Подготовка к ЕГЭ
занимательные факты по русскому языку по теме

Мельникова Наталья Игоревна

справочные материалы,  конспекты, памятки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_grammatike.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

ПАМЯТКА ПО ГРАММАТИКЕ


Имя существительное

  • Названия национальностей не заканчиваются на -ынов, -инов. (Много болгар, грузин, румын)
  • Туфля - ж.р., род.ед. туфли, род. мн. туфель 
  • Чем короче, тем длиннее: Нет колготок, лосин, чулок, носков, гольфов 
  • Род пад.: вафель, кочерег, сапог (но сапогов-скороходов), ясель (но яслей, где корм), подворотен, солдат, граммов (в письменной речи, грамм - в устной)
  • Пара сапог, сапожков, бот, валенок, эполет (вар. эполетов);
  • Жить среди турок, чехов, румын, туркмен, монголов, бедуинов, грузин, осетин 
  • Отряд партизан, драгун, гусар (при собират.), отдельных гусаров, саперов, офицеров, матросов, гренадеров 
  • Килограмм яблок, персиков, абрикосов, помидоров (разг. помидор), апельсинов (разг. апельсин), мандаринов, баклажанов (разг. баклажан), лимонов, перца, макарон 
  • Разговор с Пушкиным, под городом Пушкином 
  • Мужские собств. склоняются, женские - нет: с Иваном Котоном, с Марией Котон.

Имя прилагательное

  • Сравнительная степень: более красивый или красивее (не допускается более красивее)
  • Бойче, звонче, слаще, хлестче 
  • Краткая форма:

 

-ен - предпочтительнее

воинствен

родствен

могуществен

искусствен

тождествен

невежествен

посредствен

беспочвен

двусмыслен

явствен

бессмыслен

соответствен

свойствен (-енен -доп.)

медлен

существен

ответствен

многочислен

таинствен

бесчувствен

своевремен (-енен)

торжествен

Местоимение

  • Местоимения - слова-заместители. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трем лицам.
  • Прибавление Н
  1. После всех непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, под и т. д): у нее, с ним.
  2. После ряда наречных предлогов с род. пад. (возле, вокруг, впереди, около, мимо, напротив): возле него.
  • Отсутствие Н
  1. После наречных предлогов с дательным падежом (навстречу, вопреки, согласно, наперекор, вслед, соответственно, подобно, благодаря): вслед ему.
  • Вариативно прибавление Н при употреблении личного и определительного местоимения весь: у всех их (них), над всеми ими (ними).
  • Местоименное числительное оба употребляется лишь с существительными мужского и среднего рода (у обоих берегов, обоим окнам), обе - с существительными женского рода (над обеими реками, у обеих подруг).

Глагол

  • Недопустимо в пределах одного текста употребление разных глагольных времен и видовых форм, если речь не идет о разных по времени действиях или не обусловлено стилистическими задачами.
  • Глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить, пронзить, ощутить и некоторые другие не имеют формы 1 лица ед.числа. При необходимости используются в составе составного глагольного сказуемого: смогу (постараюсь, попытаюсь и т. п.) победить.
  • Глагол класть употребляется только без приставки, корень лож- только с приставками: положить, отложить, сложить и т. п.
  • Отдельные формы:
    Звонить, звонишь, звонят;
    Зиждиться - зиждется, зиждутся, зиждущийся;
    Выздоровеют, опостылеют, опротивеют;
    Чтить - чтут (доп. чтят);
    Стлать(ся) - доп. стелить(ся); 
    Ездить - ездит, ездят;
    Мучить, мерить;
    Лазить - лазишь, лазим, лазят, лазь.
  • Переход О в А у глаголов с приставками при образовании несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва, -ива
    Если у глагола ударение падает не на корень,
    О всегда переходит в А:
    Приколоть – прикалывать                   НО          Захлопнуть - захлопывать
    Разбросать – разбрасывать                                Обеспокоить - обеспокоивать
    Если ударение падает на корень:                       Озаботить - озабочивать
    Заболотить - заболачивать                               Опозорить - опозоривать
    Заморозить – замораживать                             Опорочить - опорочивать
    Затронуть – затрагивать                                 Отсрочить - отсрочивать
    Застроить – застраивать                                 Приурочить - приурочивать
    Облагородить - облагораживать                       Узаконить - узаконивать.
    Усвоить - усваивать
    Оспорить - оспаривать
    Удостоить - удостаивать
    Освоить - осваивать.
    Современная норма как предпочтительные устанавливает следующие варианты:
    осваиваться, присваивать, удостаивать, подытоживать, сосредоточивать, уполномочивать, заподазривать, уславливаться.

Числительное

При склонении составных числительных изменяются все составляющие их части: с двумястами пятьюдесятью двумя рублями.

Вариативно: с одной тысячью рублями и одной тысячей рублей (выбор зависит от контекста)

В составных порядковых числительных изменяется лишь последнее числительное: в одна тысяча девятьсот пятьдесят первом году.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

ПАМЯТКА ПО СИНТАКСИСУ

Выражение подлежащего и сказуемого

  1. Если подлежащее выражено оборотом со словами большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п., глагол ставится во множественном числе:
  • Если при подлежащем есть перечисление: Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию.
  • При однородных сказуемых: Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели.
  • Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное: Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее.
  • Если подчеркивается активность действия: Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись.
  • Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревянные.
  1. Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот)
  • Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10 человек.
  • Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно.
  • Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только 7 человек.
  • При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.: Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
  1. Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа: Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.
  2. Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.: Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.

Согласование определений и приложений

  1. Определение с существительным общего рода согласуется по смыслу: Круглый(ая) сирота.
  2. Определение с существительным, имеющим при себе приложение, согласуется:
  • при сочетании родового и видового понятия - с родовым: маленькая птичка колибри, полноводная река Енисей, центральная газета "Известия";
  • при наличии собственного и нарицательного сущ. согласуется с ближайшим: опытный врач Петрова. Врач Петрова внимательна к больным;
  • причастие согласуется только с собственным сущ.: Вошедшая в палату врач Петрова.
  1. Определение со счетным оборотом, как правило, согласуется:
  • существительные мужского и среднего рода в род. пад. (два новых дома, два светлых окна), женского рода в им. пад. (две большие комнаты);
  • опред. + числ. = им. пад. (за последние два месяца);
  • числ. + опред. = род. пад. (за два последних месяца);
  • если после счетного оборота следует определение = им. пад.: Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали.

Согласование двух определений при одном существительном

  1. В единственном числе согласуется:
  • если существительное не имеет формы множественного числа, то согласуется в ед.: политическое, экономическое и культурное сотрудничество стран;
  • если нужно подчеркнуть самостоятельный характер, сказуемое ставят во мн. число: Тяжелая и легкая атлетика включают…; 
  • если единственное и мн. число имеют разные значения: католическая и православная церковь;
  • при наличии противительного или разделительного союза: не каменный, а деревянный мост;
  • в терминологических сочетаниях: глаголы совершенного и несовершенного вида.

Согласование приложений

      При согласовании имен собственных и условных наименований обычно учитывается наличие родового понятия: в гостинице "Москва", в романе "Отцы и дети", в пьесе "Вишневый сад". В таком случае приложение ставится в им. пад. При отсутствии родового понятия такое наименование ставится в нужном падеже по контексту: В "Вишневом саде", об "Отцах и детях" Прозвища ставятся в им. пад: у Всеволода Большое Гнездо, с Ричардом Львиное Сердце.

Однородные члены предложения

Выразительные возможности 

  1. Бессоюзие создает незамкнутый, открытый ряд (энергия, длительность, незавершенность).
  2. Многосоюзие тоже незамкнутый ряд (плавность, широта обобщения или многообразие предметов, действий).
  3. Одиночный союз и в конце ряда - замкнутый, закрытый ряд (завершенность, конечность, характер исчерпывающего перечисления).
  4. Попарное соединение однородных членов (соединяются либо близкие по смыслу понятия, либо противоположные)

Ошибки при однородных членах предложения 

  1. Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков: В комнате стояли стол, софа, мебель из красного дерева.
  2. Следует избегать двусмысленности: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 
  3. Попарное соединение возможно только по принципу или смежности, или контраста: Пугачев изображен жестоким и мудрым, суровым и добрым.
  4. Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но нельзя сочетать существительное и инфинитив: Я попросил газету и поесть.
  5. Нельзя сочетать определение и придаточное предложение: Хорошее впечатление производит второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан раньше первого.
  6. Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управление: подбор и наблюдение над фактами.
  7. Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части: Он не только написал замечательный роман, но и много стихотворений. Этого же правила следует придерживаться, если речь идет о сложносочиненном предложении с этим же союзом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...