А 2 ЕГЭ
тест по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №1.
1.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям? 1)меланхолик ; 2) максималист; 3) мизантроп; 4)лицедей. 2. Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж.. 4. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж. 5.Значение какого слова определено неверно? 1) колоритный – сытный, содержащий много калорий; 2) напрочь-совсем, окончательно; 3)стабильный – постоянный, устойчивый ; 4)приватизация – передача собственности в частные руки.
6. В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно? 1)коллекция- систематизированное собрание однородных предметов ;ветеринар- специалист, лечащий животных.2)оппонент – противник в споре; бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении; 3) вакансия- незанятая должность в учреждении; абсурд – бессмыслица, нелепость; 4) лацкан – отворот пиджака, пальто; агентство – организация – выполняющая поручения учреждений или частных лиц. 7.Укажите стилистические синонимы 1)текучий-текущий ; 2) могучий-могущий; 3) страж-сторож; 4)прах-порох. 8.В каком предложении слово длительный употреблено неправильно? 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия. 2) Канал оказался судоходным и очень длительным. 3) На это раз длительные рукоплескания превратились в овации. 4)Мастерство писателя вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими его людьми. 9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1) подарок, дар, подношение, презент, гостинец; 2)поэт. Стихотворец, пиит, певец, лауреат ; 3) нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться; 4)объединение, союз, ассоциация, федерация, коалиция.
10.Какая пара слов не является антонимами?1)редколесье- чаща ; 2)жизнерадостный-унылый ; 3) лицемерный-двоедушный; 4)закономерный- случайный. 11.В каком ряду все слова употреблены в прямом значении? 1)цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд ; 2)бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок ; 3) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение; 4)текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние.
12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) яблоку негде упасть, пальцем ткнуть негде, как сельдей в бочке. 2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край; 3) тертый калач, стреляный воробей, гусь лапчатый; 4) хоть шаром покати, ни кола ни двора, ни ложки ни плошки.
14.Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»? 1) волк в овечьей шкуре; 2) тише воды, ниже травы; 3) вольная птица; 4) заячья душа.
15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.
(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.
16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.
1 | 3 | 11 | 2 |
2 | 3 | 12 | 4 |
3 | 4 | 13 | 3 |
4 | 3 | 14 | 2 |
5 | 1 | 15 | 3 |
6 | 2 | 16 | 15,16народ,население |
7 | 3 | 17 | |
8 | 2 | 18 | |
9 | 2 | 19 | |
10 | 3 | 20 |
А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №2.
1.Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж. 2. Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография. 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж 4.Какое из перечисленных слов имеет значение «политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений» ? 1)реваншизм; 2) национализм; 3)шовинизм ; 4)милитаризм. 5.В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно? 1)коллекция- систематизированное собрание однородных предметов ;ветеринар- специалист, лечащий животных.2)оппонент – противник в споре; бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении; 3) вакансия- незанятая должность в учреждении; абсурд – бессмыслица, нелепость; 4) лацкан – отворот пиджака, пальто; агентство – организация – выполняющая поручения учреждений или частных лиц. 6.Лексическое значение какого слова определено неверно? 1)советник – название некоторых должностных лиц; 2) советчик – тот, кто дает советы; 3)стекольный- состоящий или сделанный из стекла, застекленный; 4) стеклянный- невыразительный, безжизненный взгляд. 7.Укажите стилистические синонимы)текучий-текущий ; 2) могучий-могущий; 3) страж-сторож; 4)прах-порох 8. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно? 1)На нас чуть не обрушилась каменистая глыба. 2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз. 3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая. 4) Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке. 9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1)узы, оковы, путы ; 2) воображение, фантазия, вымысел; 3)усердие, одолжение, услуга ; 4)Холм, пригорок, возвышенность. 10.Какая пара слов не является антонимами?1) лучезарный-мрачный2) милосердие-бессердечность; 3) немногословный-словоохотливый; 4)жизнерадостный-неунывающий. 11.В каком ряду все слова употреблены в прямом значении? 1)цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд ; 2)бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок ; 3) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение; 4)текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние. 12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) на краю света, бог знает где, за тридевять земель; 2) держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами; 3) 1) яблоку негде упасть, пальцем ткнуть негде, как сельдей в бочке. 2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край.
14. Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»? 1)курить фимиам; 2) петь дифирамбы; 3)терять голову ; 4)биться головой об лед.
15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.
(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.
16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.
1 | 4 | 11 | 2 |
2 | 3 | 12 | 4 |
3 | 3 | 13 | 2 |
4 | 4 | 14 | 3 |
5 | 2 | 15 | 3 |
6 | 3 | 16 | 15,16народ,население |
7 | 3 | 17 | |
8 | 1 | 18 | |
9 | 3 | 19 | |
10 | 4 | 20 |
А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №3.
1.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий?»1) библиофил ; 2)филателист ; 3) букинист; 4)дантист. 2. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж. 3. Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография. 4.Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж 5.В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно? 1) цензура- надзор за печатью, средствами массовой информации; триумф-успех, торжество; 2)рутина – консерватизм, застой; делегат-выборный представитель ; 3)стажер-лицо, проходящее испытательный срок; сувенир-подарок ко дню рождения ; 4)штудировать – тщательно изучать что-либо; симпатичный- располагающий к себе. 6.Лексическое значение какого слова определено неверно? 1) экономный – требующий умеренных затрат, способствующий экономии, скромный в расходах. 2) экономический – бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию; 3) жалостливый- проявляющий, выражающий жалость, сострадание к кому-либо, склонный к жалости; 4) жалостный – взывающий к сочувствию, состраданию, возбуждающий их у кого- либо. 7.Укажите стилистические синонимы:1)огородить-оградить ; 2)предсказывать-предрекать ; 3)отремонтировать-починить ; 4).дорогостоящий- драгоценный. 8.В каком предложении слово длительный употреблено неправильно? 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия. 2) Канал оказался судоходным и очень длительным. 3) На это раз длительные рукоплескания превратились в овации. 4)Мастерство писателя вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими его людьми. 9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1)узы, оковы, путы ; 2) воображение, фантазия, вымысел; 3)усердие, одолжение, услуга ; 4)Холм, пригорок, возвышенность. 10.Какая пара слов не является антонимами?1) баснословный- мизерный; 2)благоговейно-непочтительно ; 3) равнодушие-индифферентность; 4)сумасбродство-благоразумие.
11.В каком ряду все прилагательные употреблены в прямом значении? 1)громкий голос, громкий крик, громкое дело, громкий выстрел; 2)ледяная глыба, ледяная гора, ледяной взгляд, ледяные просторы ; 3) холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холодный день; 4)теплый свитер, теплые сапоги, теплый дом, теплая кофточка.
12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами 1)важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего ; 2) в мгновение ока, в два счета, одним духом ; 3)во весь голос, во всю ивановскую, во время она; 4)сломя голову, что есть мочи, во все лопатки.
14. Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»? 1)курить фимиам; 2) петь дифирамбы; 3)терять голову ; 4)биться головой об лед.
15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.
(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.
16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.
1 | 3 | 11 | 4 |
2 | 3 | 12 | 4 |
3 | 3 | 13 | 3 |
4 | 4 | 14 | 3 |
5 | 3 | 15 | 3 |
6 | 2 | 16 | 15,16; народ,население |
7 | 2 | 17 | |
8 | 2 | 18 | |
9 | 3 | 19 | |
10 | 3 | 20 |
А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №4.
1.Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный?»1) высокомерный ; 2)фамильярный ; 3) тщеславный; 4)алчный. 2.Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография. 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж. 4.Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж 5.В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно? 1) достоверный-соответствующий действительности; трельяж-трехстворчатое зеркало; 2) актуальный- очень важный, злободневный; адресант – лицо, отправляющее письмо; 3) докер- рабочий в порту; экспорт- ввоз товара в страну; 4) деликатес- изысканное кушанье; дезинформировать – сообщить искаженные или ложные сведения. 6. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно? 1) дипломат- должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью; 2) дипломант- человек, действующий тонко, умело; 3) демократический – основанный на принципах демократии, осуществляющий демократию, отражающий ее, принадлежащий ей; 4) демократичный – содержащий элементы демократичности, демократизма, простой, относящийся к народу. 7.Укажите стилистические синонимы1)огородить-оградить ; 2)предсказывать-предрекать ; 3)отремонтировать-починить ; 4).дорогостоящий- драгоценный. 8. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно? 1)На нас чуть не обрушилась каменистая глыба. 2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз. 3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая. 4) Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке. 9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1) подарок, дар, подношение, презент, гостинец; 2)поэт. Стихотворец, пиит, певец, лауреат ; 3) нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться; 4)объединение, союз, ассоциация, федерация, коалиция. 10.Какая пара слов не является антонимами?1) приспособленец- конъюнктурщик; 2) дружелюбно-враждебно ; 3) желторотый-матерый; 4)общительный-нелюдимый 11.В каком ряду все прилагательные употреблены в прямом значении? 1)громкий голос, громкий крик, громкое дело, громкий выстрел; 2)ледяная глыба, ледяная гора, ледяной взгляд, ледяные просторы ; 3) холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холодный день; 4)теплый свитер, теплые сапоги, теплый дом, теплая кофточка.
12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами 1)важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего ; 2) в мгновение ока, в два счета, одним духом ;3)сорвать маску, вывести в люди, вывести на чистую воду; 4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот.
14.Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»? 1) волк в овечьей шкуре; 2) тише воды, ниже травы; 3) вольная птица; 4) заячья душа.
15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.
(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.
16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.
1 | 1 | 11 | 4 |
2 | 3 | 12 | 4 |
3 | 3 | 13 | 3 |
4 | 4 | 14 | 2 |
5 | 3 | 15 | 3 |
6 | 2 | 16 | 15,16народ,население |
7 | 2 | 17 | |
8 | 1 | 18 | |
9 | 2 | 19 | |
10 | 1 | 20 |