Конкурс знатоков русского языка.
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Теплова Галина Валерьевна

Интерес к предмету, творческие потенциал обучающихся можно развивать посредством конкурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конкурс знатоков русского языка.19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Конкурс знатоков русского языка «Родное слово»

Цель: Обобщить знания учащихся; Развивать интерес к предмету; развивать творческие способности; расширять кругозор и развивать речь.

Учитель: Сегодня на игру собрались знатоки русского языка 5-6 классов.

Игра будет проходить двумя командами: «Существинки» и «Лингвистята»

1 конкурс – Девиз и эмблема

«Существинки»: Мы Существинки, потому что любим всё существенное. На нашей эмблеме- весёлые человечки. Они сильны своей дружбой. Дружба всегда существенна. Приветствие:

Существинки- это половинки

Дружбы побеждающей большой.

Не увидите на ней пылинки,

И соринки тоже ни одной.

Мы сильны, когда мы вместе.

Вместе в классе честь по чести

Вас приветствуем сейчас

И желаем (все хором)

В добрый час!

«Лингвистята»: Мы Лингвистята – дружные ребята. Нам нравиться наука о языке, но мы ещё не познали всех её тайн. На нашей эмблеме – буква Ъ, которой уже нет в русском языке, но тайны остались. Мы надеемся их разгадать в будущем. Приветствие:

Мы – Лингвистята, анне аистята,

Незнайкам лингвистический заслон.

Вы – дружные, Вы – нужные ребята,

Мы шлём вам одобряющий поклон!

Ученик читает стихотворение А. Яшина «Русский язык»

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша – могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём.

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Учитель:

И.А.Куприн нашёл такие слова для описания человеческого языка:

    Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окном… Я слышу, как открывает кто-то дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдёт самая обыкновенная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость будет выражать свои мысли, а я буду слушать. И его мысли станут моими…

Станция «Разминка»

Команды по очереди отвечают на вопросы.

  1. На бахче у нас растет.

Как разрежешь – сок течёт,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется… ( Арбуз)

  1. Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В неё бывает картотека,

Специальный… (каталог)

  1. В каком слове сорок а? (Сорока)
  2. В каких словах по сто согласных? ( стол, стог)
  3. Как можно превратить слово мел в мелкое место? (ь)
  4. Что надо сделать со словом кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (г)
  5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная ( Суббота)
  6. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек?
  7. Чем кончается день и ночь?
  8. Что стоит по середине земли?
  9. Какой город летает? ( Орел)

Теоретическая станция

Сообщение из истории письменности:

Более 1160 лет назад двумя учеными монахами, братьями Константином ( в монашестве Кирилом) и Мефодием был изобретен славянский алфавит. Кирилл был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но это невозможно было сделать без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской         азбуки. Первым его помощником стал Мефодий. Он переводил церковные книги.

После смерти брата Мефодий  продолжил дело брата. В 998 году в Киеве была открыта дворцовая школа. Возник новый центр книжной культуры. Так на исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.

1.Что такое основа слова?

2. что такое простое предложение?

3. Что изучает синтаксис?

4.Какую роль в предложении играют союзы?

 Шифровка.

1.Какое существительное зашифровано?

ТЕР КК АА (РАКЕТА)

2. Б ИФ ТУ СО ЛТ (ФУТБОЛИСТ)

Станция сообразительная.

1.Дана пропорция.

Что должно стоять на месте вопроса?(т)

2. Почему по-разному пишутся слова старожил и сторожи.

3. Какое слово задумано?

В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень как в слове игрушка.

Суффиксы как в слове читал.(поиграл)

4. В каком глаголе нет корня?(вынуть)

5.Как большой дом превратить в маленький?(-ик-)

6. Задача шутка

Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. Здравствуй, отец,- говорит боец. А старик ему отвечает: Здорово, служивый. Только зовут меня не отец, а тат, что с любого конца читай- всё значение одинаковое. И живу я в таком домике , что можно как угодно читать- всё равно одинаково.  А имя у моей бабки с тем же свойством.

Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова.

(дед, шалаш, Анна.)

Историческая станция.

Ученики из каждой команды рассказывают о происхождении слов каникулы, волк, лицей.

(По материалам журнала  Русский язык в школе.)

Станция капитанская

Игра «Третье лишнее».

1.Видеофильм, партия, шалаш (партия-ж.р.о)

2. космонавты, растения, армия (космонавты-мн.ч.)

Станция «Народная мудрость».

Надо назвать пословицы и поговорки

        Существинки – об учении

        Лингвистята- о дружбе

Жюри подводят итоги конкурса и проводит награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков русского языка и литературы

Игра для учащихся 7 класса. Проводится в начале 2 полугодия. Содержит в себе задания по русскому языку и литературе. После каждого задания на слайде следует ответ. Продолжительность 40 минут. ...

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

Конкурс знатоков русского языка

Презентация к разработке мероприятия "Конкурс знатоков русского языка"...

«Конкурс знатоков русского языка и литературы»

План-конспектоткрытого мероприятия «Конкурс знатоков русского языка и литературы»,проведенного среди 9-ых  классов в рамках Недели русского языка и литературы...

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...