Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования. По русскому языку использую Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. При составлении рабочих программ по русскому языку в старших классах ориентируюсь на Программы для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой (учебник Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень».\А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова;- 3-е изд.-М.:Просвещение,2011.-287 с.)
По литературе использую Программы общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) (новый образовательный стандарт) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (М., Дрофа), учебный комплекс под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_russkomu_yazyku_i_literature.rar | 500.34 КБ |
rabochie_programmy_po_russkomu_yazyku_i_literature.rar | 497.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. М. 2004. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2008.Программа ориентирована на Учебник русского языка 9 класс для общеобразовательных учреждений/Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научный редактор Н. М. Шанский.8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 206 с.
Программа рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
- Развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- Углублять и расширять знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (5-7, 8-9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Формы обучения.
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
говорение:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
- синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Содержание программы.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА – 2 Ч.
Международное значение русского языка. Понятие о литературном языке.
Повторение пройденного в 5-8 классах. - 7 ч
Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Р\р. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Р\р. Изложение с продолжением. Контрольный диктант по теме «Повторение»
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. –6 ч.
Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 7ч
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в СПП. Сложносочиненное предложение с соединительными , разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Закрепление изученного по теме «Сложносочиненное предложение» Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение».Р\р. Сочинение-рецензия на литературное произведение.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. - 19 ч.
Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП. Изложение с элементами сочинения. Основные группы СПП. СПП с придаточными определительным СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. СПП с придаточными причины, следствия, условия, уступки, цели. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.Р/р. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов». Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения». Р/р. Сочинение на тему «Что такое подвиг?»
Бессоюзные сложные предложения –8 ч.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка».Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП». Р\р. Изложение с элементами
Сложные предложения с различными видами связи –8 ч.
Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). Знаки препинания в СП с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи
Р\р. Подробное изложение текста. Публичная речь. Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи».Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи»
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В X-IX КЛАССАХ.- 9 ч.
Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения. Контрольное изложение с элементами сочинения
Заключительный урок.
Нормативные документы:
- Федеральный компонент государственного стандарта. М., Дрофа, 2004 г.
- М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл. М., Просвещение.2008 г. – 48 с.
Учебно-методическая литература:
1. Русский язык 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научный редактор Н. М. Шанский.8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 206 с.
2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой. Автор-составитель: Т. М. Амбушева. – Волгоград : Учитель, 2012.
3. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Александрова О. М. и др.Обучение русскому языку в 9 классе. М., Просвещение, 2008. – 70 с.
КАЛЕНДАРНО-ТМЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.
№ урока | Раздел, тема. | Кол-во часов | Тип урока ФОПЛ | Результаты по содержанию (знать) | Результаты по способу работы (уметь применять в практической деятельности) | Контрольные задания, виды контроля | Домашнее задание | Дата. |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА – 2 Ч. | ||||||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | Урок изучения нового материала | Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, типы словосочетаний, способы выражения главных членов и второстепенных членов, виды односоставных предложений. | Уметь использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса. . | Работа в группах, анализ текста | С. 6-7, упр. 6 | |
2 | Понятие о литературном языке. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать отличия литературного языка от языка художественной литературы | Уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка | Объяснительный диктант, самостоятельная работа | Выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык» | |
Повторение пройденного в 5-8 классах. - 7 ч | ||||||||
3 | Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | 1 | Комбинированный урок | Знать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом. | Уметь составлять диалоги, монологи. | Зрительный диктант, самостоятельная работа | Параграф 1-2,подготовить монологическое высказывание. | |
4 | Р\р. Стили речи. | 1 | Развитие речи. | Знать стили речи, определять их жанры правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | Уметь создавать собственное высказывание, использую характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства. | Работа в группах | С. 15, упр. 23 | |
5 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать признаки, особенности простого предложения. | Уметь производить структурно-смысловой анализ ПП, различать изученные виды ПП, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания. | Восстановительный диктант | С. 18, упр. 31 | |
6 | Предложения с обособленными членами | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать виды обособлений в ПП, условия их обособления. членами, использовать их в речи. | Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными | Самостоятельная работа по вариантам, комментированное письмо | С. 20,упр. 35. | |
7 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции
| 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать об условиях постановки при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях | . . | Работа с учебником | С. 22, упр. 39 | |
8 | Р\р. Изложение с продолжением
| 1 | Развитие речи | Знать особенности написания данного типа изложения. | Анализ текста, составление плана, написание изложения | Написание изложения | ||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | Контроль знаний | Знать теоретический материал по данному разделу. | Написание диктанта, выполнение грамматического задания. | |||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. – 6 ч. | ||||||||
10 | Понятие о сложном предложении. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса. | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их | Работа по учебнику | С. 25,упр. 44, выучить правило наизусть | |
11-12 | Основные виды сложных предложений. | 2 | Урок изучения нового материала | Знать классификацию СП | Уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения с заданной конструкцией | Самостоятельная работа с теоретическим материалом | С. 27, упр. 47 | |
13-14 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 2 | Комбинированный урок | Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП. . | Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | Диктант с заданием, работа в группах | С. 31, упр. 55 | |
15 | Интонация сложного предложения | 1 | Комбинированный урок | Знать об интонации СП. | Уметь интонационно оформлять | Словарный диктант с грамматическим заданием, работа по вариантам | С. 34 упр. 58 | |
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 7 ч | ||||||||
16 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в СПП | 1 | Урок изучения нового материала | Знать грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения | Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме; | Самостоятельная работа | С. 37. упр. 62 | |
17 | Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные группы ССП по значению и союзам. | Уметь распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. | Комментированное письмо, объяснительный диктант, работа в группах | С. 41, упр. 68 | |
18 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. | 1 | Комбинированный урок | Знать о разделительных ЗП в ССП | Уметь правильно ставить разделительные ЗП в ССП, | Словарный диктант с грамматическим заданием, работа по вариантам | С. 43, упр. 71. | |
19 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 | Урок закрепления знаний | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора ССП. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП. | Работа по карточкам | С. 47, упр. 77 | |
20 | Закрепление изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать теоретический материал по данному разделу. . | Уметь применять его на практике | Словарная работа, комментированное письмо | С. 48, упр. 82 | |
21 | Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 | Контроль знаний | Написание диктанта, выполнение грамматического задания. | ||||
22 | Р\р. Сочинение-рецензия на литературное произведение. | 1 | Развитие речи | Знать особенности написания сочинения-рецензии. | Уметь писать сочинение-рецензию на литературное произведение, спектакль или кинофильм. | Творческая работа | Дописать сочинение. | |
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. - 19 ч. | ||||||||
23 | Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки | 1 | Урок изучения нового материала | Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей. | Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить ЗП. | Самостоятельная работа с учебным пособием | С. 51, упр. 85 | |
24 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | 1 | Комбинированный урок | Знать о месте придаточного предложения по отношению к главному, условия постановки знаков препинания в СПП. | Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП. | Составление конспекта параграфа | С. 55-56, упр. 89 | |
25-26 | Союзы и союзные слова в СПП | 2 | Комбинированный урок | Знать средства связи частей в СПП. | Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить ЗП. | Самостоятельная работа по вариантам | с.61, упр. 96 | |
27 | Роль указательных слов в СПП | 1 | Комбинированный урок | Знать о роли указательных слов в СПП, | Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном. | Творческое задание. | С. 67, упр. 105, | |
28 | Р\р Изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Знать особенности написания изложения данного типа. | Уметь анализировать содержание, язык исходного текста, передавать подробно содержание лингвистического текста. | Пересказ. Составление плана. | Дописать изложение. | |
29 | Основные группы СПП. СПП с придаточными определительным | 1 | Комбинированный урок | Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными | Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их. | Работа в группах, творческий диктант | С. 72. упр. 112, с. 74 упр.115 | |
30 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | Комбинированный урок | Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.
| Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях. | Составление плана статьи, работа по вариантам | С. 76, упр. 120 | |
31 | Контрольная работа за I полугодие | 1 | Урок контроля | Уметь применять правила | Написание диктанта | |||
32 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | Комбинированный урок | Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, | Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным объястоятельственным расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях. | Объяснительный диктант | Выписать из текста художественного произведения 5 СПП с придаточным обстоятельственным | |
33 | СПП с придаточными времени и места | 1 | Комбинированный урок | Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части. | Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда | Работа по учебнику | С. 82-83, упр.128 | |
34 | СПП с придаточными причины, следствия, условия, уступки, цели. | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия, причины, условия. | Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия, цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных. | Творческий диктант, мини-сочинение. | С. 86, упр. 133 | |
35 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. . | Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом. | Графический диктант, работа по учебнику | С. 101, упр.163 | |
36-37 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | 2 | Комбинированный урок | Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них. . | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять. | Комментированное письмо, работа по вариантам | Выписать из текста художественного произведения 10 предложений, определить вид ССП | |
38 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 1 | Урок закрепления знаний | знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП. | Уметь производить данные виды разборов, определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах. | Коллективная работа, самостоятельная работа. | С. 117, упр. 179 | |
39 | Р/р. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов» | 1 | Развитие речи | Уметь писать изложения | Составление плана, пересказ | Дописать изложение | ||
40 | Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения»» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать теоретический материал по данному разделу. | Уметь применять его на практике. | Словарная работа, выборочный диктант | С. 120, упр. 183 | |
41 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 | Контроль знаний | |||||
42 | Р/р Деловые документы. | 1 | Развитие речи | Уметь писать заявление | Работа с учебником | Написать заявление | ||
Бессоюзные сложные предложения – 8 ч. | ||||||||
43 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП | 1 | Урок изучения нового материала | Знать грамматические признаки БСП. | Уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. | Работа по таблице. | Параграф31-32 прочитать, выучить определение | |
44 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП. . | Уметь выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП | Слуховой диктант, объяснительный диктант. | С. 128-129, упр. 193 | |
45 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | 1 | Комбинированный урок | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП. . | Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, | Работа по вариантам | С. 132, упр. 196 | |
46 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | 1 | Комбинированный урок | Знать условия постановки тире между частями БСП. | Уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, | Комментированное письмо, зрительный диктант | С. 135, упр. 200 | |
47 | Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка»
| 1 | Развитие речи | Знать особенности сочинения данных типов. | Уметь писать сочинения данных типов. | Беседа по картине | Дописать сочинение. | |
48 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 | Урок закрепления знаний | Знать порядок данных разборов БСП. . | Уметь производить данные разборы БСП | Проверочный диктант | С. 137, упр. 203 | |
49 | Закрепление изученного по разделу «БСП» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать изученный материал | Уметь применять полученные знания | Работа по карточка, тест | С. 140, упр. 206 | |
50 | Р\р. Изложение с элементами сочинения | 1 | Развитие речи | Уметь пересказывать текст, строить высказывания, передающие отношения к литературным фактам. | Составление плана, написание изложения | Переписать изложение. | ||
Сложные предложения с различными видами связи – 7ч. | ||||||||
51 | Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной) | 1 | Урок изучения новой темы | Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи. | Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания. | Творческий диктант, объяснительный диктант | С. 144. упр. 212 | |
52 | Знаки препинания в СП с различными видами связи | 1 | Комбинированный урок | Знать условия постановки знаков препинания в СП с различными видами связи. | Уметь правильно расставлять и обосновывать выбор знаков препинания в СП с различными видами связи. | Комментированное письмо | С. 147, упр. 216 | |
53 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи | 1 | Урок закрепления знаний | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений с различными видами связи. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. | Работа по учебнику | Выписать 10 предложений с разными видами связи произведений из художественной литературы | |
54 | Сочинение публицистического характера на историко-литературную тему. | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности Сочинения на публицистическую тему . | Уметь писать сочинение данного вида | Анализ текстов | ||
55 | Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи»
| 1 | Урок закрепления знаний | Знать теоретический материал по данному разделу. . | Уметь применять его на практике | Тест, работа в парах | С. 154, упр. 224 | |
56 | Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | Урок контроля | Написание диктанта, выполнение грамматического задания. | Подготовиться к тестовой работе | |||
57-58 | Диагностическая работа в формате ГИА | 2 | Урок контроля | Выполнение теста | ||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-IX КЛАССАХ- 9ч | ||||||||
59 | Фонетика и графика. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные правила русской фонетики и графики | Уметь применять изученные правила | Выборочный диктант, самостоятельная работа | С. 159, упр. 230 | |
60 | Лексика и фразеология. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные способы объяснения ЛЗ . | Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы | Работа по учебнику, словарный диктант | С. 163, упр. 235 | |
59 | Морфемика. Словообразование | 1 | Комбинированный урок | Определение основных способов словообразования; о правописании морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. | Уметь использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания. | Комментированное письмо, работа по карточкам | Записать по 5 примеров на каждый способ образования слов. | |
60 | Морфология. Синтаксис. | 1 | Комбинированный урок | Знать части речи, их употребление, орфограммы, которые зависят от морфологических условий; синтаксические единицы, их особенности. | Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли. | Творческий диктант, работа в группах | С. 172 упр. 251 (устно), с. 176, упр. 258 | |
61-62 | Контрольный диктант за год | 2 | Урок контроля | Уметь применять полученные знания | Написание диктанта | |||
63 | Орфография. Пунктуация. | 1 | Комбинированный урок | Знать возможности орфографии в точной передаче смысла речи; виды связи слов в предложении; функции знаков препинания. | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию ЗП в предложении. | Тест, выборочный диктант. | С. 180, упр. 266 | |
64 | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. | 1 | Урок развития речи | Знать особенности составления тезисного плана и конспекта на литературно-критическую статью | Уметь составлять конспект и тезисный план | Составление конспекта и тезиса, работа с научным стилем речи | Подготовиться к тесту | |
64 | Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Уметь применять навыки | Тестовая работа в формате ГИА |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. М. 2004. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2008.Программа ориентирована на Учебник русского языка 9 класс для общеобразовательных учреждений/Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научный редактор Н. М. Шанский.8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 206 с.
Программа рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
- Развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- Углублять и расширять знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (5-7, 8-9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Формы обучения.
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
говорение:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
- синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Содержание программы.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА – 2 Ч.
Международное значение русского языка. Понятие о литературном языке.
Повторение пройденного в 5-8 классах. - 7 ч
Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Р\р. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Р\р. Изложение с продолжением. Контрольный диктант по теме «Повторение»
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. –6 ч.
Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 7ч
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в СПП. Сложносочиненное предложение с соединительными , разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Закрепление изученного по теме «Сложносочиненное предложение» Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение».Р\р. Сочинение-рецензия на литературное произведение.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. - 19 ч.
Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП. Изложение с элементами сочинения. Основные группы СПП. СПП с придаточными определительным СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. СПП с придаточными причины, следствия, условия, уступки, цели. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.Р/р. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов». Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения». Р/р. Сочинение на тему «Что такое подвиг?»
Бессоюзные сложные предложения –8 ч.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка».Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП». Р\р. Изложение с элементами
Сложные предложения с различными видами связи –8 ч.
Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). Знаки препинания в СП с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи
Р\р. Подробное изложение текста. Публичная речь. Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи».Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи»
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В X-IX КЛАССАХ.- 9 ч.
Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения. Контрольное изложение с элементами сочинения
Заключительный урок.
Нормативные документы:
- Федеральный компонент государственного стандарта. М., Дрофа, 2004 г.
- М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл. М., Просвещение.2008 г. – 48 с.
Учебно-методическая литература:
1. Русский язык 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научный редактор Н. М. Шанский.8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 206 с.
2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой. Автор-составитель: Т. М. Амбушева. – Волгоград : Учитель, 2012.
3. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Александрова О. М. и др.Обучение русскому языку в 9 классе. М., Просвещение, 2008. – 70 с.
КАЛЕНДАРНО-ТМЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.
№ урока | Раздел, тема. | Кол-во часов | Тип урока ФОПЛ | Результаты по содержанию (знать) | Результаты по способу работы (уметь применять в практической деятельности) | Контрольные задания, виды контроля | Домашнее задание | Дата. |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА – 2 Ч. | ||||||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | Урок изучения нового материала | Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, типы словосочетаний, способы выражения главных членов и второстепенных членов, виды односоставных предложений. | Уметь использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса. . | Работа в группах, анализ текста | С. 6-7, упр. 6 | |
2 | Понятие о литературном языке. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать отличия литературного языка от языка художественной литературы | Уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка | Объяснительный диктант, самостоятельная работа | Выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык» | |
Повторение пройденного в 5-8 классах. - 7 ч | ||||||||
3 | Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | 1 | Комбинированный урок | Знать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом. | Уметь составлять диалоги, монологи. | Зрительный диктант, самостоятельная работа | Параграф 1-2,подготовить монологическое высказывание. | |
4 | Р\р. Стили речи. | 1 | Развитие речи. | Знать стили речи, определять их жанры правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | Уметь создавать собственное высказывание, использую характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства. | Работа в группах | С. 15, упр. 23 | |
5 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать признаки, особенности простого предложения. | Уметь производить структурно-смысловой анализ ПП, различать изученные виды ПП, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания. | Восстановительный диктант | С. 18, упр. 31 | |
6 | Предложения с обособленными членами | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать виды обособлений в ПП, условия их обособления. членами, использовать их в речи. | Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными | Самостоятельная работа по вариантам, комментированное письмо | С. 20,упр. 35. | |
7 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции
| 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать об условиях постановки при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях | . . | Работа с учебником | С. 22, упр. 39 | |
8 | Р\р. Изложение с продолжением
| 1 | Развитие речи | Знать особенности написания данного типа изложения. | Анализ текста, составление плана, написание изложения | Написание изложения | ||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | Контроль знаний | Знать теоретический материал по данному разделу. | Написание диктанта, выполнение грамматического задания. | |||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. – 6 ч. | ||||||||
10 | Понятие о сложном предложении. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса. | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их | Работа по учебнику | С. 25,упр. 44, выучить правило наизусть | |
11-12 | Основные виды сложных предложений. | 2 | Урок изучения нового материала | Знать классификацию СП | Уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения с заданной конструкцией | Самостоятельная работа с теоретическим материалом | С. 27, упр. 47 | |
13-14 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 2 | Комбинированный урок | Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП. . | Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | Диктант с заданием, работа в группах | С. 31, упр. 55 | |
15 | Интонация сложного предложения | 1 | Комбинированный урок | Знать об интонации СП. | Уметь интонационно оформлять | Словарный диктант с грамматическим заданием, работа по вариантам | С. 34 упр. 58 | |
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 7 ч | ||||||||
16 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в СПП | 1 | Урок изучения нового материала | Знать грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения | Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме; | Самостоятельная работа | С. 37. упр. 62 | |
17 | Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные группы ССП по значению и союзам. | Уметь распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. | Комментированное письмо, объяснительный диктант, работа в группах | С. 41, упр. 68 | |
18 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. | 1 | Комбинированный урок | Знать о разделительных ЗП в ССП | Уметь правильно ставить разделительные ЗП в ССП, | Словарный диктант с грамматическим заданием, работа по вариантам | С. 43, упр. 71. | |
19 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 | Урок закрепления знаний | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора ССП. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП. | Работа по карточкам | С. 47, упр. 77 | |
20 | Закрепление изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать теоретический материал по данному разделу. . | Уметь применять его на практике | Словарная работа, комментированное письмо | С. 48, упр. 82 | |
21 | Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 | Контроль знаний | Написание диктанта, выполнение грамматического задания. | ||||
22 | Р\р. Сочинение-рецензия на литературное произведение. | 1 | Развитие речи | Знать особенности написания сочинения-рецензии. | Уметь писать сочинение-рецензию на литературное произведение, спектакль или кинофильм. | Творческая работа | Дописать сочинение. | |
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. - 19 ч. | ||||||||
23 | Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки | 1 | Урок изучения нового материала | Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей. | Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить ЗП. | Самостоятельная работа с учебным пособием | С. 51, упр. 85 | |
24 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | 1 | Комбинированный урок | Знать о месте придаточного предложения по отношению к главному, условия постановки знаков препинания в СПП. | Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП. | Составление конспекта параграфа | С. 55-56, упр. 89 | |
25-26 | Союзы и союзные слова в СПП | 2 | Комбинированный урок | Знать средства связи частей в СПП. | Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить ЗП. | Самостоятельная работа по вариантам | с.61, упр. 96 | |
27 | Роль указательных слов в СПП | 1 | Комбинированный урок | Знать о роли указательных слов в СПП, | Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном. | Творческое задание. | С. 67, упр. 105, | |
28 | Р\р Изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Знать особенности написания изложения данного типа. | Уметь анализировать содержание, язык исходного текста, передавать подробно содержание лингвистического текста. | Пересказ. Составление плана. | Дописать изложение. | |
29 | Основные группы СПП. СПП с придаточными определительным | 1 | Комбинированный урок | Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными | Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их. | Работа в группах, творческий диктант | С. 72. упр. 112, с. 74 упр.115 | |
30 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | Комбинированный урок | Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.
| Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях. | Составление плана статьи, работа по вариантам | С. 76, упр. 120 | |
31 | Контрольная работа за I полугодие | 1 | Урок контроля | Уметь применять правила | Написание диктанта | |||
32 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | Комбинированный урок | Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, | Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным объястоятельственным расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях. | Объяснительный диктант | Выписать из текста художественного произведения 5 СПП с придаточным обстоятельственным | |
33 | СПП с придаточными времени и места | 1 | Комбинированный урок | Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части. | Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда | Работа по учебнику | С. 82-83, упр.128 | |
34 | СПП с придаточными причины, следствия, условия, уступки, цели. | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия, причины, условия. | Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия, цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных. | Творческий диктант, мини-сочинение. | С. 86, упр. 133 | |
35 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. . | Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом. | Графический диктант, работа по учебнику | С. 101, упр.163 | |
36-37 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | 2 | Комбинированный урок | Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них. . | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять. | Комментированное письмо, работа по вариантам | Выписать из текста художественного произведения 10 предложений, определить вид ССП | |
38 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 1 | Урок закрепления знаний | знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП. | Уметь производить данные виды разборов, определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах. | Коллективная работа, самостоятельная работа. | С. 117, упр. 179 | |
39 | Р/р. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов» | 1 | Развитие речи | Уметь писать изложения | Составление плана, пересказ | Дописать изложение | ||
40 | Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения»» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать теоретический материал по данному разделу. | Уметь применять его на практике. | Словарная работа, выборочный диктант | С. 120, упр. 183 | |
41 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 | Контроль знаний | |||||
42 | Р/р Деловые документы. | 1 | Развитие речи | Уметь писать заявление | Работа с учебником | Написать заявление | ||
Бессоюзные сложные предложения – 8 ч. | ||||||||
43 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП | 1 | Урок изучения нового материала | Знать грамматические признаки БСП. | Уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. | Работа по таблице. | Параграф31-32 прочитать, выучить определение | |
44 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП. . | Уметь выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП | Слуховой диктант, объяснительный диктант. | С. 128-129, упр. 193 | |
45 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | 1 | Комбинированный урок | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП. . | Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, | Работа по вариантам | С. 132, упр. 196 | |
46 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | 1 | Комбинированный урок | Знать условия постановки тире между частями БСП. | Уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, | Комментированное письмо, зрительный диктант | С. 135, упр. 200 | |
47 | Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка»
| 1 | Развитие речи | Знать особенности сочинения данных типов. | Уметь писать сочинения данных типов. | Беседа по картине | Дописать сочинение. | |
48 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 | Урок закрепления знаний | Знать порядок данных разборов БСП. . | Уметь производить данные разборы БСП | Проверочный диктант | С. 137, упр. 203 | |
49 | Закрепление изученного по разделу «БСП» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать изученный материал | Уметь применять полученные знания | Работа по карточка, тест | С. 140, упр. 206 | |
50 | Р\р. Изложение с элементами сочинения | 1 | Развитие речи | Уметь пересказывать текст, строить высказывания, передающие отношения к литературным фактам. | Составление плана, написание изложения | Переписать изложение. | ||
Сложные предложения с различными видами связи – 7ч. | ||||||||
51 | Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной) | 1 | Урок изучения новой темы | Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи. | Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания. | Творческий диктант, объяснительный диктант | С. 144. упр. 212 | |
52 | Знаки препинания в СП с различными видами связи | 1 | Комбинированный урок | Знать условия постановки знаков препинания в СП с различными видами связи. | Уметь правильно расставлять и обосновывать выбор знаков препинания в СП с различными видами связи. | Комментированное письмо | С. 147, упр. 216 | |
53 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи | 1 | Урок закрепления знаний | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений с различными видами связи. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. | Работа по учебнику | Выписать 10 предложений с разными видами связи произведений из художественной литературы | |
54 | Сочинение публицистического характера на историко-литературную тему. | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности Сочинения на публицистическую тему . | Уметь писать сочинение данного вида | Анализ текстов | ||
55 | Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи»
| 1 | Урок закрепления знаний | Знать теоретический материал по данному разделу. . | Уметь применять его на практике | Тест, работа в парах | С. 154, упр. 224 | |
56 | Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | Урок контроля | Написание диктанта, выполнение грамматического задания. | Подготовиться к тестовой работе | |||
57-58 | Диагностическая работа в формате ГИА | 2 | Урок контроля | Выполнение теста | ||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-IX КЛАССАХ- 9ч | ||||||||
59 | Фонетика и графика. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные правила русской фонетики и графики | Уметь применять изученные правила | Выборочный диктант, самостоятельная работа | С. 159, упр. 230 | |
60 | Лексика и фразеология. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные способы объяснения ЛЗ . | Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы | Работа по учебнику, словарный диктант | С. 163, упр. 235 | |
59 | Морфемика. Словообразование | 1 | Комбинированный урок | Определение основных способов словообразования; о правописании морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. | Уметь использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания. | Комментированное письмо, работа по карточкам | Записать по 5 примеров на каждый способ образования слов. | |
60 | Морфология. Синтаксис. | 1 | Комбинированный урок | Знать части речи, их употребление, орфограммы, которые зависят от морфологических условий; синтаксические единицы, их особенности. | Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли. | Творческий диктант, работа в группах | С. 172 упр. 251 (устно), с. 176, упр. 258 | |
61-62 | Контрольный диктант за год | 2 | Урок контроля | Уметь применять полученные знания | Написание диктанта | |||
63 | Орфография. Пунктуация. | 1 | Комбинированный урок | Знать возможности орфографии в точной передаче смысла речи; виды связи слов в предложении; функции знаков препинания. | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию ЗП в предложении. | Тест, выборочный диктант. | С. 180, упр. 266 | |
64 | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. | 1 | Урок развития речи | Знать особенности составления тезисного плана и конспекта на литературно-критическую статью | Уметь составлять конспект и тезисный план | Составление конспекта и тезиса, работа с научным стилем речи | Подготовиться к тесту | |
64 | Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Уметь применять навыки | Тестовая работа в формате ГИА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе
Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...