Методика биоадекватного обучения русскому языку по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока позволяет введение понятия "словосочетания" на основе мыслеобраза. Задания урока по закреплению темы строятся от простого к сложному. Развитие творческой мысли преобладает на всем протяжении занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioad_urok.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный конспект урока русского языка в 5б классе.
Учитель: Ерюшева Н.А.
Тема урока: «Методика биоадекватного обучения русскому языку по теме «Словосочетание»
Цели урока:
образовательные: сформировать учебный мыслеобраз по учебному предмету и«Словосочетание», заложить его в долговременную память ученика и научить ученика пользоваться им, т. е. сделать его творческой подвижной структурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов;
воспитательные: воспитывать стремление погружаться в учебный процесс, воспитывать желание, а затем и необходимость здорового образа жизни;
развивающие: развивать память, развивать правильный метод мышления не только для учебных задач, но и для жизненных задач, развивать логическое и образное мышление, сотрудничество, взаимопомощь.
Ход урока:
- На первом этапе – сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого явления, апеллирующий к чувственному переживанию информации.
Включается музыка.
- Сядьте удобно, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сейчас вы прослушаете замечательный вальс Георгия Свиридова, которого уже нет на свете, но музыка его живет и сейчас. А о том, что вы представите, слушая музыку, расскажете после.
- Итак, расскажите о том, что вы представили? (Слушаются ответы (2,3)о представлениях детей, конечный ответ - танцующую пару)
- Какая она, эта танцующая пара? Опишите ее.
- На втором этапе - визуализация - это символьный этап урока, когда у ученика происходит «свертывание» чувственно-логической информации путем наложения ее на некий образ. Особенность использования биоадекватной методики состоит в том, чтобы совместить обобщенные представления ученика о художественном образе и индивидуальные образные ассоциации предложенного изображения.
Появляется образ (презентация, 1 слайд (танцующая пара).
- Скажите, пожалуйста, в танце каждый выполняет движения так, как захочет (произвольно) или они подстраиваются друг для друга?
- Есть ли связь между ними? (Конечно, они же танцуют один танец)
- Есть ли главный в паре, тот, кто ведет, тот, кто диктует следующее движение? (Да, один в паре управляет).
- На третьем этапе следует представление информации посредством осуществления личностного выбора и ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что соответствует второму символьному этапу восприятия информации человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз.
- Сегодня на уроке русского языка мы будем изучать «Словосочетание».
Вспомним определение словосочетания, повторим признаки, поработаем со словосочетаниями.
Словосочетание как танцующая пара. А что же общего между ними? (Выслушиваются мнения детей)
- Кто попробует дать определение словосочетанию? (на экране 1 слайд).
- На четвертом этапе – логическом - следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах.
А) Дается определение словосочетания. Включается аудиозапись, выполненная заранее. (Аудиовосприятие - для детей аудиалов).
- Итак, словосочетание – это сочетание двух слов (пара), связанных между собой по смыслу и грамматически (окончание, предлог). Одно из этих слов является главным, а другое – зависимым.
Б) Дается определение визуально (зрительное восприятие)( 2 слайд: определение появляется на экране) (для детей визуалов).
В) Определение записывается в грамматический справочник (для детей дигиталов).
- Закройте глаза, произнесите определение словосочетания шепотом.
- Откройте глаза. Кто попробует дать определение словосочетанию.
- На пятом этапе – лингвистическом – следует креативное использование мыслеобраза в речемыслительной деятельности.
Задания даются от простого к сложным.
1. Задание первой степени сложности:
- Найдите словосочетания (на экране слайд, изображение и запись) и аргументируйте свой ответ:
Заниматься бальными танцами;
Заниматься танцами;
Танец;
Бальные танцы
2. Задание второй степени сложности:
- Перед вами ряд слов. Попробуем составить из них словосочетания (слайд – изображения и запись)
Медленный, красивая, вальс, зажигательный, пара, танец, кружиться, музыка, легко, вальсировать
Получилось :
Красивая пара
Медленный вальс
Заниматься танцами
Кружиться легко
Вальсировать под музыку
3. Задание третьей степени сложности:
- Попробуем понять, какое из этих слов в сочетании (в паре) главное, а какое зависимое?
( главное слово отмечается крестиком)
4.Задание четвертой степени сложности.
- Как связаны между собой слова в словосочетаниях (главное и зависимое слово).
( Главное и зависимое слово связаны по смыслу, по смыслу и грамматически (окончание), по смыслу и грамматически (окончание и предлог).
5. Задание пятой степени сложности.
- На экране изображения (слайд) на спортивную тематику «Зимние виды спорта». Составьте словосочетания, отметьте главное и зависимое слова, укажите связь между ними.
- Релаксация. Подведение итогов.
Звучит музыка (что и в начале урока).
- Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и расположить на нём, полученную на уроке информацию. Опыт показывает: учащиеся любят создавать свои образы. Многие из них желают "одухотворить" образ или усложнить схему, используя дополнительный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС
Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС...
Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС
Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС...
Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика
Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга – формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...
Креативные методики в обучении русскому языку.
Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...
Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика
Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.
Учебник для студентов и учителей - дефектологов, учителей, работающих в коррекционных классах общеобразовательных школ....
О предпосылках становления педагогического дизайна как направления современной методики обучения русскому языку в школе
Статья посвящена основоположнику электронного обучения русскому языку - доктору педагогических наук, профессору Зинаиде Петровне Ларских (1957-2019 гг.)....