сценарий урока на тему "Способы сжатия текста"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Татьяна Ивановна Желтышева

Одна из задач учителя – формировать умение сжимать текст разными способами, чтобы обучающиеся могли передать информацию в краткой форме, умение, необходимое при написании сжатого изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_szhatiya_teksta.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Сценарий урока

 (русский язык)

Способы сжатия текста

Составитель:

Желтышева Т.И.,

учитель русского языка и

литературы

Пояснительная записка

        На итоговой аттестации выпускники 9-ых классов пишут сжатое изложение. Девятиклассники достаточно хорошо понимают различие между подробным и сжатым изложением. Обучающиеся считают, что сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце; убрать все лишнее и оставить главное, отказаться от подробностей. Это действительно так. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

        Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что многие обучающиеся не умеют выделять главную  и другие важные мысли, не умеют отвлекаться от несущественной информации. По мнению психологов, краткий пересказ – прием, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Часто слова краткий и короткий в применении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать короче, но при этом нередко исчезает главное, пропускается существенная информация.

        В кратком пересказе выявляется степень понимания текста. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия. Как же научить обучающихся писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? Вот вопросы, которые обычно задает учитель.

        Одна из задач учителя – формировать умение сжимать текст разными способами, чтобы обучающиеся могли передать информацию в краткой форме, умение, необходимое при написании сжатого изложения.

Сценарий урока русского языка в 9 классе

Тема: Способы сжатия текста

Цели: 1) продолжить формирование умения сжимать информацию разными способами; 2) развивать мышление (способности абстрагирования); 3) продолжить воспитание культуры труда на уроке

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя о различии подробного и сжатого изложения (приём матрешек) с последующим сообщением темы и цели урока.

3. Морфемный и словообразовательный разбор слова сокращение. Работа над семантикой слов короткий и краткий.

4. Повторение способов сжатия текста.

5. Практическая часть урока:

        Содержательная компрессия текста.

Упражнение 1.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию и в сокращенном варианте запишите.

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

(объясняется значение фразеологизма)

(обучающиеся работают самостоятельно)

        Упражнение 2.

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

- Индивидуальная работа по этому тексту – определить способы сжатия текста (раздаются примеры выполнения работы).

        Языковая компрессия текста.

        Упражнение 3.

Замените словосочетания синонимичным словом.

Дать подтверждение, привести доказательство, проводить исследования, совершать вращение, проявлять интерес, выдвинуть предположения, процесс реакции, свойство упругости, месяц март.

        Упражнение 4.

Замените придаточные условия и причины деепричастным оборотом.

Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, то можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в 20 веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода.

Индивидуальная работа – замена прямой речи косвенной.

6. Итоговое задание проводится в группах. Необходимо отредактировать текст сжатого изложения «Как делаются слова».

7. Итог урока – запись ключевых слов.

8. Домашнее задание. Составление на основе текста «телеграммы». Индивидуальное задание – расширить микротекст.

Выводы

Итак, чтобы написать сжатое изложение, необходимо уметь сокращать текст. Этому обучающихся надо учить. Формированию и совершенствованию данного умения можно отводить целый урок, можно включать задания во фрагменты уроков по изучению того или иного грамматического материала.

Задания:

  1. Выделение главной информации предложения (простого или сложного);
  2. Выделение предложения, в котором заключена главная мысль микротекста (абзаца);
  3. Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста;
  4. Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей;
  5. Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснения, раскрытия содержания обобщающего слова и т.д.;
  6. Подбор обобщающего слова к ряду слов или подбор обобщающего предложения к нескольким предложениям;
  7. Замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена прямой речи косвенной и т.д.

Такие задания интересны обучающимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи детей как при чтении, так при создании ими собственных текстов. Кроме того, умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо обучающимся не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.

Приложение

Способы сжатия (компрессии) текста:

  1. Исключение (информацию разделяют на главную и второстепенную, исключают второстепенную информацию).
  2. Обобщение (информацию свертывают за счет обобщения, то есть переводят частное в общее).
  3. Упрощение:

- замена однородных членов обобщающим словом;

- замена фрагмента предложения синонимичным словом;

- замена сложного предложения простым;

- замена прямой речи косвенной.

4.    Слияние (соединение несколько предложений в одно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе

Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...