Дидактический материал по русскому языку (7 класс)
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
Активизация мыслительной деятельности и формирование лингвистического и культурологического кругозора учащихся на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация мыслительной деятельности и формирование лингвистического и культурологического кругозора учащихся на уроках русского языка
Дидактический материал по русскому языку (7 класс)
Карасова А.К., учитель русского языка и литературы
школы-гимназии №17 г.Актобе
Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем (изучая самое привычное – язык!) приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, т.е. социализируется, поэтому изучение русского языка, используемого в Казахстане около 300 лет и являющегося языком межнационального общения, становится «не праздным занятием, но и насущной необходимостью»(А.И. Куприн). К сожалению, речевая культура русского языка испытывает значительные изменения. Всё большее место занимает телевидение, интернет, огромный поток англоязычной лексики, жаргонизмов и вульгаризмов, снижается интерес к художественной литературе. На этом основывается восприятие сиюминутного, а навыки осмысленной творческой работы с художественным текстом исчезают. Решение проблемы вижу в активизации мыслительной деятельности и формировании лингвистического и культурологического кругозора на уроках русского языка. Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры и личности в процессе обучения и развитии личности. Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества; невозможно развитие науки, техники, искусства. Необходимость знания языка отмечают русские пословицы: «Хорошую речь хорошо и слушать. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». Писатель Л.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.» Роль учителя русского языка и литературы - помогать ученику овладеть языком, лучше говорить, грамотно писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей», - сказал М. Горький. Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Но не только. Специфика преподавания русского языка в школе с русским языком обучения открывает возможность для широкого понимания термина. Лингвистическая компетенция предполагает также формирование представлений о том, как русский язык устроен, что и как в нем изменяется, какие аспекты являются наиболее острыми, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях. "О математике, физике, химии, биологии как науках, - пишет Н. М. Шанский, - учащиеся, выходя из школы, имеют известное представление, знакомы с видными учеными в соответствующей области, их открытиями и работами, русистика же для них сплошная терраинкогнита" .
Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого. Вторая группа умений - классификационные: умения делить языковые явления на группы. Наконец, третья группа - аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор,
Усвоение знаний о языке ни в коей мере не является самоцелью. Известно, одна из задач развития личности - "учить мыслить". "Многие науки, - писал К. Д. Ушинский, - обогащают только сознание дитяти, давая ему новые и новые факты: грамматика начинает развивать самосознание человека!" Она "является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью... Внутренняя цель изучения грамматики отечественного языка вытекает из того ее значения, которое мы признали за грамматикой как началом самонаблюдений человека над собственным мышлением и выражением его в словах".Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.
Существует три пути формирования лингвистической компетенции:
-информационный;
-дискуссионный;
-творческий.
Информационный путь позволяет учителю передать новую информацию с помощью чтения учебно-познавательных материалов о языковедах и научных открытиях, пересказа прочитанного, сообщений, свободных диктантов, изложений, бесед, лекций.
Дискуссионный путь формирует личную позицию, собственную точку зрения по обсуждаемому, спорному вопросу.
Творческий путь позволяет осмыслить вклад лингвистов в науку, оценить труды и открытия языковедов через сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымышленное интервью.
Любой из названных путей включает различные этапы работы с новой информацией:
- этап ознакомления (здесь сообщаются сведения по истории лингвистической науки и о научном вкладе русистов),
- этап усвоения, который позволяет запомнить, осмыслить, осознать новую научно-популярную информацию,
- этап интерпретации полученных сведений (основан на творческой переработке и самостоятельной оценке учениками спорных вопросов истории русистики).
Культура не может существовать вне своего носителя - человека. Он усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. При этом современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, поэтому культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно- нравственному опыту народа. Одна из составляющих понятия культурологическая компетенция – слово «культурологическая», производная от «культурология». Это новая развивающаяся наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и общества в целом. Для формирования культурологической компетенции необходима организация специальной деятельности, которая позволила бы рассматривать культуру как ценность, осознавать феномен культуры. Под «культурологической компетенцией» следует понимать сформированное качество личности, позволяющее субъекту:
А) ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;
Б) быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;
В) понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;
Г) общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли.
Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы.И одно из средств для достижения этого – работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в неопытной душе ребенка, то есть помочь привить ему стремление к творческому созиданию посредством приобщения к искусству. Несомненно, в условиях современного нигилизма, когда все отвергается и низводится с пьедестала, очень трудно оставаться маяком, на который должны ориентироваться юные души. Но учитель должен помнить, что «лишь слову жизнь дана», значит он обладает огромной властью в воспитании у подрастающего поколения чувства прекрасного. Но как сделать так, чтобы это чувство возникло, как вызвать у детей интерес к учебе, к предмету, как научить их не только слушать, но и активно и самостоятельно работать? Современный ученик нуждается в духовно-нравственном ориентире. Личность ученого, первооткрывателя, исследователя, человека с необычной, яркой судьбой и богатым внутренним миром, достойным примером, повысить интерес к русскому языку, побудить к развитию языковой личности. Прекрасная возможность изучить этапы развития отечественной русистики, узнать имена трудолюбивых и талантливых исследователей, замечательных людей, которые посвятили жизнь служению науке, - это уроки русского языка и литературы, внеклассная работа по предмету. Результаты анкетного опроса показали, что учащиеся не имеют достаточного представления о научном вкладе русистов. Чаще всего из известных языковедов учащиеся называют М.В.Ломоносова и В.И.Даля, реже – С.И.Ожегова, не знают фамилии составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» и автора «Российской грамматики». Биографии и научные труды таких выдающихся личностей в русской лингвистике, как М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, В.И. Даля, Ф.И. Буслаева, А.А. Шахматова, Д.Н. Ушакова, А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, Е.Д. Поливанова, В.В. Виноградова, С.И. Ожегова, должны быть знакомы учащимся. Рассказать о деятельности виднейших русистов можно и при повторении, изучая общие сведения о языке, на этапе ознакомления и во время проведения внеклассных мероприятий (в связи с юбилеями, знаменательными датами в истории русской лингвистической науки). Эти сведения обогащают знаниями по истории лингвистической науки, о языковедах и их научном вкладе, расширяют эрудицию учащихся и воспитывают нравственность. Данная работа позволит также сформировать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке, даст представление о языке как системе в целом, при этом учащиеся смогут лучше овладеть практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую грамотность.Знакомясь с биографией и трудами ученых в области лингвистики, использую познавательные тексты научного стиля. Таков общий подход на преподавание русского языка в средних классах. Этим же подходом я руководствовалась в составлении заданий для изучения разделов русского языка курса ˅ӀӀ класса.
Структура пособия определена характером материала и методическими задачами, стоящими перед курсом русского языка в ˅ӀӀ классе. В процессе изучения разделов «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Служебные части речи», «Стили речи» учащиеся должны усвоить в объеме программы сведения о лингвистических понятиях,относящихся к данным темам, овладеть умениями и навыками уместно и правильно использовать разнообразные лексемы и синтаксические конструкции в речи приобрести прочные пунктуационные навыки, закрепить и совершенствовать орфографические навыки, развивать связную речь.
Известно,что учащиеся относительно легко справляются с воспроизведением материала, значительно труднее дается им установление причинных связей, обобщение, систематизация и другие операции, связанные не только запоминанием материала, но и с осмыслением его, с умением применять полученные знания в решении практических задач. Вследствие этого в пособие включены задания. Стимулирующие познавательную активность учащихся, требующие рассуждения, доказательств, сопоставления.
Эффективный вид работы – составление таблиц и схем, в процессе которого учащиеся обобщают и систематизируют изученный материал.
Опыт работыв ˅ӀӀ классе показывает, что особенно трудно усваивают учащиеся образование причастий и деепричастий, постановку знаков препинания при причастный и деепричастных оборотах, а также правильное употребление причастий и деепричастий в речи. Поэтому в пособие включены задания на различение причастий, на исправление ошибок в употреблении причастий и деепричастий, на определение их морфологических признаков, на правописание не с причастиями и деепричастиями.
Попутно с изучением основной темы ведется работа и по культуре речи, направленная на предупреждение и преодоление типичных речевых ошибок, например, словосочетания «исправленные ошибки учеником», «прочитанная лекция для старшеклассников» содержат грамматико-стилистическую ошибку: в них нарушен порядок слов в причастном обороте. По правилу весь оборот должен находиться или после определяемого слова (ошибки, исправленные учеником; лекция, прочитанная для старшеклассников), или перед ним (исправленные учеником ошибки; прочитанная для старшеклассников лекция), но не должен включать в себя определяемое существительное.
Для развития речи и активизации познавательной деятельности ученикам предлагается выполнить задания на определение стилистических возможностей тех или иных частей речи и сделать вывод , как, например, причастные и деепричастные обороты, одиночные причастия и деепричастия, наречия могут придавать тексту большую смысловую нагрузку и выразительность.
Ӏ. Русский язык как развивающееся явление
Деление лексики на группы, отражающие
Особенности лексического значения слова | Смысловую связь разных слов в языке | Особенности употребления слов | Происхождение слов | ||
-однозначные слова; -многозначные слова | -синонимы; -антонимы; -омонимы | Разными группами людей | В разных стилях речи | В разные исторические эпохи | -исконно русские слова; -заимство ванные слова |
Общеупотребительная лексика | Лексика ограниченного употребления | Нейтраль ная | книжная | разговорная | активная | Устаревшие слова | Новые слова (неологизмы) |
диалектизмы | профессионализмы |
Карточка №1.Укажите различные значения существительного земля в приводимых ниже предложениях.
1.Земля движется вокруг солнца. 2.После многих дней плавания вахтенный матрос увидел наконец землю. 3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи. 4. При посадке некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной. 5. С детства он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли. 6. За тем лесом простирается колхозная земля.
Карточка №2. Расположите слова по возрастающей степени признака.
1.Большой, гигантский, громадный, исполинский, колоссальный, огромный. 2.Карликовый, крошечный, маленький, микроскопический, миниатюрный, небольшой. 3.Беспокойство, волнение, тревога. 4.Беда, бедствие, катастрофа, несчастье. 5.Безобразный, невзрачный, неказистый, некрасивый, непривлекательный, уродливый. 6.Отворить, раскрыть, распахнуть.
Карточка №3. Найдите в синонимических рядах слова книжные, нейтральные, разговорные, просторечные.
1. Беседовать, болтать, говорить, калякать, разговаривать, толковать. 2. Извести, издержать, израсходовать, истратить, промотать, просадить, разбазарить, расточить, растранжирить, растратить, убухать, ухлопать. 3.Выжить из ума, обезуметь, помешаться, рехнуться, свихнуться, сойти с ума, спятить, тронуться. 4. Вселенная, космос, мир, свет. 5. Возмездие, кара, наказание.
Карточка №4. К каждому из прилагательных-синонимов подберите определяемое существительное.
1. Длинный, длительный, долгий, продолжительный. 2. Беззвучный, безмолвный, бесшумный, тихий. 3. Грубый, обидный, оскорбительный, резкий. 4. Заграничный, зарубежный, иностранный.
Слова для справок:
1)Взгляд, доклад, молчание, одиночество, отсутствие, пауза, переписка, перерыв, песня, разлука. 2) Беседа, будни, звук, ночь, нрав, переулок, плач, погода, поклон, походка, свидетель, смех, стук, тишина. 3) Выходка, замечание, критика, намек, насмешка, обращение, окрик, ответ, правда, предложение, равнодушие, слова, смех, сравнение, упрек. 4) Валюта, делегация, изделия, командировка, оборудование, пароход, паспорт, печать, подданный, поездка, происхождение, страны, языки.
Карточка №5. Устраните повторение слов в тексте.
А.С.Пушкин родился в 1799 году. Родители Пушкина были дворяне. Сначала Пушкин воспитывался дома под руководством домашних учителей, потом Пушкин определился в Царскосельский лицей. Писать стихи Пушкин начал еще ребенком. Окончив лицей, Пушкин поступил на государственную службу. Вскоре за эпиграммы Пушкина сослали, а затем Пушкин был переведен в деревню под надзор полиции. Имя Пушкина известно каждому грамотному человеку в нашей стране.
Карточка №6. Укажите антонимы в данных предложениях.
1. Дома новы, но предрассудки стары (Грибоедов А.С.). 2. Сам толст, его артисты тощи (Грибоедов А.С.). 3. Я царь – я раб, я червь – я бог (Державин Г.Р.). 4. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик – я поэт (Пушкин А.С.). 5.Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов М.Ю.). 6.Мягко стелет, да жестко спать (посл.). 7. Сытый голодного не разумеет (посл.). 8. Худой мир лучше доброй ссоры (посл.) 9. Ученье – свет, а неученье – тьма (посл.). 10. Готовь сани летом, а телегу зимой (посл.).
Карточка №7. Найдите устаревшие слова, объясните, с какой целью они используются. Расставьте недостающие знаки препинания.
Прошло сто лет и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов из топи блат
Вознесся пышно горделиво.
(А.Пушкин)
Что затуманилась зоренька ясная
Пала на землю росой?
Что ты задумалась девушка красная
Очи блеснули слезой?
(А.Вельтман)
Карточка №8. Спишите текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Устно расскажите, как вы понимаете это высказывание лингвиста.
Слово только на первый взгляд кажется простой и понятной единицей языка. При внимательном исследовании оно предстает сложнейшей структурой с неисчерпаемым содержанием. (Л.Крысин)
Карточка №9.Как вы понимаете высказывание выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского о языке, о его назначении? Запишите свое понимание высказывания.
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.
(К.Ушинский)
ӀӀ. Словосочетание и предложение
1.
Синтаксис |
Словосочетание – связанные между собой по смыслу и грамматически слова. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. |
Предложение – состоит из одного или нескольких слов и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. Его основа – главные члены. |
2.
Предложение | ||
Простое | Сложное | |
- повествовательные; - вопросительные; - побудительные. 2. По интонации: - восклицательные; - невосклицательные. 3. По наличию главных членов предложения: - односоставное; - двусоставное. 4. По наличию второстепенных членов предложения: - распространенные; - нераспространенные. 5. Чем осложнено: - обращение; - однородные члены предложения; - обособленные члены предложения | союзное | бессоюзное |
Карточка №10.Перепишите, раскрывая скобки и согласуя прилагательные с существительными. Определите род, число, падеж прилагательных.
1. В (следующий) году были повторно проведены интересные опыты. 2. Перед (дальнее) путешествием сборы бывают долгими. 3. На звериных тропах переплелись (лисий, заячий) следы со следами (охотничий) сапог. 4. (Раннее летнее) утром альпинисты начали восхождение на (ближняя высокая) гору. 5. В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный шум. 6. Часть дороги пришлось идти (дремучий) лесом. 7. Девочка достала фотографию из (бабушкин) альбома. 8. Веселое оживление царило в (рыбачий) поселке. 9. Повсюду видны уже признаки (осеннее) увядания природы. 10. Много птиц погибло в (суровая прошлогодняя) зиму.
Карточка 11. К данным словам присоедини слова-существительные, обозначающие предметы и явления неодушевленной природы, чтобы получились олицетворения. Используя полученные словосочетания, составь пять предложений.
Грозный –
воет -
поют –
волнуется –
играет –
горюет –
капризная –
гордый –
засыпает –
хмурый –
выглядывает –
Карточка №12. Выпишите словосочетания, в которых главное слово обозначает:
1) предмет; 2) признак; 3) действие
Определите, какой частью речи выражено главное слово, а какой зависимое.
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый. Незабвенный
Повсюду странствует со мной.
Хранитель, гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? Приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
(К.Батюшков)
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
(А.Пушкин)
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
(С.Есенин)
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
(А.Ахматова)
Карточка №13. Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Слово как часть речи изучается в морфологии, а в каком разделе науки о языке слово изучается как член предложения?
2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
3. Как называются остальные члены предложения?
4. Раскройте значения указанных ниже терминов.
Образец записи: … - это часть речи (член предложения), которая (ый) отвечает на вопрос … и обозначает …
Глагол, имя существительное, имя прилагательное, подлежащее, сказуемое, дополнение.
Карточка №14. Запишите предложения, выбирая правильный ответ из правой колонки.
Синтаксис | изучает правила употребления знаков препинания при письме. |
Пунктуация | изучает связи слов в составе словосочетаний и предложений, а также сами словосочетания и предложения. |
По цели высказывания предложения делятся на | восклицательные и невосклицательные. |
По интонации предложения делятся на | односоставные и двусоставные. |
По наличию главных членов предложения делятся на | распространенные и нераспространенные |
По наличию второстепенных членов предложения делятся на | повествовательные, вопросительные и побудительные |
Карточка №15. Закончите предложения. Поясните их примерами и запишите их.
1) Грамматическую основу предложения составляют … . 2) Два предложения или более, соединенные в одно, называются … . 3) Слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью, называют … и на письме выделяют … . 4) Если члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, то их называют … . 5) Если в предложении нет второстепенных членов предложения, то оно является … . 6) Если в предложении отсутствует один из главных членов предложения, то оно является … .
Карточка №16. Составьте словосочетания «глагол ( неопределенная форма) + наречие», используя данные слова.
Вечером, никогда, небрежно, утром, ласково, осторожно, неучтиво, сгоряча, назло, великодушно, всегда, красноречиво, скучно, невнятно, рассудительно.
Карточка №17. Выпишите словосочетания, употребленные в соответствии с нормами русского языка.
Доволен встрече - доволен встречей; удивлялся храбрости - удивлялся храбростью; наблюдала на нее - наблюдала за ней; бережно относился с книгами - бережно относился к книгам; Герасим много внимания уделял на Муму - Герасим много внимания уделял Муму; ехали поездом, а потом мотоциклом - ехали поездом, а потом на мотоцикле; иду на день рождение – иду на день рождения.
Карточка №18. Определите, что объединяет и что отличает предложения:
1) У лукоморья дуб зеленый. 2) Ночь. 3) Полное безмолвие.
Карточка №19.Синтаксический разбор предложения.
Зорко следите за юными всходами
Зла и добра, восхищенья и зависти,
Будьте красивыми, сильными, добрыми,
Зависть и зло вырывайте без жалости.
(О.Фокина)
Карточка №20. Составьте предложение и охарактеризуйте каждый член предложения по таблице
Название члена предложения | Что обозначает | На какие вопросы отвечает | От какого члена предложения зависит | Какой частью речи выражен |
ӀӀӀ. Глагол
Морфологические признаки глагола
Постоянные | Непостоянные |
Вид - совершенный (прочитал); - несовершенный (читал) | Наклонение - изъявительное (читает); - условное (прочитал бы); - повелительное (прочитай) |
Спряжение - 1спряжение (читает); - 2спряжение (спорит); - разноспрягаемые (бежит) | Время - прошедшее (читал); - настоящее (читаю); - будущее (прочитаю, буду читать) |
Переходность - переходный (видит); - непереходный (дружит) | Число - единственное (читал); - множественное (читали) |
Возвратность - возвратный (знакомит); - невозвратный (знакомится) | Лицо - 1лицо (читаю); - 2лицо (читаешь); - 3лицо(читает); - безличный (В окно дует) |
Род (в прошедшем времени) - мужской (читал); - женский (читала); - средний (читало) |
Карточка №21.Объясните правописание глаголов
прикасаться к коже, загорать на досуге, встретиться с коллегой, разжег костер, солнце печет, стережет стадо, колют и пилят дрова, слышат звук, видят и пишут букву, закалить характер, был бы дождь, приобрести компас, положить в портфель, нарежьте овощи, проявить инициативу, будьте внимательны, рано смеркается, мне не дремлется, мне нездоровится, прикоснуться к дереву, разрубить узел, распознать предателя, ненавидеть врага, участвовать в экспедиции, вырастить дерево, преодолевать препятствия.
Карточка №22С глаголами темнеть, дуть, теплеть, пахнуть, шуметь составить предложения дважды: в первых эти глаголы употребить как личные (т.е. как сказуемое при подлежащем), во вторых употребить их в качестве безличных (т.е. как сказуемые в односоставных предложениях).
Например: Вдали темнеет лес. Осенью быстро темнеет.
Карточка №23К глаголам дремать, (не)лежать, (не)сидеть, спать, работать, (не)играть, (не)терпеть подобрать возвратные, имеющие безличное значение, составить с ними предложения.
Например: Я не сплю. – Мне не спится.
Карточка №24Найдите верную характеристику морфологических признаков для данных глаголов
дышит | несов. вид, неперех., 1спр., возвр., изъяв.накл., наст. время, ед. число, 1 лицо |
радуюсь | сов.вид, перех., 2спр., невозвр., изъяв. накл., прош. время, мн. число |
отстроили | несов. вид, неперех., 2спр., невозвр., изъяв.накл., наст. время, ед. число, 3 лицо |
запоминай | несов. вид, перех., разноспр., невозвр., неопр.форма глагола |
хотеть | сов.вид, неперех., 2спр., возвр., изъяв. накл., буд. время, 3лицо |
стелить | несов. вид., перех., 1спр, невозвр., повел.накл., наст. время, ед. число, 2 лицо |
запомнится | несов. вид, перех., 1спр., невозвр., неопр. форма глагола |
посмеюсь | сов.вид, неперех., 1спр., возвр., изъяв. накл., буд. время, ед. число, 1лицо |
Карточка №25Поставь следующие глаголы в 3 лице мн. числа: строить, бороться, сеять, гонять, присмотреться, тащить, таять, таить, припаять.
Карточка №26В чем особенность спряжения глаголовбежать и хотеть?
Карточка №27Образуй 1 лицо ед. числа от глаголов мурлыкать, хныкать, дудеть, скользить, победить, чудить, чадить, убедить.
Карточка №28Поставь глаголы полоскать, плескать, капать, кудахтатьв 3 лице ед.числа настоящего времени
Карточка №29Укажите глагол, который имеет форму только несовершенного вида
А) бедствовать
Б) бить
В) мять
Г) прыгать
(Ключ для упр. №25, №26,№27,№28,№29:
№25.СТРОЯТ, БОРЮТСЯ,СЕЮТ,ГОНЯЮТ, ПРИСМОТРЯТСЯ,
ТАЩАТ, ТАЮТ, ТАЯТ, ПРИПАЯЮТ
№26.У глагола бежать в 3 лице множественного числа окончание 1 спряжения, а в остальных лицах –2 спряжения
Глагол хотеть в ед. числе имеет окончания 1 спряжения,
а во мн. числе – 2 спряжения
№27. МУРЛЫЧУ и МУРЛЫКАЮ, ХНЫЧУ и ХНЫКАЮ, СКОЛЬЖУ. От остальных глаголов 1 лицо единственного числа не образуется.
№28.ПОЛОЩЕТ, ПЛЕЩЕТ, КАПЛЕТ, КУДАХЧЕТ
№29. А) бедствовать)
Карточка №30. Заполните таблицу
1лицо будущего простого или настоящего времени глагола | Неопределенная форма глагола |
разожгу (сов.вид) разжигаю (несов. вид) | разжечь (сов.вид) разжигать (несов. вид) |
разрушу (сов.вид) разрушаю (несов. вид) | |
укладываю (…..) уложу (….) | |
доверяю (…..) доверю (…...) |
Карточка №31. Заполните таблицу 2
1лицо будущего простого или настоящего времени глагола | Неопределенная форма глагола | Настоящее или будущее простое время глагола, 2-е лицо, ед. число | Настоящее или будущее простое время глагола, 3-е лицо, мн. число | Прошедшее время глагола |
возвышу возвышаю | возвысить возвышать | возвысишь возвышаешь | возвысят возвышают | возвысил возвышал |
бросаю брошу | ||||
вынесу выношу | ||||
умоляю умолю | ||||
исправляю исправлю | ||||
разбираю разберу | ||||
лаю наклею | ||||
колеблюсь кажусь |
ӀV. Причастие
Морфологические признаки причастия
Постоянные | Непостоянные |
1.Действительное или страдательное | 1.Полная или краткая форма (у страдательных причастий) |
2.Время | 2.Падеж (у полных причастий) |
3.Вид | 3.Число |
4.Возвратность | 4.Род |
Карточка №32.Образование причастий
Запомните:Глаголы совершенного вида не образуют причастий настоящего времени, а страдательные причастия не образуются от непереходных глаголов. Все четыре формы причастий можно образовать только от очень немногих переходных глаголов несовершенного вида.
Образуйте причастия от глаголов, определите вид глагола
Настоящее время | Прошедшее время | Настоящее время | Прошедшее время | |
собиратьнесов. вид | собирающий | собиравший | собираемый | - |
колотьнесов. вид | колющий | коловший | - | колотый |
собратьсов. вид | - | собравший | - | собранный |
отколотьсов. вид | - | отколовший | - | отколотый |
собиратьсянес. вид | собирающийся | собиравшийся | - | - |
колотьсянесов. вид | колющийся | коловшийся | - | - |
собратьсясов. вид | - | собравшийся | - | - |
отколотьсясов. вид | - | отколовшийся | - | - |
посылать | ||||
послать | ||||
оставлять | ||||
оставить | ||||
выносить | ||||
вынести | ||||
замечать | ||||
заметить | ||||
проверять | ||||
проверить | ||||
поднять | ||||
поднимать | ||||
подняться | ||||
подниматься | ||||
решать | ||||
решить | ||||
решиться | ||||
решаться |
Карточка №33. А) В словосочетаниях определите действительные и страдательные причастия
Наступившая осень, сорванные листья, пожелтевшая листва, засохшие листочки, смоченный дождем тротуар, покрытое тучам небо, гонимые ветром тучи, увядшие цветы, моросящий дождь, собранные листья, плывущие облака, играющие дети, собирающие листья ребятишки, наклеенная на стене дома афиша, привезенные овощи, усеянные листьями дорожки, опустевший сад, проезжающая машина.
Б) Используя данные словосочетания, напишите небольшое сочинение на тему «Осень»
Карточка №34.От полных причастий образуйте краткую форму
приготовленный корм – корм приготовлен
приделанная кормушка –
примятый снег –
укрепленный шест –
деревья, покрытые снегом –
заметенные дорожки –
запорошенные ветки –
растрепанные кусты –
заваленные снегом –
разрисованные морозом –
закованные льдом –
Карточка №35. Найдите ошибки в употреблении причастий. Составьте предложения, употребляя правильные формы причастий
«Выдающие писатели», «ученики, занимающие математикой», «борющая за кубок команда», «жаждующий власти», «впечатленные события», «отличающий завидным упорством», «приведенные факты в книге», исправленные ошибки учеником», прочитанная лекция для старшеклассников», «девочка, воспитывающаяся бабушкой», письменные работы, выполняющиеся учеником».
Карточка №36. А)Какую особенность причастий остроумно использовал для создания пародии писатель-сатирик В.Ардов в своем фельетоне «Суконный язык»?:
Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и врывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающиек гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
Б)Для какой цели использованы поэтами причастия в следующих стихотворных строчках; в значении какой части речи употреблены причастия?:
Вспомним с нами отступавших,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы хоть раз,
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
(А.Твардовский)
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
(А.Блок)
5.Деепричастие
Карточка №37. Вставьте пропущенные буквы. Найдите деепричастия, определите их роль в художественном тексте. Разберите морфологически одно деепричастие, определите синтаксическую роль всех деепричастий.
Писатель Д.В. Григорович, ра(с,сс)казывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские ш…рманщики» заслужил од…брениеФ.М.Достоевского, но одно место в главе «Публика ш…рманщика, последнему (не) понравилось. «У меня, - пишет Григорович, - было написано так: «Когда ш…рманка перестает играть, чиновник из окна бросает п…так, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: п…так упал к ногам… Надо было сказать: п…так упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…». Зам…чание это – помню очень хорошо – было для меня целым откр…вением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая – выходит г…раздо живописнее, дорисовывает движение…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
дидактический материал по русскому языку 5 класс
Карточки по русскому языку по теме : "Второстепенные члены предложения", 4 варианта. Данный материал можно использовать на разных этапах урока: повторение, закрепление, контроль....
Дидактический материал по русскому языку 7 класс
Дидактический материал включает в себя тесты, контрольные работы, диктанты, зачеты....
Дидактические материала по русскому языку 6 класс
Дидактические материала по русскому языку 6 класс...
Дидактический материал по русскому языку. 5 класс
Дидактический материал представлен в виде книги. Ее можно распечать или использовать на интерактивной доске....
Дидактический материал по русскому языку 7 класс
Материал для лингвистических разминок (пятиминуток)...