Работа с текстом
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Мельникова Наталья Игоревна

Задания для 11 класса по работе с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом.                                                                                                                 11 класс.

1. Прочитайте внимательно текст, подготовьтесь к пересказу (сжатому или подробному) и ответу на вопрос «Разделяете ли вы позицию автора?». Свой ответ аргументируйте.

    Поэтическая судьба, биография художника – это и есть решающая основа, главная почва      (1) лирического творчества. Есенин обладал такой богатой, сложной и по-своему цельной поэтической   (2) судьбой, которой очень не хватало многим его образованным современникам. Но отчасти как раз (3) поэтому Есенин в высшей степени владел тем знанием, которое живёт в самом человеке и воплощается в его поведении и, конечно, в его творчестве. С другой стороны, он имел достаточно знаний     (4)  интеллектуального характера, достаточно для создания той великой поэзии, которую он мог и должен был создать, выразив, по словам Горького, «неисчерпаемую печаль полей», «любовь ко всему живому в мире…»Если бы ему были необходимы иные знания, он, без сомнения, ими бы овладел.                              (5)

    Есенин, по верному замечанию Пастернака, обладал тем «высшим моцартовским началом», той (6)       «моцартовской стихией», которая, пожалуй, и есть не что иное, как ярчайшее воплощение культуры. Думать, что культура измеряется количеством интеллектуальных знаний, - значит волей-неволей (7) приходить к выводу, что все Сальери мира – люди более высокой культуры, чем Моцарт… Духовная (8) культура способна оплодотворить поэзию лишь тогда, когда она не просто накопленная сумма идей, но когда она воплощена в самом жизненном поведении поэта.

                                                                                                                    (В.Кожинов)

  • Какое название в большей степени отражает содержание текста?
  1. В чём суть духовной культуры?
  2. Роль интеллектуальных знаний.
  3. Основа лирического творчества.
  4. Тема природы в творчестве Есенина.

  • Какого имени собственного нет в тексте?
  1. Есенин;  2) Пушкин;  3)Пастернак;  4)Горький.

  • Укажите слово, которое является «лишним» в ряду синонимов к прилагательному неисчерпаемый.
  1. Безграничный;  2) неистощимый;  3) неиссякаемый;  4) плодородный.

  • В каком случае значение слова поневоле объясняется не с помощью фразеологизма?
  1. рад не рад;  2) волей-неволей;  3) хочешь не хочешь;  4) как ни крутись.

  • Какое из слов является ключевым в данном тексте?
  1. интеллект;  2) культура;  3) современник;  4) почва.

  • Какое имя собственное, употребляемое в тексте, выполняет роль символа?
  1. Горький;  2) Есенин;  3) Моцарт;  4) Пастернак.

  • Определите стиль текста и тип речи.
  1. художественный стиль, описание.  2) научный стиль, повествование.
  2. публицистический стиль, рассуждение.  4)) публицистический стиль, описание.

  • Выпишите из предложений 6-8 прилагательное, употреблённое в превосходной степени сравнения?
  • В каком предложении нет вводного слова?
  1. 3;  2) 5;  3) 6;  4) 7.
  • В каком сложном предложении два придаточных?

1) 2;  2) 3;  3) 4;  4) 7.

  • Какие языковые средства помогают автору выразить не только мысли, но и чувства? Укажите не менее трёх средств.

1) оценочная лексика;  2) вводные слова;  3) сравнение;  4) эпитеты:  5) олицетворение;  6) риторическое обращение.

2. Внимательно прочитайте текст. Выполняя задания, постепенно подготовьтесь к сочинению – ответу на вопрос «Разделяете ли вы позицию автора?».

    Когда слышу, как читает сам поэт, мне всегда кажется, что я присутствую при написании стихотворения, потому что настоящие стихи всегда рождаются из звука. И ещё знаю, что, когда я слушаю аудиозапись, поэт читает только мне и никому больше, что нас – двое. Посредник – голос, в котором, по словам Максимилиана Волошина, сокрыта «душа поэта». Звук – голос – текст.

   В стихах «на эту тему» лучше всех, по-моему, написала Ахматова. В «Тайнах ремесла», в первом стихотворении цикла.

  Самого текста ещё нет, слова ещё не послышались, «сигнальные звоночки» «лёгких рифм» ещё не звучали.

             …Мне чудятся и жалобы и стоны,

             Сужается какой-то тайный круг,

             Но в этой бездне шёпотов и звонов

             Встает один, все победивший звук.

                                                                        (А.Ахматова. Творчество)

Последние двадцать лет я прихожу на поэтические  авторские вечера  с диктофоном. О том, что в авторском чтении заложена важнейшая часть таинственного кода, способствующего рождению стихотворения, я догадался, очевидно, давно… Моя давняя догадка может быть зафиксирована сегодня чёткой, непреложной формулой: «Поэт должен читать свои стихи, потому что никто другой этого сделать не сможет Стихи, не наполненные его живым голосом, ещё не вполне существуют. А почитанные, они могут получить необходимый импульс для путешествия в будущее».

                                                                                                                                                     (П.Крючков)

  • Определите тему, основные мысли текста.
  • Укажите ключевые слова.
  • Согласны ли вы с утверждением автора, что никто другой, кроме самого поэта, не может прочитать стихи так, чтобы выразить авторский замысел? Напишите об этом.
  • Объясните значение слов аудиозапись, диктофон, импульс.
  • В каких значениях употребляются в тексте слова код, формула.
  • Подберите синонимы к вводному слову очевидно.
  • Какова роль в тексте предложений с вводными словами?
  • Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования, в том числе частичного. Что достигается благодаря включению в текст цитат.
  • Составьте схему 2-го предложения.
  • Объясните орфограммы и пунктограммы.

Дополнительные задания.

     1.В каком слове звуков больше, чем букв?                    

        а) слышу;  б) слушаю;  в) слушать;  г) слушатель.  

   

     2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

        а)  поэт;  б) двое;  в) нельзя;  г) читать.

    3. Какое средство художественной выразительности используется во 2-ом абзаце?

       а) оксюморон;  б) градация;  в) парцелляция;  г) многосоюзие.

    4. Какое слово не является синонимом к существительному импульс?

       а) побуждение;  б) толчок;  в) стимул;  г) надежда.

3.  Внимательно прочитайте текст. Выполняя задания,  подготовьтесь к сочинению на одну из тем (по выбору): 1) Его я могу назвать «Поэт в душе!»; 2) Чем отличается поэт от стихотворца.

(1)  (2)   Мы нередко слышим о ком-нибудь: «Он поэт в душе». Это значит, что понятие «поэзия»  (3) никак не исчерпывается способностью писать стихи. Поэт – это прежде всего человек

(4) особенного  склада, особенной духовной организации. Тот факт, что он пишет стихи, - это, в     сущности, внешнее проявление его глубокой натуры. Правда, нельзя стать поэтом на деле (а не только в  душе), не обладая высоким даром поэтического слова. Но столь же верно и другое: очень многие люди, пишущие внешне  яркие стихи и подчас даже имеющие шумный успех, в действительности не являются поэтами. Их правильнее назвать стихотворцами. Стихотворец отличается от поэта так же, как ловкий имитатор отличается от тяжёлоатлета: такие имитаторы притворно напрягая мускулы, поднимают окрашенную под металл деревянную штангу, вызывая овацию

(9) целого зала, и только опытный глаз может обнаружить обман. Но в конце концов этот обман разоблачают все…

                                                                                                                                       (В.Кожинов)

  • Озаглавьте текст.

  • Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
  1. Поэт – это человек особого склада.
  2. Поэт обладает высоким даром поэтического слова.
  3. Поэт и стихотворец это одно и то же.
  4. Стихотворца можно сравнить с ловким имитатором.

  • Определите стиль и тип речи.
  1. деловой стиль, рассуждение;  2) художественный стиль, описание;
  2. научный стиль, рассуждение;  4) публицистический стиль, рассуждение.

  • Прочитайте словарную статью из «Словаря синонимов». Какое слово ошибочно попало в ряд синонимов?

         1) поэт;  2) стихотворец (книж. и уст.);  3) пиит (уст., книжн.);  4) певец; 5) бард; 6) стихосложение.

  • Определите способ образования существительного стихотворец.

  • Из 6-го предложения выпишите причастия.

  • Из предложений 6-8 выпишите два словосочетания  со связью примыкание.

  • Из предложения 5 выпишите вводное слово.

  • Из предложений 1-5 выпишите деепричастный оборот.

  • Укажите средства связи между предложениями 6 и 7.
  1. вводное слово;  2) союз;  3) местоимение;  4) однокоренные слова.

  • Укажите средства языковой выразительности, которые использует автор.
  1. оценочная лексика;  2) эпитеты;  4) метафора;  3) сравнение;  5) парцелляция.

4.Прочитайте внимательно текст, выполните задания; подготовьтесь постепенно к сочинению; ответьте на вопросы: «Какие проблемы поднимает автор?», «Согласны ли вы с ним?».

(1) (2) Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто  (3)   дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени.

(4)  Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо», «Мёртвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и (5)   Никитина, Маяковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского… Для меня русский язык – неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений; когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только     (6) успокоение, но и ощущаю большой подъём душевных сил. На фронте я мог носить в полевой                   (7) сумке одну-единственную книгу, и в этой книгой был томик «Избранное» И.С.Тургенева. Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык – украинский: с молоком матери, с её колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в моё сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет всё в сознании моём, в нём будут жить ещё какую-то долю мгновения родные слова, произнесённые невообразимо давно моей матерью.

                                                                                                            (В.А.Сухомлинский)

  • Какое утверждение противоречит содержанию текста?
  1. Со словами родной речи вошло в моё сердце чувство любви к Родине.
  2. Я знаю наизусть многие произведения русских писателей.
  3. Русский язык – это мой родной язык.
  4. Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произведения русской классики.

  • Определите стиль текста и тип речи.
  1. научный стиль, рассуждение;  2) публицистический стиль, описание;
  2. публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования;
  3. художественный стиль, повествование.
  • Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина?

1) Отечество;  2) отчизна;   3) родимый;  4) отчий край.

  • Из 1-го предложения выпишите слово с нулевым окончанием.
  • Из последнего предложения выпишите причастия.
  • Из 4-го предложения выпишите три словосочетания со связью примыкание.
  • Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?

1)люблю язык;  2) мгновения будут;  3) тот может постигнуть;  4) я начинаю.

  • Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть безличное предложение.
  • В каких сложных предложениях придаточные присоединяются с помощью союзного слова? Укажите номера.
  • Какие три средства языковой выразительности используются в тексте? Укажите номера предложений.

1) оценочная лексика;  2) эпитеты;  3) риторический вопрос;  4) анафора; 5) метафора.

5. Внимательно прочитайте текст. Выполняя задания,  подготовьтесь написать сочинение: «Какие проблемы поднимает автор? Согласен ли я с ним?». Свой ответ аргументируйте.

Жизнь в её глубоком внутреннем движении и творчество должны быть единым целым: только тогда и рождается подлинная лирическая поэзия. Правда, существует два разных пути слияния жизни и творчества. Одни поэты как бы творят свою жизнь, лепят своё поведение, самый свой облик так, чтобы их жизненная судьба легко и свободно переливалась в поэзию, в стих. Это во многом можно отнести, например, к Александру Блоку. Сама его жизнь является перед нами как своего рода лирическая поэма – стройная и законченная (хотя, конечно, вовсе не лишённая противоречий, тяжких испытаний, мучительной борьбы). Он как бы изваял свой облик

Задание: подготовьте свои вопросы к данному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...