Контрольная работа по теме "Лексика". 10 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Контрольная работа по теме "Лексика" (2 варианта). 10 класс. Включает в себя задания, аналогичные заданиям в тестах ЕГЭ по русскому языку (А2, А12, А30, В8).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_leksika.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа. Лексика и фразеология
Вариант 1
1. Объясните значения терминов. Составьте и запишите предложения с этими терминами.
Лексика – это _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Синонимы – это _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диалектизмы - ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контекстные антонимы - _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метафора - ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару.
- Дерево – цветок
- Родной – чужой
- Ранний – поздний
- Правда – ложь
3. Значение какого слова указано неверно?
- Корректный – правильный, точный
- Брифинг – пресс-конференция по вопросам политики
- Каллиграфия – умение писать грамотно
- Консолидация – укрепление, сплачивание чего-нибудь
4. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»?
- Беспристрастный
- Апатичный
- Аполитичный
- Безнравственный
5. Какое из перечисленных слов не является устаревшим?
- Фунт
- Бурмистр
- Палисадник
- Камергер
6. В каком предложении вместо слова ЕДИНИЧНЫЙ нужно употребить слово ЕДИНСТВЕННЫЙ?
- Собирательные существительные обозначают совокупность единичных предметов.
- Единичное доброе дело останется всегда, потому что оно есть потребность личности.
- Главная, единичная его страсть была его любовь к науке.
- Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись.
7. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова
НАСЛЕДСТВО?
- Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством
- прошлого.
- Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение полугода.
8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
- карикатурный
- шаржированный
- гротесковый
- смешной
9. Укажите, какое из слов является синонимом данному.
Авангардный
- высший
- лучший
- передовой
- первый
10. Укажите предложение с фразеологизмом.
- Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании.
- Ты умеешь играть на скрипке?
- Свою первую скрипку я подарила брату.
- Все мои одноклассники любят играть в интеллектуальные игры.
11. Прочитайте фрагмент текста. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?
1) 14
2) 11
3) 13
4) 4
Контрольная работа. Лексика и фразеология
Вариант 2
1. Объясните значения терминов. Составьте и запишите предложения с этими терминами.
Антонимы – это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Фразеологизм – это ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Паронимы – это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контекстные синонимы – это ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оксюморон – это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
- покладистый
- уступчивый
3) сговорчивый
4) сердобольный
3. Значение какого слова указано неверно?
1) Дубликат – второй экземпляр документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником
2) Адресант – лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление
3) Дубляж – замена речевой части звукового фильма новой записью
4) Остатки – то, что осталось от прежде существовавшего
4. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая материальную и духовную культуру народов»?
- Мифология
- Этнография
- Библиография
- Экология
5. В каком примере слово глухой употреблено в прямом значении?
- Глухое недовольство
- Глухой к просьбам
- Глухой согласный
- Глухой старик
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
7. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ?
1) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.
2) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.
8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
- оберегать
- охранять
- ограничивать
- ограждать
9. Укажите, какое из слов является синонимом данному.
Благоразумный
- добродетельный
- высоконравственный
- благородный
- здравомыслящий
10. Укажите предложение с фразеологизмом.
- Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.
- Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.
- Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.
- При консервировании сок не варят и не доводят до кипения.
11. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы. Подчеркните антонимы.
(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
- 6
- 7
- 8
- 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа для 7 класса по учебнику по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. «Новый курс английского языка для российских школ: 3 год обучения, 7 класс"
Контрольная работа разработана для обучающихся 7-х классов, эта работа проводится после 3-й главы....
Контрольная работа для 7 класса по физике "Механическая работа. Простые механизмы. Энергия".
Составлена мной....
Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.
Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте....
Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.
Контрольная работа представлена в двух вариантах различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы....
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...
Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"
Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс"...