проблемно-эвристический урок по русскому языку в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Аминова Тохтахан Шабаналиевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно- эвристический урок русского языка в 8 классе «Предложения с вводными конструкциями» Подготовила Аминова Тохтахан Шабаналиевна, учитель I квалификационной категории МКОУ СОШ№16 аула Малый Барханчак Ипатовского района Ставропольского края 2013 год

Слайд 2

Мыло, мороженое, печь, плачь, столовая. Сколько слов могут быть только одной частью речи? Плач - сущ. 2-го скл.

Слайд 3

Укажите ряд, где во всех словах необходим Ь. 1. Радость встреч.., какая-то фальш.., выйти замуж… 2. Упасть навзнич.., печ.. пироги, не став..те двойку. 3. Достич.. вершины, нестерпимая гореч.., мимо дач..

Слайд 4

Укажите ряд, где во всех словах не следует писать Ь? 1. Намаж.., сыщеш.., береч..; 2. вскач.., наотмаш.., ветош..; 3. свеж.., (килограмм) груш.., (пять) тысяч.. .

Слайд 5

Лови ошибку! Беспорно, подчеркиваю, помоему, во-первых, конечно, не сомненно, к несчастью, на беду, известно, с одной стороны, кажется, видишь ли, к сожалению.

Слайд 6

Не забудьте проверить! Бесспорно, подчеркиваю, по-моему, во-первых, конечно, несомненно, к несчастью, на беду, известно, с одной стороны, кажется, видишь ли, к сожалению.

Слайд 7

Предложения с вводными конструкциями

Слайд 8

Цифровой диктант: если согласны с утверждением, то «ДА» - 1, если «НЕТ» - 0 1) При помощи вводных конструкций говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает. 2) Вводная конструкция в предложении «К сожалению, я узнал об этом поздно» выражает радость. 3) Вводные конструкции являются членами предложения. 4) Вводные конструкции могут употребляться в разных местах предложения. 5) Вводное слово НАВЕРНОЕ нужно употреблять только в данной форме. 6) В предложении «Мы относимся к счастью по-разному» есть вводное слово. 7) Слова КАК БУДТО, ВРЯД ЛИ, ПОЭТОМУ никогда не являются вводными. Ответы (100 100 1)

Слайд 9

Пожар в лесу – страшное зрелище .

Слайд 10

Чему мы должны научиться? - Отличать вводные слова от главных и второстепенных членов предложения. - Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Слайд 11

Сопоставьте Правда глаза колет. Правда, дорога в этом месте сворачивает в другую сторону.

Слайд 12

№ Значение вводных конструкции Примеры вводных конструкций Примеры предложений с вводными конструкциями 1 Различные чувства как на грех Лес поредел, но дождь, как на грех, усилился. 2 Источник сообщения помнится Был, помнится, шумный праздник. 3 Степень достоверности сообщения казалось Этот вопрос, казалось, затруднил гостя. 4 Различные чувства я чувствовал У меня, я чувствовал, закипало сердце. 5 Оформление мысли напротив Мы же, напротив, были согласны с таким решением. ОПИРАЯСЬ НА МАТЕРИАЛ § 59, ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Слайд 13

1 . Резкие повороты вправо и влево. Взгляд по ходу движения (5раз). 2. Крепко зажмурить глаза на 5 сек. Затем открыть (3 раза). 3. Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (5 раз).

Слайд 14

НАЙДИ ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ!!! Мой друг заболел. - Как на беду - Одним словом - К общей радости

Слайд 15

Весь класс отправился в поход. -Вероятно Стало быть Этот разговор ни к чему хорошему не приведет. - По моему мнению - Очевидно - Будьте добры - К счастью

Слайд 16

Бабушка может быть дома. За тем домом видно большое поле.

Слайд 17

Бабушка, может быть, дома. За тем домом, видно, большое поле . Проверь себя!

Слайд 18

Рефлексия В чем заключалась основная задача нашего урока? Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей? Что удалось и над чем стоит поработать еще?

Слайд 19

Задание на дом: § 59 на стр. 173; I группа: № 361; II группа: № 362; III группа: составить цифровой диктант.

Слайд 20

Спасибо за внимание и активность!

Слайд 21

Ресурсы: 1. М. А. Брагина, 2002 г. Издательство РУДН, 2002 г. 2. В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999 г 3. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Москва. ВАКО. 2007 г. 4. Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис-пресс. 2006 г.



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа. ( раздаточный материал)

Опираясь на материал § 59, заполните таблицу.

Проверьте правильность выполнения задания путем сравнения с записью на Слайде № 12

Значение вводных конструкции

Примеры вводных конструкций

Примеры предложений с вводными конструкциями

1

Лес поредел, но дождь, как на грех, усилился.

2

Был, помнится, шумный праздник.

3

Этот вопрос, казалось, затруднил гостя.

4

У меня, я чувствовал, закипало сердце.

5

Мы же, напротив, были согласны с таким решением.



Предварительный просмотр:

Памятка

 «Правила употребления Ь для обозначения грамматических форм»

1. В сущ. женского рода 3-го склонения: ветошь, вещь.

                    2. В формах 2-го лица ед. числа в наст. и будущ. времени: будешь, стороишь.

                      3. В формах повелительного наклонения 2-го лица ед. и множ. числа: ешь (ешьте), режь (режьте).

                      4. В неопред. форме глагола: беречь, стеречь.

                5. В наречиях и частицах, оканчивающихся на шипящую: прочь, настежь, вскачь. (Исключения: уж, замуж, невтерпёж).

Не путать: могуч (могучий), огни пожарищ (пожарище), передач (передача).

 



Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно-эвристического урока русского языка в 8 классе                  (по программе Л.А. Тростенцовой).

Подготовила Аминова Тохтахан Шабаналиевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ СОШ №16 аула Малый Барханчак Ипатовского района Ставропольского края

                                                                                                                                       Тема урока: Предложения с вводными конструкциями.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить работу по формированию навыков находить в предложении вводные конструкции;
  • совершенствовать умения и навыки  постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями;
  • продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

  • развивать у учащихся критическое мышление;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • повышать интерес к изучению русского языка;
  • заострить внимание на пожароопасной ситуации в районе, напомнить о правилах поведения в лесу.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, раздаточный материал для учащихся.

Форма организации работы учащихся: фронтальная, групповая

Методы обучения: интерактивный,  проблемный

Технологии урока:                                                                                                                - исследовательская;

- информационная;

- критического мышления.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Целеполагание.
  3. Работа по закреплению изученного материала.

Учитель:

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

1. (Слайд № 2) Лингвистическая загадка:  Мыло, мороженое, печь, плачь, столовая.

     Сколько слов на слайде могут быть только одной частью речи? (печь)

    Повторение (попутное)

- Давайте вспомним правила употребления Ь для обозначения грамматических форм. (Памятка - на карточках).

1. В сущ. женского рода 3-го склонения: ветошь, вещь.

2. В формах 2-го лица ед. числа в наст. и будущ. времени: будешь, стороишь.

3. В формах повелительного наклонения 2-го лица ед. и множ. числа: ешь (ешьте), режь (режьте).

4. В неопред. форме глагола: беречь, стеречь.

5. В наречиях и частицах, оканчивающихся на шипящую: прочь, настежь, вскачь. (Исключения: уж, замуж, невтерпёж).

(Слайд) Не путать: могуч (могучий), огни пожарищ (пожарище).

2. Тестовые задания  (Слайды № 3, 4)

Укажите ряд, где во всех словах необходим Ь.

1. Радость встреч.., какая-то фальш.., выйти замуж…

2. Упасть навзнич.., печ.. пироги, не став..те двойку.

3. Достич.. вершины, нестерпимая гореч.., мимо дач..  .  

Укажите ряд, где во всех словах не следует писать Ь?                                             1. Намаж.., сыщеш..,  береч..;                                                                                                 2. вскач.., наотмаш.., ветош..;                                                                                                     3.  свеж.., (килограмм) груш.., (пять) тысяч.. .        

3. Лови ошибку: (Слайд № 5)

Беспорно, подчеркиваю, помоему, во-первых, конечно, не сомненно, к несчастью, на беду, известно, с одной стороны, кажется, видишь ли, к сожалению.

Со словами, в которых были допущены ошибки, составьте предложения таким образом, чтобы эти слова стали вводными конструкциями. Что объединяет все эти слова? Самопроверка  (Слайд № 6)

( Учащиеся, работая со словами, делают вывод относительно того, что все записанные слова могут быть вводными конструкциями)

Учитель:  Так как мы определим тему нашего урока?

Запись  темы урока (Слайд № 7)

4. Цифровой диктант: Если согласны с утверждением, то «ДА» - 1, если «НЕТ» - 0       (Слайд № 8)

1) При помощи вводных конструкций говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

2) Вводная конструкция в предложении «К сожалению, я узнал об этом поздно» выражает радость.

3) Вводные конструкции являются членами предложения.

4) Вводные конструкции могут употребляться в разных местах предложения.

5) Вводное слово НАВЕРНОЕ нужно употреблять только в данной форме.

6) В предложении «Мы относимся к счастью по-разному» есть вводное слово.

7) Слова КАК БУДТО, ВРЯД ЛИ, ПОЭТОМУ никогда не являются вводными.

 Ответы (100 100 1)    

 (Слайд № 9) Устная работа: на примере предложения «Пожар в лесу – страшное зрелище» докажите, что вводные конструкции выражают отношение говорящего к тому, что он сообщает (используйте таблицу в учебнике)                  

Слово учителя: - Как вы думаете, чему мы должны сегодня на уроке научиться? (Учащиеся формулируют цели урока:   научиться отличать вводные слова от главных и второстепенных членов предложения).  (Слайд № 10)

3. Сопоставительный анализ предложений. (Слайд № 11)

Правда глаза колет. Правда, дорога в этом месте сворачивает в другую сторону.

Определите лексическое значение существительного ПРАВДА в каждом из предложений.

В каком из них «ПРАВДА» является вводным словом? Определите его значение.

( Анализируя данные предложения, учащиеся учатся отличать вводные конструкции от главных и второстепенных членов предложения).

4. Работа в группах. Исследовательская работа. ( Раздаточный материал)

Опираясь на материал § 29, заполните таблицу.

Проверьте правильность выполнения задания путем сравнения с записью на Слайде № 12.

Значение вводных конструкции

Примеры вводных конструкций

Примеры предложений с вводными конструкциями

1

Лес поредел, но дождь, как на грех, усилился.

2

Был, помнится, шумный праздник.

3

Этот вопрос, казалось, затруднил гостя.

4

У меня, я чувствовал, закипало сердце.

5

Мы же, напротив, были согласны с таким решением.

5. Работа с текстом упражнения 363 по заданию учебника.

Слово учителя: - Вы уже  неплохо владеете навыками постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкции. Следующее задание поможет вам научиться правильно употреблять вводные  конструкции в устной и письменной речи.

Гимнастика для глаз! (Слайд № 13)

6. Найди третье лишнее!!! (устная работа) (Слайды № 14, 15)

Слово учителя: Перед вами предложения. В скобках даны вводные конструкции, среди которых вы должны найти третью лишнюю.

Выполните задание, аргументируя свое решение.

Весь класс отправился в поход. ( вероятно, будьте добры, стало быть)

Этот разговор ни к чему хорошему не приведет. ( по моему мнению, очевидно, к счастью)

Мой друг заболел. ( к общей радости, как на беду, одним словом)

( В процессе выполнения данного задания у учащихся формируются навыки правильного употребления вводных конструкции)

Слово учителя: при работе над следующим заданием будьте крайне внимательны, так как от верной постановки знаков препинания может измениться смысл предложения.

7. Запишите предложения. Укажите варианты постановки знаков препинания в них. Прочтите предложения, соблюдая интонацию.  (самопроверка Слайды № 16, 17)

Бабушка может быть дома.

За тем домом видно большое поле.

( Главная цель данного вида работы состоит в том, чтобы учащиеся смогли определить, как меняется смысл предложения при наличии в нем  вводных конструкций)

8. Заключительный этап урока.

Самостоятельная работа (раздаточный материал).

Выпишите предложения с вводными конструкциями, укажите их значение.

Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Ночью весь мир огромный кажется много проще.

2) К несчастью частые  и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

3) Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

4) Правда на свете одна, только истинная.

5) По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.

6) Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

7) У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

8) Наше собрание сегодня пожалуй не состоится.

9. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд № 18)

В чем заключалась основная задача нашего урока?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?

Что удалось и над чем стоит поработать еще?

10. Задание на дом - дифференцированно (Слайд №19)

  § 59 на стр. 173;

I группа: № 361; II группа: №362; III группа: составить цифровой диктант.

 

Список используемой литературы:

        1. М. А. Брагина, 2002 г. Издательство РУДН, 2002 г.

2.  В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999 г.

3. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Москва. ВАКО. 2007 г.

4. Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис-пресс. 2006 г.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа (раздаточный материал)

Выпишите предложения с вводными конструкциями, укажите их значение.

Расставьте недостающие знаки препинания.

1 вариант

1. Всё-таки лето выдалось тёплым впрочем это не радовало нашего героя.       2. Ночью весь мир огромный кажется много проще.

3. Мы верно не встретимся завтра.

4. Как ты считаешь, мы верно пошли?

5. К несчастью частые  и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

6. Вы может быть думаете иначе.

2 вариант

1. Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

2. Правда на свете одна, только истинная.

3. По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.

4. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

5. У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

6. Наше собрание сегодня пожалуй не состоится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...