Контрольная работа по теме "Лексика". 10 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Ушакова Ольга Андреевна

Контрольная работа по теме "Лексика" (2 варианта). 10 класс. Включает в себя задания, аналогичные заданиям в тестах ЕГЭ по русскому языку (А2, А12, А30, В8).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_leksika.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа. Лексика и фразеология

Вариант 1

1. Объясните значения терминов. Составьте и запишите предложения с этими терминами. 

Лексика – это _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синонимы – это _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диалектизмы - ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контекстные антонимы - _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Метафора - ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару.

  1. Дерево – цветок
  2. Родной – чужой
  3. Ранний – поздний
  4. Правда – ложь

3. Значение какого слова указано неверно?

  1. Корректный – правильный, точный
  2. Брифинг – пресс-конференция по вопросам политики
  3. Каллиграфия – умение писать грамотно
  4. Консолидация – укрепление, сплачивание чего-нибудь

4. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»?

  1. Беспристрастный
  2. Апатичный
  3. Аполитичный
  4. Безнравственный

5. Какое из перечисленных слов не является устаревшим?

  1. Фунт
  2. Бурмистр
  3. Палисадник
  4. Камергер

6. В каком предложении вместо слова ЕДИНИЧНЫЙ нужно употребить слово  ЕДИНСТВЕННЫЙ?

  1. Собирательные существительные обозначают совокупность единичных предметов.
  2. Единичное доброе дело останется всегда, потому что оно есть потребность личности.
  3. Главная, единичная его страсть была его любовь к науке.
  4. Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись.

7. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова

НАСЛЕДСТВО?

  1. Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством
  2. прошлого.
  3. Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение полугода.

8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. карикатурный
  2. шаржированный
  3. гротесковый
  4. смешной

9. Укажите, какое из слов является синонимом данному.

       Авангардный

  1. высший
  2. лучший
  3. передовой
  4. первый

10. Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании.
  2. Ты умеешь играть на скрипке?
  3. Свою первую скрипку я подарила брату.
  4. Все мои одноклассники любят играть в интеллектуальные игры.

11. Прочитайте фрагмент текста. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?


1) 14  
2) 11
3) 13
4) 4

Контрольная работа. Лексика и фразеология

Вариант 2

1. Объясните значения терминов. Составьте и запишите предложения с этими терминами. 

Антонимы – это _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Фразеологизм – это ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Паронимы – это _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контекстные синонимы – это ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оксюморон – это ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. покладистый
  2. уступчивый

3) сговорчивый

      4) сердобольный 

3. Значение какого слова указано неверно?

1) Дубликат – второй экземпляр документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником

2) Адресант – лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление

3) Дубляж – замена речевой части звукового фильма новой записью

4) Остатки – то, что осталось от прежде существовавшего

4. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая материальную и духовную культуру народов»?

  1. Мифология
  2. Этнография
  3. Библиография
  4. Экология

5. В каком примере слово глухой употреблено в прямом значении?

  1. Глухое недовольство
  2. Глухой к просьбам
  3. Глухой согласный
  4. Глухой старик

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

7. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ?

1) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

2) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. оберегать
  2. охранять
  3. ограничивать
  4. ограждать

9. Укажите, какое из слов является синонимом данному.

Благоразумный

  1. добродетельный
  2. высоконравственный
  3. благородный
  4. здравомыслящий

10. Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.
  2. Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.
  3. Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.
  4. При консервировании сок не варят и не доводят до кипения.

11. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.    Подчеркните антонимы.

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

  1. 6                        
  2. 7                      
  3. 8                            
  4. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.

Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте....

Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.

Контрольная работа представлена в двух вариантах  различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы....

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...

Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"

Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс"...