5 класс итоговые диктанты
тест по русскому языку (5 класс) по теме

итоговые контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnyy_diktant_konec_goda.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)

В-1

Скоро весна

В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки..  Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.  

Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.

Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.

Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.

Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)

по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»

В-2

Русский лес

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
      В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
      Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
      Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми - они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника. 

  Но скворцы - хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.

(По А. Куприну)

(98 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Какова роль первых предложений каждого абзаца? Определите тему текста. Озаглавьте текст.

  2) Выпишите слова с орфограммой "Буквы после шипящих". Распределите их по группам: буквы о, е после шипящих; буквы а, и, у после шипящих; мягкий знак после шипящих.

  3) Найдите в тексте слова с орфограммами "Буквы и, ы после ц", "Буквы о, е после ц". Объясните написание этих слов.

 

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1080-------5-----.html

ЗНОЙНЫЙ ПОЛДЕНЬ

  Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно.

  Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда.

  Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!

(По С. Аксакову)

(89 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Определите по толковому словарю значение слов нега, льгота (в словосочетаниильгота телу).

  2) Выделите безударные окончания глаголов настоящего времени, определите их сопряжение.

  3) Выпишите слова с чередованием гласных в корне, выделите корень, подберите однокоренные слова.

  4) Какие виды предложений по интонации вы знаете? При ответе используйте примеры предложений из текста.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1081-------5---.html

МАЛАЯ РОДИНА

  Вот пишут: "Малая родина...". Но что это такое? Где ее границы? Как исчислить, измерить, обскакать?

  По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

  Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

  Конечно, у каждого человека есть своя малая родина.

  Но такого окоемного обиталища хватает всем, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.

(По Е. Носову)

(110 слов)

 

  Задания к тексту (на выбор учащихся):

  1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;

  - отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;

  - выпишите из текста многозначные, устаревшие слова; слова, образованные автором. Какова их роль в тексте?

  - найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?

  - с помощью подбора однокоренных слов объясните значение слова окоем;

  2) Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

  - выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

 

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1082-------5---.html

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления. 

  Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

  На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.

  Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.

(По А. Волкову)

(96 слов)

 

  Задания к тексту (на выбор учащихся):

  1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;

  - с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?

  - с помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое - текст?

  - какую роль в тексте играют слова с переносным значением? Назовите их.

  2) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);

  - составьте схемы сложного предложения и предложения с однородными членами;

  - графически объясните орфограммы и пунктограммы.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1085-------5-----.html

Грибной поход

В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.

Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.

Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.

Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.

Грамматическое задание:

  1. Выполнить синтаксический разбор предложений:  1 вариант - Грибы мы срезали...      

 2 вариант - Ветер играл...

  1. Выписать однокоренные слова. Какой частью речи являются эти слова? Записать формы одного из однокоренных слов.

http://algol.ucoz.ru/index/kontrolnye_diktanty_5_klass/0-30

Летнее утро поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.
   Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.
   Подосиновик - гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять.
   И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (97 слов). (По Г.Скребицкому)

Грамматическое задание

1.     Выполнить фонетический разбор слов: сизую (1 вариант), яркую (2 вариант).

2.     Выполнить разбор слова по составу: расстилается, подберёзовик(1 вариант), вылезает, подосиновик (2 вариант).

3.     Выполнить морфологический разбор слов: поднимает, (за)грибами(1 вариант), живёт, шляпку (2 вариант).

4.     Выполнить синтаксический разбор предложения: Летнее утро ... (1 вариант)   Живёт он... (2 вариант)

http://algol.ucoz.ru/index/kontrolnye_diktanty_5_klass/0-30

Весной

   Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.

    Внезапно темнеет от туч небо. В тёплом воздухе воцаряется тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который нужен растениям.

   Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. Дрозды набирают в клюв жидкую глину, сухие травинки. Они строят свой дом.

1.Разберите по членам предложение: Внезапно темнеет от туч небо(1 вар.); В тёплом воздухе воцаряется тишина ( 2 вар.).

2.Разберите по составу слова: нарастает, зимнего, травка ( 1 вар.), травинка, набирают, ранней ( 2 вар.).

3.Укажите падежи существительных в 3-м ( 1 вар.) и предпоследнем (2 вар.) предложениях.

4.Морфологический разбор глаголов: строят ( 1 вар.), слышится ( 2 вар.).

На охоте.

Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.

  Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу. Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»

  Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица тяжело метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш.

  1. Укажите склонение существительных и спряжение глаголов из 1-го предложения.
  2. Выпишите два словосочетания, соответствующие схемам        

прил. + сущ. глагол + сущ.

  1. Разберите по составу слова лесная, ветерок (1 вар.), охотник, нависли ( 2 вар.).
  2. Обозначьте цифрами количество звуков и букв в словах местность ( 1 вар.), тростника ( 2 вар.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые диктанты за 5,6 классы по русскому языку

Варианты итоговых контрольных диктантов для 5-6 классов по русскому зыку по программе М.Т. Баранова...

итоговый диктант по русскому языку 6 класс

Итоговый диктант по русскому языку за курс 6 класса....

Итоговый диктант 5 класс

Итоговый диктант для 5 класса...

Итоговый диктант 6 класс

Итоговый диктант по русскому языку в 6 классе...

Итоговый диктант 7 класс

Итоговый диктант по русскому языку в 7 классе...

География 8 класс. Итоговый диктант "Природа России""

С помощью этого диктанта можно легко и быстро проверить основные знания общего раздела "Природа России"...