игра "Лингвистический бой"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
игра проверяет знания учащихся по разным разделам языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_boy.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Лингвистический бой».
Задачи: выявление лучшей команды школьников, показавших высокий уровень сформированности лингвистической, языковой , коммуникативной и культуроведческой компетенции; формирование у одарённых учащихся аналитического и творческого мышления, нестандартных подходов к решению лингвистических задач.
Оборудование: карточки с заданиями команд, листок с ответами для судей, протокол для выставления оценок.
Открытие конкурса.
Уважаемые участники! Здесь собрались те, кто по-настоящему любит русский язык, кого интересует его история, кто желает совершенствовать свои познания в лингвистике. Сегодня вам предстоит применить свои знания русского языка для решения лингвистических задач, отстоять честь своей команды в конкурсе «Лингвистический бой».
Задания.
Станция « Фонетика»
- Какие звуки может обозначать буква «Г» ? Запишите примеры всех случаев. Звуки обозначьте.
- Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
- В словах рыба и рыбка корень –рыб- представлен двух фонетических вариантах: (рыб) и (рып). А в скольких вариантах представлен корень –вод- в словах подвода. Перевод , переводной , проводит, заводить?
- Сколько звуков (с) в предложении : Скоро мы с друзьями будем расшифровать старые рукописи.
Станция «Лексика»
- Пара антонимов – это равноправные слова, главного слова среди них нет. Какой же из антонимов в словаре ставится на первое место? Каким правилам пользуются составители словаря антонимов? Исходя из этого принципа, какое слово вы поставите первым из антонимической пары: глупый или умный; мириться или ссориться?
- Прочитайте стихотворение. Найдите контекстные синонимы. Какую роль выполняют они в тексте?
Осенняя роза
Осыпал лес свои вершины,
сад обнажил своё чело,
дохнул сентябрь, и георгины
дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
А. Фет.
Станция «Морфология»
- Как определяется род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия и названия печатных зданий? Определите род данных существительных: Сочи, «Таймс», СНГ, Онтарио.
- Найдите третье лишнее.
А) один, одиночка, одиночество
Б) пять, пятёрка, пятерня.
В) четырехугольник, четыре, четвёрка
Г) троеборье, три, тройка.
3. Какими частями речи является слово БОЛЬШЕ в данных предложениях?
А) Щенок больше кота Б) Щенок ест больше котёнка.
4. Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа: яблоко, помидор, телёнок, килограмм.
Станция «Синтаксис»
- Разделите общий текст на слова и запишите его, расставляя знаки препинания. Приносятзловещилишьтечтозловещи промолвилоднаждыкорнет.-
Адобрыевещиполезныевещикакфлейтатрубаикларнет.
- Укажите словосочетание, в котором зависимое слово – наречие:
Работал по своему плану. Бежит по летнему полю. Уехал в начале осени. Решение неудачно.
Поднимите повыше.
- Найдите речевую ошибку в предложении. Запишите правильный ответ.
Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени.
Контрольные вопросы.
- Кропотливая работа по составлению словаря требует от лексикографа физической выносливости, собранности, аккуратности. Воспитать в себе эти качества помогает спорт. Учёный, о котором идёт речь. Свободное время отдавал гимнастике, конному спорту. Футболу. Величайшая заслуга учёного – создание однотомного толкового словаря, который переиздается чуть ли не каждый год и в народе носит имя своего создателя. Назовите это имя.
- Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов, выявляет морфологические и синтаксические свойства данных единиц языка. Какой словарь имеется в виду?
Подведение итогов.