"Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Беглые гласные.
Цели:
Образовательные:
формировать представления о чередующихся согласных и гласных в корне слова;
дать понятие о беглых гласных посредством наблюдения за словами; возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе и приставке;
введение в активный словарь обучающихся термина «беглые гласные».
Развивающие:
- развитие орфографической зоркости;
- развивать интерес к языку и речевому творчеству.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).
Оборудование: презентация, учебник.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности. Давайте вспомним правила вежливости на уроке.
1.На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2.Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3.Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
4. Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не все известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
1 . Словарная работа
Грамотный.
- Дать лексическое значение слова.
-От какого слова оно образовалось? Записать.
Грамотный- грамота (суф.н).
-Записать и разобрать словосочетание со словом грамотный.
2.Повторение темы «Чередование звуков в корне».
Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
Какие звуки называются чередующимися?
Приведите примеры.
Слайд 1 Игра «Найди пару».
Писать Мрачный
Светит Береговой
Облако Освещение
Мрак Вещание
Известие Пишущий
Бережок Орех
Орешек Ушки
Ухо Облачное
Найти пары, указать чередование.
-Являются ли эти слова однокоренными?
- Безусловно, лексическое значение, заключенное в корне - одно, значение корня не меняется. Просто звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование - очередь звуков.
3.Работа над темой урока.
А сейчас обратите внимание на следующие слова.
Слайд 2
день- дня
сынок- сынка
вобрать- вбирать
Прочитайте пары слов.
-Являются ли они однокоренными?
- Нет, это формы слова.
- А что происходит?
-Гласные то появляются, то исчезают.
-Как называются такие гласные?
- Это беглые гласные. Это гласные звуки, а не буквы.
-Таким образом, тема нашего урока :
«БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ»
Слайд 3
БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ
А как вы понимаете значение слова БЕГЛЫЙ?
Сегодня мы должны ответить на вопросы.
Слайд 4
-Почему гласные убежали?
-Какие гласные могут убегать?
-В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
Рассказ подготовленного ученика «Почему убежали гласные».
В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.
Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.
Обратим внимание на следующие слова:
Слайд 5
угол- угла
молодец- молодца
подослать- подсылать
-Назовите гласные, которые убегают?
-В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
-Выделим эти части .Такую особенность имеют только «круглые» О и Е
-.От чего же зависит беглость гласных?(От изменения формы слова).
-Таким образом, беглыми называются гласные, выпадающие при склонении.
Повторение .
1.Какие гласные называются беглыми?
2.Какие это гласные?
3.В каких морфемах они встречаются?
Физминутка. Я называю слово. Если вы слышите беглую гласную в слове, то поднимаете руки и поднимаетесь на носочки .Если ее нет- приседаете.
Улыбка, узелок, день, зима, разобрать, бычок.
5.Закрепление пройденного.
Упражнение 427. Озаглавить стихотворение .
Записать выделенные слова и подобрать к ним однокоренные с беглыми гласными.
Верхушек-
Опушек-
Сучок-
Прыжок-
Устно объяснить пропущенные орфограммы.
6.Синтаксический разбор 2 предложения.
Зашумела у опушек ярко- желтая листва. (С проверкой на доске)
6. Распределительный диктант.
Учитель диктует слова, учащиеся распределяют их в 2 столбика: 1- с чередующимися звуками, 2- с беглыми гласными.
Скакать, снег, флажок, пух, дощечка, городок, дружный, чехол, ухо, облако, ветер, угол, блещут, дорога, листок, кашель, перервать.
Выделить корни.
7.Итог урока. Домашнее задание: упр.428, 426.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование звуковБеглые гласные
Чередование звуковБеглые гласные...
разработка урока русского языка в 5 классе с презентацией на тему "Чередование согласных и беглые гласные"
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным стандартом 2004 года. Учитель ставил для себя следующие цели:Образовательные: - продолжить фор...
Урок русского языка в 5 классе "Чередование звуков. Беглые гласные"
Презентация к уроку...
Урок русского языка в 5классе по теме "Беглые гласные"
Вид урока-урок-исследование. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: познакомить с понятием "беглость гласных", с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередова...
беглые гласные
урок русского языка в 5 классе...
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередующиеся звуки. Беглые гласные»
Данный урок разработан по новому стандарту и предназначен для методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС....
Беглые гласные.
Беглые гласные....