Не и Ни с разными частями речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок открытый для декады русского языка. Урок-игра, путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy._dekada.doc | 62.5 КБ |
zadaniya_marafon_68.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
МОУ «Гимназия № 24»
Открытый урок
Не и ни с разными частями речи
Терентьева А.В.,
учитель русского языка и литературы
Магадан 2007
Открытый урок
Не с разными частями речи
Цель: Обобщить знания по теме правописание частицы не, систематизировать полученные умения и навыки, отметить работу в спорных случаях.
Оборудование: Карта, карточки, фишки, доска.
Тип урока: повторительно - обобщающий, урок-игра.
Ход урока:
1.Орг. момент
2. Вступительное слово учителя.
Наш урок сегодня необычный: вместо простого повторения правил я приглашаю вас отправиться в нашу страну Грамматику, в город Морфоград. Вы помните, сколько всего интересного происходит в этой стране, сколько чудес и открытий совершается там. Там живут наши друзья Лентяйкин и Мудрейкин, которые за нами очень соскучились. В этот раз нам предстоит добраться до наших друзей, преодолеть препятствия, а в награду они приготовили вам хорошие оценки и призы.
Давайте посмотрим на карту, которой нам придется пользоваться, чтобы достичь цели.
Делимся на две команды по 7 человек, каждая получает карту и фишку. Перемещаемся по очереди, присутствуя в каждом городском объекте вам необходимо выполнить задание, тогда вы получаете право двигаться дальше. Если нет ответа, то вы перемещаетесь в объект Милиция и пропускаете ход. Чья команда быстрее доберется до Мудрейкина и Лентяйкина, та получает высокий балл, вторая на балл ниже. Остальные болельщики, делятся тоже на команды и работают над заданием телевидение и радио-центр.
3. Путешествие по стране Грамматике, город Морфоград.
Вокзал. Объяснить значение и правописание слов и составить с ними предложения в теме вокзал: негодуя, неразбериха, невежественный. Гостиница: Выбрать отрицательные предложения: Он не читает и не слушает музыку. В коридорах, как ни запирай дверь в номер, всегда шумно. Не вовремя заплатили за номер. Что бы я ни делал, но соседи все равно шумят по ночам Музей. Исправить ошибки: Старинная пословица немимо молвится. Дуракам закон неписан. От правды не куда недеться. Штопай дырку, пока не велика Библиотека. Установить синтаксические различия между предложениями: Я не знал, что папа уехал - Я знал, что папа не уехал. Брат не мог прийти – Прийти мог не брат. Аллея. Составить рассказ о прогулке использую фразеологизмы, прокомментировать их написание: Ни свет ни заря, ни то ни се, ни слуху ни духу, во что бы то ни стало. Телевидение. Подготовить сообщение о правописании не с прилагательными и существительными в рамках телепередачи. Ресторан. Написать правила поведения, используя правило «правописание НЕ» Площадь Морфологии. Найти в стихотворении, какие правила написания НЕ в нем присутствуют. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. | Кафе. Объяснить значение и правописание слов составить предложения в теме кафе: невзрачный, нездоровиться, небрежный Отель: Выбрать утвердительные предложения: Он не читает и не слушает музыку. В коридорах, как ни запирай дверь в номер, всегда шумно. Не вовремя заплатили за номер. Что бы я ни делал, но соседи все равно шумят по ночам Интернет–кафе. Исправить ошибки: Собака и хлеба несъест, непорычав. Человек не ученый, что топор не точеный. Мелет день до вечера, а послушать не чего.Немил и свет, когда друга нет. Школа. Установить синтаксические различия между предложениями: Бабушка не велела брать книгу – Не бабушка велела брать книгу. Не сад был вырублен - Сад не был вырублен. Зоопарк. Составить рассказ о зоопарке использую фразеологизмы, прокомментировать их написание: Ни жив ни мертв, ни с того ни с сего, как ни в чем не бывало. Радио – центр. Подготовить сообщение о правописании не с причастиями и глаголами в рамках радиопередачи. Главпочтампт. Написать перечень услуг, используя правило «правописание НЕ» Магазин. Найти в стихотворении, какие правила написания НЕ в нем присутствуют. Завести велели мне Новые привычки: Никогда девчонок НЕ Дергать за косички! Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом! На уроках больше НЕ Говорить с соседом! |
4. Итоги урока. Оценки. Домашняя работа.
Карта
Раздаточный материал
Вокзал. Объяснить значение и правописание слов и составить с ними предложения в теме вокзал: негодуя, неразбериха, невежественный. Гостиница: Выбрать отрицательные предложения: Он не читает и не слушает музыку. В коридорах, как ни запирай дверь в номер, всегда шумно. Не вовремя заплатили за номер. Что бы я ни делал, но соседи все равно шумят по ночам Музей. Исправить ошибки: Старинная пословица немимо молвится. Дуракам закон неписан. От правды не куда недеться. Штопай дырку, пока не велика Библиотека. Установить синтаксические различия между предложениями: Я не знал, что папа уехал - Я знал, что папа не уехал. Брат не мог прийти – Прийти мог не брат. Аллея. Составить рассказ о прогулке использую фразеологизмы, прокомментировать их написание: Ни свет ни заря, ни то ни се, ни слуху ни духу, во что бы то ни стало. Телевидение. Подготовить сообщение о правописании не с прилагательными и существительными в рамках телепередачи. Ресторан. Написать правила поведения, используя правило «правописание НЕ» Площадь Морфологии. Найти в стихотворении, какие правила написания НЕ в нем присутствуют. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. | Кафе. Объяснить значение и правописание слов составить предложения в теме кафе: невзрачный, нездоровиться, небрежный Отель: Выбрать утвердительные предложения: Он не читает и не слушает музыку. В коридорах, как ни запирай дверь в номер, всегда шумно. Не вовремя заплатили за номер. Что бы я ни делал, но соседи все равно шумят по ночам Интернет–кафе. Исправить ошибки: Собака и хлеба несъест, непорычав. Человек не ученый, что топор не точеный. Мелет день до вечера, а послушать не чего.Немил и свет, когда друга нет. Школа. Установить синтаксические различия между предложениями: Бабушка не велела брать книгу – Не бабушка велела брать книгу. Не сад был вырублен - Сад не был вырублен. Зоопарк. Составить рассказ о зоопарке использую фразеологизмы, прокомментировать их написание: Ни жив ни мертв, ни с того ни с сего, как ни в чем не бывало. Радио – центр. Подготовить сообщение о правописании не с причастиями и глаголами в рамках радиопередачи. Главпочтампт. Написать перечень услуг, используя правило «правописание НЕ» Магазин. Найти в стихотворении, какие правила написания НЕ в нем присутствуют. Завести велели мне Новые привычки: Никогда девчонок НЕ Дергать за косички! Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом! На уроках больше НЕ Говорить с соседом! |
зоопарк
Отель
Кафе
Начало игры
Вокзал
гостиницаа
Интернет-кафе
музей
Библиотека
Аллея русского языка
телевидение
Милиция
школа
Радио - центр
Главпочтамт
магазин
ресторан
Площадь Морфологии
Квартира Мудрейкина и Лентяйкина
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный марафон 6 класс Г
1.Выберите такой вариант, где все слова пишутся с И в корне:
а. Выб…рите, см..ните, наб…рать;
б. Усм…рять, уб…рать, обм…рать;
в. Ст…рать, заст…лить, уб…рать.
2. Выберите ряд, где все слова написаны верно:
а. Эпитет, икскурсия, энергия;
б. Траектория, бизнес, меннеджер;
в. Презентация, маэстро, эволюция;
3. Выберите ряд, где все местоимения написаны верно:
а. Кое-что, не к кому, от кого-то;
б. Непро кого, никем заменить, не из чего пить;
в. Ни в кого не верить, с кемто, не который.
4. Выберите ряд, где верно определены части речи:
а. БЕЖАТЬ - глагол, ВВЕРХ - существительное, СИНИЙ - прилагательное;
б. ДАТЧИК-существительное, СНОВА - наречие, ВТОРОЙ- числительное
в. УБЕДИТЬ - глагол, МОЙ - прилагательное, МОСТОВАЯ- прилагательное.
5. Выберите ряд, где верно указаны правила
а. Приставка ПРЕ- пишется, если слово близко по значению наречию очень или приставке ПЕРЕ-;
б. НЕ с глагола пишется слитно, если есть приставка;
в. В корнях БЕР-БИР под ударением пишется И.
6. Выберите ряд, где знаки препинания расставлены неверно:
а. Мне это необходимо, понимаете!
б. Кто из вас, ребята, придет на встречу?
в. Вы конечно, сомневаетесь во мне.
7. Выберите ряд, где знаки препинания расставлены верно:
а. «Все знали, - сказал Павлик, - что урока не будет!»
б. Вы знали что пойдет дождь?
В. И дождь, и ветер и град – все было в этот день.
8. Найдите ряд, где все существительные одного рода:
а. Воевода, глазомер, термометр, кафе, брелок;
б. Мадам, кенгуру, вылазка, белизна, ответ;
в. Шимпанзе, врач, носорог, прием, тюль.
9. Найдите ряд, где нет заимствованных слов:
а. Цунами, отлив, ураган, смерч, вьюга, град;
б. Интернет, клавиатура, диск, клавиша, блок;
в. Изба, утварь, ложка, горшок, казанок.
10. Найдите ряд, где нет вещественных существительных:
а. Сахар, мороз, иней, белизна, просвет;
б. Душа, красота, ярость, студент, цветение;
в. Бензин, ответ, сметана, воздух, стадион.
Будьте внимательны! Желаю удачи!
Интеллектуальный марафон 8 класс
1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, выполните задание.
Слепой.
1 Ребенок р…дился в глухую полноч…. 2 Молодая мать л…жала в глубоком забытьи, но когда в комнате послышался первый крик новорожде(н,нн)ого, тихий и жалобный, она зам…талась с закрытыми глазами на своей постели. 3 Ее губы, шепч…щие что(то), заш…велились, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами выступила гр…маса (не)терп…ливого страдания, как у балова(н,нн)ого ребенка, и…пытывающего (не)привычное горе.
4 Быть может, сердце матери почу…ло, что вместе с новорожде(н,нн)ым ребенком явилось на свет темное, (не)исходное горе, которое уже нависает над к…лыбелью, чтобы сопр…вождать новую жизнь до самой могилы. 5 Дело в том, что ребенок р…дился слепым. 6 (Ни)кто (не)был виноват в его (не)счастье.7 А между тем при всяком взгляде на (не)зрячего мальчика сердце матери сж…малось не только от острой боли и мрачных предчу…ствий, но и от бе(с,сс)ознательного чу…ства вины перед ним.
Задание
- Фонетика. Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков:
А) жизнь;
Б) могила;
В) своей.
2. Найдите слово, в котором равное количество звуков и букв:
А) мягкими;
Б) несчастье;
В) сжималось.
3. Лексика. Слово неисходное обозначает:
А) что-то, что не может выйти наружу;
Б) то, что невозможно исправить;
В) нечто, что не по силам обойти.
4. Антонимом слова балованный будет слово:
А) небалованный;
Б) покладистый;
В) послушный.
5. Морфемика. Найдите слово в котором есть только приставка, корень, суффикс и окончание:
А) сопровождать;
Б) бессознательного;
В) закрытыми.
6. Морфология. Определите ряд, где нет причастий:
А) закрытыми, неисходное, бессознательного;
Б) новорожденным, мрачных, непривычное;
В) испытывающего, глухую, глубоком.
7. Определите ряд, где нет существительного II склонения:
А) сердце, гримаса, колыбель;
Б) мальчик, чувства, жизнь;
В) полночь, губы, матери.
8. Синтаксис. Найдите предложение соответствующее характеристике: простое, двусоставное, подлежащее выражено местоимением.
А) 1
Б) 6
В) 7
9. Определите ряд словосочетаний, которые образованы по способу управление:
А) бессознательного чувства, сердце матери, родился слепым;
Б) незрячий мальчик, чувство вины, глухую полночь;
В) лежала в забытьи, шепчущие что-то, нависает над колыбелью
10. В составе какого сложного предложения есть простое односоставное:
А) 7
Б) 4
В) 3
Будьте внимательны! Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
интерактивный тест не с разными частями речи
Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...
Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ
Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...