Корни с чередованием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лямина Лариса Николаевна

Урок-повторение основан на закреплении пройденного материала. Содержит тест, готовящий детей к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chereduyushchihsya_glasnyh_o.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Правописание корней с чередованием»

           Лямина Лариса Николаевна, учитель русского языка МБОУ лицей ст.Каневской Краснодарского края.

             Цели урока: Закрепить правописание «Букв З-С на конце приставки».  Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне рос-раст-ращ. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.

ХОД УРОКА

  1. Повторение («Правописание «Букв З-С на конце приставки».)  

Творческий диктант. Замените словосочетание одним словом, указывающим на черты характера человека.

Очень храбрый человек (бесстрашный);   нерешительный ( безвольный); жестокий, неспособный к состраданию (бессердечный);  не ищущий выгоды из какого-либо дела (бескорыстный); равнодушный (безразличный); лишенный чуткости, чувства такта (бестактный); словоохотливый (разговорчивый); невнимательный (рассеянный); ничего не делающий, проводящий время в праздности (бездельник).

Объясните правописание записанных слов. Составьте 2-3 предложения с этими словами.

  1. Основная часть – открытие нового

Растение                      выращивать          заросли

           Растят                          взращенный         выросли

Растительный             приращивать       подросли

- Определите в каком случае в корне с чередованием пишется О, а когда А?

-Какая волшебная сила командует гласными в корне?

- Работа с материалом 72 параграфа.  Слова-исключения. Объяснение лексического значения слова «ростовщик», «отрасль».

  1. Закрепление нового материала

1.Предупредительное письмо ( карточка у каждого ученика)

 Долго р…сло р…стение, выр…щенное р…стовщиком из города Р…стова по имени Р...стислав, пока р…сток не перер…с возр…стной барьер, пройдя сквозь все р…стительные преграды, став добычей работников пищевой отр…сли.

 2. Объяснительный диктант 

Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы словно раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно исчезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать остановку.

Укажите слова , правописание приставки в которых зависит от последующей согласной. (раздвинулись, воспользовалось, растянулось, беспрерывное).  А написание каких слов мы запоминаем (здесь, исчезал)

Укажите слова, в которых имеются чередующиеся гласные корня ( зарослях, растительностью, предполагали)  

Объясните постановку знака препинания в 3 предложении.

 3. Словарный диктант.

  Роскошные растения; гул нарастает; зáросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов, тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности;  лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы.     (Графически выделите выбор гласной в корне).

4. Тест (у каждого ученика)

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

А.  Р..стение, водор..сли

Б.  Выр..щивать, возр..ст

В.  Р..сток, зар..сли

Г. Подр..стая, выр..сти

2. В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква А?

А.  Подр..стал

Б.  Подр..сший

В.  Отр..сль

Г.  Разр..стается

1) А, В, Г        2) А, Б, Г     3) А,В      4) Б, Г

3.  В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

А. Р..сло, выр..щиваем, водор..сли

Б.  Зар..стает, пор..сль, возр..ст

В. Отр..сль, дикор..стущие р..стения

  1. Подведение итогов урока

Перед вами кроссворд, вставьте  в слова кроссворда недостающие буквы.

             

       Р

С

Р

С

Т

О

В

И

С

О

Т

Р

С

Л

Ь

А

Р

С

Т

О

В

Щ

И

К

Т

О

К

         V. Домашнее задание:  выучить правило,  записать 5-7 пословиц,  в которых имеются слова с чередованием гласных в корне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корни с чередованием

таблица корней с чередованием...

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Е-и в корнях с чередованием

Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят  виде...

Гласные в корнях с чередованием

На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...