ДНЕВНИК АПРОБАЦИИ
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Обращение к участнику апробации
учебно-методического комплекта (УМК)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_aprobatsii_prilepinoy_o._b._2010_g.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК    апробации


ДНЕВНИК  АПРОБАЦИИ

Фамилия, имя, отчество учителя ___Прилепина Ольга Борисовна_______________________

Регион, город, школа___Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская,_____    

МОУ СОШ № 29__________________________________________________________________

Анализ учебника по __литературе_____  для                __7__ класса

предмет

Автор(ы), название, год и номер издания       _Г. В. Москвин, Н. Н. Пуряева, Е. Л. Ерохина, Литература 7 кл. (I и II части), 2009 г., «Вентана-Граф»_____

Учебник написан в соответствии с программой     __ Г. В. Москвина,_______ 

                          автор(ы), название

Н. Н. Пуряевой, Е. Л. Ерохиной   Литература 5-11 классы_______________

рассчитанной на  70  часов.

Учебник используется для преподавания курса  литературы  в           7   классе

предмет

учащимися_____МОУ СОШ № 29 ст. Новотитаровской__________________

специфика образовательного учреждения / класса

в объеме _______68________         часов.

кол-во часов на предмет
по учебному плану школы


Обращение к участнику апробации
учебно-методического комплекта (УМК)

Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Уважаемый коллега!

Формируя свою издательскую политику, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» уделяет особое внимание качеству выпускаемой учебной литературы.  Несмотря на то что представленные на апробацию учебники прошли экспертизу перед изданием и получили гриф Министерства образования и науки РФ, мы убеждены, что ни один учебный комплект не может считаться прошедшим проверку, пока он не «прожил» хотя бы один учебный год и не получил оценку в ходе живого образовательного процесса. Сотрудники издательства уверены, что только в реальном взаимодействии учителя и ученика проявляются достоинства и недостатки созданного учебного продукта, определяются направления и характер его доработки и совершенствования.

Мы понимаем, что участие в апробации УМК - это серьезная работа, требующая от педагога понимания реалий современного образования; умения соответствующим образом выстраивать свою педагогическую деятельность; знания,  каким в этой связи для Вас и Ваших учеников должен быть учебник и весь УМК. Вы приступаете к исследовательской работе, связанной с освоением УМК, вдумчивым анализом его достоинств и недостатков. Мы надеемся, что в этой работе Вам поможет дневник апробации, в котором Вы сможете фиксировать наблюдения, накапливать и упорядочивать свои замечания, комментарии и предложения к каждому параграфу, главе, разделу для написания выводов и рекомендаций по совершенствованию учебника в целом.

        Приступая к апробации данного УМК, просим Вас помнить, что целью этой работы
не является установление уровня Вашей профессиональной компетентности, педагогической квалификации и т. п. Издательство заинтересовано в объективной экспертной оценке и конструктивной  критике, поскольку именно на их основе мы будем продолжать работу по совершенствованию УМК. Размышляя над вопросами, формулируя комментарии, замечания, предложения и т. п., пожалуйста, помните, что они по определению не могут быть «правильными» или «неправильными»! Для нас ценно именно Ваше профессиональное мнение, выраженное Вашими замечаниями и Вашими рекомендациями по доработке и совершенствованию УМК.

Просим Вас по возможности заполнять отчетные материалы дневника апробации в электронном виде, чтобы была возможность выслать их по электронной почте или в случае утери предоставить еще один экземпляр. Пожалуйста, постарайтесь при работе следовать приведенным ниже рекомендациям, которые помогут Вам эффективно провести апробацию УМК и отразить в отчетных материалах  ее ход и результаты.

  1. Внимательно ознакомьтесь со всеми разделами дневника апробации, чтобы пред-
    ставить себе его общую структуру и весь объем работы.
    Дневник апробации состоит из следующих частей:

• Обращение к участнику апробации УМК

(задачи апробации, ее ход, содержание и другие полезные для учите-
ля сведения).

• Таблицы «Оценка главы (раздела) и предложения по доработке»*.

• Анкета участника апробации учебной литературы издательства*.

• Общее заключение о качестве учебника (всего УМК). Рекомендации
по доработке УМК*
[1].

  1.  В процессе подготовки к уроку, на уроке или после него Вы можете делать
    необходимые записи, формулировать вопросы, замечания и предложения
    непосредственно в учебнике: в тексте параграфа, на полях или дополняя текстовые замечания закладками, вставками и т. п. Пожалуйста, не забывайте, учебник –
    Ваш рабочий материал. В качестве ориентира для оценки и анализа каждого параграфа вы можете использовать  т
    аблицы части «Оценка главы (раздела) и предложения по доработке». Они содержат перечень параметров, помогающих Вам объективно и разносторонне оценить параграф, а впоследствии и главу (раздел). Если все необходимые пометки Вы будете делать в учебнике, не забудьте передать его в издательство вместе с отчетными материалами (взамен издательство вышлет Вам новый учебник).
  2. После изучения каждой главы (раздела) просим Вас заполнить
    таблицу «Оценка главы (раздела)
    [2] и предложения по доработке» (таблицы см. далее).
    Заполнение таблицы осуществляется на основании оценки и анализа каждого пара-
    графа. Количество заполненных Вами таблиц должно быть равно количеству глав
    (разделов) в учебнике.
  3. Возможно, какие-то из представленных в таблицах параметров к данному конкретному параграфу, главе (разделу), а может, и к данному УМК, неприменимы; в
    таком случае  не учитывайте их.
  4. В «Дополнительных замечаниях» мы ждем от Вас по возможности развернутых, аргументированных ответов и рассуждений, обязательно учитывающих специфику преподаваемого предмета, ступень обучения, контингент учащихся, Ваш профессиональный опыт и, возможно, иные важные, необозначенные параметры оценок, которые, на Ваш взгляд, следует учесть.
  5. Основной комплекс работ по апробации осуществляется в период с сентября по май.
    Нам понятна Ваша занятость в течение всего учебного года, и
    особенно в четвертой четверти, поэтому мы просим завершить весь комплекс
    работ по апробации не к концу учебного года, а в течение первой половины июня и направить в издательство отчетные материалы дневника апробации не позднее 15 июня.
  6. Отчетные материалы учителя, осуществляющего апробацию, могут быть неполными,
    если в их состав не войдут разработки 1-2 уроков (по выбору учителя), проведенных по данному УМК. Издательству чрезвычайно важно знать, как «работают» наши учебники (УМК) в школе на уроке. С Вашего согласия материалы уроков могут быть
    опубликованы в электронных и печатных СМИ.
  7. Анкета участника апробации учебной литературы и «Общее заключение о качестве учебника (УМК)» с рекомендациями по доработке учебника (УМК) заполняются в завершение работы по апробации УМК.
  8. По окончании работы просим Вас отправить в издательство по электронной почте (или, в случае отсутствия таковой, по обычной) следующие отчетные материалы:

• Оформленный титульный лист.

• Таблицы «Оценка главы (раздела) и предложения по доработке» для
каждой главы (раздела) учебника.

• Анкета участника апробации учебной литературы издательства.

• Общее заключение о качестве учебника (всего УМК). Рекомендации по
доработке учебника (всего УМК).

• Разработки 1-2 любых уроков по апробируемому УМК (по Вашему желанию).

• Учебник с Вашими пометками (в случае необходимости).

  1. «Общее заключение о качестве учебника (УМК)» необходимо подготовить не только в электронном, но и в распечатанном виде и отправить в Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» по почте не позднее 15 июня. «Общее заключение» подписывает учитель. Руководитель образовательного учреждения заверяет подпись учителя-исследователя своей подписью и печатью образовательного учреждения.

Напоминаем Вам, что результаты апробации учебника являются конфиденциальной информацией и предоставляются только организаторам апробации

Информационно-методическое и организационно-техническое сопровождение комплекса работ по апробации учебной продукции издательства обеспечивают сотрудники методической службы Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ». Мы готовы ответить на все вопросы, возникающие в процессе Вашей работы.

Баранов Андрей Александрович  – руководитель методической службы

Агеева Наталья Николаевна – заместитель начальника методической службы

Ваш куратор – методист

Тел./факс:  (495) 611-21-56, 611-15-74, 611-23

e-mail: metod@vgf.ru

Адрес:        127422, Москва, Тимирязевская улица, д. 1, стр. 3, 6 эт.;

        Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Оценка главы (раздела) и предложения по доработке

Уважаемый коллега!

Просим Вас учесть все наблюдения, сделанные в ходе работы с каждым параграфом (темой) изученной главы (раздела), и внести свои замечания,  предложения, комментарии в соответствующие графы таблиц. Вам предлагается шаблон документа, который можно изменять, расширяя те или иные поля. Обращаем Ваше внимание на то, что заполнить необходимо электронную форму документа.

Оценивая учебник по предложенным параметрам, не забывайте о том, что это основной, но не единственный компонент УМК. По возможности оцените то, как имеющиеся у
Вас компоненты УМК (рабочие тетради, методическое пособие, дидактические материалы
и др.) влияют на изучение данной главы (раздела, темы).

Просим Вас при заполнении таблиц (там, где это целесообразно) указывать номера страниц, заданий, упражнений, параграфов или названия тем.

При заполнении рубрики "Дополнительные оценки и замечания", расположенной под таблицами, постарайтесь развернуто и аргументировано высказать замечания и предложения по доработке УМК. Эта информация для нас наиболее важна.

Номер и название главы (раздела)_____Литература как искусство слова_________________        

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

1. Оценка содержания

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям

Логика, последовательность в изложении материала

Количество предложенного материала для изучения темы

(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)

Перегружен текст понятиями, терминами.

Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам)

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)

Лексика и стиль изложения соответствуют возрастным возможностям детей.

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр.
(с указанием конкретных страниц)

стр. 6, повторы слов (жанры)

Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.

Дополнительные замечания по тексту главы (раздела), не обозначенные выше:

____Четко разграничить жанры и роды литературы._______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.

Имеется опора на ранее изученный материал.

Вариативность предложенных схем построения

уроков

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)

Имеется ориентация на педагогические технологии (проектную).

Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей

Не отражены межпредметные связи.

Дополнительные оценки и замечания по методической схеме главы (раздела), не обозначенные выше:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Оценка дидактического аппарата

Таблица А.

Элементы дидактического аппарата

Замечания и предложения  учителя

Вопросы и задания

 

для мотивации обучения

для отработки и закрепления материала

для углубления и обобщения материала

для организации практической деятельности

для дифференцированного обучения

для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки

для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)

Нет заданий для творческой работы учащихся.

Лабораторные и практические работы

Таблица Б.

Элементы дидактического аппарата

Параметры оценки

Замечания и предложения  учителя

 Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики);  таблицы

Обоснованность включения

Соответствие учебным
целям и задачам

Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихся

Влияние на

психоэмоциональное состояние учащихся

Качество

Справочные материалы (словари, приложения, памятки)

Обоснованность включения

Соответствие учебным
целям и задачам

Качество оформления, наглядность

Дополнительные замечания по дидактическому аппарату главы (раздела, темы), не обозначенные выше:

Нет иллюстраций к данной главе.________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Результаты контроля по данной главе (разделу)[3]

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

Промежуточный

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   ___________

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          ___________

средняя          ___________

низкая                    ___________

                                             

Дополнительные замечания:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номер и название главы (раздела)_____Какими способами литература представляет мир__        

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

1. Оценка содержания

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям

Отобранный материал соответствует учебным целям, но он излишне научен, что мешает восприятию; для учеников 7 класса информация должна излагаться проще, более доступным языком.

Логика, последовательность в изложении материала

Материал излагается логически верно, в нужной последовательности.

Количество предложенного материала для изучения темы

(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)

Перегруженность терминами.

Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам)

Вводимые понятия соответствуют потребностям и интересам учащихся, их запасу знаний и опыту.

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)

Лексика не соответствует возрастным возможностям детей.

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр.
(с указанием конкретных страниц)

эпический поэмой  (правильно – эпической), стр. 10

стр. 30 – изменить порядок слов «Кто выковал чудесные доспехи Ахиллесу» на «Кто выковал Ахиллесу чудесные доспехи»

стр. 130 – изменить предложение «Джангар имеет определенную историческую основу, описывая события…»

Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.

Основной и дополнительный тексты сочетаются между собой; ссылки, сноски и выделения обоснованны и уместны.

Дополнительные замечания по тексту главы (раздела), не обозначенные выше:

Опечатки: стр. 133 – вместо слов «название музыкального произведения», должно быть «название музыкального инструмента»; стр. 139 – вместо «пышних» - «пышных»; стр. 154 – вместо «И. Шиллер» должно быть «Ф. Шиллер»; стр. 168 – вместо «повое»  должно быть «новое»; стр. 209 – вместо «негодница» должно быть «негодник».

Речевые ошибки: стр. 134 – тавтология «патриотом своей родины», заменить на просто «патриотом»; стр. 136. – «облекающим свои мысли в замысловатые формы» (повтор); стр. 148 – вместо «звучание» надо писать «значение»; стр. 212 – неправильный порядок слов в предложении «Эсхил…» заменить на «драматург, чьи произведения»

Знаки препинания: стр. 158 – пропущена запятая в предложении «…другое, дитя и без…».

Фактические ошибки: стр. 210 – вместо «Скотинина читает» должно быть «Правдин читает».

2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.

Соблюдается последовательность в изложении нового материала; вопросы в начале глав побуждают учащихся вспоминать изученное ранее.

Вариативность предложенных схем построения

уроков

Данные схемы построения уроков дают возможность для вариации, импровизации учителя.

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Учебное пособие благодаря вопросам и заданиям разного уровня сложности дает возможность для дифференцированного и индивидуального обучения.

Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)

Прослеживается проектная технология.

Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей

Прослеживается тесная связь литературы с другими видами искусства, с социальными проблемами.

Дополнительные оценки и замечания по методической схеме главы (раздела), не обозначенные выше:

Используя материал учебника, можно проводить комбинированные уроки. (Поиск, догадка, самостоятельный анализ произведения).____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Оценка дидактического аппарата

Таблица А.

Элементы дидактического аппарата

Замечания и предложения  учителя

Вопросы и задания

 

для мотивации обучения

Добавить вопросы, направленные на мотивацию обучения.

для отработки и закрепления материала

Вопросы глубокие, серьезные, способствуют закреплению материала.

для углубления и обобщения материала

Нужно больше заданий для углубленного изучения литературы сильными учениками.

для организации практической деятельности

Заданий можно сделать больше, в т. ч. творческого характера.

для дифференцированного обучения

Вопросы и задания ориентированы на сильных учеников; для учащихся с низким уровнем подготовки они сложны.

для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки

Задания в учебнике дают возможность для самостоятельной работы учащихся, а также для самоконтроля и самооценки.

для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)

Добавить!!!

Лабораторные и практические работы

Таблица Б.

Элементы дидактического аппарата

Параметры оценки

Замечания и предложения  учителя

 Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики);  таблицы

Обоснованность включения

Иллюстрации включены грамотно, обоснованно, но их очень мало.

Соответствие учебным
целям и задачам

Портреты писателей и иллюстрации к произведениям соответствуют учебным целям и задачам.

Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихся

Соответствуют

Влияние на

психоэмоциональное состояние учащихся

Для психоэмоционального состояния учащихся обилие в учебнике иллюстративного материала очень хорошо.

Качество

Стр. 133 – изображение Ф. Петрарки нечеткое, слишком маленький размер, иллюстрации не очень яркие, их приходится разглядывать с усилием, а это утомляет глаза и плохо влияет на зрение.

Справочные материалы (словари, приложения, памятки)

Обоснованность включения

Включение справочных материалов обоснованно.

Соответствие учебным
целям и задачам

Справочные материалы соответствуют учебным целям и задачам.

Качество оформления, наглядность

Качество не очень хорошее, шрифт надо сделать крупнее и ярче условные обозначения.

Дополнительные замечания по дидактическому аппарату главы (раздела, темы), не обозначенные выше:

   Очень мало иллюстраций в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, их нет совсем в «Недоросле» Д. И. Фонвизина._______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Результаты контроля по данной главе (разделу)[4]

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

Промежуточный

-

7

15

5

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   ____да_____

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          ____да_____

средняя          ___________

низкая                    ___________

                                             

Дополнительные замечания:

Желательно добавить тесты к разделу «Какими способами литература представляет мир».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номер и название главы (раздела)_____Как в литературе проявляется отношение к миру__        

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

1. Оценка содержания

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям

Отбор содержания соответствует учебным целям.

Логика, последовательность в изложении материала

Материал излагается последовательно и логично.

Количество предложенного материала для изучения темы

(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)

Для изучения темы предложенного материала достаточно.

Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам)

Вводимые понятия соответствуют запасу знаний учащихся.

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)

Лексика и стиль сложны для детей.

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр.
(с указанием конкретных страниц)

Стр. 232 – вместо «лермонотовской» должно быть «лермонтовской»; стр. 235 – «не даром» должно быть написано слитно; стр. 256 – вместо «страшина» нужно писать «старшина».

Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.

Основной и дополнительный тексты хорошо сочетаются.

Дополнительные замечания по тексту главы (раздела), не обозначенные выше:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.

Имеется опора на ранее изученный материал.

Вариативность предложенных схем построения

уроков

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Есть возможность для дифференциации обучения.

Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)

Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей

Прослеживаются межпредметные связи.

Дополнительные оценки и замечания по методической схеме главы (раздела), не обозначенные выше:

Нет методического пособия на данный раздел.______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Оценка дидактического аппарата

Таблица А.

Элементы дидактического аппарата

Замечания и предложения  учителя

Вопросы и задания

 

для мотивации обучения

Вопросов достаточно.

для отработки и закрепления материала

для углубления и обобщения материала

для организации практической деятельности

для дифференцированного обучения

Хорошие задания.

для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки

Нужно больше вопросов и заданий для  самостоятельной работы.

для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)

Лабораторные и практические работы

Таблица Б.

Элементы дидактического аппарата

Параметры оценки

Замечания и предложения  учителя

 Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики);  таблицы

Обоснованность включения

Иллюстрации включены в текст правильно.

Соответствие учебным
целям и задачам

Соответствуют учебным целям и задачам.

Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихся

Рисунки соответствуют возрастным
особенностям учащихся
.

Влияние на

психоэмоциональное состояние учащихся

На психоэмоциональное состояние учащихся иллюстрации оказывают положительное влияние.

Качество

Качество иллюстраций может быть лучше.

Справочные материалы (словари, приложения, памятки)

Обоснованность включения

Включить в данный раздел словари, приложения, памятки.

Соответствие учебным
целям и задачам

Качество оформления, наглядность

Дополнительные замечания по дидактическому аппарату главы (раздела, темы), не обозначенные выше:

Включить в данный раздел словари, памятки._______________________________________

   ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Результаты контроля по данной главе (разделу)[5]

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

Промежуточный

-

8

14

5

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   ____да_____

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          ____да_____

средняя          ___________

низкая                    ___________

                                             

Дополнительные замечания:

Включить больше тестов в I часть книги.___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номер и название главы (раздела)_____Как в литературе проявляется отношение к миру__        

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

1. Оценка содержания

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям

Отбор содержания правильный, соответствует учебным целям.

Логика, последовательность в изложении материала

Изложение материала логически верное.

Количество предложенного материала для изучения темы

(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)

Для изучения темы материала достаточно.

Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам)

Вводимые понятия соответствуют запасу знаний учащихся, их интересам и опыту.

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)

Лексика и стиль сложны для детей.

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр.
(с указанием конкретных страниц)

Стр. 54 – вместо «воспримает» нужно написать «воспринимает».

Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.

Тексты сочетаются между собой.

Дополнительные замечания по тексту главы (раздела), не обозначенные выше:

Глава раздела должна называться «Сатирическое в литературе» (связь с программой).____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.

Есть опора на ранее изученный материал.

Вариативность предложенных схем построения

уроков

Предложенные схемы дают возможность варьировать построение уроков.

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Для индивидуализации обучения мало возможностей.

Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)

Технология индивидуализации обучения.

Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей

Мало внутрипредметных и межпредметных связей.

Дополнительные оценки и замечания по методической схеме главы (раздела), не обозначенные выше:

Применение информационно-компьютерных средств в предмете недостаточно; нет дисков с тренажерами._________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Оценка дидактического аппарата

Таблица А.

Элементы дидактического аппарата

Замечания и предложения  учителя

Вопросы и задания

 

для мотивации обучения

Вопросы побуждают учащихся к поиску информации, мотивируют обучение.

для отработки и закрепления материала

Задания помогают закреплять изученный материал.

для углубления и обобщения материала

Достаточно вопросов.

для организации практической деятельности

Можно добавить задания для организации практической деятельности.

для дифференцированного обучения

Задания дают возможность дифференцированного обучения.

для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки

Мало вопросов для  самостоятельной работы.

для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)

Творческие задания для домашней работы очень удачные.

Лабораторные и практические работы

Таблица Б.

Элементы дидактического аппарата

Параметры оценки

Замечания и предложения  учителя

 Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики);  таблицы

Обоснованность включения

Включение рисунков обоснованно.

Соответствие учебным
целям и задачам

Иллюстрации в учебнике соответствуют учебным целям и задачам.

Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихся

Соответствуют возрастным и психофизическим
особенностям учащихся
.

Влияние на

психоэмоциональное состояние учащихся

Рисунки и таблицы положительно влияют на  состояние учащихся.

Качество

Хорошее качество иллюстраций, но можно сделать их крупнее.

Справочные материалы (словари, приложения, памятки)

Обоснованность включения

Включены обширные справочные материалы.

Соответствие учебным
целям и задачам

С помощью справочных материалов процесс обучения протекает интереснее и легче, в соответствии с целями и задачами.

Качество оформления, наглядность

Качество оформления можно улучшить.

Дополнительные замечания по дидактическому аппарату главы (раздела, темы), не обозначенные выше:

Нет словаря, памяток в конце раздела._____________________________________________

   ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Результаты контроля по данной главе (разделу)[6]

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

Промежуточный

-

14

12

1

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   ____да_____

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          ____да_____

средняя          ___________

низкая                    ___________

                                             

Дополнительные замечания:

Добавить тесты к данному разделу; мало вопросов, необходимо их разнообразить._________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номер и название главы (раздела)_____Что лежит в основе пафоса___________________________        

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

1. Оценка содержания

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям

Предметное содержание отобрано в соответствии с учебными целями.

Логика, последовательность в изложении материала

Материал излагается в правильной последовательности.

Количество предложенного материала для изучения темы

(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)

Текст перегружен понятиями, терминами.

Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам)

Вводимые понятия не вполне соответствуют интересам и возрастным особенностям детей.

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)

Язык достаточно прост и ясен для учащихся 7-го класса.

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр.
(с указанием конкретных страниц)

Стр. 66 – не нужен вопросительный знак (третья строка сверху); стр. 68 – вместо «великая история» надо писать «великую историю»; стр. 68 – вместо «одной земле» должно быть «родной земле»; стр. 84 – повтор «стихотворного размера стихотворения»; стр. 89 – вместо «разумов» надо писать «разумом».

Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.

Дополнительные замечания по тексту главы (раздела), не обозначенные выше:

Опечатки, ошибки: стр. 92 – не нужна точка; стр. 117 – вместо «не известно» должно быть «неизвестно, что»; стр. 122 – грамматическая ошибка в согласовании слов в предложении ; стр. 187 – в предложении нужно поставить двоеточие; стр. 188 – речевая ошибка, вместо «последовавшей» нужно написать «наступившей»; стр. 261 – не нужна запятая в предложении: «Пушкин описывает, качества Лизы – Акулины».____________________________

______________________________________________________________________________

2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.

Вопросы, имеющие целью повторить ранее изученный материал, способствуют лучшему усвоению новой информации.

Вариативность предложенных схем построения

уроков

Возможны разные варианты уроков по данным схемам.

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Задания разного уровня сложности предусматривают дифференциацию обучения. 

Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)

Ориентация на технологию разноуровневого обучения.

Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей

В тексте отражены внутрипредметные и межпредметные связи.

Дополнительные оценки и замечания по методической схеме главы (раздела), не обозначенные выше:

Добавить тренинговые технологии._________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Оценка дидактического аппарата

Таблица А.

Элементы дидактического аппарата

Замечания и предложения  учителя

Вопросы и задания

 

для мотивации обучения

для отработки и закрепления материала

для углубления и обобщения материала

Вопросов можно включить больше.

для организации практической деятельности

для дифференцированного обучения

Учащиеся разной степени подготовки могут сами выбирать задания.

для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки

Самостоятельная работа учащихся по предложенным заданиям дает хорошие результаты.

для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)

Лабораторные и практические работы

Таблица Б.

Элементы дидактического аппарата

Параметры оценки

Замечания и предложения  учителя

 Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики);  таблицы

Обоснованность включения

Соответствие учебным
целям и задачам

Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихся

Возрастным особенностям учащихся иллюстрации соответствуют. 

Влияние на

психоэмоциональное состояние учащихся

Положительное влияние.

Качество

Плохое качество рисунков.

Справочные материалы (словари, приложения, памятки)

Обоснованность включения

Соответствие учебным
целям и задачам

Качество оформления, наглядность

Дополнительные замечания по дидактическому аппарату главы (раздела, темы), не обозначенные выше:

Разнообразить дидактический материал.___________________________________________________

   ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Результаты контроля по данной главе (разделу)[7]

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

Промежуточный

-

2

19

6

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   ____да_____

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          ____да_____

средняя          ___________

низкая                    ___________

                                             

Дополнительные замечания:

Недостаточно форм контроля во II части.___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Анкета

участника апробации УМК

Параметры
оценок

Очень
хорошо
(нет недостатков)

Хорошо (есть
отдельные, легкоустранимые недостатки)*

Удовлетворительно
(требуется значительная
доработка)

Предметное со-
держание

Хорошо

Дидактический
аппарат: система
вопросов,    заданий,   упражнений и пр.; их соответствие поставленным целям, задачам и т. п.

Дидактический аппарат: система вопросов, заданий, упражнений соответствуют поставленным целям.

Художественно- графическое
оформление

(иллюстрации, схемы, рисунки и т. п.)

Хорошо

Полиграфическое исполнение (бумага, шрифт, обложка)

Хорошо

  1. Дайте оценку учебно-методическому комплекту. Насколько в целом вы удовлетворены каждым из изданий комплекта.

Художественно - графическое оформление: добавить иллюстрации к произведениям                        М. Е. Салтыкова-Щедрина, к произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»._________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Все Ваши замечания по недостаткам УМК и предложения по его доработке можно вписывать в соответствующий раздел или выносить ниже, за пределы таблицы.


2. Достаточно ли изданий в комплекте (рабочая тетрадь, методическое пособие, дидактический

материал и пр.)?

___Рабочей тетради, методического пособия, дидактического материала – нет._______________

__________________________________________________________________________________

3. Есть ли необходимость в каждом из элементов комплекта?

___Да, есть необходимость.____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4. Приведите по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, удачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий,
иллюстрации и т. п.)

Удачные методические решения данного УМК: стр. 55, задание а (II часть); стр. 59 – удачная иллюстрация к рассказу «Хамелеон»; стр. 268 (II часть) – итоговые задания.        

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Приведите, пожалуйста, по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, неудачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий, ил-
люстрации и т. п.).

Стр. 21 – 48 (II часть) – нет иллюстраций к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина; стр. 189 – 197 - нет иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» (II часть).____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Ваши вопросы создателям комплекта.

Почему нет рабочих тетрадей, электронных приложений к учебнику?_____________________

На ваш взгляд, каким должен быть идеальный учебник по литературе?____________________

        _

_____________________________________________________________________________________________

7. Что бы Вы посоветовали изменить в каждом из элементов УМК при его переиздании?

а - в обязательном порядке    

Добавить больше проектных работ, кроссвордов, упражнений на смекалку.        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б - в порядке рекомендации

После каждого раздела должны присутствовать ссылки на ресурсы Интернета, где учащиеся могут найти дополнительный материал по изученной теме.________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? В случае согласия поставьте, пожалуйста, «+», а в случае несогласия «-». При желании, дайте Ваш комментарий оценке.

Предложенный комплект интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Комплект изобилует методическими приемами, сложными для начинающего учителя. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии и разъяснения, представленные в материалах для учителя, вполне достаточны и понятны для полноценной работы с комплектом.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

            Комплект существенно расширяет возможности применения различных форм работы в классе.        

___________________________________________________________________________________

9. Можно ли утверждать, что данный УМК ориентирован на определенный уровень подготовленности (учебных возможностей) учащихся? Если да, то на какой именно?
____________________________________________________________________________________
Да. Уровень подготовленности для сильных учащихся. (Учебник способствует расширению круга чтения, учит работать с Интернетом, стимулирует познавательную активность учащихся).____________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как восприняли учебник ученики и их родители?

Ученики

Родители

с интересом

+

+

безразлично

критически, недоверчиво

другое мнение

11. Что бы Вам хотелось отметить дополнительно?

Стиль и доступность изложения материала соответствуют возрасту учащихся; учебник формирует навыки самостоятельного приобретения знаний, умений; реализованы принципы дидактики: наглядность, логичность, последовательность изложения учебного материала.___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Обсуждали ли Вы комплект с коллегами: с теми, кто преподает тот же предмет, что и
Вы; с коллегами, которые преподают предметы Вашего цикла (естественно-научного, гуманитарного, физико-математического и т. п.)? Каков в целом оказался результат обсуждения? Сформулируйте основные мнения коллег в свободной форме.

Да. Коллеги гуманитарного цикла: учебник очень нравится, четкие определения, разделы написаны легким и понятным языком, некоторые задания увлекательны; позволяет сочетать учебный процесс с современными технологиями. Это тоже сегодня очень важно._____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Готовы ли Вы рассказать о своем педагогическом опыте на семинарах, организуемых
издательством? Какие темы для обсуждения Вы предлагаете?

____Готова! Традиционное и инновационное в обучении учащихся среднего звена. (Учебник Литература I и II часть 7 кл. под редакцией Г. В. Москвина)._________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Это Ваш первый опыт участия в апробации учебной литературы? Если нет - расскажите о нем в самых общих чертах.

Да, первый опыт участия в апробации учебника.        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Сколько лет Вы работаете в школе?______26 лет._________________________________

16. По каким комплектам работали ранее? Какие из них для Вас предпочтительнее? Почему?

УМК под редакцией В. Я. Коровиной (Этот УМК имеет много недостатков, отстает от современной жизни). Предпочтительнее УМК под редакцией Г. В. Москвина, потому что он направлен на организацию восприятия литературного произведения как художественно-эстетической ценности и на воспитание читательского таланта. Может быть, одного из главных человеческих талантов…________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за Ваши ответы, комментарии, вопросы, за Вашу помощь в
нашем общем деле!

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  НА УЧЕБНИК (УМК)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ 

Фамилия, имя, отчество педагога_________Прилепина Ольга Борисовна________________

Апробация осуществлялась по договору №______________________________________________

Название учебника (УМК), авторы, год издания

_____________________________________________________________________________

__Литература 7 кл. (I и II части) Г. В. Москвин, Н. Н. Пуряева, Е. Л. Ерохина, 2009 г.__

__________________________________________________________________________________________

Состав УМК, прошедшего апробацию

Учебник Литература 7 кл. (I и II части) под редакцией Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой,    Е. Л. Ерохиной_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Образовательное учреждение, проводившее апробацию

_____МОУ СОШ № 29 ст. Новотитаровской Динского района Краснодарского края______

_____________________________________________________________________________________________

Сроки апробации

______с 01.09.09 г. по 25.05.2010 г._________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Количество учащихся  в классе (классах), где проводилась апробация

________27 человек_________________________________________________________________________

Результаты апробации

1. Оценка актуальности и значимости учебника (УМК) (с указанием основных особенностей, достоинств и недостатков, формирующих оценку) 

Учебник соответствует заявленному виду учебного издания, названию и аннотации; объем содержания оптимален с учетом вариативного, углубленного и профильного обучения.___

Содержание учебника соответствует современным научным представлениям._____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соответствие основным нормативным документам (учебному плану,
примерным программам, обязательному минимуму содержания образования
и пр.)

Соответствует обязательному минимуму содержания образования, учебному плану, примерным программам.___________________________________________________________________

3. Соответствие основному назначению и возрастным
особенностям учащихся

Соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на определенной ступени образования.________________________________________________________________________________

Стиль и доступность изложения материала соответствуют возрасту учащихся._____________

 _____________________________________________________________________________

4. Оценка педагогической эффективности

  1. Учебные достижения при обучении по данному учебнику (УМК) целом

_____лучше обычно достигаемых результатов__________________________________________

(не отличаются от результатов обучения по другим учебникам (УМК) / хуже обычных

_____________________________________________________________________________________

результатов/ лучше обычно достигаемых результатов)

  1. Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками (УМК) состоят в следующем:

____В учебнике имеется дополнительный материал и наблюдается оптимальность соотношения обязательного и дополнительного компонентов содержания, учебник стимулирует познавательную активность учащихся.

        Способствует расширению круга чтения, внеклассному чтению, работе с Интернетом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эти отличия могут быть объяснены тем, что _в учебнике реализованы принципы дидактики: наглядность, логичность, последовательность изложения учебного материала._____________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Учебник (УМК) __________способствует_____________________________ самореализации учителя

(способствует/ не способствует)

и повышению его профессионального уровня.

Это выражается  в  возможности реализации новых педагогических технологий.________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оценка образовательной целостности учебника (УМК): 

взаимосвязь компонентов УМК; полнота комплекта; достаточность его компонентов; нуждается ли апробируемый УМК в дополнительных компонентах, если да, то в каких именно, и т. д.

В наличии имеется не комплект, а один учебник. Конечно, нуждается в дополнительных компонентах: электронное приложение, методические пособия, рабочая тетрадь._________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и предложения

Общий вывод об использовании в практике работы школы (с указанием типа образовательного учреждения, профиля учебного заведения, уровня подготовки учащихся и пр.).

_____

МОУ СОШ № 29 (профиль - общеобразовательный)._______________________________________

Учебник соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на определенной ступени образования. Объем содержания оптимален с учетом вариативного, углубленного и профильного обучения. Учебник обеспечивает преемственность по отношению к курсу начальной, основной и средней (полной) школы. Обеспечивает возможность уровневой дифференциации обучения. Ключевые темы курса раскрыты увлекательно, наглядно, логично, последовательно. Работа по данному учебнику способствует повышению качества подготовки учащихся по предмету._______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные предложения по доработке учебника (УМК) с указанием направлений доработки (при ответе на вопрос можно  ссылаться на разделы дневника апробации, анкете и т.п.)

_____________________________________________________________________________

______В конце каждой части учебника должен быть словарь литературоведческих терминов. В основные разделы ввести тесты. Исправить ошибки, которые указаны в дневнике апробации. Добавить иллюстрации к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого._______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись педагога-исследователя                              Прилепина Ольга Борисовна

(подпись)        (ФИО)

Дата     25 мая 2010 г.

Подпись директора образовательного учреждения

МП                    Беденко Ирина Евгеньевна

(подпись)                                                                 (ФИО)

        


Разработки уроков по апробируемому УМК

Урок № 1

Тема урока: «А. П. Чехов. Слово о писателе. Нравственный смысл рассказа «Хамелеон» (Урок-размышление)».

Цель: повторить биографию А. П. Чехова, познакомить с содержанием рассказа, развивать творческие способности учащихся.

Знания на уроке: говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали.

Словарная работа: хамелеонство.

Материал к теме: статья Л. В. Топорова «А. П. Чехов «Хамелеон» в книге «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. А. Снежневской. М.: Просвещение, 1990.

После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «о кухаркиных детях». А. П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», — признавался А. П. Чехов — писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением. С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской действительности и такие приемы творчества, как говорящие фамилии (Очумелов, Хрюкин, Червяков), гротеск, контрастное сопоставление образов и событий.

  1. «Хамелеон» — читает ученик.

II.  Беседа по вопросам.

1. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний?

(Шесть превращений, шесть смен интонации — от начальственно-повелительной до рабски-трусливой.  Первоначальнозвучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновным оказывается Хрюкин.

Новые сомнения городового — новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует «истребить» собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Еще одна перемена: «Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку!» Повар: «Собака не генеральская», Очумелов: «Собака бродячая... Истребить — и все тут!» Повар: «... но генералова брата». Очумелов вновь проникается нежностью к собаке и грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»

  1. Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?
  2. Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит!)

Вывод: Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан?

  1. Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель? (Символ чина. Его поведение, слова, отношение к нему толпы — все обусловлено шинелью).
  2. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании? (Не одинок. Тот же Хрюкин то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Да и сама толпа, поначалу сочувствовавшая мастеровому, в результате смеется над ним).

Таким образом, хамелеонство приобрело всеохватывающий характер. Очумелов же — лишь наиболее полное выражение его сути.

Мы видим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из обыденной жизни и возводит его ко всему строю человеческих отношений в целом.

III. Мастерство Чехова-художника.

  1. В прямом или в переносном значении употреблено слово «хамелеон» в заглавии рассказа? В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать хамелеоном?

Чехов всегда стремился к активному прочтению своих рассказов, к сотворчеству читателя. В рассказе «Хамелеон» такое сотворчество определено сюжетом: одно вытекает из другого с такой явной необходимостью, что, кажется, прерви писатель свой рассказ на середине, и читатель сам поведет его дальше, заставляя полицейского надзирателя Очумелова качаться из стороны в сторону. Попробуйте!

3.        Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка
Чехова является внимание к художественной детали, помогающей
раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Какую роль выполняют в рассказе шинель Очумелова и окровавленный палец Хрюкина?

4.        Особую роль в рассказе играет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, «холопскую», унизительную лексику?

IV. Домашнее задание.

Продумать характеристику действующих лиц, подготовиться к чтению рассказа «Хамелеон» по ролям.

Урок № 2.

Тема урока: «Нравственная позиция как основа жизненного выбора в рассказе        Л. Н. Толстого «После бала».

Цель: продолжить знакомство школьников с творчеством писателя, воспитывать чувство милосердия, гуманизма, уважения к человеку.

Оборудование: мультимедиа.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Не бойся своих друзей:

в худшем случае они могут тебя предать;

не бойся своих врагов:

в  худшем случае они могут тебя убить —

бойся равнодушных:

только с их молчаливого согласия

 рождаются на Земле предательство

                                                  и  убийство.

Бруно Ясенский

Урок начинаю со словарной работы. Запись в тетрадях:

Активный — деятельный человек.

Пассивный — антоним к слову «активный», безразличный, не проявляющий активности.

Конфликт — столкновение взглядов по какой-то проблеме.

Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок.

Нравственность — правила, определяющие поведение, душевные и духовные качества, необходимые в обществе.

— Эти слова, ребята, сегодня нам очень понадобятся, а урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь. Вам не кажется странным тот момент, что Лев Николаевич Толстой, автор известных романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», вдруг написал совсем небольшой рассказ «После бала»? Неужели этот рассказ был так важен для писателя? Я прошу вас вглядеться в портрет Толстого, написанный Репиным. Что вы можете сказать по этому портрету о писателе? (Старый человек, мудрый, много жил, видел, чувствовал, страдал. Это портрет мыслителя. Ему можно верить. Это писатель с мировым именем.)

  • А теперь послушаем главного героя рассказа Ивана Васильевича. (Выходит ученик, в руках томик Толстого. Он кратко передает от первого лица сюжет рассказа.)
  • Ребята, какие вопросы вы хотели бы задать Ивану Васильевичу? (Почему он отказался от службы? Почему разлюбил Вареньку? И т.д. Ученик отвечает, высказывая свою точку зрения.)
  • Кто, по-вашему, повлиял на судьбу Ивана Васильевича, на то, что он отказался от службы, от карьеры? (Полковник Б.)

—        Охарактеризуйте полковника. (Он дворянин,    прекрасный   исполнительный офицер, хороший отец, принят в свете, уважаемый человек, не слишком богат, видимо, дорогу в жизни пробивал сам, ему симпатичен Иван Васильевич.)

  • А полковнику какие вопросы вы бы задали? (Почему так жесток? Почему бьет по лицу солдата? И т.д.)
  • Послушаем самого господина полковника. (Выступает заранее подготовленный ученик, в руках держит белые перчатки.)

«Господа! Я солдат, я привык не обсуждать, а выполнять приказы, нравятся мне они или нет. Причем выполнять хорошо, я исполнительный человек. Поверьте, мне самому неприятна эта экзекуция. Но солдат провинился, он должен понести наказание. Эти наказания придумал не я. Да, порой приходится быть жестоким, выполняя приказ. Но это армия, а армия, господа, держится на дисциплине. А если все будут уклоняться от службы, как Иван Васильевич, то что же будет с армией, с Россией? Разве я не прав, господа?»

—        Разве полковник не прав? Ваше мнение, ребята...

—        Я хочу спросить вас: кто хотел бы иметь такого отца? Поднимите руки, пожалуйста... Далеко не все. Попробуем разобраться, почему не всем нравится полковник.

  • Можно ли полковника назвать лицемером? (Нет, он искренен и на балу, и после бала. Он честно выполняет долг.)
  • Почему же тогда человек, честно выполняющий свой долг, нахмурился и отвернулся, когда во время экзекуции увидел Ивана Васильевича? (Ему стало стыдно. Значит, то, что он делал, недостойно порядочного человека? Но ведь он только выполнял приказ. Значит, есть законы солдатские, служебные, а есть другие, человеческие, христианские. То, что принято в обществе, что считается нормой, нарушает человеческие законы. И в данный момент в полковнике на какой-то миг проснулся человек, а не солдат, и ему стало стыдно за то, что он делает.)
  • Вспомним рассказ Н.Лескова «Человек на часах». Каков сюжет рассказа? (Солдат Постников стоит на посту, ночь, он слышит крики о помощи, человек тонет в Неве. Постников не имеет права оставить пост, за это его накажут очень жестоко. После мучительных сомнений он оставляет пост, спасает человека. Но награда за спасение досталась другому человеку, а Постникова прогоняют сквозь строй, он получил 200 палок и счастлив, что легко отделался.)
  • Кто победил в этом простом солдате? (Человек. Он знал, что его накажут, и все равно спас живую душу. Делал он это не ради награды, а просто не мог поступить иначе, так как нет ничего выше человеческой жизни.)

Кто оказался человечнее: полковник или солдат? (Конечно, солдат, он сознательно сделал выбор, рисковал своей жизнью. А полковник прячется за закон, снимает с себя ответственность, хотя по-человечески ему стыдно за то, что он делает. В армии царят бесчеловечность, жестокие порядки, издевательство, безнаказанное убийство.)

  • Попробуем сформулировать жизненное кредо подобных людей, вспомните пословицы, крылатые выражения. («Моя хата с краю, я ничего не знаю»; «Я человек маленький. Мне приказали, я выполняю»; «Мне что, больше других надо?» и т.д.)
  • А что несет в мир такая пассивная жизненная позиция? (Зло.)
  • Что легче творить: добро или зло?
  • Теперь вы поняли, почему так много в мире зла? (Его легче творить, легче взвалить ответственность на других, не нужно рисковать собой, нести наказание за добро.)
  • Но не могут быть все такими, как полковник. Кто в рассказе прямо противоположен полковнику? Кто занимает активную жизненную позицию, борется со злом? (Автор— Л.Н. Толстой. Все его творчество пронизано стремлением изменить жизнь России, он страстно мечтал изменить душу человека, он обличал зло, защищал обиженных, проповедуя христианскую мораль, был посредником крестьян в судебных разбирательствах с хозяевами, создавал школы для крестьянских детей, кормил людей в голодные годы.)
  • А если человек не может так активно бороться со злом, как это делал великий писатель? Как быть, если нет у нас таких возможностей, такого авторитета? Кто в рассказе подсказывает компромиссное решение? (Иван Васильевич. Он не может остановить зло, активно бороться с ним. Но и творить зло не хочет, совесть не позволяет.)
  • Теперь вам понятна и тема нашего урока «Нравственная позиция как основа жизненного выбора». Она, конечно, связана с внутренним конфликтом, который происходит в душе главного героя, когда нужно сделать очень серьезный выбор. Сформулируем его жизненную позицию. (Если не можешь творить добро, то хотя бы не делай зла и зла в мире станет меньше.)
  • Скажите, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни?
  • Значит, от каждого из нас зависит, чего больше будет в мире — добра или зла. Достаточно просто не делать зла, и мир немного станет прекраснее. Вот как важен каждый человек на земле.

Снова подхожу к портрету Толстого. «Он похож на Бога», — говорил о нем М.Горький. «Царство Божие внутри Вас», — говорил сам Толстой.

  • Так о чем же рассказ «После бала»? (Об ответственности человека за все, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности — от этого зависит судьба человека.)
  • На доске записан эпиграф к уроку. Как он перекликается с нашим сегодняшним разговором?

Домашнее задание. Расскажите близким людям о сегодняшнем нашем уроке. Поинтересуйтесь, а не было ли у них в жизни моментов, когда приходилось делать сложный выбор между добром и злом. Или вспомните изученные в школе произведения литературы, когда герой стоял перед мучительным выбором, когда нужно было разрешить нравственный конфликт («Тарас Бульба», «Дубровский», «Песня про... купца Калашникова...»).


[1] Отмеченные звездочкой (*) части дневника апробации являются обязательными компонентами отчетных материалов и в заполненном виде направляются в издательство после окончания апробации УМК, но  не позднее июня текущего учебного года.

[2] Перед отправкой дневника апробации учителю редактор и методист-предметник должны уточнить, какие именно части учебника должны быть оценены.

[3] Включается по решению редактора и методиста.

[4] Включается по решению редактора и методиста.

[5] Включается по решению редактора и методиста.

[6] Включается по решению редактора и методиста.

[7] Включается по решению редактора и методиста.