5 класс итоговые диктанты
тест по русскому языку (5 класс) по теме
итоговые контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnyy_diktant_konec_goda.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
В-1
Скоро весна
В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки.. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.
Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.
Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.
Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.
Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»
В-2
Русский лес
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми - они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника.
Но скворцы - хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.
(По А. Куприну)
(98 слов)
Задания к тексту:
1) Какова роль первых предложений каждого абзаца? Определите тему текста. Озаглавьте текст.
2) Выпишите слова с орфограммой "Буквы после шипящих". Распределите их по группам: буквы о, е после шипящих; буквы а, и, у после шипящих; мягкий знак после шипящих.
3) Найдите в тексте слова с орфограммами "Буквы и, ы после ц", "Буквы о, е после ц". Объясните написание этих слов.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1080-------5-----.html
ЗНОЙНЫЙ ПОЛДЕНЬ
Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно.
Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда.
Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!
(По С. Аксакову)
(89 слов)
Задания к тексту:
1) Определите по толковому словарю значение слов нега, льгота (в словосочетаниильгота телу).
2) Выделите безударные окончания глаголов настоящего времени, определите их сопряжение.
3) Выпишите слова с чередованием гласных в корне, выделите корень, подберите однокоренные слова.
4) Какие виды предложений по интонации вы знаете? При ответе используйте примеры предложений из текста.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1081-------5---.html
МАЛАЯ РОДИНА
Вот пишут: "Малая родина...". Но что это такое? Где ее границы? Как исчислить, измерить, обскакать?
По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
Конечно, у каждого человека есть своя малая родина.
Но такого окоемного обиталища хватает всем, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.
(По Е. Носову)
(110 слов)
Задания к тексту (на выбор учащихся):
1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
- отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;
- выпишите из текста многозначные, устаревшие слова; слова, образованные автором. Какова их роль в тексте?
- найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?
- с помощью подбора однокоренных слов объясните значение слова окоем;
2) Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
- выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1082-------5---.html
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.
Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.
(По А. Волкову)
(96 слов)
Задания к тексту (на выбор учащихся):
1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
- с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?
- с помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое - текст?
- какую роль в тексте играют слова с переносным значением? Назовите их.
2) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);
- составьте схемы сложного предложения и предложения с однородными членами;
- графически объясните орфограммы и пунктограммы.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1085-------5-----.html
Грибной поход
В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.
Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор предложений: 1 вариант - Грибы мы срезали...
2 вариант - Ветер играл...
- Выписать однокоренные слова. Какой частью речи являются эти слова? Записать формы одного из однокоренных слов.
http://algol.ucoz.ru/index/kontrolnye_diktanty_5_klass/0-30
Летнее утро поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.
Подосиновик - гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (97 слов). (По Г.Скребицкому)
Грамматическое задание
1. Выполнить фонетический разбор слов: сизую (1 вариант), яркую (2 вариант).
2. Выполнить разбор слова по составу: расстилается, подберёзовик(1 вариант), вылезает, подосиновик (2 вариант).
3. Выполнить морфологический разбор слов: поднимает, (за)грибами(1 вариант), живёт, шляпку (2 вариант).
4. Выполнить синтаксический разбор предложения: Летнее утро ... (1 вариант) Живёт он... (2 вариант)
http://algol.ucoz.ru/index/kontrolnye_diktanty_5_klass/0-30
Весной
Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.
Внезапно темнеет от туч небо. В тёплом воздухе воцаряется тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который нужен растениям.
Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. Дрозды набирают в клюв жидкую глину, сухие травинки. Они строят свой дом.
1.Разберите по членам предложение: Внезапно темнеет от туч небо(1 вар.); В тёплом воздухе воцаряется тишина ( 2 вар.).
2.Разберите по составу слова: нарастает, зимнего, травка ( 1 вар.), травинка, набирают, ранней ( 2 вар.).
3.Укажите падежи существительных в 3-м ( 1 вар.) и предпоследнем (2 вар.) предложениях.
4.Морфологический разбор глаголов: строят ( 1 вар.), слышится ( 2 вар.).
На охоте.
Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.
Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу. Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»
Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица тяжело метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш.
- Укажите склонение существительных и спряжение глаголов из 1-го предложения.
- Выпишите два словосочетания, соответствующие схемам
прил. + сущ. глагол + сущ.
- Разберите по составу слова лесная, ветерок (1 вар.), охотник, нависли ( 2 вар.).
- Обозначьте цифрами количество звуков и букв в словах местность ( 1 вар.), тростника ( 2 вар.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговые диктанты за 5,6 классы по русскому языку
Варианты итоговых контрольных диктантов для 5-6 классов по русскому зыку по программе М.Т. Баранова...
итоговый диктант по русскому языку 6 класс
Итоговый диктант по русскому языку за курс 6 класса....
Итоговый диктант 5 класс
Итоговый диктант для 5 класса...
Итоговый диктант 6 класс
Итоговый диктант по русскому языку в 6 классе...
Итоговый диктант 7 класс
Итоговый диктант по русскому языку в 7 классе...
Подготовка к итоговому диктанту в 5 классе. Диктант
Методическая разработка...
География 8 класс. Итоговый диктант "Природа России""
С помощью этого диктанта можно легко и быстро проверить основные знания общего раздела "Природа России"...