Урок-игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА" по разделу "Лексикология"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка. Однако современный учитель-словесник понимает, что сегодня на уроках важно ещё и научить ребёнка находить ответы на различные лингвистические вопросы в многочисленных источниках информации (справочниках, словарях, материалах сети Интернет). Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.
Систематическая работа со словарём на уроках русского языка предусмотрена программами С.И. Львовой, М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой. Но словарик-приложение к учебнику не даёт учащимся возможности познакомиться с многообразием лексикографических источников. Школьники часто не знают, в каких словарях можно найти интересующую их информацию; испытывают трудности при поиске данных и при прочтении словарных помет и даже не догадываются, что работа со словарём может быть очень увлекательной.
В своей педагогической деятельности работе со словарём я уделяю большое внимание. Хочу поделиться опытом проведения урока по «Лексикологии», направленного на формирование поисково-аналитических навыков учащихся.
Цель предлагаемого урока: формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней. Материал может лечь в основу системы уроков.
Оборудование: словари разного типа, компьютерная презентация PowerPoint с интерактивными заданиями и встроенными электронными словарями. Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) и карточек с заданиями для учащихся позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж. Ж. Руссо Всё знать невозможно, но обо всём можно узнать. Китайская пословица
«Современный словарь иностранных слов» А.Н. Булыко; «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова; «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского; «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.
Рябинина Настя г. Мончегорск Смирнова Катя г. Кандалакша Алексеев Дима пос. Умба
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объясните, что такое азбучный принцип расположения материала в словаре?
Дикобраз Песец Лемур Росомаха Шимпанзе Лемминг Дикобраз Лемминг Лемур Песец Росомаха Шимпанзе
Граффити Жалюзи Каталог Ракушка Туфля Украинский Щавель Графф ú ти Жалюз ú Катал ó г Рак ý шка Т ý фля Укра ú нский Щав é ль
II РАУНД
Пользуясь материалами словарей, установите происхождение названий наук и определите значение неизвестных вам слов.
Естествознание Зоология Орнитология Нумизматика Филателия Образец: Антропология (греч.) – наука о происхождении человека
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Угадайте, иллюстрациями к каким фразеологизмам могут стать следующие рисунки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этот словарь лингвисты называют «жемчужиной русской лексикографии». С появлением этой книги в речевой практике закрепилось определение «толковый словарь». Созданный одним человеком, словарь включает более 200 тысяч слов.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля
В чёрном ящике находится словарь-ономастикон. Какую информацию он содержит?
В этом словаре слова «живут» семьями. Обычно слова «связаны» в цепочки и «обитают» в гнёздах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Современный словарь иностранных слов» А.Н. Булыко ; «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова; «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского; «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.
Всё знать невозможно, но обо всём можно узнать. Китайская пословица
А.Н. Булыко. Современный словарь иностранных слов Антропология (от греч. anthropos «человек» и logos «знание») – наука о происхождении человека. Астрономия (гр. astronomia < astron «звезда» + nomos «закон») – наука о строении и развитии небесных тел. Арифметика (греч. arithmetike , от arithmos «число») – область математики, изучающая простые числа и действия с ними. Бонистика (фр. bonistique) – наука, изучающая бумажные денежные знаки.
А.Н. Булыко. Современный словарь иностранных слов Ботаника (гр. botanike (techne)) – наука о растениях. Генетика (англ. genetics , от греч. genetikos – относящийся к происхождению ) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов. Зоология (от греч. zoon « человек » и logos «знание») – наука, изучающая животный мир. Инсектология ( от лат. insectum «насекомое») – наука о насекомых. Ихтиология (от греч. ichthys «рыба») – наука о рыбах.
А.Н. Булыко. Современный словарь иностранных слов Лингвистика (фр. linguiste ; от лат. lingua «язык» ) – наука о языке и речи. Нумизматика (от лат. numisma «монета») – наука о монетах, медалях, орденах и значках. Орнитология (от греч. ornis «птица») – наука о птицах. Филателия (фр. philatélie , от греч. phileo «люблю») - изучение марок, конвертов с марками и штампов. Физика (греч. phisis «природа») – наука, изучающая законы материального мира. Химия (от греч. chemeia «умение плавить металл») – наука, изучающая строение и свойства различных веществ.
М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка Естествознание. Исконно русское: знание о естестве; о том, что есть, существует. Наука о природе. История. Слово заимствовано через немецкий из лат. historia и долгое время употреблялось в виде гистория. Физика – через польск. fizyka из лат. physica «наука о природе» от греч. φύσις «природа» Химия - через польск. chimia из лат. chymia «химия» от греч. χυμεία «химия», χύμα «литьё металла», Языковедение. Исконно русское. Язык – праславянское: укр. язик , болг. език , чеш. jazyk . Наука о языке и речи.
« Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова
«Школьный фразеологический словарь русского языка» Дым коромыслом - шум, гам, беспорядок, суматоха. На Руси избы часто топили «по-черному»: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. По форме дыма предсказывали погоду. Идет дым «столбом», вверх - будет ясно; «волоком», по земле - к туману, дождю; извивается «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре. Непутёвый человек - легкомысленный, безалаберный, беспутный. В старину на Руси путем называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь-должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Так эта неодобрительная оценка и сохранилась. Подложить свинью - втихомолку подстроить какую-нибудь гадость, напакостить. По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.
Предварительный просмотр:
УРОК-ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по разделу «Лексикология»
Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка. Однако современный учитель-словесник понимает, что сегодня на уроках важно ещё и научить ребёнка находить ответы на различные лингвистические вопросы в многочисленных источниках информации (справочниках, словарях, материалах сети Интернет). Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.
Систематическая работа со словарём на уроках русского языка предусмотрена программами С.И. Львовой, М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой. Но словарик-приложение к учебнику не даёт учащимся возможности познакомиться с многообразием лексикографических источников. Школьники часто не знают, в каких словарях можно найти интересующую их информацию; испытывают трудности при поиске данных и при прочтении словарных помет и даже не догадываются, что работа со словарём может быть очень увлекательной.
В своей педагогической деятельности работе со словарём я уделяю большое внимание. Хочу поделиться опытом проведения урока по «Лексикологии», направленного на формирование поисково-аналитических навыков учащихся.
Цель предлагаемого урока: формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней. Материал может лечь в основу системы уроков.
Оборудование: словари, компьютерная презентация PowerPoint с интерактивными заданиями и встроенными электронными словарями. Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) и карточек с заданиями для учащихся позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.
Для блицтурнира необходимо приготовить «чёрный ящик», в который поместятся словари.
ХОД УРОКА
Слово учителя (СЛАЙД 1): Здравствуйте, ребята!
Мудрецы прошлого говорили: «Знать хорошее важнее, чем знать многое», «Всё знать невозможно, но обо всём можно узнать» (СЛАЙД 2 презентации учителя; СЛАЙД 1 презентации для учеников).
В наше время эрудит – не просто начитанный, образованный человек, а человек, умеющий учиться и получать новые знания, способный работать со справочной литературой. Верными друзьями любого любознательного человека, конечно же, являются словари. Мы неоднократно работали со словарями-книгами. А сегодня я предлагаю поработать с электронной версией словарей. ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД ЩЕЛЧКОМ МЫШИ (СЛАЙД 3 презентации учителя; СЛАЙД 2 презентации для учеников).
Перед вами книжная полка электронных словарей.
- «Современный словарь иностранных слов» А.Н. Булыко;
- «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова;
- «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского;
- «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.
Посмотреть материал любого словаря вы сможете, наведя курсор на название книги. Вернуться на «книжную полку» можно нажатием кнопки с изображением домика.
Справочный материал будет нам полезен, поскольку сегодня у нам не обычный урок, а урок-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (СЛАЙД 4 презентации учителя).
Против команды знатоков 5 класса играют телезрители Смирнова Катя, Алексеев Дима, Рябинина Настя (СЛАЙД 5 презентации учителя). Внимание на экран.
Первый раунд (СЛАЙД 6 презентации учителя).
Слово учителя: Против вас играет Дима Алексеев (СЛАЙД 7 презентации учителя).
Уважаемые знатоки, безусловно, вы не раз работали со справочной литературой. Объясните, что такое «азбучный принцип» расположения материала в словаре.
Ответ: Азбучный принцип сводится к тому, что материал в словаре (словарные статьи) располагается в алфавитном порядке.
Слово учителя: Проведём разминку (СЛАЙД 8 презентации учителя).
Задание: представьте, что вы пишите доклад и ищите информацию о животных. В какой последовательности будут располагаться статьи о следующих животных в энциклопедическом словаре:
- Дикобраз
- Песец
- Лемур
- Росомаха
- Шимпанзе
- Лемминг
(Ответ: Дикобраз, лемминг, лемур, песец, росомаха, шимпанзе).
Слово учителя: Вижу, вы хорошо ориентируетесь в материале словарей.
Внимание! Задание (СЛАЙД 9 презентации учителя). На карточках вам предложены слова. Многие сомневаются в том, как правильно произносить эти существительные. В каком словаре мы можем уточнить произношение слова?
Ответ: В орфоэпическом словаре.
Слово учителя: Откройте электронный орфоэпический словарь щелчком мыши. Расставьте в словах ударение, проверяя себя по словарю.
РЕБЯТА РАБОТАЮТ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, АКТИВИЗИРОВАВ ССЫЛКУ «ШКОЛЬНЫЙ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА» В.В. ЛЬВОВА.
Карточка 1. Расставьте в словах ударение, проверяя себя по словарю.
- Граффити
- Жалюзи
- Каталог
- Ракушка
- Туфля
- Украинский
- Щавель
(Ответ: граффúти, жалюзú, каталóг, ракýшка, тýфля, украúнский, щавéль).
Слово учителя: Верно. Счёт 1:0 в пользу знатоков.
Раунд второй (СЛАЙД 10 презентации учителя).
Слово учителя: Внимание на экран. Против вас играет Смирнова Катя (СЛАЙД 11 презентации учителя).
Слово учителя: Какие слова мы называем заимствованными?
Ответ: Слова, которые пришли в русский язык из других языков, называются заимствованными.
Слово учителя: В каких словарях можно найти информацию об истории заимствованных и исконно русских слов?
Ответ: Существуют этимологические словари и словари иностранных слов.
Слово учителя: На вашей книжной полке электронных словаре есть эти словари.
Задание (СЛАЙД 12 презентации учителя). Даны слова – названия наук. Пользуясь материалами словарей, выясните и укажите особенности происхождения каждого слова, уточните, что изучают названные науки. Сделайте краткие записи на карточках.
РЕБЯТА РАБОТАЮТ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, АКТИВИЗИРОВАВ ССЫЛКИ «СОВРЕМЕННЫЙ СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ» А.Н. БУЛЫКО И «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА» М. ФАСМЕРА.
Карточка 2.
Естествознание
Зоология
Орнитология
Нумизматика
Филателия
Оформите краткую запись по образцу: Антропология (греч.) – наука о происхождении человека.
Слово учителя: Счёт 2:0.
Третий раунд (СЛАЙД 13 презентации учителя).
Слово учителя: Против знатоков играет Рябинина Настя (СЛАЙД 14 презентации учителя).
Слово учителя: Что такое фразеологизмы?
Ответ: Фразеологизм – это устойчивый оборот, имеющий переносное значение.
Слово учителя: Откройте электронный фразеологический словарик.
РЕБЯТА РАБОТАЮТ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, АКТИВИЗИРОВАВ ССЫЛКУ «ШКОЛЬНЫЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА» Н.М. ШАНСКОГО
Слово учителя: Просмотрите предложенные словарные статьи. Какие фразеологизмы могут быть проиллюстрированы следующими картинками? (СЛАЙД 15 презентации учителя) Какова история происхождения предложенных устойчивых оборотов?
Слово учителя: Счёт 3:0.
Чёрный ящик.(СЛАЙД 16)
Слово учителя: В нашем Чёрном ящике, конечно, находятся словари. Угадайте, о каких именно книгах идёт речь. За каждый правильный ответ команда получит один балл.
БЛИЦТУРНИР.
- Этот словарь лингвисты называют «жемчужиной русской лексикографии». С появлением этой книги в речевой практике закрепилось определение «толковый словарь».
Созданный одним человеком, словарь включает более 200 тысяч слов (СЛАЙД 17 презентации учителя).
(«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля) (СЛАЙД 18 презентации учителя).
- В чёрном ящике находится словарь-ономастикон. Какую информацию он содержит? (СЛАЙД 19 презентации учителя)
(Ономастика – лингвистическая дисциплина, которая изучает имена собственные. Словари-ономастиконы содержат информацию об истории имён, фамилий, рассказывают о том, почему то или иное название получили различные географические объекты, космические тела и т.д.)
- В этом словаре слова «живут» семьями. Обычно слова «связаны» в цепочки и «обитают» в гнёздах (СЛАЙД 20 презентации учителя)
(Словообразовательный словарь)
Слово учителя: Подведём итог (СЛАЙД 21 презентации учителя). Сегодня в нашей игре со счётом ___ победила команда знатоков.
Хочу отметить работу на уроке следующих учеников:____________________ - и вручить Сертификат на «5».
Спасибо за работу!
Список литературы:
«Современный словарь иностранных слов» А.Н. Булыко;
«Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова;
«Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского;
«Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"
Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики. игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...
Комментарии
Необходимо части презентации
Необходимо части презентации объединить. В этом случае нумерация слайдов в плане-конспекте урока совпадёт с последовательность слайдов в презентации учителя.
Ученики и учитель работают с разными презентациями.
Отличный урок!
Отличный урок!