Поклонимся великим тем годам.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Самые известные, задушевные, проникновенные и любимые миллионами людей песни открывают тайну силы своего воздействия при внимательном рассмотрении лексики, художественных приёмов и синтаксических возможностей языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лингвистический анализ песен Великой Отечественной войны | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе.
Поклонимся великим тем годам.
Урок памяти.
(Комплексный анализ текста).
Цели: повторить изученный материал на примере песен Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Повторить разделы лингвистики;
2. Развитие речи учащихся при работе с художественным текстом.
3. Нравственно-эстетическое и культурно-речевое развитие.
Оборудование: выставка книг о войне, оформление стенда, посвященного поэтам-фронтовикам, героям Великой Отечественной войны.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Приближается один из самых важных, трагических и счастливых для России праздников – День Победы. Каждый год в канун этого дня мы отдаем дань памяти нашему народу, который ценой жизни миллионов россиян защитил мир от фашизма.
- Звучит песня песня А. Александрова на слова И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная».
- Запись на доске:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна4
Идет война народная
Священная война.
Задания
- Списать отрывок из песни, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы;
- Дать характеристику предложению (простое, побудительное, восклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособл. обстоятельством, выраженным сравнит. оборотом).
- Найти прием инверсии.
- С какой целью он используется? (Передает эмоциональный накал, усиливает чувства автора).
Песня М. Матусовского на слова В. Баснера «На безымянной высоте».
— В каком значении употребляется слово «высота»? ( В словаре 6 значений слова. 3 значение — «возвышенное место, возвышенность».)
— «Мессеры»? — «Мессершмиты»
— землянка в три наката — вырытое в земле убежище под тройным слоем бревен и земли.
Запись предложения:
Мне часто снятся все ребята, друзья моих минувших дней, землянка наша в три наката, сосна, сгоревшая над ней. Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте, у незнакомого поселка, на безымянной высоте.
— Найти обособленные члены предложения, объяснить постановку знаков препинания.
— Почему трижды повторяются эти слова? (Подчеркивается особая значимость тех событий для лирического героя, безымянная высота стала незабываемой: там погибли друзья.)
Такой повтор группы слов в конце нескольких стихов называют эпифорой (запись на доске).
— Вспомните, что объединяет прилагательные и причастия как части речи? ( Вопрос и окончания).
— Выполнить словообразовательный разбор и разбор по составу слов сгоревшая — горевшая; сгоревшая и безымянной — имя; безымянной.
— Объяснить орфограмму с слове «безымянной».
Песня «Полчаса до атаки» В. Высоцкого «Полчаса до атаки».
— Каковы тема и идея этой песни? ( Тема — гибель бойца, узнавшего из письма, что девушка его не любит, идея — предательство любимого человека страшнее смерти от вражеской пули).
Запись на доске:
Полчаса до атаки —
Значит снова под танки
Снова слушать разрывов концерт.
А бойцу молодому
Передали из дому
Небольшой голубой треугольный конверт.
—Расставить знаки препинания.
—Как называется предложение, в котором отсутствуют некоторые члены предложения, но смысл при этом сохраняется и ясен из контекста? (Неполное).
—Почему с него начинается песня? Обычно, такие предложения используются в середине текста. ( Для создания эффекта присутствия читателя на месте события, выражения доверия слушателю, который все поймет без лишних слов, разделит душевную боль молодого бойца).
— Почему определения в последней строке не являются однородными? (Они характеризуют предмет с разных сторон: по размеру, цвету, форме).
Поэт Михаил Исаковский известен и любим как автор песен, ставших поистине народными, потому что их пела вся страна. Особенно песни о войне. Вы все знаете его знаменитую «Катюшу».
Послушаем еще одну песню М. Блантера на стихи М. Исаковского
«Враги сожгли родную хату».
в замечательном исполнении Марка Бернеса.
— Какие чувства вызвала у вас эта песня?
— Что придает ей столь потрясающе проникновенный характер? (Трагедия простого человека, которого война научила сдерживать свои чувства, выражена в форме разговора солдата с погибшей женой. Простота, задушевность исполнения).
Запись предложения с прямой речью:
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, героя мужа своего. Готовь для мужа угощенье, накрой в избе широкий стол. Свой день, свой праздник возвращенья к тебе я праздновать пришел».
Составить схему предложения.
—Подумайте, в какое время могла быть написана следующая песня.
— Какова основная мысль песни «Хотят ли русские войны?»
Запись в тетрадь:
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны,
Хотят ли русские войны.
Основная мысль — мы не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю горькую свою.
Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения.
—На каком приеме основано создание песни? (Эпифора).
Эта песня была написана в году. К сожалению, войны продолжают греметь, и по-прежнему гибнут солдаты, по-прежнему плачут их матери. Что нужно делать, чтобы не было этого? (Чаще задавать этот вопрос тем, кто посылает наших солдат на войну.)
—Какие чувства вызвали у вас прослушанные песни?
Боль за погибших и гордость за наших людей, сумевших отстоять Родину в жестокой, но священной войне.
Песня А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам» на стихи М. Львова .
9 Мая мы с вами поклонимся и маршалам, и рядовым, и мертвым, и живым участникам Великой Отечественной войны, забывать о которой мы не имеем права.
Домашнее задание:
написать мини-сочинение «Какие чувства вызвали у меня песни, посвященные войне»
или «Художественные средства и приемы создания песни о войне»
или написать стихотворение о войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...
Презентация к классному часу о Великой Отечественной войне "Поклонимся великим тем годам".
Даанная презентация содержит материал, который можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия о Великой Отечественной войне в 5 - 6 классах....
Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.
Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне. Проект предназначен для проведения внеаудиторных меро...
«Поклонимся великим тем годам!» (Великие Луки - город воинской славы)
Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-летию Победы русского народа в Великой отечественной войне «Поклонимся великим тем годам…»
Ведущий:Поклонимся великим тем годам,Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мёртвым, и живым,Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся друзья.Всем миро...
"Поклонимся великим тем годам" - сценарий празднования 71 годовщины Великой Победы
Музыкально-ритмическая композиция с участием старших школьников на 9 мая...
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...