ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Материалы в помощь учителю и ученику для подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_v8.doc | 32.5 КБ |
kak_pisat_sochinenie.doc | 43.5 КБ |
kontrolnaya_rabota.doc | 94.5 КБ |
rabota_s_tekstom.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
В.8.
1. От застенчивости в основном страдают в основном те, у кого уверенность в себе – свойство личности. 2. Такой человек больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо, и для него очень сложно сделать выбор. 3. разнообразие не радует, а напрягает его: при множестве вариантов он не уверен, что сможет сделать оптимальный выбор. 4. Происходит это потому, что застенчивым свойственно изначально подвергать все сомнению, в том числе и свои собственные слова и поступки.
5. Представьте себе школьный класс. 6. Идет урок, на доске записана задача. 7. Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу несколькими способами. 8. И тут его вызывают к доске. 9. Петров понимает, что учителю нужен только один способ решения. 10. Но какой из найденных способов самый лучший? 11. Он этого не узнает, пока не испробует все. 12. В уме это сделать трудно. 13. Поэтому Петров медленно идет к доске, медленно берет мел, вертит этот мел в руках… и молчит.
14. Ему нужно выбрать из всех способов один, самый лучший. 15. А тем временем потерявший терпение учитель ставит ему два и вызывает Сидорова, который в это время играл с соседом по парте в «морской бой» и, только услышав собственную фамилию, вскочил, не понимая, чего от него хотят. 16. Однако тут же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь соседа, увидел там начало решения задачи. 17. И, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил.
18. Тут звенит звонок, учитель довольно смотрит на доску и говорит: «Молодец, Сидоров, пять! А ты, Петров, учись!»
19. У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени.
20. Особенно остро проявляется застенчивость в новой компании, где опять придется оказаться в тяжелой ситуации выбора в дефиците времени. 21. Не уж, лучше побыть одному. 22. Пусть уж лучше сочтут застенчивым, чем тугодумом…
23. Но давайте зададимся вопросом: почему? 24. Почему человек так боится ошибиться в выборе – ведь никакого наказания за этим не последует? 25. Оказывается, у всех застенчивых людей есть свой, личный «контролер», под чьим влиянием они так или иначе находятся. 26. Это или родители, или старший товарищ (подруга)… 27. И значимость этой – такой уверенной во всем – личности в жизни несчастного застенчивого, которого постоянно раздирают сомнения, настолько высока, что он постоянно словно чувствует рядом присутствие своего «экзаменатора»…
Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
«Застенчивость – положительное или отрицательное свойство личности? ________ «несчастный застенчивый» в 27 предложении и такой прием, как _________(предложения 13, 14-16, 17), показывают, на чьей стороне симпатии автора. _______________(предложение 21, 22) дает возможность понять, что испытывает застенчивый человек, а __________в 13 предложении – увидеть его манеру действовать в подобных случаях.
Список терминов:
1. риторическое обращение, 2. эпитет, 3. синтаксический параллелизм, 4. лексический повтор, 5. несобственно-прямая речь, 6. фразеологизм, 7. антонимы, 8. метонимия.9. противопоставление.
В.8.
1. Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. 2. На теневой стороне было еще нежарко, солнечные стрелы сквозили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах.3. Пахло влажным асфальтом. 4. Везде было по-утреннему легко, свободно…
5. Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потертых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устремлен вперед.6. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.
7. Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого.8. И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натренированные, неумолимые в своей самонадеянности, что, пораженный грубостью, вспыхнув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: «Извинения надо просить, черт побери!»
9. А парень в потертых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка покачивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. 10.И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозмутимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным.11.Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равнодушно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием другого человека, как сказал бы бесцветным голосом: «Я не понимаю что вам от меня нужно?» - и тут же нанес этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться.
12. Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал решительностью, но страх перед волей более храброго остановил его.13. Парень, морщась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой.
14. В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что все-таки требовало найти оправдание.
15. И вголове проносились мысли: «За что он меня? 16. Позавидовал белым брюкам или более модной прическе? 17. Доказал, что он сильнее меня?18.Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?»
Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
«Автор выражает свое отношение к героям с помощью____________(твердый, жесткий взгляд, унизительное бессилие, бесцветным голосом, глупой силой). Понять характер героев помогают такие приемы и тропы, как_______________(в предложении6),_________
(мускулы… неумолимые в своей самонадеянности), Состояние оскорбленного человека передано_________вспыхнув… гневом…»
Список терминов:
1.анафора.2.эпитеты.3.противопоставление.4.метафора.5.парцелляция.6.парадокс.7.синтаксический параллелизм8.сравнительный оборот.9.олицетворение.
Предварительный просмотр:
1. Памятка по написанию ЕГЭ часть С1.
Часть 3 – это задание с развернутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе предложенного текста.
2. Как писать сочинение.
Объем сочинения не менее 150 слов.
Структура сочинения. | Как писать каждый абзац. |
1. Проблема. | Именительное существительное. Н-р:Красота. Нравственность. Память. Можно добавить три вопроса по тексту. Н-р: Красота. Что такое красота? Какую роль она играет в жизни человека? И т.д. Ответы на эти вопросы я ищу в тексте…, где поднимается такая проблема… |
2. Комментарий к сформулированной проблеме. (разъяснение). | Под проблему подобрать материал из текста (5 предложений) Н-р: 1.автор говорит(рассказывает, рассуждает, объясняет, заставляет задуматься). Можно и так:2. с горечью говорит, восхищенно говорит, восклицает, с иронией, с сожалением. 3. Размышляя о проблеме…, автор говорит…, вводит такие понятия…. Автор восхищенно пишет… |
3. Позиция автора. | Найдите ответ на вопрос: Как автор относится к той истории, которую рассказывает? Н-р: Позиция автора мне понятна. Автор прямо высказывает свою позицию… Нельзя не понять позицию автора… |
4. Своя позиция. | Почему? Потому что. Я согласен с автором и полагаю, что… ( Почему я так считаю) Во-первых, меня убеждает …(пример из произведения. По структуре – это одно предложение) Во – вторых, подтверждение моей мысли может служит (жизненный факт) история моей семьи, в которой…. |
5. Вывод. | Спроецируй проблему на себя . Я надеюсь, что на протяжении всей своей жизни… |
3. Пути нахождения проблемы.
Проблема – вопрос, который исследуется автор, следовательно, текст – это иллюстрация к этому вопросу.
Круг проблем: социальные, нравственные, семейные.
1. Прием самопересказа: составь черновой план и перескажи по нему.
2. Найди ключевые слова – это слова важные для понимания смысла, найди существительное с прилагательным, которые повторяются. (ключевое слово может пройти от начала и до конца текста).
3. Если то, что ты сформулируешь, ложится на заголовок, то это и есть проблема текста.
Исходный текст.
1. Поговорим о брезгливости. 2. Тема эта в сегодняшней России особенно актуальна.3. Откуда она вообще взялась?
4. Брезгливость – плод цивилизации и культуры.5. Это легко подтверждается на примере ребенка. 6.Маленький ребенок в состоянии полуразумности, как маленький дикарь, тянет в рот все, что попадает ему под руку.7.Позже, наученный окружающими людьми, он усваивает уровень брезгливости своего времени.
8. Как наглядно, что физическая брезгливость человека развивается вместе с цивилизацией, и какая драма человечества, что нравственная брезгливость нисколько не развивается вместе с ней!9. Здесь чистое тянется к чистому, но и грязное тянется к чистому, чтобы запачкать его, чтобы почесаться о него, как свинья о дерево.
10. Нравственная брезгливость связана с прирожденным нравственным слухом.
11.Слух этот, если он есть, поддерживается культурой.
12. Я предполагаю, что нравственная брезгливость в человеке развивалась вместе с религией и культурой.13. Не обязаны ли мы более всего Евангелию за то отвращение, которое испытываем к предательству? 14. Образ Иуды стал нарицательным.15. И хотя поток доносов достаточно мощен до сих пор, не был бы он еще более мощным, если бы люди не содрогались, уподобляя себя Иуде?
16. настоящее художественное произведение не может обойтись без этического напряжения.17. Читая настоящую литературу, мы не только наслаждаемся красотой, но и невольно развиваем в себе нравственные мускулы.18. И в этом, грубо говоря, практическая польза культуры.
19. Но и культура таит в себе свою трагедию. 20. До тех, кому она нужнее всего, до широких народных масс, она доходит медленно, слишком медленно. 21. Культурой в основном пользуются культурные люди. 22. В этом ее трагедия.
23. Как ее преодолеть – вопрос грандиозной сложности, который должно пытаться разрешить общество в целом и государство.24. Техническое развитие человеческого ума вырвалось вперед, оторвалось от культуры и грозит человечеству гибелью то ли от рук террористов, то ли от рук безумного диктатора, овладевшего атомным оружием. 25. То ли просто от нового варварства вседозволенности псевдокультуры, которой народ пичкают глупые книги и средства массовой информации и которую народ активно поглощает и потому, что она примитивная, и потому, что она поощряет низменные человеческие инстинкты. 26. Проявляя нравственную брезгливость, мы должны уже сегодня с этой псевдокультурой бороться беспощадно.
Задание: Сформулировать проблемы текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Проблема:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Комментарий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Позиция автора______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Своя позиция___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Контрольная работа.
Вариант №1.
А9. Укажите верную характеристику предложения.
К началу 19 века выросло два «непростых поколения» дворян, сформировалась новая порода людей, преисполненных чувства собственного достоинства и берегущих честь пуще зеницы ока.
1. простое осложненное. 2. СПП. 3. БСП. 4. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику в предложении слова ЛИШЬ.
Лишь в 1762 году это сословие вышло из-под крепостной зависимости государства.
1.предлог. 2. наречие. 3. союз. 4. частица.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1.контр_гра, дез_нфекция, без_инициативно.
2. зав_южить, обез_яна, с_едобный
3. пр_одолеть, пр_тензии, пр_вратиться
4. бе_сконечный, Ра_буженный, и_черпать.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Войдешь в дом () и тебя обдаст родным запахом, знакомым с детства.
1.прстое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая не нужна.
2. ССП, пред союзом И запятая не нужна.
3. ССП, пред союзом И запятая нужна.
4. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В1. Определите способ образования слова ИСКОСА.
1.приставочно-суффиксальный.
2. приставочный
3. суффиксальный.
4. безаффиксный.
В4. Среди предложений 19-25 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
19. В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы. 20. «Вот и все!» - сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. 21. В зоологический музей нашего университета можно сходить самостоятельно. 22. Вот вам программа для поступающих. 23. Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. 24. Приходите. 25. Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.
В5. Среди предложений25-31 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
25. Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.26. Я был весьма озадачен. 27. Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне понравилось? 28. Что мне показалось не тем? 29. Чего я ожидал? 30. Что же не то? 31. И понял я, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый.
В6. Среди предложений 1-7 найдите СПП с придаточным условия. Напишите номера этих предложений.
1.Мне хотелось быть студентом.2. Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно. 3.В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. 4. Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы. 5. Первым делом я пошел на день открытых дверей биологического факультета. 6. Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснется во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя.7.А если мне еще скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ ученого-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюль-верновского Паганеля, то я брошу всякие сомнения.
В7.Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы, союза и наречия. Напишите номер этого наречия.
Контрольная работа.
Вариант №2.
А9. Укажите верную характеристику предложения.
Не представляется странным, что те школьники, которые показали лучшие результаты, отвечая на «математическую часть экзамена», преуспели в науке, технологии, инженерии и математике.
1.сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
2. ССП
3. СПП
4. простое, осложненное обособленным определением.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику в предложении слова НАИЛУЧШИЕ.
Авторы исследования проследили биографии примерно трех тысяч человек, которые сдавали этот экзамен четверть века назад и попали в один процент показавших наилучшие результаты.
1. действительное причастие.
2. страдательное причастие.
3. прилагательное в превосходной степени.
4. наречие в превосходной степени.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. _даться, ра_дарить, и_бежать
2. пр_чудливый, пр_хотливый, пр_небрегать
3.без_глый, без_скусный, с_змала.
4.под_брать, пр_медлил, з_стрелил.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Словосочетание «сила воли» исчезло не только из обыденного лексикона, но и из учебников психологии () и вместо него появилось слово «мотивация».
1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. ССП, перед союзом И нужна запятая
3. простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая
4. . ССП, перед союзом И не нужна запятая
В1. Определите способ образования слова ВЗДОХ.
1. бессуфиксный.
2. приставочный
3. суффиксальный.
4. приставочно-суффиксальный.
В4. Среди предложений 1-6 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого предложения.
1. То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде.2. Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами.3.И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город.4. Это не затишье, здесь наступил мир – глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда. 5. И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. 6.Вчера никто бы не обратил на него внимания – бои идут, земля горит, - но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.
В5. Среди предложений 13-17 найдите предложение с обособленным нераспространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
13.Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.14.Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз.15.Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода.16.Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.17. Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться – кирпично-раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку.
В6. Среди предложений 8-13 найдите СПП с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
8.Горел вместе с раненым.9.Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу.10.Она обмершая, замороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается - темные куски.11.И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный – то падали вместе с койками раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться. 12. А многие успели выбраться. 13.Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.
В7. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
12. А многие успели выбраться. 13.Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох. 13.Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.14.Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз.15.Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода.16.Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.
Контрольная работа.
Вариант №3.
А9. Укажите верную характеристику предложения.
Ее лечебные свойства были открыты случайно в 1928 году, когда ассистент шотландского биолога Александра Флеминга забыл закрыть окно на ночь, и утром оказалось, что некие споры покрыли образцы стафиллококов в открытом контейнере.
1. сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями.
2. сложное с подчинительной и бессоюзной связью между частями.
3. СПП.
4. сложное с подчинительной , сочинительной и бессоюзной связью между частями.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику в предложении слова ОТКРЫТОМ.
Ее лечебные свойства были открыты случайно в 1928 году, когда ассистент шотландского биолога Александра Флеминга забыл закрыть окно на ночь, и утром оказалось, что некие споры покрыли образцы стафиллококов в открытом контейнере.
1. действительное причастие.
2. страдательное причастие.
3. качественное прилагательное
4. деепричастие.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. ар_ергард, об_ект, с_ехал
2. воз_меть, без_мянный, пред_нфарктный.
3. пр_зентация, пр_ломление, пр_баутка
4. во_делать, во_седать, ра_грести.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Способность полемистов правильно формулировать вопросы () и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора.
1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
2. ССП, перед союзом И не нужна запятая
3. ССП, перед союзом И нужна запятая
4. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В1. Определите способ образования слова УДАРОВ.
1. бессуфиксный.
2. приставочный
3. суффиксальный.
4. приставочно-суффиксальный
В4. Среди предложений 1-9 найдите простые односоставные безличные. Напишите номера этих предложений.
1. Шестидесятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и ничего не читает.2.Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? 3.Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни! 4.Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну.5.Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое дает настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя.6. Неужели телевизор и компьютерные игры победили? 7.И нельзя же все время читать ему вслух. 8. Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! 9.Более того, он был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами.
В5. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.
1. Шестидесятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и ничего не читает.2.Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? 3.Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни! 4.Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну.5.Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое дает настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя.6. Неужели телевизор и компьютерные игры победили? 7.И нельзя же все время читать ему вслух.
В6. Среди предложений 53-59 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
53.Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шел к победе.54.В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным. 55.Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать. 56. «Эта ракетка соскальзывает с руки, - крикнул он, - я пойду возьму запасную».57.И побежал домой. 58. Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его.59. Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.
В7. Среди предложений 50-56 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
50. Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. 51. Однако сын порядочно загнал его своими подачами.52. Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. 53.Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шел к победе.54.В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным. 55.Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать. 56. «Эта ракетка соскальзывает с руки, - крикнул он, - я пойду возьму запасную».
Контрольная работа.
Вариант №4.
А9. Укажите верную характеристику предложения.
6 июня 1976 года школьники Соуэто – черного пригорода белого Йоханнесбурга – вышли на демонстрацию протеста против второсортного образования, на которое они были обречены.
1. СПП.
2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью.
3. сложное с сочинительной и бессоюзной связью.
4. простое осложненное.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАССТРЕЛЯНА в предложении: Демонстрация была расстреляна полицией.
1.глагол.
2.краткое прилагательное
3. страдательное причастие.
4. действительное причастие.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. от_грать, оь_ндеветь, дез_нформация.
2. пр)стыдить, беспр_миерный, пр_одолеть.
3. _держать, _биться, сни_хождение.
4. от_брать, д_стать, пр_бабушка.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Под этими знаменитыми вековыми дубами Пушкин гулял () и Анна Керн слышала признания великого поэта.
1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
2. ССП, перед союзом И не нужна запятая, так как есть общий второстепенный член предложения.
3. ССП, перед союзом И нужна запятая
4. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В1. Определите способ образования слова ВЫБОР.
1. бессуфиксный.
2. приставочный
3. суффиксальный.
4. приставочно-суффиксальный.
В4. Среди предложений 21-27 найдите сложное, в состав которого входит(-ят) односоставное(-ые) неопределенно-личное(-ые). Напишите номер этого сложного предложения.
21. Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения.22.Иногда – любобытные.23.Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены.24.Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми.25. Вот случай, поразительный по яркости.26.Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман.27. Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак.
В5. Среди предложений 30-34 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.
30. И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов прозы 20 века.31.Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом.32.Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?33.Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем.34.А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)?
В6. Среди предложений 5-8 найдите СПП с однородным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.
5. Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов.6.Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.7. Три четверти, что и говорить, очень много. 8. Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности.
В7. Среди предложений 6-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
6.Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.7. Три четверти, что и говорить, очень много. 8. Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности.9.Да, мы здорово зависим от судьбы.10.Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
Контрольная работа.
Вариант №5.
А9. Укажите верную характеристику предложения.
Ученый полагал, что если можно передавать переменный ток по проводам, если существуют электрические устройства, которые передают электромагнитные волны, значит, можно передать энергию в любое место, и он искал способ ее передаси без проводников.
1. СПП.
2. сложное с подчинительной и сочинительной связью.
3. сложное с бессоюзной и сочинительной связью.
4. сложное со всеми видами связи.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЕСЬ из предложения: Эта же система могла бы транслировать на весь мир сигналы точного времени.
1. указательное местоимение.
2. частица.
3. определительное местоимение.
4. производный предлог.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. нед_любить, д_срочно, поз_вчера.
2. пр_стрелка (оружия), пр_возносить, пр_манка.
3. меж_здательский, свер_зысканный, контр_гра.
4. _бежать, Ра_гореться, во_дать.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Уже давно смеркалось () и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.
1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
2. ССП, перед союзом И не нужна запятая.
3. ССП, перед союзом И нужна запятая
4. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В1. Определите способ образования слова НЕРАЗЛУЧНОЙ.
1. приставочно-суффиксальный.
2. приставочный
3. суффиксальный.
4. бессуфиксный.
В4. Среди предложений 27-33 найдите сложное, в состав которого входят безличное, определенно-личное и неопределенно-личное предложения. Напишите номер этого предложения.
27.Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку.28.И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.29.А эта книга…30.Колёк, да я бы отдал тебе всю библиотеку!31.Да мы бы всё тебе отдали.32.Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета.33. Боль стал моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
В5. Среди предложений 16-24 найдите предложение с обособленным определение и обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
16. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял е1 в руки.
17.-Санёк, глянь!- толкнул меня Петка.18.Я от возмущения разинул рот.19.Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.20.Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
-Спасибо за подарок!
21.-Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
22. Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу.23.Все засмеялись.24. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
В6. Среди предложений 27-33 найдите СПП с последовательным, однородным и параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
27.Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку.28.И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.29.А эта книга…30.Колёк, да я бы отдал тебе всю библиотеку!31.Да мы бы всё тебе отдали.32.Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета.33. Боль стал моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
В7. Среди предложений 8-12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
8. В это время в класс вошел мой сосед по парте – Колька Бабушкин.9.Носатый, долговязый, нескладный…10.У него не было отца.11.Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.12. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
Предварительный просмотр:
Бессилие.
1. он шел по Невскому проспекту, в одиннадцатом часу утра. 2. На теневой стороне было еще нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. 3. Пахло влажным асфальтом. 4. Везде было по-утреннему легко, свободно…
5. Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потертых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устремлен вперед. 6. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.
7. Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого. 8. И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натренированные, неумолимые в своей самонадеянности, что, пораженный грубостью, вспыхнув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: «Извинения надо просить, черт побери!»
9. А парень в потертых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка покачивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. 10.И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозмутимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным.11.Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равнодушно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием другого человека, как сказал бы бесцветным голосом: «Я не понимаю что вам от меня нужно?» - и тут же нанес этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться.
12. Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал решительностью, но страх перед волей более храброго остановил его.13. Парень, морщась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой.
14. В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что все-таки требовало найти оправдание.
15. И в голове проносились мысли: «За что он меня? 16. Позавидовал белым брюкам или более модной прическе? 17. Доказал, что он сильнее меня?18.Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?»
19…
1. Какое предложение должно стоять на месте предложения 19
1) В состоянии неудовлетворенного возмездия он все ругал себя за внезапную робость, уже не радовало солнечное июльское утро, с его влажноватым воздухом, зеркальными витринами, летним взглядом встречных девушек…
2) В состоянии неудовлетворенного возмездия он не подумал, однако, что оба они, победивший и побежденный, в коротком уличном бою первобытных самолюбий, предстали вдруг жалкими, мелкими, ничтожными особями мужского пола в этом солнечном мире июльского утра, с его влажноватым воздухом, зеркальными витринами, летним взглядом встречных девушек…
3) В состоянии неудовлетворенного возмездия он с размаху разбил витрину небольшого магазина и из солнечного мира июльского утра, с его влажноватым воздухом, летним взглядом встречных девушек, попал прямо в ближайшее отделение милиции.
4) В состоянии неудовлетворенного возмездия он стал задирать прохожих, не замечая больше красок солнечного июльского утра, с его влажноватым воздухом, зеркальными витринами, летним взглядом встречных девушек, и многим, случайно оказавшимся рядом, испортил радостное настроение.
2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?
1) повествование и описание.
2) повествование и рассуждение.
3) рассуждение
4) описание.
3. В каком предложении употреблены антонимы)
1 )-4; 3) – 11;
2 )-8; 4) - 12
4. Укажите способ слова БЕЗНАКАЗАННОСТИ (предложение 11)
5. Из предложений 12-14 выпишите все союзы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РОЛЬ ЖЕРТВЫ (предложение 11)___________________________________________________________________________
7. Среди предложений 9-14 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно – личное. Напишите номер этого предложения__________________________________________________________________
8. Среди предложений 7-13 найдите предложения, в составе которых есть необособленное определение, выраженное причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.__________________________________________________________________
9. Среди предложений 9-13 найдите сложноподчиненное предложение с одни придаточным. Напишите номер этого сложного предложения.__________________________________________________________________
10. Среди предложений 3-7 найдите такое, которое соединяется с другим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.___________________________
11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
«Автор выражает свое отношение к героям с помощью____________(твердый, жесткий взгляд, унизительное бессилие, бесцветным голосом, глупой силой). Понять характер героев помогают такие приемы и тропы, как_______________(в предложении6),_________
(мускулы… неумолимые в своей самонадеянности), Состояние оскорбленного человека передано_________вспыхнув… гневом…»
Список терминов:
1.анафора.2.эпитеты.3.противопоставление.4.метафора.5.парцелляция.6.парадокс.7.синтаксический параллелизм8.сравнительный оборот.9.олицетворение.