" Падежи. Из истории родного языка "
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Учитель в доступной для учащихся форме знакомит их с развитием падежной системы в истории русского языка, со звательным падежом как грамматической категорией, сопутствующей конструкции обращения. На уроке большое внимание уделяется работе с различными видами лингвистических словарей: толковыми и фразеологическими
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
" Падежи. Из истории родного языка "5 класс.
Форма проведения: урок- путешествие.
Цели урока:
Предметные результаты: повторение знаний о падежах имен существительных; знакомство с развитием падежной системы в истории русского языка, со звательным падежом как грамматической категорией, сопутствующей конструкции обращения; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей: толковыми и фразеологическими; проводить различные виды анализа слова; определять значение незнакомых слов по словообразовательным элементам; создавать тексты на заданную тему.
Метапредметные результаты: показать взаимосвязи исторической грамматики на примере сопоставления языкового материала тем "Обращение" и " Звательный падеж"; адекватное понимание информации сообщения: определять тему и цель урока; формирование навыков отбора, систематизации материала на тему; развитие умений делать выводы.
Личностные результаты: обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путем приобщения к нравственным ценностям истории, языка, а также ответственности за сказанные слова.
Домашнее задание к уроку:
1. Сочинение-миниатюра "Языковой портрет слова падеж".
2. Повторить падежи и падежные вопросы.
3. Презентация учащегося "Происхождение названий падежей".
4. Подобрать пословицы и поговорки на тему "Длинный язык – наказание".
Оборудование урока:
- презентация учителя к уроку; смотри приложение №1
- магнитофон, кассета с записью стихотворения;
- книга В. И. Даля "Пословицы русского народа";
- словарь русского языка С. И. Ожегова;
- таблички с названиями падежей;
- презентация учащегося
1. Организационный момент.
Презентация учителя. Слайд №1
2. Подготовка учащихся к осознанному усвоению нового материала.
-Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся на корабле" История родного языка" в удивительное плавание. Наш путь лежит к острову Морфология.
Учитель включает фонограмму. Звучит шуточное стихотворение Г. Граубина " Ленительный падеж".
-Как это стихотворение может быть связано с темой нашего урока? (Ученики определяют тему урока, записывают ее в тетрадь) Слайд №2
- А какие цели урока можно поставить к данной теме? (Ученики формулируют цели урока)
3. Этап усвоения новых знаний.
- Почему не любит падежи Лежебокин? – Какие признаки лежат в основе названий падежей, придуманных Лежебокиным?
- Проверим, а знаете ли вы падежи?
1) Игра "Кто лучше знает падежи"? ( Вызывается три участника. Дети садятся полукругом, каждый выбирает себе по два падежа, берет в руки таблички с названиями падежей. Учитель медленно читает текст, а участники игры, услышав слово в нужном им падеже, встают и объясняют, как они определили падеж. Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество очков).
2) Проверка домашнего задания: "Языковой портрет слова падеж".
3) Презентация учащегося на тему "Происхождение названий падежей". Смотри приложение №.3
4) Поисковая работа. На экране два отрывка из сказок А. С. Пушкина. Слайд №4
1 вариант Пошел старик к синему морю; (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" | 2 вариант Изумился князь Гвидон. "Ну, спасибо, - молвил он, Ай да лебедь – дай ей, Боже, Что и мне, веселье то же". |
- Ребята, вы, конечно же, знаете сказки А. С. Пушкина. Определите, из какого произведения данные отрывки? Выпишите все существительные из данного отрывка, определите их падеж. (Задание выполняется по вариантам)
- Какие слова вызвали у вас затруднение в определении падежа? – Что это за форма слова?
- Запишите в первую колонку слова старче, Боже, а во вторую колонку - эти же слова в начальной форме.
Старче | Старик |
Боже | Бог |
- Как старик обращается к рыбке?
- С какой интонацией произносятся в тексте слова, записанные в первой колонке?
- Когда и для чего они употребляются?
( Ученики делают вывод: слова произносятся со звательной интонацией. Это обращение.)
Слайд №5
- Оказывается, в древнерусском языке был седьмой падеж – звательный. Он использовался для обозначения лица, к которому обращались с речью. Термин звательный падеж образован от глагола звать. В современном русском языке в функции обращения используется форма именительного падежа. Звательный падеж исчез из употребления в 18 веке. Однако и в наши дни мы можем встретить звательный падеж именно в том виде, в каком он существовал в церковнославянском языке. Часто слышим, как люди восклицают: боже мой! О, господи!
-Почему мы часто встречаем звательный падеж в произведениях А. С. Пушкина? Ведь поэт жил в то время, когда звательный падеж исчез из употребления.
5) Исследование учащегося. "Звательный падеж в произведениях А. С. Пушкина". Слайд №6
( Вывод: В произведениях А. С. Пушкина использовались формы звательного падежа в целях стилизации, т. е. для более яркого изображения той действительности, времени, в котором жил герой.)
6) Звательный падеж в пословицах и поговорках. Работа со словарями.
-В книге В. И. Даля "Пословицы и поговорки" есть удивительная пословица.
Посмотрите на экран и прочитайте ее. Слайд №7
До чего язык не договорится!
Языце, супостате, губителю мой!
-Определите падеж всех существительных.
-А что обозначает слово супостат? (Если ученики затрудняются ответить, предлагаю им следующее задание)
-Определить лексическое значение слова помогает морфемный разбор. Разберите слово супостат по составу.
-Обратимся к толковому словарю и сравним, правильно ли вы определили лексическое значение слова. ( Супостат – стоящий напротив, противник, недруг, неприятель, враг) В поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" есть такие строки: "В кровавых битвах супостата себе я равного не зрел". Слайд №8
-А теперь, познакомившись со значением нового слова, попробуйте объяснить смысл пословицы.
- Вспомните и запишите в тетрадь другие пословицы, в которых говорится о супостате, т. е. враге. ( Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. Язык голубит, язык и губит. Всякая сорока от своего языка погибает. Лишнее говорить - себе вредить. Держи язык за зубами. От одного слова да навек ссора.
7) - Письменно ответьте на вопрос: "Почему русский народ так много сочинил пословиц о вреде лишне сказанного слова?" В созданном вами тексте определите падеж имен существительных.
8) Рассказ учащегося об истории греческой и отечественной падежной терминологии. Слайд №9
Русский термин "падеж" – это перевод с греческого языка. По-гречески "падеж" – pros is, что в переводе обозначает "падение". Понятие "падеж", по-видимому, было взято из практики игроков в кости, где слово падеж обозначало падение брошенной кости той или иной стороной кверху. Склонение слова по падежам – это падение, изменение окончаний слова.
Как термин слово "падеж" впервые было употреблено Аристотелем и обозначало все формы слова, отклонившегося от его основной (начальной ) формы. Позднее стоики - представители одной из философских школ в 3 – 1 вв. до н. э. заимствовали термин "падеж" у Аристотеля и сузили его значение. Этот термин стал характеризовать лишь склоняемую часть речи. Следует сказать, что в основу термина "падеж". Согласно представлениям древних, был положен зрительный образ грифеля: как пущенный сверху грифель может вонзаться в землю вертикально или наклонно, так и имя может "выпасть" в прямом падеже, т. е. именительном, или косвенном.
Прошли многие столетия, прежде чем падежная терминология сложилась в том виде, которая существует сейчас. Впервые со славяно- русскими названиями падежей мы встречаемся в грамматических трудах 14 века. В них представлена пятипадежная система, характерная для греческого языка: именительный, звательный, родительный, дательный, винительный. Так как греческий язык был языком образцовым, то переводчики механически переносили пятипадежную систему и на родной древнерусский язык. Однако в конце 16 века число падежей в древнерусском языке увеличилось за счет введения творительного падежа, а позднее был введен и седьмой падеж – сказательный (равный предложному). И лишь в 18 веке работу по систематизации падежей завершил М. В. Ломоносов. В русском языке осталось 6 падежей, а седьмой (звательный) был изъят.
4. Систематизация и обобщение полученных на уроке знаний.
- Если вас спросят ученики начальных классов: " Что вы нового узнали о падеже в пятом классе?", что вы ответите им?
Домашнее задание:
п. 73 -75, упр. №899, 902.
Список используемой литературы:
1) Григорян Л. Т.Язык мой – друг мой.- 2 –е издание, исправленное и дополненное. Москва "Просвещение" 1988
2) Даль В. И. Пословицы русского народа. - Современная версия. – М..: Изд Эксмо,2006
3) Ожегов С. И. Словарь русского языка. - Москва "Русский язык" 1987
4) Пушкин А. С. Сказки
5) Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. - Ленинград. "Просвещение" 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по элективному предмету "История родного языка" для обучающихся 10 класса
Данная тестовая работа поможет учителю, ведущему элективный предмет "История родного языка" в 10 классе, проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся...
Тест по элективному предмету "История родного языка" для обучающихся 11 класса
Данная тестовая работа поможет учителю, ведущему элективный предмет "История родного языка" в 11 классе, проверить уровень сформированности знаний, умений, навыков обучающихся....

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...

Презентация "Из истории русского языка"(о происхождении названий русских падежей)
Презентация "Из истории русского языка"(о происхождении названий русских падежей)...

Рабочая программа "История родного языка" для 10 класса
Рабочая программа "История родного языка" для 10 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...