Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов, с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. Федеральных перечней учебников. Утверждённых приказом от 19 декабря 2012 года
Программа рассчитана на 201 учебный час (6 часов в неделю), из них на развитие речи -37 часов. Данная программа рассчитана на 198 часов, т.к. выпадают 4 ноября – 2 часа. 2 мая – 1 час. 9 мая – 1 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_russ_tematich.doc | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
2013-2014 учебный год
№ п/п | Тема урока | Колич.часов | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дата |
О языке и речи – 6 час, Р.Р. – 3 часа | ||||||
1 | Что такое речь | 1 | Знакомство учащихся с особенностями курса русского языка в 5 классе | Работа с учебным текстом. Уметь составлять лингвистический рассказ | Изучение материала быстрым темпом | 02.09. |
2 | Что такое речь | 1 | Формировать представление о роли языка в жизни людей. Знакомство с понятие речь | Знать:термины речь, формы речи, речевая ситуация Уметь:оперировать терминами при анализе языкового явления | Упражнения по выбору учителя | 02.09 |
3 | Что мы знаем о русском языке? | 1 | Формировать представление о роли языка в жизни людей. Понятие о русском языке как национальном языке. | Знать: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления | Организация совместной учебной деятельности | 03.09 |
4
| Зачем человеку нужен язык?
| 1 | Знать, что такое речь и условия, необходимые для речевого общения
| Уметь:осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности | Организация совместной учебной деятельности | 04.09
|
5 | РР Речь монологическая и диалогическая | 1 | Знать, что такое монолог и диалог | Работа с учебником | Стилистический анализ текста | 06.09 07.09 |
6 | Р.Р. Речь устная и письменная | 1 | 09.09 | |||
Закрепление и углубление изученного в начальных классах – 5 час Р.Р. – 2 часа | ||||||
7 | Р.Р.Речь устная и письменная. Фонетика | 2 | Обобщение и углубление знаний по фонетике и орфоэпии | Фонетический анализ слов | 09.09 | |
8 | Графика. Фонетика Звуки и буквы.Алфавит | 1 | Уровень остаточных знаний на начало учебного года | Уметь опознавать, анализировать изученные орфограммы и пунктограммы | КИМы по русскому языку для 5 класса | 10.09 |
9
|
Диагностическая контрольная работа
| 1
| Понятие фонема, принцип расположения слов всловарях.Знать отличие буквы от звука, уметь правильно называть буквы и звуки
| Знать отличие буквы от звука, уметь правильно называть буквы и звуки Уметь:правильно произносить звуки, располагать слова в алфавитном порядке.
| Тест, игровые задания
| 11.09 |
10 |
Что обозначают буквы Е, Е, Ю, Я | 1 | Повторить значения букв Е, Е, Ю, Я. Усвоение алгоритма действийййв случаях , когда эти буквы обозначают два звука Знать: случаи, когда буквы обозначают два звука. Уметь: выполнять фонетический разбор таких слов. | Частичный фонетический разбор | 13.09 | |
Фонетика. Орфоэпия – 30час. Р.Р. – 8 час | ||||||
11- 12 | Фонетический и орфоэпический разбор слова | 1 | Знать порядок фонетического разбора, уметь выполнять его | Анализ языкового материала, работа с учебником, творческое задание | 14.09 16.09 | |
13 | РР Текст. Что такое текст. Тема текста | 1 | Знать , что такое текст, уметь формулировать тему. | Конструирование текста, работа с учебником | Работа с деформированным текстом | 16.09 |
14 | Р.Р. Тема текста. Основная мысль текста | 1 | Уметь различать тему и основную мысль текста. | Создание текста на заданную тему. | Подготовка к сочинению по летним впечатлениям | 17.09 |
15 | Р.Р. Классное сочинение на тему: «Хорошо, что есть каникулы!» | 2 | Уметь составлять связный текст, излагать свои мысли на бумаге. | Оформление своего сочинения | Написание сочинения в тетрадь | 18.09 |
16 17 | Анализ сочинения. Зачем людям письмо. | 2 | Знакомства с понятиями устная и письменная речь, историей происхождения письменности. | Знать особенности устной и письменной реи, уметь соблюдать нормы орфографии. | Организация совместной учебной деятельности | 20.09 21.09 |
18 | Орфография. Нужны ли правила. | 1 | Порядок действий при решении орфографических задач | Знать основные типы орфограмм. Уметь обосновывать выбор орфограмм | Организация совместной учебной деятельности | 23.09 |
19 | Орфограммы в корне. Правила обозначения буквами гласных звуков | 1 | Уметь давать звукам фонетическую характеристику | Знать основные типы орфограмм. Уметь обосновывать выбор орфограмм | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 23.09 |
20-21 | Правила обозначения буквами согласных звуков | 2 | Уметь давать звукам фонетическую характеристику | Знать основные типы орфограмм. Уметь обосновывать выбор орфограмм | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 24.09 25.09 |
| ||||||
22 | Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, рщ | 1 | Отрабатывать умения правильно писать буквенные сочетанияя. Повторить правила написания гласных после шипящих | Знать понятия орфограмма-буква Уметь определять мягкость, непарность согласных | Организация совместной учебной деятельности | 27.09 |
23 | Ь после шипящих в конце имен существительных, глаголов | 1 | Освоение орфограммы. Закрепить правописание после шипящих | Знать условия появления орфограммы. Уметь классифицировать гласные и согласные | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 28.09 |
24 | Разделительные ъ и ь | 1 | Совершенствование навыков применения данной орфограммы.Повторение условий выбора орфограммы | Знать условия появления орфограммы. Уметь обосновать свой выбор | Составление примеров с использованием данной орфограммы | 30.09 |
25 | Правописание не с глаголами | 1 | Систематизация знаний по теме. Закрепить правописание не с глаголами. Различение на письме частицы и приставки. | Знать правила написания не- с глаголами Уметь обосновать свой выбор. | Составление предложений с использованием изучаемой единицы. | 30.09 |
26 | Написание –тся и –ться на конце глаголов | 1 | Повторение условий выбора орфограммы. Различение на письме частицы и приставки. | Знать окончания глаголов в неопределённой форме. Уметь обосновать свой выбор. | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 01.10 |
|
|
| ||||
27 | Повторение по теме «Письмо.Орфография» | 1 | Систематизация знаний | Работа с деформированным текстом | Организация совместной учебной деятельности | 02.10 |
28 29 | Контрольный диктант по теме «Письмо. Орфография» Анализ диктанта | 2 | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные правила | Тематический диктант | 04.10 05.10 |
| ||||||
30 31 | Строение слова. Значимые части слова | 2 | Систематизация знаний о строении слова, уметь выполнять морфемный разбор | Осложненное списывание, распределительный диктант, морфемный разбор | Морфемный разбор | 07.10 07.10 |
32 | Значимые части слова | 1 | Знать порядок словообразовательного разбора, уметь различать значения морфем | Знать морфемный и словообразовательный разборы. Уметь выборочно списывать | Проекты, презентации | 08.10 |
33 | Как образуются формы слова с помощью окончания | 1 | Уметь различать формы слова и однокоренные слова, определять грамматическое значение слова | Комментированное письмо | Распределительное письмо | 09.10 |
34 | Слово как часть речи. Морфология | 1 | Повторить сведения, изученные в начальной школе | Знать грамматическое значение слова. Уметь определять части речи | Тест, орфографическая дуэль, осложненное списывание | 11.10 |
35 | Как изменяются имена существительные, прилагательные, глаголы. | 1 | Принципы выделения частей речи. | Уметь определять части речи, их морфологические признаки | Диктант «Проверяю себя» | 12.10 |
36 | Служебные части речи | 1 | Понятие служебных частей речи. Переход других частей речи в служебные. | Уметь находить в тексте предлоги, союзы, частицы Работа с учебником, объяснительный диктант | Таблица. Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 14.10 |
37 | Контрольный диктант по итогам 1 четверти по теме «Самостоятельные части речи .Орфография»
| 1 | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные правила | Тематический диктант | 14.10 |
38 | Анализ диктанта РР От чего зависит порядок слов в Тексте? | 1 | Углубление знаний о смысловой и грамматической цельности текста | Уметь выделять абзацы в тексте, определять микротему в абзаце | Лингвистический анализ текста | 15.10 |
39 | РР Абзац как часть текста. Строение абзаца.
| 1 | Уметь выделять абзацы в тексте, составлять план текста
| Знать признаки текста. Уметь редактировать текст, устранять повторы, составлять план. | Лингвистический анализ текста | 16.10 |
40 41 | Р.Р. Сочинение «Самый счастливый день» Анализ сочинения | 2 | Составление связного текста, изложение своих мыслей на бумаге. | Составление связного текста. | Самостоятельная работа | 18.10 19.10 |
Язык. Правописание. Фонетика – 6 час. Орфоэпия. | ||||||
42 | Что изучает фонетика | 1 | Общая характеристика звуков, порядок фонетического разбора. | Знать отличие буквы от звука, уметь правильно называть буквы и звуки | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 21.10 |
43 44 | Звуки гласные и согласные | 2 | Принципы деления звуков на гласные и согласные | Знать фонетический анализ слов, транскрибирование | Организация совместной учебной деятельности | 21.10 22.10 |
45 | Слог, ударение. Фонетические особенности донского наречия | 1 | Систематизировать знания по теме. | Знать правило деления слова на слоги | Проблемные задания | 23.10 |
46 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков | 1 | Особенности произношения гласных звуков в сильной и слабой позициях. | Знать, что такое орфоэпия Уметь правильно произносить сочетания звуков, соблюдать орфоэпические нормы | Исследование языкового материала | 25.10 |
47 | Произношение согласных звуков | 1 | Соблюдать нормы произношения | Упражнения проблемного характера | Описание картины И.И. Шишкина «Корабельная роща» | 26.10 |
Лексика и словообразование – 27 час. Р.Р. – 7 час 2 четверть | ||||||
48
| Как определить лексическое значение слова Сколько лексических значений имеет слово | 1 | Однозначные и многозначные слова Структура словарной статьи | Знать понятие лексического и грамматического значения слова. Уметь пользоваться толковым словарём. Уметь пользоваться толковым словарём. | Организация совместной учебной деятельности Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 05.11 |
48 | Когда слово употребляется в переносном значении | 1 | Формирование умения различать слова в прямом и переносном значении | Уметь находить слова в переносном значении, воспринимать их выразительную функцию | Работа со словарями, анализ текста | 06.11 |
49 | Фразеологизмы | 1 | Крылатые слова, их происхожжения | Уметь определять фразеологизмы, их экспрессивную функцию | Индивидуальные сообщения | 08.11 |
50 | Как пополняется словарный языка | 1 | Непрерывное обогащение состава русского языка. Знать способы пополнения словарного состава языка | Знать способы пополнения словарного состава языка Работа с учебником, осложненное списывание | Работа с учебником, осложненное списывание | 09.11 |
51 52 | Как образуются слова в русском языке | 2 | Механизм образования слов с помощью морфем. Знать основные способы образования слов | Знать основные способы образования слов | Словообразовательный разбор | 11.11 11.11 |
53 54 | Чередования гласных и согласных в корнях слов | 2 | Усвоение алгоритма действий при выборе орфограмм | Уметь выделять морфемы с беглыми гласными, определять чередования звуков | Чтение и пересказ лингвистического текста, выразительное чтение, морфемный разбор | 12.11 13.11 |
55 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов | 2 | Усвоение алгоритма действий при выборе орфограмм | Знать условия выбора орфограммы, уметь находить орфограмму в морфеме | Исследование языкового материала, групповая работа Тест | 15.11 |
56 | Контрольный диктант по теме «Лексика и словообразование»
| 1 | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков | Тематический диктант | 16.11 | |
|
|
| ||||
57 | Анализ диктанта. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | 1 | Знать, чем отличаются омонимы от многозначных слов, уметь находить в словаре омонимы | Работа со словарем, исследование языкового материала, осложненное е | Творческое задание | 18.11 |
58 | Что такое диалектные и профессиональные слова | 1 | Различать профессиональные слова и диалектные слова | знать понятие диалектизмы, уметь определять уместность употребления диалектных слов в речи | Исследование языкового материала, групповая работа | 18.11 |
59 | О чем рассказывают устаревшие слова | 1 | Исследование языкового материала, выборочное осложненное списывание, работа с учебником. | Уметь определять уместность употребления устаревших слов в речи | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 19.11 |
60 | Умеем ли мы употреблять этикетные слова | 1 | Исследование языкового материала, выборочное осложненное списывание, работа с учебником. | Уметь использовать этикетные слова в речи | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 20.11 |
61-62 | Правописание приставок | 2 | Исследование языкового материала Знать условия выбора орфограммы, уметь находить орфограмму в морфеме | Знать условия выбора орфограммы, уметь находить орфограмму в морфеме | Творческое задание | 22.11 23.11 |
63 | Буквы Ы и И после Ц | 1 | Знать условия выбора орфограммы | Знать условия выбора орфограммы | Диктант «Проверяю себя» | 25.11 |
64 | РР Стили речи РР Разговорная и книжная речь | 1 | Работа с лингвистическим текстом. | Умение разграничивать разговорный и книжный стили Работа с текстом | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 25.11 |
65 | РР Художественная и научно-деловая речь | 1 | Работа с лингвистическим текстом. | Знать стили речи | Творческое задание | 26.11 |
66 67
| РР Сочинение по картине И.И.Левитана «Осенний день»
| 2 | Умение составлять текст по картине
| Составление связного текста. | Самостоятельная работа | 27.11 29.11 |
68 69
| РР Подробное изложение «Барсучок» Анализ изложения
| 2 | Составление плана, деление текста на части.
| Умение связно излагать текст, сохраняя его стилевые и структурные особенности
| Самостоятельная работа | 30.11 |
70 71 | Контрольный диктант по теме «Орфография» Анализ диктанта | 2 | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты | Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты | Тематический диктант | 02.12 02.12 |
Синтаксис и пунктуация – 27 час. Р.Р. – 2 часа | ||||||
72 | Что изучают синтаксис и пунктуация ? | 1 | Повторение и углубление сведений о синтаксисе и пунктуации | Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации | Словарный диктант | 03.12 |
73 74 | Словосочетание | 2 | Основные признаки словосочетаний | Знать различие между словосочетанием и предложением, уметь определять главное и зависимое слово в словосочетании, выделять словосочетания из предложения | Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности класса | 04.12 06.12 |
75 76 | Предложение. Интонация предложения Виды предложений по цели высказывания | 2 | Предложение как основная единица языка | Знать определение предложения, уметь находить грамматическую основу Знать характеристику предложения по цели высказывания | Работа со словарями Сочинение-миниатюра по предложенному началу | 07.12 09.12 |
77 | Восклицательные предложения | 1 | Основные признаки восклицательных предложений. | Уметь интонационно правильно произносить предложения, оформлять грамотно пунктуацию на письме | Работа с деформированным текстом | 09.12 |
78 | Главные члены предложения | 1 | Основные способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении | Уметь находить подлежащее и сказуемое, определять способы их выражения | Рассуждение на лингвистическую тему | 10.12 |
79 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Углубление знаний, умений и навыков по теме | Уметь определять грамматическую основу, ставить тире между подлежащим и сказуемым | Составление предложений с использованием изучаемой единицы. | 11.12 |
80 81 |
РР Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Русская зима» | 2 |
Сохранение стилевой принадлежности текста | Уметь строить связный текст, сохраняя его стилевые и структурные особенности | Самостоятельная работа | 13.12 14.12 |
82 | Предложения распространенные и нераспространенные | 1 | Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения | Знать различие между распространенными и нераспространенными предложениями, уметь характеризовать предложения по данному признаку Синтаксический разбор, осложненное списывание | Комментируемое письмо | 16.12 |
83 | Контрольный диктант по итогам 2 четверти | 1 | Уровень знаний на конец четверти | 16.02 | ||
84 | Анализ диктанта. Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Знать способы выражения дополнения, уметь находить дополнения в предложении | Знать способы выражения дополнения, уметь находить дополнения в предложении Выборочное осложненное списывание, объяснительный диктант | Выборочное осложненное списывание, объяснительный диктант | 17.12 |
|
|
|
| |||
85 | Определение | 1 | Знать способы выражения определения, уметь находить определения и использовать их в речи | Знать способы выражения определения, уметь находить определения и использовать их в речи | Осложненное списывание, исправление грамматических ошибок | 18.12 |
86 | Обстоятельство | 1 | Знать способы выражения определения, уметь находить определения и использовать их в речи | Уметь использовать обстоятельства в речи, определять способ его выражения Выборочный диктант, групповая работа | Выборочный диктант, групповая работа | 20.12 |
87 | Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 1 | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков | 21.12 | ||
88 89
| Анализ диктанта Однородные члены предложения
| 2 | Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты
| Знать признаки однородных членов предложения, уметь находить их, уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения
| Осложненное списывание
| 23.12 23.12 |
90 91
| Обобщающее слово перед однородными членами предложения
| 2 | Совершенствование навыков правильной расстановки знаков препинания.
| Что такое обобщающее слово, уметь его опознавать, расставлять знаки препинания
| Составление предложений с использованием изучаемой единицы | 24.12 25.12 |
92 93 | Обращение | 2 | Совершенствование навыков правильной расстановки знаков препинания при обращении | Знать функции обращения, его грамматические признаки, соблюдать правила пунктуации | Составление предложений с использованием изучаемой единицы | 27.12 28.12 |
3 четверть | ||||||
94 | Синтаксический разбор простого предложения
| 1 | Систематизация знаний о простом предложении | Знать порядок синтаксического разбора, уметь выполнять разбор. | Организация совместной учебной деятельности | 13.01 |
95 | Обобщение по теме «Простое предложение» | 1 | Систематизировать знания по теме | Опрос, составление схем предложений, конструирование предложений | Опрос, составление схем предложений, конструирование предложений | 13.01 |
96 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков | Умение применять полученные знания | Самостоятельная работа | 14.01 |
97 98
| Анализ контрольного диктанта Сложное предложение
| 2 | Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты
| Уметь различать простое и сложное предложения, ставить запятую между частями сложного предложения
| Конструирование предложений | 15.01 17.01 |
99 | Прямая речь | 1 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Уметь анализировать предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания | Проблемные задания, работа с учебником | 18.01 |
100
| Диалог
| 1 | Знаки препинания при диалоге | Уметь использовать диалог в речи | Создание диалога | 20.01 |
101 | Обобщение и закрепление знаний по синтаксису и пунктуации | 1 | Систематизировать знания по теме | Умение применять полученные знания | Организация совместной учебной деятельности | 20.01 |
102 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Проверить сформированность пунктуационных навыков | Умение применять полученные знания | 21.01 | |
103 | Анализ контрольной работы | 1 | Работа над ошибками | Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты | 22.01 | |
| ||||||
104 | Р.Р.Что такое тип речи | 1 | Ознакомление с понятием тип речи. | Знать признаки текста и его смысловых типов | Организация совместной учебной деятельности | 24.01 |
105 | Р.Р.Описание, повествование, рассуждение | 1 | Смысловая и грамматическая цельность текста | Уметь выбрать и использовать выразительные средства языка | Организация совместной учебной деятельности | 25.01 |
106 | Р.Р.Оценка действительности | 1 | Смысловая и грамматическая цельность текста | Знать признаки текста и его смысловых типов | Составление предложений с использованием изучаемой единицы | 27.01 |
107 | Р.Р.Строение текста типа рассуждения-доказательства | 1 | Смысловая и грамматическая цельность текста | Знать признаки текста и его смысловых типов | Организация совместной учебной деятельности | 27.01 |
Морфология. Орфография – 85 часов. Р.Р. -15 часов | ||||||
108 | Морфология. Правописание | 1 | Знать, что изучает морфология, уметь отличать грамматическое значение от лексического | Знать, что изучает морфология, уметь отличать грамматическое значение от лексического | Чтение и анализ лингвистического текста, выборочное списывание, морфологический разбор | 28.01 |
109
| Что обозначает глагол
| 1 | Осоенности функционирования глаголов в речи
| Уметь отличать глагол, определять его морфологические признаки | Работа с учебником | 29.01 |
110 111 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами | 2 | Закрепить правило написания не с глаголами | Уметь использовать данное правило | Организация совместной учебной деятельности | 31.01 01.02 |
112 113 | Как образуются глаголы | 2 | Основные способы образования глаголов | Знать основные способы образования глаголов, уметь определять способ образования | Организация совместной учебной деятельности | 03.02 03.02 |
114 | Вид глагола | 1 | Ознакомление с грамматической категорией глагола | Уметь определять вид глагола, соблюдать грамматические нормы употребления видов глагола | Чтение и анализ лингвистического текста, выборочное списывание, морфологический разбор | 04.02 |
115 | Корни с чередованием букв Е-И | 1 | Освоение орфограммы | Знать условия выбора орфограммы, уметь находить орфограмму , применять правило на письме в условиях создания текста | Работа с деформированным текстом | 05.02 |
116 117 | Инфинитив | 2 | Формирование понятия неопределённая форма глагола | Знать понятие, уметь определять инфинитив | Организация совместной учебной деятельности | 07.02 08.02 |
118 | Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 1 | Отрабатывать умения правильно писать окончания глаголов | Закрепить умение находить орфограмму в морфеме | Исследование языкового материала, работа с учебником | 10.02 |
119 120 | Наклонение глагола | 2 | Осознание смысловых отличий разных форм наклонений глагола | Знать о наклонении глагола как изменяемой категории, различать наклонения глагола | Чтение и анализ лингвистического текста, работа с учебником | 10.02 11.02 |
121 122 | Как образуется сослагательное наклонение глагола | 2 | Осознание смысловых отличий разных форм наклонений глагола | Знать о значении, образовании глаголов сослагательного наклонения, уметь употреблять и изменять глаголы в сослагательном наклонении | Распределительное письмо, анализ языкового материала | 12.02 14.02 |
123 124
| Как образуется повелительное наклонение
| 2 | Осознание смысловых отличий разных форм наклонений глагола
| Знать о значении, образовании глаголов повелительного наклонения, уметь употреблять глаголы в повелительном наклонении Предупредительный диктант, осложненное списывани | Предупредительный диктант, осложненное списывание | 15.02 17.02 |
125 126 | Времена глагола | 2 | Образование времён глагола, соотнесение их с видом глаголов | Знать о временах глагола, уметь образовывать формы времени от глаголов разного вида | Объяснительный диктант, редактирование, осложненное списывание | 17.02 18.02 |
127 128 | Спряжение глагола Лицо и число глаголов | 2 | Систематизировать знания о спряжении глаголов, уметь правильно определять спряжение
| Уметь правильно определять спряжение, образовывать и изменять глаголы в настоящем и будущем времени | Предупредительный диктант Работа с деформированным текстом | 19.02 21.02 |
129 130 | Правописание личных окончаний глаголов | 2 | Формирование навыка правильного написания личных окончаний глагола | Уметь безошибочно писать безударную гласную в окончании глагола | Осложненное списывание | 22.02 24.02 |
131 132 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 2 | Знакомство с группой безличных глаголов | Знать семантику безличных глаголов и их функции в речи Объяснительный диктант | Осложненное списывание | 24.02 25.02 |
133 134 | Повторение и обобщение изученного о глаголе | 2 | Систематизация сведений о глаголе | Знать грамматическое значение, уметь находить глаголы в тексте | Чтение и анализ лингвистического текста, работа с учебником | 26.02 28.02 |
135 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Проверить сформированность пунктуационных навыков | Умение самостоятельно применять изученные орфограммы | Самостоятельная работа | 01.03 |
136 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Анализ собственной деятельности | Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты | Организация совместной учебной деятельности | 03.03 |
137 138 | РР Контрольное изложение | 2 | Определение уровня усвоения учащимися изученного материала | Уметь связно излагать текст, сохраняя его стилевые и структурные особенности | Организация совместной учебной деятельности | 03.03 04.03. |
139 | Р.Р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях | 1 | Углубление знаний о смысловом и грамматическом единстве текста | Умение использовать выразительные средства языка. | Чтение и анализ лингвистического текста, работа с учебником | 05.03 |
140 141
| Р.Р. Строение текста типа повествования.
| 2 | Углубление знаний о смысловом и грамматическом единстве текста | Умение использовать выразительные средства языка. | Организация совместной учебной деятельности | 07.03 10.03
|
142 |
Что обозначает имя существительное | 1 | Чтение и пересказ лингвистического текста. Работа с учебником | Уметь опознавать существительные в тексте, определять его морфологические признаки Чтение и пересказ лингвистического текста. Работа с учебником | Выборочное письмо | 10.03 |
143 | Как образуются имена существительные | 1 | Формирование умения обосновывать свой выбор. | Знать основные способы образования существительных, уметь выполнять их словообразовательный разбор | Объяснительный диктант, выразительное чтение | 11.03 |
144 | Контрольный диктант по итогам четверти
| 1 | Определение уровня усвоения изученного материала
| Умение использовать полученные знания | Самостоятельная работа | 12.03
|
145 146 | Анализ диктанта Употребление суффиксов существительных | 2 | Знать условия выбора орфограммы, уметь находить орфограмму в морфеме | Уметь классифицировать ошибки | Организация совместной учебной деятельности | 14.03 15.03 |
147 148 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 2 | Изучение правила написания не с существительными. | Знать условия выбора орфограммы, уметь применять правило, доказывать выбор написания | Организация совместной учебной деятельности | 17.03 17.03 |
149 150 | РР Соединение типов речи в тексте | 2 | Типологический анализ текста | Знать признаки текста и его и его фукционально-смысловые типы. | Чтение и анализ лингвистического текста, работа с учебником | 18.03 19.03 |
151 152 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 2 | Знакомство с постоянными признаками существительного | Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные, находить в художественных текстах олицетворения | Организация совместной учебной деятельности | 21.03 22.03 |
4 четверть | ||||||
153 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Формирование навыка правильного написания собственных и нарицательных имён существительных | Уметь правильно писать собственные и нарицательные имена существительные | Составление предложений с использованием изучаемой единицы | 01.04 02.04 |
154 155 | Род имен существительных. Почему в русском языке три рода | 2 | Формирование навыка правильного определения рода существительных | Знать о категории рода как неизменяемой, уметь определять род существительных и согласовывать существительные с глаголами в прошедшем времени и прилагательными | Организация совместной учебной деятельности | 04.04 05.04 |
156 157 | Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных | 2 | Ознакомление с существительными общего рода,рода несклоняемых существительных | Знать об особенностях определения рода у существительных общего рода и несклоняемых | Групповая работа | 07.04 07.04 |
158 159 | Число имен существительных | 2 | Совершенствование грамматических умений в различении числа имён существительных. | Знать существительные, имеющие только одну форму числа | Распределительное письмо, осложненное списывание | 08.04 09.04 |
160 161 | Падеж и склонение имен существительных | 2 | Совершенствование навыков морфологического разбора | Знать способ определения склонения существительных, уметь задавать падежные вопросы и безошибочно писать окончания | Осложненное списывание, комплексный анализ текста | 11.04 12.04 |
162 163 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 2 | Отрабатывание механизма определения орфограммы | Знать условия выбора орфограммы, уметь находить орфограмму в морфеме | Предупредительный диктант, творческое задание, взаимодиктант | 14.04 14.04 |
164 165 | Употребление имен существительных | 2 | Формирование навыка правильного употребления существительных в речи | Уметь правильно употреблять существительные в речи | Работа с деформированным текстом, объяснительный диктант | 15.04 16.04 |
166 167 | РР Сочинение-повествование с описанием | 2 | Формирование навыка монологического высказывания | Уметь сохранять типологическое строение текста, стилевые особенности | Самостоятельная работа | 18.04 19.04 |
168 169 | Обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 2 | Систематизация знаний по теме | Уметь применять полученные знания | Предупредительный диктант, распределительное письмо | 21.04 21.04 |
170 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Проверить сформированность пунктуационных навыков | Уметь применять полученные знания | Организация совместной учебной деятельности | 22.04 |
171 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты | Работа над ошибками | Организация совместной учебной деятельности | 23.04 |
172 | Что обозначает имя прилагательное? | 1 | Углубление понимания роли прилагательных в речи | Уметь опознавать прилагательные в тексте, определять его морфологические признаки | Работа с деформированным текстом | 25.04 |
173 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | 1 | Совершенствование навыков морфологического разбора | Знать разряды прилагательных, их смысловые и грамматические признаки | Чтение и пересказ лингвистического текста | 26.04 |
174 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | Отрабатывание механизма правильного написания окончаний прилагательных | Повторить условия выбора орфограммы, уметь находить орфограмму в морфеме | Объяснительный диктант, осложненное списывание | 28.04 |
175 176 | Образование имен прилагательных. Прилагательные полные и краткие | 2 | Совершенствование навыков словообразования | Знать основные способы образования прилагательных, уметь выполнять их словообразовательный разбор | Организация совместной учебной деятельности | 28.04 29.04 |
177 178 | Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных | 2 | Составление высказывания на основе таблицы | Отличать сравнительную и превосходную степени сравнения, правильно писать и произносить, объяснять закономерность чередования согласных в корне | Организация совместной учебной деятельности | 30.04 02.05 |
| ||||||
179 180
| РР Контрольное изложение | 2 | Совершенствование навыков правильного изложения высказываний по теме | Уметь связно излагать текст, сохраняя его стилевые и структурные особенности | Организация совместной учебной деятельности | 03.05 05.05 |
|
| |||||
181
| Как образуется сравнительная степень прилагательных | 1 | Совершенствование навыков морфологического разбора | Знать способы образования сравнительной степени, соблюдать нормы употребления, определять синтаксическую роль | Объяснительный диктант | 05.05
|
182 | Контрольный диктант по итогам года | 1 | Определить уровень усвоения материала по итогам года | Самостоятельная работа | Организация совместной учебной деятельности | 06.05 |
183 184
| Анализ диктанта. Как образуется превосходная степень прилагательных | 2 | Совершенствование навыков морфологического разбора
| Знать способы образования превосходной степени, соблюдать нормы употребления, определять синтаксическую роль | Редактирование текста | 12.05 07.05 |
185 186 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | 2 | Систематизация знаний по теме | Умение использовать полученные знания | Предупредительный диктант, распределительное письмо | 10.05 12.05 |
187 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | Определить уровень усвоения учебного материала | Уметь оперировать полученными знаниями | Организация совместной учебной деятельности | 12.05 |
188 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | Уметь находить в словах изученные орфограммы, уметь сравнивать и анализировать разные языковые факты Работа над ошибками | Редактирование текста | 13.05 |
189 190 | РР Оценочные суждения как разновидность рассуждения. Способы выражения оценки | 2 | Формирование навыка монологического высказывания | Уметь оперировать полученными знаниями | Организация совместной учебной деятельности | 14.05 16.05 |
191 192 | Р.Р. Строение текста типа рассуждения – доказательства | 2 | Формирование навыка монологического высказывания | Умение составлять связный текст | Организация совместной учебной деятельности | 17.05 19.05 |
Повторение изученного в 5 классе – 5 часов | ||||||
193 194 | Повторение и обобщение знаний по курсу русского языка в 5 классе | 2 | Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм, изученных в 5 класмсе | Знать основные типы орфограмм, уметь обосновывать их выбор | Презентации с применением ИКТ | 19.05 20.05 |
| ||||||
195 196 | Контрольный тест по курсу русского языка | 2 | Совершенствование умений работы с тестами | Знать основные нормы русского языка Уметь применять изученные орфограммы | Организация совместной учебной деятельности | 21.05. 23.05 |
197 | Итоговый урок
| 1 | Рекомендации на лето | 24.05 | ||
|
|
|
|
|
СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п | Модуль | Примерное количество часов | Р.Р. |
1 | О языке и речи | 6 | 3 |
2 | Повторение изученного в начальных классах | 5 | 2 |
3 | Фонетика. Орфоэпия | 30 | 8 |
4 | Язык. Правописание. Фонетика | 6 | |
5 | Лексика. Словообразование | 27 | 7 |
6 | Синтаксис. Пунктуация. | 36 | 2 |
7 | Морфология. Орфография. | 85 | 15 |
8 | Повторение изученного | 1 | |
|
| 197 | 37 |
|
|
| |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов, с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. Федеральных перечней учебников. Утверждённых приказом от 19 декабря 2012 года
Программа рассчитана на 201 учебный час (6 часов в неделю), из них на развитие речи -37 часов. Данная программа рассчитана на 198 часов, т.к. выпадают 4 ноября – 2 часа. 2 мая – 1 час. 9 мая – 1 час.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разборы слов; правильно произносить широко употребляемые служебные слова. морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; определять способы образования слов различных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов. лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении. морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов; правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения. орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил;
учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания. синтаксис и пунктуация:
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.
Учебно-методическое обеспечение:
Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. - М.: Дрофа, 2008.
Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 2008. - 286 с. Финтисова О. А. Уроки русского языка в 5 класс: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). - Волгоград: Учитель, 2006.