Урок-конференция "Твоё имя"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Цель:  научить элементам исследовательской   технологии.познакомить учащихся с миром имен; развивать умение работать с научно-популярной литературой; пробуждать интерес к русскому языку,  расширять лингвистический кругозор, подготовить к написанию сочинения  «Любимые имена».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-конференция "Твоё имя"31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конференция  «Твое имя»

Цель:  научить элементам исследовательской   технологии.познакомить    

 учащихся с миром имен; развивать умение работать с научно-популярной литературой; пробуждать интерес к русскому языку,  расширять лингвистический кругозор, подготовить к написанию сочинения  «Любимые имена»

Оборудование:  стенгазета

«Любимые имена».  таблички, аудиозаписи с музыкой.

        Ход урока:

Учитель: «Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных. В первый же миг   при рождении каждый убогий и знатный имя,  как сладостный дар, от родных своих получает».  Эти слова древнегреческого поэта Гомера возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку-конференции «Любимые имена».

Сегодня на уроке вы узнаете о  происхождении  некоторых имен и подготовитесь к сочинению «Мое любимое имя».

Обращение к классу: что обозначает слово «конференция»?  Учащийся, подготовленный з ранее, зачитывает значение слова и запись в словарик.  

                               

 

                     Введение в тему урока

Учитель: задумывались ли вы когда-нибудь, что живете в мире собственных имен, что они существуют, чтобы из множества одинаковых предметов выделить какой-нибудь один. Собственные имена существительных представляют собой названия единичных предметов: город Санкт-Петербург, река Нева. Имя,  отчество, фамилия есть у каждого человека. Лев Николаевич Толстой – великий писатель (можно привести и другие примеры).                                                                                                                                                  

        Со временем появилась наука, которая изучает имена собственные.  Фамилии, имена,       отчества, прозвища изучает наука антропонимика. Этому мы посвятим  сегодня наш урок.

                                 

                           Сообщения учащихся:                                                                                                  

А)  происхождение слова «имя».

Задание классу:  записать однокоренные слова в тетрадь. Имя. Именной, именины, именовать, именинник, именительный падеж.  Устно: просклоняйте слово «имя», какая орфограмма здесь присутствует, вспомните правило.

Морфологический разбор.     (У)  именинника.      

Б) всегда ли человек  имел имя?

                      Стихотворение С.Маршака «В защиту детей»

               

Если ты умен.

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала  

Сокращенно Дита.

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать.

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям.

Синтаксический разбор предложения из стихотворения.

О происхождении своего имени. Сообщения учащихся по плану:

А) выясни. Что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык.

Б) спроси у родителей, почему они выбрали для темя именно  такое имя, чем они руководствовались.

В) выбери сведения о известных людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя и подумай, какие черты их характера тебе нравятся.

Г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается твое имя.

Д) Вспомните название литературных произведений, где в названии встречается имя

Разбор по составу: исследовать. Определите вид, спряжение и переходность глагола.

                      Вопросы  к учащимся:

- что было особенно трудным при подготовке задания?

- что заинтересовало при работе над вопросами?

- сделал ли ты какое-либо открытие для себя?