Работа с текстом
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Работа с текстом. 11 класс.
1. Прочитайте внимательно текст, подготовьтесь к пересказу (сжатому или подробному) и ответу на вопрос «Разделяете ли вы позицию автора?». Свой ответ аргументируйте.
Поэтическая судьба, биография художника – это и есть решающая основа, главная почва (1) лирического творчества. Есенин обладал такой богатой, сложной и по-своему цельной поэтической (2) судьбой, которой очень не хватало многим его образованным современникам. Но отчасти как раз (3) поэтому Есенин в высшей степени владел тем знанием, которое живёт в самом человеке и воплощается в его поведении и, конечно, в его творчестве. С другой стороны, он имел достаточно знаний (4) интеллектуального характера, достаточно для создания той великой поэзии, которую он мог и должен был создать, выразив, по словам Горького, «неисчерпаемую печаль полей», «любовь ко всему живому в мире…»Если бы ему были необходимы иные знания, он, без сомнения, ими бы овладел. (5)
Есенин, по верному замечанию Пастернака, обладал тем «высшим моцартовским началом», той (6) «моцартовской стихией», которая, пожалуй, и есть не что иное, как ярчайшее воплощение культуры. Думать, что культура измеряется количеством интеллектуальных знаний, - значит волей-неволей (7) приходить к выводу, что все Сальери мира – люди более высокой культуры, чем Моцарт… Духовная (8) культура способна оплодотворить поэзию лишь тогда, когда она не просто накопленная сумма идей, но когда она воплощена в самом жизненном поведении поэта.
(В.Кожинов)
- Какое название в большей степени отражает содержание текста?
- В чём суть духовной культуры?
- Роль интеллектуальных знаний.
- Основа лирического творчества.
- Тема природы в творчестве Есенина.
- Какого имени собственного нет в тексте?
- Есенин; 2) Пушкин; 3)Пастернак; 4)Горький.
- Укажите слово, которое является «лишним» в ряду синонимов к прилагательному неисчерпаемый.
- Безграничный; 2) неистощимый; 3) неиссякаемый; 4) плодородный.
- В каком случае значение слова поневоле объясняется не с помощью фразеологизма?
- рад не рад; 2) волей-неволей; 3) хочешь не хочешь; 4) как ни крутись.
- Какое из слов является ключевым в данном тексте?
- интеллект; 2) культура; 3) современник; 4) почва.
- Какое имя собственное, употребляемое в тексте, выполняет роль символа?
- Горький; 2) Есенин; 3) Моцарт; 4) Пастернак.
- Определите стиль текста и тип речи.
- художественный стиль, описание. 2) научный стиль, повествование.
- публицистический стиль, рассуждение. 4)) публицистический стиль, описание.
- Выпишите из предложений 6-8 прилагательное, употреблённое в превосходной степени сравнения?
- В каком предложении нет вводного слова?
- 3; 2) 5; 3) 6; 4) 7.
- В каком сложном предложении два придаточных?
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 7.
- Какие языковые средства помогают автору выразить не только мысли, но и чувства? Укажите не менее трёх средств.
1) оценочная лексика; 2) вводные слова; 3) сравнение; 4) эпитеты: 5) олицетворение; 6) риторическое обращение.
2. Внимательно прочитайте текст. Выполняя задания, постепенно подготовьтесь к сочинению – ответу на вопрос «Разделяете ли вы позицию автора?».
Когда слышу, как читает сам поэт, мне всегда кажется, что я присутствую при написании стихотворения, потому что настоящие стихи всегда рождаются из звука. И ещё знаю, что, когда я слушаю аудиозапись, поэт читает только мне и никому больше, что нас – двое. Посредник – голос, в котором, по словам Максимилиана Волошина, сокрыта «душа поэта». Звук – голос – текст.
В стихах «на эту тему» лучше всех, по-моему, написала Ахматова. В «Тайнах ремесла», в первом стихотворении цикла.
Самого текста ещё нет, слова ещё не послышались, «сигнальные звоночки» «лёгких рифм» ещё не звучали.
…Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шёпотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
(А.Ахматова. Творчество)
Последние двадцать лет я прихожу на поэтические авторские вечера с диктофоном. О том, что в авторском чтении заложена важнейшая часть таинственного кода, способствующего рождению стихотворения, я догадался, очевидно, давно… Моя давняя догадка может быть зафиксирована сегодня чёткой, непреложной формулой: «Поэт должен читать свои стихи, потому что никто другой этого сделать не сможет Стихи, не наполненные его живым голосом, ещё не вполне существуют. А почитанные, они могут получить необходимый импульс для путешествия в будущее».
(П.Крючков)
- Определите тему, основные мысли текста.
- Укажите ключевые слова.
- Согласны ли вы с утверждением автора, что никто другой, кроме самого поэта, не может прочитать стихи так, чтобы выразить авторский замысел? Напишите об этом.
- Объясните значение слов аудиозапись, диктофон, импульс.
- В каких значениях употребляются в тексте слова код, формула.
- Подберите синонимы к вводному слову очевидно.
- Какова роль в тексте предложений с вводными словами?
- Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования, в том числе частичного. Что достигается благодаря включению в текст цитат.
- Составьте схему 2-го предложения.
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
Дополнительные задания.
1.В каком слове звуков больше, чем букв?
а) слышу; б) слушаю; в) слушать; г) слушатель.
2. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) поэт; б) двое; в) нельзя; г) читать.
3. Какое средство художественной выразительности используется во 2-ом абзаце?
а) оксюморон; б) градация; в) парцелляция; г) многосоюзие.
4. Какое слово не является синонимом к существительному импульс?
а) побуждение; б) толчок; в) стимул; г) надежда.
3. Внимательно прочитайте текст. Выполняя задания, подготовьтесь к сочинению на одну из тем (по выбору): 1) Его я могу назвать «Поэт в душе!»; 2) Чем отличается поэт от стихотворца.
(1) (2) Мы нередко слышим о ком-нибудь: «Он поэт в душе». Это значит, что понятие «поэзия» (3) никак не исчерпывается способностью писать стихи. Поэт – это прежде всего человек
(4) особенного склада, особенной духовной организации. Тот факт, что он пишет стихи, - это, в сущности, внешнее проявление его глубокой натуры. Правда, нельзя стать поэтом на деле (а не только в душе), не обладая высоким даром поэтического слова. Но столь же верно и другое: очень многие люди, пишущие внешне яркие стихи и подчас даже имеющие шумный успех, в действительности не являются поэтами. Их правильнее назвать стихотворцами. Стихотворец отличается от поэта так же, как ловкий имитатор отличается от тяжёлоатлета: такие имитаторы притворно напрягая мускулы, поднимают окрашенную под металл деревянную штангу, вызывая овацию
(9) целого зала, и только опытный глаз может обнаружить обман. Но в конце концов этот обман разоблачают все…
(В.Кожинов)
- Озаглавьте текст.
- Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
- Поэт – это человек особого склада.
- Поэт обладает высоким даром поэтического слова.
- Поэт и стихотворец это одно и то же.
- Стихотворца можно сравнить с ловким имитатором.
- Определите стиль и тип речи.
- деловой стиль, рассуждение; 2) художественный стиль, описание;
- научный стиль, рассуждение; 4) публицистический стиль, рассуждение.
- Прочитайте словарную статью из «Словаря синонимов». Какое слово ошибочно попало в ряд синонимов?
1) поэт; 2) стихотворец (книж. и уст.); 3) пиит (уст., книжн.); 4) певец; 5) бард; 6) стихосложение.
- Определите способ образования существительного стихотворец.
- Из 6-го предложения выпишите причастия.
- Из предложений 6-8 выпишите два словосочетания со связью примыкание.
- Из предложения 5 выпишите вводное слово.
- Из предложений 1-5 выпишите деепричастный оборот.
- Укажите средства связи между предложениями 6 и 7.
- вводное слово; 2) союз; 3) местоимение; 4) однокоренные слова.
- Укажите средства языковой выразительности, которые использует автор.
- оценочная лексика; 2) эпитеты; 4) метафора; 3) сравнение; 5) парцелляция.
4.Прочитайте внимательно текст, выполните задания; подготовьтесь постепенно к сочинению; ответьте на вопросы: «Какие проблемы поднимает автор?», «Согласны ли вы с ним?».
(1) (2) Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто (3) дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени.
(4) Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо», «Мёртвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и (5) Никитина, Маяковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского… Для меня русский язык – неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений; когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только (6) успокоение, но и ощущаю большой подъём душевных сил. На фронте я мог носить в полевой (7) сумке одну-единственную книгу, и в этой книгой был томик «Избранное» И.С.Тургенева. Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык – украинский: с молоком матери, с её колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в моё сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет всё в сознании моём, в нём будут жить ещё какую-то долю мгновения родные слова, произнесённые невообразимо давно моей матерью.
(В.А.Сухомлинский)
- Какое утверждение противоречит содержанию текста?
- Со словами родной речи вошло в моё сердце чувство любви к Родине.
- Я знаю наизусть многие произведения русских писателей.
- Русский язык – это мой родной язык.
- Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произведения русской классики.
- Определите стиль текста и тип речи.
- научный стиль, рассуждение; 2) публицистический стиль, описание;
- публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования;
- художественный стиль, повествование.
- Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина?
1) Отечество; 2) отчизна; 3) родимый; 4) отчий край.
- Из 1-го предложения выпишите слово с нулевым окончанием.
- Из последнего предложения выпишите причастия.
- Из 4-го предложения выпишите три словосочетания со связью примыкание.
- Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?
1)люблю язык; 2) мгновения будут; 3) тот может постигнуть; 4) я начинаю.
- Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть безличное предложение.
- В каких сложных предложениях придаточные присоединяются с помощью союзного слова? Укажите номера.
- Какие три средства языковой выразительности используются в тексте? Укажите номера предложений.
1) оценочная лексика; 2) эпитеты; 3) риторический вопрос; 4) анафора; 5) метафора.
5. Внимательно прочитайте текст. Выполняя задания, подготовьтесь написать сочинение: «Какие проблемы поднимает автор? Согласен ли я с ним?». Свой ответ аргументируйте.
Жизнь в её глубоком внутреннем движении и творчество должны быть единым целым: только тогда и рождается подлинная лирическая поэзия. Правда, существует два разных пути слияния жизни и творчества. Одни поэты как бы творят свою жизнь, лепят своё поведение, самый свой облик так, чтобы их жизненная судьба легко и свободно переливалась в поэзию, в стих. Это во многом можно отнести, например, к Александру Блоку. Сама его жизнь является перед нами как своего рода лирическая поэма – стройная и законченная (хотя, конечно, вовсе не лишённая противоречий, тяжких испытаний, мучительной борьбы). Он как бы изваял свой облик
Задание: подготовьте свои вопросы к данному тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...