Как подготовить старшеклассников к ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку по теме
1).Причины снижения грамотности старшеклассников.
2). Влияние ICQ на снижение грамотности.
3).Методы и приемы, способствующие развитию внимания, орфографической зоркости учеников в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как подготовить старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку в современных условиях подросткового вербального общения?
Выступление на РМО
Рыжова С.С.
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №24 им. Героя Советского Союза
А.В.Корявина г. Сергиева Посада»
2009 год
Как подготовить старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку в современных условиях подросткового вербального общения?
План.
1).Причины снижения грамотности старшеклассников.
2). Влияние ICQ на снижение грамотности.
3).Методы и приемы, способствующие развитию внимания, орфографической зоркости учеников в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В настоящее время нельзя сказать, что вопрос выделения, классификации, исследования и «регулирования» потребления в языке сниженной лексики относится только к лингвистической проблеме. Этой проблемой занимаются такие науки, как психология, социология, педагогика.
Социальные изменения, связанные с изменениями в структуре общества, привели к определенному расшатыванию литературных норм.
Рассмотрим несколько причин создания условных языков и употребления их членами определенных коммуникативных групп.
Одной из первых причин вынужденной языковой дифференциации между поколениями, по мнению психологов и лингвистов, становится возрастающий темп жизни, за которым представители старшего поколения не всегда успевают. Появление мобильных телефонов с сервисом SMS , электронной почты, ICQ и интернет-чатов способствует тому, что в языке подростков все чаще встречаются простые конструкции, с помощью которых можно максимально быстро передать мысль. Таким образом используется так называемый «телеграфный стиль», который чаще всего раздражает людей старшего поколения, привыкших к более глубокому, а потому более медленному осмыслению информации.
Второй важной причиной употребления молодежного сленга ( и снижения лексики внутри него ) является то, что подростки хотят общаться друг с другом в присутствии взрослых, оставаясь непонятыми.
На фоне растущего негативизма в обществе, стремления к освобождению от привычных норм развивается и укрепляется тенденция к отчуждению от «формализованного» общества и его установок, в том числе и языковых. Таким образом, третьей причиной можно назвать неформальное поведение молодежи, формирование антагонистического сознания, то есть стремления быть не как все.
Молодежная среда вообще демонстрирует значительную свободу в общении, фривольность, демократизм в кругу своих. Если для людей старшего поколения человек, который ведет себя неформально, считается несерьезным, то молодежь почти всегда ведет себя неформально, чтобы подчеркнуть степень доверия к собеседнику, свое расположение к нему. Поскольку доверие в данный возрастной период играет огромную роль, молодые люди используют простой язык, одеваются согласно традиций своей группы, зачастую даже манерой одеваться выражают свою иронию по отношению к себе самим, тем самым как бы примиряясь с возможностью чужой иронии в свой адрес. Умение веселиться и веселить ценится здесь довольно высоко.
«Ничего удивительного в этом нет,- считает Майя Душкина, кандидат психологических наук, доцент Российского государственного университета.- У детей, подростков и ребят постарше всегда было стремление отгородиться от «взрослой», общепринятой культуры и чем-то выделиться. Субкультура представляет собой способ индификации, групповой и личностной, обозначая место «пользователя» в системе координат общества в целом. Цель этого процесса – обозначение и утверждение своего Я, достижение вожделенной самоидентичности. Это и есть то, что хочет обрести, к чему стремится всякий носитель субкультуры, манифестирующий своими «преведами-аффтарами» собственную продвинутость, современность, посвящённость. «Я в теме, я причастен, я на гребне волны» - вот тот месседж, который он отправляет всем и вся».
Это мнение разделяет и Марина Дегтярёва, доцент кафедры современного русского языка Московского государственного областного университета: «Сленг является своеобразным паролем, благодаря которому сразу становится понятно, кто «свой», кто «чужой». Общий язык даёт возможность говорящим на нём почувствовать свою принадлежность к общей команде. У каждого поколения молодёжи были свои особые словечки. Пятнадцать лет тому назад мальчишки, одобряя велосипед товарища или новый фильм, говорили «клёво!», пять лет тому назад это слово заменилось на «прикольно!», совсем недавно вместо него можно было бы услышать «рульно!». А сейчас, скорее всего, молодой человек скажет: «Зачот!».
Распространение Интернета должно было неизбежно породить свой язык, продиктованный стилем ведения беседы. Этот стиль подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорит быстро и при этом оригинально. Если пороха не хватает на интересные мысли, тогда следует щеголять манерой выражения.
Интересно мнение Г.Эрманна относительно непонимания между поколениями, приводящего следующий пример : «Часто случается такое, что взрослые (родители, учителя или социальные педагоги) стараются примазаться к языку подростков, ошибочно полагая, что тем самым откроют для себя вход в «мир» молодых, или же надеясь добиться от последних тем самым большего уважения. Эта попытка почти всегда терпит крах, так как взрослые более не звучат аутентично и где только возможно ведут себя, как слоны в посудной лавке. Плюс ко всему, языковое подлизывание со стороны взрослых воспринимается подростками как внедрение в интимную сферу, в которой хотелось бы оставаться по возрастному признаку среди своих».
История появления словаря ICQ очень интересна. Новая волна сленговых словечек в речь молодёжи хлынула из Интернета. Именно там студенты, а вслед за ними и школьники, которым полюбились блужения по сетям Всемирной паутины, стали осваивать так называемый «албанский» язык. Не иначе такое название закрепилось из-за созвучия со словом «болван». Ведь первоначально остроумные и хорошо знающие грамматику пользователи Интернета весело пародировали многочисленные ошибки и опечатки, которые наводили самые различные сайты и в первую очередь те, на которых есть возможность живого обмена мнениями.
Считается, что родоначальники «албанского» обитают в некоммерческой сети Фидонет. Созданная там конференция «Кащенко» жестоко высмеивала особо отличавшихся грамотеев. Например, по мнению исследователей «албанского», словцо «готичненько» родилось именно там, при высмеивании девушки, не в меру увлечённой мрачной культурой готов. На благодатной почве словечки-пародии рожались одно за другим. Автор, чьё мнение было воспринято «на ура», удостаивался одобрения «аффтар жжот!», а тот, чьи слова вызывали возмущение, получал окрик: «В Бобруйск, жывотное!» Удивление выражалось словом «ватэтада», негодование – «убейсибяапстену», безвыходная ситуация получила определение «коттострофа» и т.д. Остроумные пародии пришлись по вкусу любителям интернет-форумов, они быстро освоили основные правила виртуального языка, как слышится, так и пишется («аццкий»); использованное в первом предложении киберслово, во втором непременно должно быть написано по-другому («ничаго», «ничиво»).
Суть понятна – главное, чтобы было похоже по звучанию, но сильно отличалось по написанию. Приёмы словообразования крайне просты – замена орфографически правильных гласных на неправильные, глухих согласных на твердые и наоборот, сливание нескольких слов без пробела и так далее.
.В скором времени язык пародии со скоростью опасного вируса стал заражать одну сотню пользователей за другой. По подсчётам, ежемесячно в Рунет заходит более 25 миллионов россиян, причём пользователей становится всё больше и больше. Быстрее всего учатся новому языку студенты и старшеклассники, вслед за которыми начинают лепетать на интернет-сленге ученики средней и младшей школы.
Обычно филологи достаточно спокойно относятся к молодёжному жаргону, утверждая, что, повзрослев, все забывают про «хаты», «шузы», «шнурки» и т.д. Но, на мой взгляд, так называемый «албанский» («болванский») язык несёт больше вреда, нежели кажется. Нельзя не согласиться с мнением Марины Дегтярёвой: «Невозможно постоянно писать «Привед» и «Медвед», а потом легко перейти на научный стиль реферата или диплома. Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью речевых клише, а потом, когда того потребуют обстоятельства, заговорить красиво, грамотно, свободно. Человек с глазами, намозоленными «ашипками», не воспримет всю прелесть классической литературы. И, конечно, нельзя будет ждать от него грамотности в письме.»
Современные школьники меньше делают ошибок, когда разговаривают или пишут на английском языке, чем на русском. Коверканье слов неизбежно усугубляет ситуацию с грамотностью. Рука, привыкшая к неправильному написанию, потом автоматически выдаёт «орфографических уродцев»: «разсстилалась», «оттошел», «беззударный», «зальчишка», «наконце площади», «изучаемый имя язык», «врятли», «чутьли не», «тока одно мне не понятна…», «скока на эту тему написано произведений…» и т.д
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СЛОВА В ICQ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как подготовить старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку в современных условиях подросткового вербального общения?
1.Причины снижения грамотности старшеклассников. 2. Влияние ICQ на снижение грамотности. 3. Методы и приёмы, способствующие развитию внимания, орфографической зоркости учеников в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Причины создания условных языков и употребление их членами определённых групп. 1. Научно-технический прогресс: появление мобильных телефонов с сервисом SMS , электронной почты, ICQ и интернет-чатов. 2. Желание подростков общаться друг с другом в присутствии взрослых, оставаясь непонятыми. 3. Неформальное поведение молодёжи, стремление к освобождению от привычных норм жизни – быть не как все.
«Сленг является своеобразным паролем, благодаря которому сразу становится понятно, кто «свой», кто «чужой». Общий язык даёт возможность говорящим на нём почувствовать свою принадлежность к общей команде. У каждого поколения молодёжи были свои особые словечки. Пятнадцать лет тому назад мальчишки, одобряя велосипед товарища или новый фильм, говорили «клёво!», пять лет тому назад это слово заменилось на «прикольно!», совсем недавно вместо него можно было бы услышать «рульно!». А сейчас, скорее всего, молодой человек скажет: «Зачот!». Марина Дегтярёва, доцент кафедры современного русского языка МГОУ
История появления словаря ICQ Интернет конференция «Кащенко» «албанский» язык (из-за созвучия со словом «болван»)
Автор, чьё имя воспринимается «на ура» - «аффтар жжот!» Тот, чьи слова вызвали возмущение – «В Бобруйск, жывотное!» Удивление – «ватэтада» Негодование – «убейсибяапстену»
Типичные ошибки: «ра зсс тилалась», «о тт ошел», «бе зз ударный», «за ль чишка», « наконце площади», «изучаемый имя язык», « врятли », « чутьли не», « ничиво », « тока одно мне не понятн а …», « скока на эту тему написано произведений…» и т.д.
Самые популярные слова в ICQ йа – я ти – ты тя – тебя ся – себя мну, мя – меня мая, майа – моя хто – кто што, фто – что ниче, ничо– ничего чаво, чё, чо, чиво – чего оч - очень ладн, лан – ладно када – когда стока – столько скока – сколько тока – только сеня, сёдня – сегодня поч – почему хде – где есче – ещё фсе – всё тож – тоже воть – вот таг – так
точн, точ – точно канешн, канеш – конечно терь – теперь чё нидь, чо нидь – чего-нибудь ваще – вообще привед – привет кадела – как дела йожег – ёжик медвед – медведь смарю – смотрю хош – хочешь звякни, позвани – позвони нра, нравица – нравится не плакай, не плач – не плачь наю – знаю ненаю – не знаю мона, можна – можно прикона – прикольно думайу – думаю мож, мозет – может чё делаефф чаво делаеф что чё дел делаешь? ляж – ляг
Из истории языка. «Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идет вместе с жизнию народа…» В.Белинский
1. Прочитайте текст. Запишите выделенные в тексте слова, соблюдая современные орфографические нормы, обозначьте орфограммы. Правила орфографии не всегда были полными, четкими и однозначными. Так, орфография 19 века не имела единого руководства. Отсутствие в ряде случаев орфографических правил и наличие многих противоречащих друг другу рекомендаций, естественно, создавали разнобой в написаниях. Словари рекомендовали писать: мачеха и мачиха, снегирь и снигирь, склянка и стлянка, бутерброд и буттерброд, юбка и юпка, кощей и кащей, мущина и мужчина, сбруя и збруя, ветчина и вядчина, крапива и кропива, цыфра и цифра, расчет и рассчет, расписка и росписка, желоб и жолоб и т.д. (По «Энциклопедическому словарю юного филолога».)
2. Прочитайте отрывки из романа М.Ю.Лермонтова, запишите их в соответствии с современными нормами русской орфографии. Подчеркните орфограммы и устно объясните, как вы решали орфографические задачи. 1) Утро было свежее и прекрасное. Золотыя облака громоздились на горахъ, какъ новый рядъ воздушныхъ горъ; перед воротами разстилалась широкая площадь; за нею базаръ кишелъ народомъ, потому что было воскресенье… 2) Не прошло десяти минут, как на конце площади показался тотъ, котораго мы ожидали… 3) Онъ (Печорин) былъ средняго роста, стройный, тонкий станъ его и широкия плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатовъ…
Синтаксис. Пунктуация. 1. Из скольких слов состоит данный текст? Запиши его, разделив на слова. Сколько здесь случаев орфограммы-пробел при написании предлогов? Определи значение предлогов. Неразделенныйнасловатекстпредставляетневероятнуюсложностьисоздаетогромныетрудностидляпониманияиосмыслениятекстатаккаквнемзатрудненовыделениеотдельныхсловпоэтомусложнопонятьихлексическоезначениеисвязьмеждуними.
2. Прочитайте текст заявления, написанного уставшим от учебы учеником второго класса. Исправьте все грамматические ошибки, допущенные им. Обозначьте орфограммы. Поработайте учителем: каждую ошибку отмечайте на полях знаком. Вминистерство Учительница меня мучеит за каждую ашипку ставит пару. Прашу принятмеру и асвабадит меня паздаровю атучобы. Спасибо. Хачю палучить пеньсию. За это квам опять спасибо и привет. Иван Семенов. (По книге Л.Давыдычева «Многотрудная, полная опасностей и невзгод жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника».)
Фонетика. (Задания блока А). 1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ ? А. Берег Б. Сдобный В. Снова Г. Взморье 1) А и Г 2) Б и Г 3) Б и В 4) В и Г 2.В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) баловство 2) спешно 3) вместить 4) приятель 3. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный? 1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание 4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) бледнЫ 2) нАчаты 3) дОговор 4) зАвидно 5. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) началИсь 2) цемЕнт 3) Августовский 4) Эксперт
Морфемика. 1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) исцарапанный 2) взращенный 3) забытый 4) придумывая 2.В каком слове нет суффикса-н-? 1) уличный 2) болотный 3) масличный 4) отличный 3.В каком слове есть суффикс – [й] – со значением собирательности? 1) воронье (слетелось) 2) семья 3) гербарий 4) стайка
Грамматика. 1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в боку 2) звонче 3) знаменитые профессора 4) красивейший 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) без комментарий 2) билет с плацкартой 3) поздравить с Восьмым марта 4) основываясь на фактах 3. В каком предложении есть грамматическая ошибка в образовании формы слова? 1) Не бежите по эскалатору, не обгоняйте идущих впереди. 2) В две тысячи восьмом году будет проходить очередная Олимпиада. 3) Таксопарку требуются шоферы, хорошо знающие город. 4) На нашем факультете учатся будущие бухгалтеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе. Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению письму.
Очень часто в школу для слабовидящих приходят дети или совсем неподготовленные или слабо приготовленные к школе. Сейчас возрос уровень требований к детям, поступающим в школу. Если вы, родители, до 7 ...
Лекция-практикум с презентацией «Как помочь старшеклассникам подготовиться к экзаменам?»
laquo;Как помочь старшеклассникам подготовиться к экзаменам?»...
Как помочь старшекласснику подготовиться к ЕГЭ?
Материалы для родительского собрания....
Как подготовить старшеклассника к обучению и сдаче экзамена
Как подготовить старшеклассника к обучению и сдаче экзамена...
Как подготовить старшеклассника к успешной сдаче экзаменов
Рекомендации к подготовке к экзаменам....
Интервью. Как подготовиться, провести, подготовить к публикации
презентация к дистанционному занятию по программе "Основы журналистики". Интервью. Как подготовиться, провести, подготовить к публикации...
Как подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Аудирование. Типичные ошибки на экзамене.
Рекомендации о том, как лучше подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ....