Как готовиться к С2 по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Теплова Галина Валерьевна

Шаблоны помогают ученикам усвоить структуру работы над сочинением-рассуждением. Но подходить к ним надо творчески.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. 

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.  

2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания  Георга фон Габеленца:«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Невозможно не согласиться со словами немецкого филолога Г.Габеленца: "Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя." В цитате говорится о возможности узнать человека с помощью того, как он говорит, потому что речь отражает его внутреннее состояние, чувства, культуру поведения. Обратимся к тексту М.Пришвина, чтобы доказать это.

Невозможно не согласиться со словами немецкого филолога Г.Габеленца: "Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя." В цитате говорится о возможности узнать человека с помощью того, как он говорит, потому что речь отражает его внутреннее состояние, чувства, культуру поведения. Обратимся к тексту М.Пришвина, чтобы доказать это. 

Первым примером послужит предложение 9, которое выражает отношение человека к собачке Ладе: "Лада, милая собачка, что ты скажешь?" В этих словах показано обращение к собаке с нежностью и любовью, а также из этой фразы можно сделать вывод, что говоривший является добрым и ласковым человеком.

Второй пример имеется в предложении 7,в котором говорится о поведении собаки, когда она ощущает одиночество. На основе слов в данном предложении, можно сделать вывод об отношении Лады к своему хозяину, а именно то, что она его любит. Также в этой фразе показано сравнение животного с человеком, которое говорит о близости с хозяином и возможности ощущать человеческие чувства. Из всего этого можно сделать вывод об интеллекте домашнего питомца и о его взаимоотношениях со своим хозяином.

Выше мы подтвердили правоту слов Г.Габеленца и можем сделать вывод, что прав был филолог: "...языком ч...

3 ..Французский писатель Н. Шамфор утверждал, что « Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Действительно, автор выражает свои мысли с помощью слов, а читатель же, видя прочитанное, пытается понять замысел автора. И восприятие текста будет зависеть от того, насколько правильно написал автор.

 Во- первых, чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Рассмотрим пятое предложение: «Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой.» Мысль автора, показать то, что в оформлении интерьера детского дома участвовали иностранцы, пусть где-то и с корыстными целями, но для блага русских детей. Для чего была взята эта мысль? Чтобы показать, что иностранцы посещают наши детдомы, а значит и усыновляют детей, и, может быть, за счет этого сироты живут в неплохой обстановке.

Во-вторых, хотелось бы, обратить ваше внимание на сорок второе предложение: « Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда?» Понимание этого предложения может быть по-разному воспринято, кто-то подумает, что человек, говоривший это, бездушен, и брошенные дети для него как товар: «беленькие», «крепенькие». Это некое спокойствие и то равнодушие, с которым медсестра произносит эти слова, наводят на мысль, что она совсем не задумывается о будущем, этих брошенных малюток. А для кого-то это просто очередной повод доказать то, что американцы живут лучше нас, они обеспечены, у них нет проблем с лекарствами и прочими нуждами.

В общем говоря, рассказ зарождается с мысли, и автор желая передать нам её, прибегает к написанию, а мы же, в свою очередь, читая его мысли, создаём

4 ..И. А. Гончаров утверждает: «Язык не есть только говор , речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. 
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык - речь, способность говорить. Речь - это один из видов общения. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному. Язык не только говор, речь, а еще и чуткий показатель интеллектуально го нравственного развития человека, его общей культуры. Наш язык - это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентност и человека. Степень его психологической уравновешенност и, степень его возможной закомплексованн ости. Наша речь важнейшая часть не только поведения, но и души, ума. Приведем примеры из предложенного текста.
В предложении 9 автор показывает душевное состояние бабушки мальчика ( “Ты гляди, как хорошо- то!”). Бабушка вся сияет, ее восхищают окружающая природа, церкви. Из реплики героини понятно, что у нее очень богатый внутренний мир, чистая и чуткая душа.
А из предложения 23 мы понимаем, что бабушкины диковинные истории заинтересовали ласковых мужиков – матросов, они хотят еще их услышать. ( “А ну, бабушка, расскажи еще чего!»). Этих матросов писатель показывает простыми, добрыми мужиками.
Таким образом, утверждение И. А. Гончарова справедливо.

5. Лев Николаевич Толстой утверждает: " Русский язык... разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей". Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Каждое слово имеет ту или иную форму, то есть определенную совокупность признаков. По этим признакам которые могут быть отражены, например, в окончании, можно определить часть речи. В форме слова заключаются различные грамматические признаки тех или иных частей речи. Форму слова можно изменить. Однако есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Для образования родственных слов служат словообразующие суффиксы. А формообразующие изменяют только грамматическое значение слова.
Формы слов выражают различные оттенки чувств и мыслей. Эмоционально- экспрессивная и смысловая окраска слов в этом помогают. Поэтому многие слова выражают не только понятия, но и отношение к ним говорящего. Приведем примеры из текста.
Например, в предложении 2 автор употребил существительное в предложном падеже( "по насыпи"). Эта грамматическая форма существительног о насыпь. Автор изменил слово, но при этом сохранил его лексическое значение. Писатель употребил слово насыпь в предложном падеже, чтобы показать связь слов в предложении, иначе это был бы непонятный набор слов.
В предложении 14 автор использует эмоциональную лексику ("неприязненный "). То есть взгляд летчика был совсем недружелюбный и недоброжелатель ный, так как очередная бомба была сброшена понапрасну. Писатель хотел показать настроение, душевное состояние своего героя.
Таким образом, справедливым является утверждение Льва Николаевича Толстого



Предварительный просмотр:

К сочинению для 2 абзаца:

1.Язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.

2.Л. Н. Толстой: «Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно — бойкий и живой язык народа».

3.А. И. Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

4.А. Н. Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

5.К. Г. Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словам. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

6.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще  драгоценнее самой вещи.

7. В нем (в русском языке)  все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно  

(Н.В.Гоголь)

К сочинению для абзаца 6:

«Самая большая ценность народа – его язык .

Язык , на котором он пишет ,говорит ,думает»,  -   Д. С. Лихачев.

Без языка невозможны жизнь человека , людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

Значение языка отмечают русские пословицы и поговорки.

Мал язык , да всем телом владеет.

Без языка и колокол нем.

От доброго слова язык не сохнет.

Язык необходимо изучать и хранить, потому что языку принадлежит роль главного хранителя знаний о людях , о мире.



Предварительный просмотр:

Шаблон № 4.

3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».  

  «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения», - считает русский филолог Л.В.Успенский.

   Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из данного нам текста.

Так, предложение №… состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект («местоимение - …", "существительное - …") и его действия (глаголы. - …).Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить  все глаголы в необходимой форме, а местоимение «…» поставить в нужный падеж - слова получат единый смысл, превратившись в предложение. 

  Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так, запятые в предложении №… указывают на наличие однородных членов: «…, …».Они добавляют динамики  тексту.

 Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.

Шаблон № 4

3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».  

  «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения», - считает русский филолог Л.В.Успенский.

   Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из данного нам текста.

Так, предложение №… состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект («местоимение - …", "существительное - …") и его действия (глаголы. - …).Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить  все глаголы в необходимой форме, а местоимение «…» поставить в нужный падеж - слова получат единый смысл, превратившись в предложение. 

  Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так, запятые в предложении №… указывают на наличие однородных членов: «…, …».Они добавляют динамики  тексту.

 Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.

Дополнительный материал к шаблону № 4.

4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов  создать связное высказывание. Обратимся к тексту Ю.Бондарева.

Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают  художественной  речи  особую  остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы  указанные слова передадим «в распоряжение грамматики».Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья» (предложение 25). Для выражения эмоций автор в конце предложения поставил восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получило «величайшее значение».



Предварительный просмотр:

Шаблон № 5  

   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Высказывание К. А. Федина я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в произведении. Приведу примеры из текста А. Алексина.

 Во-первых, смысл рассказа требует того, чтобы и рассказчик, и все друзья мальчика, восторгаясь его мамой-волейболисткой, называли ее, как девчонку, Лелей. А как им еще звать своего партнера по игре?! 

Во-вторых, автор очень уместно использует в тексте слово  «судья». Если первый раз, согласно требованию стиля рассказа, он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то второй раз, согласно требованиям смысла, так величает маму, которая была центром семьи.  

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Шаблон № 5.

. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры из текста А.Алексина.

Во-первых, писатель, рассказывая о волейбольных сражениях, согласно требованиям смысла, употребляет чисто спортивную лексику: «принимать мячи», «волейбольная сетка», «гасить мяч», «судить матчи»…Эти  словосочетания помогают читателю погрузиться в атмосферу игры.

Во- вторых, А. Алексин,  восторгаясь игрой  волейболистки Лели, использует в предложении 4 ярчайшее сравнение «мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой». Употребленный автором троп отвечает и стилю рассказа, и требованиям смысла.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  (106 слов)

Шаблон № 5.

 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

 "Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла",-утверждал  К.А.Федин. Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.

Так, например, А.Алексин, рассказывая о маме главного героя, отмечает, что ребята "не величали" её по отчеству, а называли "наша Лёля", возможно, потому, что Колькина мать казалась им молодой и жизнерадостной, близкой по духу.

Если отец Кольки был незаменимым судьёй во время дворовых волейбольных матчей, то  мама оказывалась "судьёй" дома (предложение 15). Используя слово "судья" в переносном значении, А.Алексин показывает, насколько справедливой была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько зависела от её решений гармония в семье.

Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.

Шаблон № 5  

  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Высказывание К. А. Федина я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в произведении. Приведу примеры из текста А. Алексина.

 Во-первых, смысл рассказа требует того, чтобы и рассказчик, и все друзья мальчика, восторгаясь его мамой-волейболисткой, называли ее, как девчонку, Лелей. А как им еще звать своего партнера по игре?! 

Во-вторых, автор очень уместно использует в тексте слово  «судья». Если первый раз, согласно требованию стиля рассказа, он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то второй раз, согласно требованиям смысла, так величает маму, которая была центром семьи.  

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Шаблон № 5..

 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры из текста А.Алексина.

Во-первых, писатель, рассказывая о волейбольных сражениях, согласно требованиям смысла, употребляет чисто спортивную лексику: «принимать мячи», «волейбольная сетка», «гасить мяч», «судить матчи»…Эти  словосочетания помогают читателю погрузиться в атмосферу игры.

Во- вторых, А. Алексин,  восторгаясь игрой  волейболистки Лели, использует в предложении 4 ярчайшее сравнение «мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой». Употребленный автором троп отвечает и стилю рассказа, и требованиям смысла.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  (106 слов)

Шаблон № 5.

 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

 "Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла",-утверждал  К.А.Федин. Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.

Так, например, А.Алексин, рассказывая о маме главного героя, отмечает, что ребята "не величали" её по отчеству, а называли "наша Лёля", возможно, потому, что Колькина мать казалась им молодой и жизнерадостной, близкой по духу.

Если отец Кольки был незаменимым судьёй во время дворовых волейбольных матчей, то  мама оказывалась "судьёй" дома (предложение 15). Используя слово "судья" в переносном значении, А.Алексин показывает, насколько справедливой была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько зависела от её решений гармония в семье.

Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.

Шаблон № 5  

   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Высказывание К. А. Федина я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в произведении. Приведу примеры из текста А. Алексина.

 Во-первых, смысл рассказа требует того, чтобы и рассказчик, и все друзья мальчика, восторгаясь его мамой-волейболисткой, называли ее, как девчонку, Лелей. А как им еще звать своего партнера по игре?! 

Во-вторых, автор очень уместно использует в тексте слово  «судья». Если первый раз, согласно требованию стиля рассказа, он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то второй раз, согласно требованиям смысла, так величает маму, которая была центром семьи.  

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Шаблон № 5..

 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры из текста А.Алексина.

Во-первых, писатель, рассказывая о волейбольных сражениях, согласно требованиям смысла, употребляет чисто спортивную лексику: «принимать мячи», «волейбольная сетка», «гасить мяч», «судить матчи»…Эти  словосочетания помогают читателю погрузиться в атмосферу игры.

Во- вторых, А. Алексин,  восторгаясь игрой  волейболистки Лели, использует в предложении 4 ярчайшее сравнение «мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой». Употребленный автором троп отвечает и стилю рассказа, и требованиям смысла.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  (106 слов)

Шаблон № 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

 "Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла",-утверждал  К.А.Федин. Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.

Так, например, А.Алексин, рассказывая о маме главного героя, отмечает, что ребята "не величали" её по отчеству, а называли "наша Лёля", возможно, потому, что Колькина мать казалась им молодой и жизнерадостной, близкой по духу.

Если отец Кольки был незаменимым судьёй во время дворовых волейбольных матчей, то  мама оказывалась "судьёй" дома (предложение 15). Используя слово "судья" в переносном значении, А.Алексин показывает, насколько справедливой была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько зависела от её решений гармония в семье.

Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.



Предварительный просмотр:

Шаблон № 6.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

    «…   …», - считает…

    Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так: если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

    Так, в предложении №… нахожу глагол повелительного наклонения  «…». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

    А в предложениях … и …встречаю глаголы условного наклонения «… бы» и «… бы», которые, на мой взгляд, передают желаемое действие. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

   Таким образом, условное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Шаблон № 6.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

    «…   …», - считает…

    Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так: если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

    Так, в предложении №… нахожу глагол повелительного наклонения  «…». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

    А в предложениях … и …встречаю глаголы условного наклонения «… бы» и «… бы», которые, на мой взгляд, передают желаемое действие. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

   Таким образом, условное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.



Предварительный просмотр:

ШАБЛОН №1

    «… выпиши сюда фразу из задания С2 …», - говорил …(впиши фамилию автора фразы).

     Я думаю, что русский язык – это орудие выражения мыслей, важнейшее средство общения. Он обладает огромным количеством лексических и грамматических средств.

    Я согласен с (….назвать фамилию автора фразы). (Возьмите мысль из задания А1 или А3).

     Подтверждением может служить предложенный текст. Во – первых, в нём  присутствуют лексические средства выразительности, например, (взять то, что указано в                 ) «… вписать пример из текста». С помощью него автор образно и эмоционально передаёт свою мысль.

   Во – вторых, в тексте встречаются многочисленные синтаксические конструкции, способствующие последовательному изложению материала. Так в предложении №… мы находим … (сложноподчинённое предложение, или сложносочинённое предложение, или деепричастный оборот, или вводные слова…).

    Следовательно, язык наш обладает всеми средствами для передачи мыслей и чувств. И.Бунин призывал беречь язык как достояние, как бессмертный дар. Будем следовать его совету.

    С2.Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качестве тезиса слова лингвиста Г.Р.Державина: «Человек через слово всемогущ: язык – всем знаниям и всей природе ключ».

ОБРАЗЕЦ №1

      «Человек через слово всемогущ: язык – всем знаниям и всей природе ключ», - говорил Г.Р.Державин.

        Я думаю, что русский язык – это орудие выражения мыслей, важнейшее средство общения. Он обладает огромным количеством лексических и грамматических средств.

       Я согласен с мнением Державина. Вся система языка направлена на постижение человеком окружающего мира.

       Подтверждением может служить предложенный текст. Во – первых, в нём  присутствуют лексические средства выразительности, например, антонимы «стремительный – неподвижный». С помощью него автор образно и эмоционально передаёт свою мысль.

          Во – вторых, в тексте встречаются многочисленные синтаксические конструкции, способствующие последовательному изложению материала. Так в предложении №7 мы находим деепричастный оборот «применяя его как строительный материал речи».

            Следовательно, язык наш обладает всеми средствами для передачи мыслей и переживаний человека. И.Бунин призывал беречь язык как достояние, как бессмертный дар. Постараюсь следовать его совету.

1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной:

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста»( по тесту 36).

 Шаблон № 2.

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста», - утверждает Н.С.Валгина.

Данная фраза заставляет задуматься присмотреться не только к смыслу текста, но и к его абзацному строению, понаблюдать за манерой автора конструировать текст.

Действительно, в каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац.  Абзац — это отрезок письменной речи, который имеет композиционное, сюжетно-тематическое,   ритмическое   значение.

В тексте....(впиши сюда автора текста) я нахожу ... абзацев, ...из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки  начинается новый смысловой отрывок.

Соединяются предложения в каждом абзаце как последовательной, так и параллельной связью. Так в ...абзаце предложения №... и №... связаны при помощи... . А … и … связаны параллельной сзязью.

Таким образом, роль абзаца — не только членение текста на микротемы, но и передача авторского замысла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Как готовить домашнее задание по русскому языку

Рекомендации по подготовке домашнего задания по русскому языку...

как готовить домашнее задание по русскому языку

Памятка для родителей и обучающихся как готовить домашнее задание по русскому языку...

Как готовить домашнее задание по русскому языку

Методические рекомендации по выполнению домашнего задания...

Как готовить домашнее задание по русскому языку

Памятка родителям к выполнения\ю домашнего задания по русскому языку...


 

Комментарии

Теплова Галина Валерьевна

Шаблон - это не шпаргалка, это план сочинения, композиция, а наполнение уже зависит от уровня знаний и подготовленности ученика. Сильным ученикам и шаблон не нужен. А вот слабые ученики по нему могут научиться писать сочинение на лингвистическую тему и не бояться этого вида работы.