вакурова О.Ф.,. Львова С.И, Цибулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык»
  2. Греков В. Ф.,. Крючков С. Е, Чешко Л. А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы»,
  3. Егораева Г.Т., Петрова В.И.

Русский язык. ЕГЭ. Выполнение заданий части А»

  1.  «ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты» Составитель. Угроватова Т.Ю
  2. Петрова В.В «Русский язык. ЕГЭ. Выполнение заданий части 2 (В)».

Проверка самостоятельно выполненных тестов и заданий; выполнение в классе однотипных работ.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

 Учебники учебные пособия, словари, справочники и справочные пособия  

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины: аудиотехника, видеоаппаратура, компьютерное обеспечение

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранов М.Т. Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы – М.,1999
  2. Владимирская Г.И. Райский Г.Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 классы. – М., 2004
  3. Войлова К.А., Паршина В.В., Тихонова В. В, Сборник диктантов для поступающих в ВУЗы – М., 1999
  4. Горбачевич К. С. Нормы современного литературного языка – М., 1995
  5. Греков В.Ф., Крючков С. Е. Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы – М., 1999
  6. Данилова Л.Г., Станькова А.А. Русский язык. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы – М., 2000
  7. Егораева Г.Т., Петрова В.И. Русский язык. ЕГЭ. Выполнение заданий части А. Теоретический материал, Подробные разборы заданий. Варианты экзаменационных заданий – М, 2010
  8. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки  Сост. Угроватова Т.Ю. – М., 2006
  9. Золотарёва И. В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс – М., 2001
  10. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Учебно-тренировочные материалы к ЕГЭ. Русский язык – М., 2005
  11. Петрова В.В Русский язык. ЕГЭ. Выполнение заданий части 2 (В). Теоретический курс. Разбор заданий. Задания для самостоятельной работы – М, 2008
  12. Пучкова Л.И. Русский язык. Единый Государственный экзамен. Типовые тестовые задания – М, 2007
  13. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В.  Русский язык. Единый Государственный экзамен.  Типовые тестовые задания - М., 2006
  14. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы – М., 1997
  15. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации – М., 1984
  16. Розенталь Д.Э. Русский язык.  Классы 10-11. Пособие для общеобразовательных учебных заведений – М., 1999
  17. Тесты по грамматике русского языка ч. 1-2 – М., 2002
  18. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка -  М., 2004

СЛОВАРИ

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1993
  2. Баханьков А.Е. Гайдукович И. М. Шуба П. Т. Толковый словарь русского языка. – М., 2001
  3. Жуков  В.П. Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994
  4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1987
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1992
  6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1997
  7. Ушаков Д.И. Крючков С.Е Орфографический словарь для учащихся средней школы. – М., 1986

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...