Проблемный диалог на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
Проблемный диалог на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемно- диалогическое обучение | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Педагогическим кредо учителя, работающего по технологии проблемного обучения, могут стать слова: « Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания»
Около 20 лет назад появилась эта технология. Автор: Елена Леонидовна Мельникова.
Как учить? Как воспитывать? Как открывать знания вместе с учениками? На эти вопросы даёт ответы технология проблемно- диалогического обучения. Уроки по данной технологии- это уроки, на которых интересно и учителю, и ученикам. Учитель и ученики – это одно целое.
Как сделать творчество движущей силой развития ребёнка? Какой вид творчества доступен ребёнку?
На таком уроке ученик может встать на позицию учёного. Научное творчество- это процесс, который содержит 4 этапа:
- Первый этап- этап постановки проблемы. Создание ситуации противоречия, удивления .
- Второй этап- этап поиска решения.
- Третий этап- этап выражения решения.
- Четвёртый этап- этап реализации продукта.
Урок по технологии проблемного обучения может иметь следующую структуру:
Структура проблемного урока.
Цель урока | Этапы урока | Творческие звенья деятельности учащихся |
ЗНАНИЕ | Введение | 1.Постановка – формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока |
2.Поиск решения – открытие субъективно нового знания | ||
воспроизведение | 3.Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме | |
4.Реализация продукта – представление продукта учителю и классу |
Учителю необходимо пропустить детей через все эти звенья научного творчества.
Совсем недавно мы строили свои уроки по общепринятому шаблону. Я помню время, когда нельзя было отступить от стандартного плана урока. Сначала учитель сам формулирует тему урока. Это не вызывает познавательного энтузиазма. Потом сам объясняет новый материал. Понимание этого материала не гарантировано. Далее даёт задание: выучить правило. Традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение материала: пришёл, увидел, заучил.
Есть уроки традиционные. Бесконечного монолога учителя: я говорю- ты молчишь.
Есть уроки проблемного диалога. Совместного открытия знаний: я – словечко, ты- словечко!
Традиционный урок | Проблемно диалогический урок |
1.Проверка домашнего задания. Проверим… | 1.Постановка проблемы. Сравните… Что вас удивляет? Какой возникает вопрос? |
2.Тема урока… Сегодня мы будем изучать… | 2.Актуализация. Что мы уже знаем по этой проблеме? |
3.Объяснение новой темы. Итак, слушайте внимательно… | 3.Поиск решения. Понаблюдайте… Сгруппируйте… Установите закономерность… |
4.Закрепление. Повторите. Что? Когда? Где?... | 4.Решение. Как мы можем ответить на наш вопрос? |
Как создать проблемную ситуацию?
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя и более положениями | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. (Что удивляет? Что интересного заметили? Какие видите факты?) |
Между житейским представлением и научным фактом | 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». | |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. (Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?) |
Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения можно выделить побуждающий и подводящий диалоги.
Диалоги по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие.
Подводящий диалог - это система посильных вопросов и заданий, завершающихся
формулировкой темы с помощью вопросов:
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий | Подводящий | |
структура | Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль | Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
признаки | - мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска Возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика | -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика -переживание учеником удивления от открытия в конце диалога -почти невозможны неожиданные ответы учеников -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
результат | Развитие творческих способностей | Развитие логического мышления |
На своих уроках чаще всего использую приемы создания проблемной ситуации с «затруднением» или с «удивлением», где:
1. сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
2.обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим
заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением,
экспериментом или наглядностью.
На уроках русского языка предлагаю классу практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова, словосочетания или предложения на новое правило.
Например, болеть душ…й, болеть сердц…м.
Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог:
Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?
Ученики: В окончаниях существительных.
Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?
Ученики: За шипящими и ц
Учитель: А какая это может быть гласная?
Ученики: о или е
Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз:
«Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?».
Ученики: Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц
Ещё один пример:
Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Учитель | Ученик |
- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки. | Ученики выписывают слова. |
- Какие слова вы выписали? | - Пёсик, овражек. |
- Обозначьте суффиксы в этих словах. | - В слове пёсик (-ик), овражек (-ек) |
- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? | - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. |
- Какой возникает вопрос? | - Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик? |
- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик». |
На этом этап постановки проблемы завершается.
Затем учитель организует поиск решения. Ученики выдвигают самые разнообразные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.
Например:
Учитель: Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова:
Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.
Учитель: Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?
Выделите окончание, поставьте ударение.
Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончаниях имен существительных? Сформулируйте правило.
Ученики: Под ударением пишем о, а без ударения- е
Ещё пример:
Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Учитель | Ученик |
Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов. | Формулируют проблемный вопрос. |
- Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе. | - Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза) |
- Все согласны или есть возражения? | - Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент) |
- Ещё какие есть гипотезы? | - Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза) |
- С этой гипотезой согласны? | - В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного. |
Подсказка к решающей гипотезе. - Просклоняйте данные существительные. Выделите суффикс. | - И. п. пёсик, овражек Р. п. пёсика, овражка Д. п. пёсику, овражку В. п. пёсика, овражек Т. п. пёсиком, овражком П. п. о пёсике, об овражке |
- Что вы заметили? | - При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного. |
- Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили? | Ученики склоняют. - Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает. |
- Сформулируйте правило. | - Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик. |
- Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике. |
При одновременном выдвижении гипотез сначала проверяются ошибочные варианты, затем – решающая.
Третье звено творческого процесса – выражение решения. Новые знания выражаются соответствующим научным языком в определённой форме. Учитель даёт задание: всё, что понял, оформить в продукт и показать классу.
В результате получается готовый продукт (статья, сообщение, проект, схема, таблица, эйдос – конспект).
Затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения, т.е. идёт процесс реализации продукта, т.е. закрепляются новые знания с использованием различных методов, форм и средств обучения.
Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний» (спросил, открыл, создал) В любом словаре прочитаешь о том, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире.
Многие школьники понимают эффективность таких уроков: «Уроки по технологии проблемного обучения- это уроки жизни. Они намного интереснее, чем те, когда учитель просто пишет на доске, а мы зазубриваем правила. На уроках проблемно- диалогических в нас просыпается настоящий азарт. Мы сами находим решение, понимаем его. Это легче»
«Вы нас научили добиваться цели, слушать друг друга, слышать друг друга. А это очень важно в современном мире»
Какие результаты приносит технология?
Ответы учителей, занимающихся по данной технологии.
«Дети- полноценные участники образовательного процесса. Свободно выражают своё мнение. Самостоятельно, при зорком наблюдении учителя, решают задачи. Это и есть учение с увлечением» (Сурнина И.И.)
«На традиционном уроке большинство школьников чувствуют себя скованно, напряженно, неуверенно. Здесь же работают на интересе, радуются своим открытиям, поэтому эту технологию можно считать ещё и здоровьесберегающей технологией» (Титова О.В.)
«Интерес к текущему уроку переходит в интерес к обучению вообще. Дети учатся не ради пятёрок и наград, а ради того, что им интересно. Они готовы к новому. Дети не замечают, как промчался урок» (Андреева С.М.)
На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, ученик учится:
- Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.
- Добывать, преобразовывать и представлять информацию.
- Доносить свою позицию, понимать других, договариваться делать что- то сообща.
- Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности.
Уроки проблемного обучения развивают коммуникативные способности детей. Работая в парах, группах, дети учатся слушать, распределять роли, отстаивать свою точку зрения. Дети взаимодействуют, помогают друг другу. Они гордятся своими достижениями, чувствуют себя первооткрывателями, сотрудниками своего учителя. Такие уроки развивают память, мышление, внимание к своей и чужой речи.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Один из великих сказал: «Знания могут быть у того, у кого есть вопросы. Нельзя ничему научить, можно только научиться» Знания, которые добыл сам, прочнее, запоминаются надолго. Они более качественные, прочные.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать это самому.
Это будет моим на всю жизнь.
Resource id #3910
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проблемный диалог на уроках русского языка"
Презентация к докладу на тему: "Проблемный диалог на уроках русского языка"...
Презентация. Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка
Данная презентация знакомит с указанной в названии технологией и содержит фрагмент урока, иллюстрирующий её....
Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы
Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...
Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС
Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...
Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС
Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...
Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников
Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...
Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка
Данная статья содержит характеристику технологии проблемного диалога, дает понятие об этапах урока с применением данной технологии, конспект урока...