Язык и речь. Урок русского языка в 10 классе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
раскрытие понятия «язык» и «речь»,
дать представление о богатстве и выразительности русского языка,
определение качества хорошей речи,
повторение способов цитирования, правил оформления эпиграфа.раскрытие понятия «язык» и «речь»,
дать представление о богатстве и выразительности русского языка,
определение качества хорошей речи,
повторение способов цитирования, правил оформления эпиграфа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-seminar.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык и речь.
Урок русского языка в 10 классе.
Цели урока:
Образовательные:
раскрытие понятия «язык» и «речь»,
дать представление о богатстве и выразительности русского языка,
определение качества хорошей речи,
повторение способов цитирования, правил оформления эпиграфа.
Воспитательные: воспитание любви к своему родному языку.
Развивающие: развитие речи, мышления.
Форма урока: урок-семинар.
Готовясь к семинару, ребята получили вопросы-задания к занятию по группам.
1 группа готовила сообщение о значении языка в жизни общества,
2 группа – о русском языку в современном мире,
3 группа – о русском языке как части национальной культуры русского народа,
4 группа – о соотношении языка и речи.
Десятиклассники подобрали высказывания о языке и оформили доску соответственно заданиям своих групп. Пока одна группа выступает, остальные слушают, а в конце сообщения выполняют практическое задание, подготовленное этой группой.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Слово учителя о задачах курса русского языка в старших классах (не только систематизация и расширение знаний о языке, но и развитие навыков речевой культуры).
2. Сообщение 1 группы.
Сообщение о значении языка в жизни общества предваряется обращением к упражнению № 5 учебника. Учащиеся записывают текст стихотворения А.А.Ахматовой как эпиграф к уроку на доске, поясняя, что такое эпиграф и как он оформляется:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
Выступающий 1: Язык – это универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без языка невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Вспомните библейскую легенду о вавилонской башен: когда народы перестали понимать друг друга, они рассорились и не могли продолжать строительство. Язык – это общественное явление, на котором основывается существование нашей цивилизации.
Выступающий 2: С помощью языка сохраняются и передаются последующим поколениям знания, опыт, культурные традиции. Это отражается в сохранении в языке древних диалектов, географических названий, имен – таким образом осуществляется связь предков и потомков.
Выступающий 3: Язык – это система средств для выражения человеческой мысли, это своеобразная «одежда» для всех понятий, это возможность абстрактно (отвлеченно) мыслить, строить гипотезы (предположения), выводить суждения. Язык – это орудие познания мира.
Выступающий 4: особенно важна эстетическая функция языка. Слова используются как материал для построения образной системы. Литература – искусство изображения словом, в художественном тексте обычные понятия наполняются разнообразием смыслов и оттенков значения, слова начинают «сверкать», как драгоценные камни. Особенно ярко это проявляется в поэтической речи: способность «глаголом жечь» делает лирику неиссякаемым источником неповторимых мыслей и переживаний.
После сообщения ребята предлагают кратко записать в тетрадях функции языка в обществе.
3. Сообщения 2 группы.
2 группа рассказывает о русском языке в современном мире.
Выступающий 1: Русский язык – это один из мировых языков. Мировые языки – наиболее распространенные, они используются для общения между народами. Признаки русского языка как мирового: широкая распространенность в мире( четвертое место по распространенности); изучение в школах за пределами России.
Выступающий 2: Русский язык выступает как посредник, переводчик в области дипломатии, международной торговли, туризма, радио, телевидения, печати; это один из рабочих языков ООН (Организации Объединенных Наций).
Выступающий 3: Именно лингвистические способности русского языка позволяют ему быть удобным для функции мирового: он обладает развитой системой стилей и жанров; грамматически обработан (имеет учебники, словари).
Выступающий 4: Таким образом, русский язык имеет все необходимые характеристики мирового языка. Это язык развитой науки, культуры, великой русской литературы, так как обработан великими писателями и мыслителями – более 20 % книжной продукции издается на русском языке.
После сообщений учащихся классу предлагается записать в рабочие тетради признаки русского языка как мирового.
4. Сообщение 3 группы.
4 группа выступает с сообщением «Русский язык как часть национальной культуры русского народа». Учащиеся определяют литературный язык как высшую форму национального языка.
Выступающий 1: Литературный язык – высшая форма национального языка, отличающаяся нормированностью и обработанностью мастерами слова. Нормированность – это наличие в языке грамматических, лексических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм. Для литературного языка также характерна универсальность (использование на всей территории страны, во всех сферах деятельности), общеобразовательность для всех членов коллектива.
Выступающий 2: Языковая норма - исторически сложившаяся и принятая в речевой практике система правил произношения и употребления слов. Норма бывает императивной (обязательной) и вариативной (твОрог и творОг), ставень и ставня). (Ребятам предлагается привести свои примеры фонетических, орфоэпических, и словообразовательных императивных норм).
Выступающий 3: Рассказывают о двух формах существования литературного языка:
устной (доклады, лекции, беседы, живое общение).и письменной (художественная литература, публицистика, документы, учебники, письменное общение).
Говоря о богатстве и выразительности русского языка, Выступающий 4 отмечает разнообразие синонимов и антонимов, наличие слов прямого и переносного значения, существование огромного резерва экспрессивных и оценочных средств языка (каждый термин объясняется участниками семинара, при затруднении на помощь приходит учитель). Группа заканчивает свое выступление цитатой Н.В.гоголя:»Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто , крупно, как сам жемчуг, и , право, иное название драгоценнее самой вещи». (Цитата приведена на доске). Классу предлагается записать высказывание писателя всеми возможными способами цитирования (как прямую речь, как косвенную речь, с вводными словами).
5. Сообщение 4 группы.
4 группа дает понятие речи как формы существования языка, определяя язык как систему, а речь как ее живое функционирование в обществе. Ребята приводят слова А.А.Реформатского:»Языком можно владеть, о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя слышать в прямом значении этого слова». Когда мы говорим, мы пользуемся речью, именно в речи языковые модели наполняются конкретным словесным материалом. Класс обращается к ключевым понятиям»культура речи» и «качество хорошей речи» и приходит к выводу, что они тесно связаны с понятием «языковой нормы». Учащиеся получают задание найти во вступительной статье учебника пушкинские слова о том, что знание языка и чувства языка выражаются именно в чувстве «соразмерности и сообразности» речи.
Итоги урока.
Учитель благодарит ребят за работу и делает вывод о том, что главной задачей курса языка в старших классах является сближение изучения языка и обучения навыкам культурной речи. Предлагается выступить представителям групп с замечаниями о самых интересных сообщениях, самых познавательных материалах. Оценивается работа групп (каждый член групп получает оценку).
Домашнее задание.
Выучить строфу бунинского стихотворения «Слово» (1915 год0, написать ее по памяти и сочинить небольшую творческую работу о том, как поняли поэтические строки:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Использованная литература:
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов.- М.: Вербум – м, 2003.
- Поташкина Ю.А. Практическое руководство по русскому правописанию: пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Воронеж.
- Современный русский язык: Учебник для ВУЗов / Под. ред. Д. Э .Розенталя .- М.: Высшая школа.
Урок русского языка в 5 классе на тему «Весна».
(Урок проводится в начале марта).
Цели урока:
Образовательные:
повторение и закрепление знаний, полученных по русскому языку и литературе.
Воспитательные:
воспитание любви к Родине, природе.
Развивающие:
развитие устной и письменной речи.
Тип урока: интегрированный
Оборудование: текст веснянки, запись стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды», тексты миниатюры М.М.Пришвина «Рожденье звука».
Ход урока.
Слово учителя:
- Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.
Лексико-орфографическая работа со словом «Весна».
- Давайте произнесем слово «весна» отчетливо, выразительно все вместе.
- Что слышится вам в этом слове?
(Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май).
- Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь.
(Работа со словарем: весна от веселый).
- Подберите однокоренные слова к слову «весна». К какому словарю нам лучше обратиться?
(Работа со словообразовательным словарем).
Запись в тетрадях:
Весна, весной, веснушка, весенний, предвесенний, по-весеннему.
Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.
- Птица рада весне, а младенец – матери. 2) Много снега – много хлеба, много воды – много травы. 3) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает. 4) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. 5) Март-с водой, апрель- с травой, а май – с цветами. 6) В марте курица из лужицы напьется. 7) Весна красна цветами, а осень - пирогами..8) Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. 9) Увидел грача – весну встречай. 10) Весна красна, да холодна.
11) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной).
12) Только снег в лесу сошел,
Я голубеньким расцвел. (Подснежник).
-Какое у вас представление о весне?
(Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.
- Весна – это победа солнца, света.
- Весна – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.
Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу появляются почки, из них – зеленые листочки).
- А чем пахнет весна?
(Талым снегом, первой водой, цветами).
- А у вас на парте текст веснянки, русской народной песни.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
(Чтение про себя, затем вслух).
-Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращение?
- Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания?
Учащиеся заучивают текст песни и по памяти записывают его в тетрадях.
- А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева.
(Включаю запись, дети слушают).
- Какова интонация стихотворения?
(Бодрая, жизнерадостная).
- Каким рисует весенний день Тютчев?
- Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение.
(Брег – берег, гласят - поют, кричат. В этих словах есть беглые гласные).
- Кто такие гонцы?
(Гонцы – оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну. В стихотворении гонцы – это весенние воды, они предвещают наступление весны).
- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?
(Глаголов, потому что весна – это жизнь, действие).
-Выпишите эти глаголы.
- Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор?
(Брег сонный; молодая весна; тихие, теплые майские дни; румяный, светлый хоровод).
Далее проводится работа над выразительностью чтения. Учащиеся отмечают слова, на которые падает логическое ударения, обозначают длинные и короткие паузы, анализируют роль знаков препинания. Затем 2-3 ученика выразительно читают стихотворение.
-А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне. Помните об интонации, о паузах, о логических ударениях. Правильно подберите темп чтения.
(Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Майкова, Плещеева, Жуковского и других поэтов).
- А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас вы услышите музыку. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку.
(Слушаем Э.Грига и П.И. Чайковского).
- Какие звуки у весны?
(Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда).
- Обратимся к лирической миниатюре писателя М.М.Пришвина «Рожденье звука».
(Учащимся выдаются тексты. Чтение учащимися сначала про себя, потом – вслух).
- Как описано здесь утро года?
- Какие краски преобладают в этой миниатюре?
- Как же рождается звук весны, ее голос?
Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры.
(Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли).
- Как Пришвин распространяет эти предложения?
(С помощью эпитетов).
- Какой эпитет нашел писатель для слова «весна»?
(Стремительная).
- А какой еще она может быть?
(Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и другие).
- Обратите внимание на репродукцию картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
- Константин Федорович Юон – замечательный живописец, художник – пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
-Что изобразил художник на картине?
(Изображена деревенская улица, дома. Уходящие вдаль, высокие огромные деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками.
Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.
В центре картины стройные белоствольные березы. От деревьев падают длинные синеватые тени.
Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое- большое, без конца и без края.
На картине нет солнца. Но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг).
- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день?
(Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто0голубого, бело-розового. Такой колорит- сочетание различных цветов – помог художнику передать настроение весеннего дня).
- Ваши впечатление от картины?
(Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день).
- Вот и кончился наш «весенний» урок.
(Подведение итогов урока).
- Домашнее задание: прочитать другие миниатюры М.М.Пришвина из цикла «Весна»; написать сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Подготовить рисунки на тему «Весна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
Презентация к уроку русского языка. Культура речи и языковая норма. 10 класс
культура речи и языковая норма...
Использование проектно-исследовательского метода на уроках русского языка. (на примере раздела русского языка 7 класса «Морфология. Наречие»)
Для уроков русского языка...
Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"
Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...
Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"
Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...