Методика биоадекватного обучения русскому языку по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ерюшева Надежда Александровна

Конспект урока позволяет введение понятия "словосочетания" на основе мыслеобраза. Задания урока по закреплению темы строятся от простого к сложному. Развитие творческой мысли преобладает на всем протяжении занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioad_urok.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный конспект урока русского языка в 5б классе.

Учитель: Ерюшева Н.А.

Тема урока: «Методика биоадекватного обучения русскому языку по теме «Словосочетание»

Цели урока:

образовательные: сформировать учебный мыслеобраз по учебному предмету и«Словосочетание», заложить его в долговременную память ученика и научить ученика пользоваться им, т. е. сделать его творческой подвижной структурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов;

воспитательные: воспитывать стремление погружаться в учебный процесс, воспитывать желание, а затем и необходимость здорового образа жизни;

развивающие: развивать память, развивать правильный  метод мышления не только для учебных задач, но и для жизненных задач, развивать логическое и образное мышление, сотрудничество, взаимопомощь.

Ход урока:

  1. На первом этапе – сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого явления,     апеллирующий к чувственному переживанию информации.

               Включается музыка.

- Сядьте удобно, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза.  Сейчас вы прослушаете замечательный вальс Георгия Свиридова, которого уже нет на свете, но музыка его живет и сейчас. А о том, что вы представите, слушая музыку, расскажете после.

- Итак, расскажите о том, что вы представили? (Слушаются ответы (2,3)о представлениях детей, конечный ответ - танцующую пару)

- Какая она, эта танцующая пара? Опишите ее.

  1. На втором этапе - визуализация - это символьный этап урока, когда у ученика происходит «свертывание» чувственно-логической информации путем наложения ее на некий образ. Особенность использования биоадекватной методики состоит в том, чтобы совместить обобщенные представления ученика о художественном образе и индивидуальные образные ассоциации предложенного изображения.

Появляется образ (презентация, 1 слайд (танцующая пара).

- Скажите, пожалуйста, в танце каждый выполняет движения так, как захочет (произвольно) или они подстраиваются друг для друга?

- Есть ли связь между ними? (Конечно, они же танцуют один танец)

 - Есть ли главный в паре, тот, кто ведет, тот, кто диктует следующее движение? (Да, один в паре управляет).

  1. На третьем этапе следует представление информации посредством осуществления личностного выбора и ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что соответствует второму символьному этапу восприятия информации человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем изучать «Словосочетание».

Вспомним определение словосочетания, повторим признаки, поработаем со словосочетаниями.

Словосочетание как танцующая пара. А что же общего между ними? (Выслушиваются мнения детей)

 - Кто попробует дать определение словосочетанию? (на экране 1 слайд).

  1. На четвертом этапе – логическом - следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах.

А) Дается определение словосочетания. Включается аудиозапись, выполненная заранее. (Аудиовосприятие - для детей аудиалов).

- Итак, словосочетание – это сочетание двух слов (пара), связанных между собой по смыслу и грамматически (окончание, предлог). Одно из этих слов является главным, а другое – зависимым.

Б) Дается определение визуально (зрительное восприятие)( 2 слайд: определение появляется на экране) (для детей визуалов).

В) Определение записывается в грамматический справочник (для детей дигиталов).

- Закройте глаза, произнесите определение словосочетания шепотом.

- Откройте глаза. Кто попробует дать определение словосочетанию.

  1. На пятом этапе – лингвистическом – следует креативное использование мыслеобраза в речемыслительной деятельности.

Задания даются от простого к сложным.

1. Задание первой степени сложности:

- Найдите словосочетания (на экране слайд, изображение и запись) и аргументируйте свой ответ:

Заниматься бальными танцами;

Заниматься танцами;

Танец;

Бальные танцы

2. Задание второй степени сложности:

- Перед вами ряд слов. Попробуем составить из них словосочетания (слайд – изображения и запись)

Медленный, красивая, вальс, зажигательный, пара, танец, кружиться, музыка, легко, вальсировать

Получилось :

Красивая пара

Медленный вальс

Заниматься танцами

Кружиться легко

Вальсировать под музыку

3. Задание третьей степени сложности:

- Попробуем понять, какое из этих слов в сочетании (в паре) главное, а какое зависимое?

( главное слово отмечается крестиком)

4.Задание четвертой степени сложности.

- Как связаны между собой слова в словосочетаниях (главное и зависимое слово).

( Главное и зависимое слово связаны по смыслу, по смыслу и грамматически (окончание), по смыслу и грамматически (окончание и предлог).

5. Задание пятой степени сложности.

- На экране изображения (слайд) на спортивную тематику «Зимние виды спорта». Составьте словосочетания, отметьте главное и зависимое слова, укажите связь между ними.

  1. Релаксация. Подведение итогов.

Звучит музыка (что и в начале урока).

  1. Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и расположить на нём, полученную на уроке информацию. Опыт показывает: учащиеся любят создавать свои образы. Многие из них желают "одухотворить" образ или усложнить схему, используя дополнительный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС...

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...

Креативные методики в обучении русскому языку.

Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...

Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.

Учебник для студентов и учителей - дефектологов, учителей, работающих в коррекционных классах общеобразовательных школ....

О предпосылках становления педагогического дизайна как направления современной методики обучения русскому языку в школе

Статья посвящена основоположнику электронного обучения русскому языку - доктору педагогических наук, профессору Зинаиде Петровне Ларских (1957-2019 гг.)....