Памятка для учащихся 9-х классов "Для чего служат знаки препинания?"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Памятка представлена в виде таблиц, списков и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассматриваются основные функции знаков препинания в русском языке | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для учащихся 9-х классов «Для чего служат знаки препинания?»
- Для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим;
- Для обеспечения пишущему и читающему однозначного понимания предложений в тексте;
- Для передачи грамматических , смысловых и интонационных особенностей предложений и их частей:
Грамматические особенности | Смысловые особенности | Интонационные особенности |
| Например, выражение причины и т.д. |
|
- Для отделения предложений друг от друга в тексте;
- Для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении;
- Для указания на смысловое членение речи и для выявления синтаксического строения и ритмомелодики текста;
- Для выражения грамматико-семантических отношений между элементами высказывания в письменной речи.
Функции знаков препинания:
Знаки препинания – это знаки, образующие особую часть общей графической системы языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями.
Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, содействовать выявлению ее синтаксического строя и ритмомелодики.
Пунктуация:
- С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особенности интонации
- Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение
Выделяющие знаки препинания служат для обозначения границ синтаксической конструкции с дополняющим или пояснительным значением, содержащую чужую речь, обращение или грамматически не связанную с другими членами предложения. Это две запятые, два тире, кавычки или скобки. Выбор выделительного знака препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. Выделяются обращения; обособленные определения, выраженные причастным оборотом и стоящие после определяемого слова; обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом; сравнительные обороты;
Отделяющие знаки препинания служат для разделения самостоятельных предложений, частей сложного предложения, однородных элементов. Эти же знаки свидетельствуют об окончании мысли, способствуют распознаванию цели высказывания (повествование, вопрос, побуждение) и эмоциональной окраски (восклицательное - невосклицательное).
Отделительные знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
- Выбор определяется смыслом и интонацией предложения
- Служат для отделения каждого предложения от последующего в тексте
- Для оформления отдельного предложения как законченного
- Восклицательный знак дополнительно выражает чувство
Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
- Выбор определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями
- В простом предложении служат для обозначения границ между однородными членами, а в сложном – для разделения простых предложений, входящих в его состав
Вводные конструкции:
- Для выражения оценок содержания предложения
- Указывают на степень достоверности сообщения
- Выражают эмоциональную оценку сообщения
- Указывают на источник сообщения
- Оценивают способ оформления мысли
- Имеют целью возбудить внимание собеседника, вызвать его отклик на высказывание
- Указывают на отношения между частями высказывания
- Использование вводных слов – это синтаксическое средство связи предложений в тексте
Вставные конструкции:
- Для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений.
Восклицательное предложение:
- Выражает чувства говорящего (гнев, ненависть, страх, ужас, нежность, ласку, любовь, восхищение, похвалу, жалобу, упрек, порицание, угрозу, возмущение…
- Выражает интеллектуальное состояние (удивление, недоумение, сомнение, иронию, презрение, пренебрежение…
- Выражает побуждение (приказ, призыв, просьбу…
Двоеточие:
- Передает значение мотивации, причины
Тире:
- Усиливает значение следствия, противопоставления;
- Подчеркивает значительность сказанного
Косвенная речь:
- Передает чужую речь от лица автора, а не того, кто на самом деле ее произнес
Прямая речь:
- Слова автора указывают, кому принадлежит прямая речь; когда речь произнесена, при каких обстоятельствах; какова манера говорить у лица, речь которого передается;
- Прямая речь точно воспроизводит чужую речь, передаваемую от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.
Многоточие:
- Оформляет речь взволнованную или затрудненную
- Употребляется, когда говорящий останавливается, подбирая слово
- Может указывать на то, что в речи сообщается о неожиданных поворотах событий
- С помощью многоточия оформляется прерванное высказывание, а также передается косноязычная речь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся в портфолио ученика
Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....
Методическая разработка - Памятка для учащихся и их родителей КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ ДОМА
Данная методическая разработка представляет собой Памятку для родителей и детей, содержащую описание основных проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при устной подготовке...
Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей
Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...
Памятки для учащихся.
Папка включает памятки для учащихся: как составить план текста, как слушать новый материал на уроке истории, сделать анализ революции и сражения. ...
Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса " Разделительный Ь знак"
Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса специальной коррекционной общеобразовательной школы для слабовидящих и слепых детей. ...
Памятка для родителей «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»
В данном материале рассматриваются психологические проблеммы детей, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции....
Проектная деятельность учащегося 6 класса "От чего зависит частота пульса"
В презентации учащегося информация об измерении ЧСС, от чего завиисит частота пульса и его выводы об исследовании....