Конкурсный урок с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Конкурсный урок по теме "Роль союза в тексте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.99 КБ |
![]() | 614.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный урок Автор – составитель Минкина Н.М.
ГБОУ №639 Невского района Санкт – Петербурга
Союз в предложении и тексте
Цели: 1. Определить роль союзов в предложении и тексте
2. Учить ставить знаки препинания в предложениях с союзами
3. Используя возможности темы, способствовать развитию и открытию
Ход урока 1.Сообщение целей урока (Слайд №1) Любое открытие опирается на науку. (Слайд №2) Обратимся к Михаилу Ломоносову, нашему первому русскому учёному, создателю первого учебника русского языка - Российской грамматики. Он первый дал определение союза. (« …Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются»). Предлагаю эти слова в качестве эпиграфа к уроку. Сказано торжественно, высоким книжным стилем. Постараемся понять научную мысль Ломоносова. Проверим себя, все ли значения слов нам понятны.
Выражение НЕ ЧТО ИНОЕ СУТЬ, КАК является связкой ЕСТЬ;
СРЕДСТВА – в значении ПРИЁМ, СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ;
ИДЕИ – в значении ПОНЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
СОЮЗЫ ЕСТЬ ПРИЁМЫ, с ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ СОЕДИНЯЮТСЯ ПОНЯТИЯ, т.е. СОЮЗЫ помогают выразить наши мысли.
2. Давайте убедимся в этом на примере текста. (Слайд №3) Как поняли смысл сказки?
Что бы художники, музыканты ни создавали, о чём бы писатели и поэты ни писали, они думают о человеке. Дуб силён корнями, которые питает земля, а человек силён своей семьёй, генетической памятью. Чувство рода, связь с прошлым, память о прошлом делают человека сильней, уверенней в себе, почти неуязвимым.
3. Работа с текстом. (Слайд №3) Найти союзы и обозначить так, как показано в раздаточном материале, надписать, какую роль выполняют.
П р о в е р к а
ИТАК, прав ли Ломоносов, утверждая, что союзы – это способ объединения понятий? (Слайд №4) Сделаем вывод на основании проделанной работы.
Все ли функции союза мы назвали? Одну очень важную ещё не обозначили
4. Предлагаю э к с п е р и м е н т. (См. слайд №5) Попробуйте убрать союз в том предложении, где он есть, и поставить в то, где его нет.
Результат: Если убирать или добавлять союз, меняется интонация и ритм предложения. В 1 и 2 –ом говорится о состоянии человека и природы. В 1-ом – о причинно – следственной связи, во втором – об одновременности происходящего. Ничего драматического не происходит, ритм спокойный, интонация плавная. Союз заполняет паузу. В 3-ем случае рассказывается о дуэли, драматизм происходящего требует собранности, а интонация жесткости. Если поставить союз, пропадает динамизм. Те, союзы или бессоюзие помогают создавать образ, являются средством выразительности
- Немного теории. (Слайд №6) Как бы вы назвали союзы в этом предложении? …..
- Наконец, задание на употребление союзов и запятой в предложениях с союзами.
«Получи 5». В выполнении этого задания каждый за себя…
- Подведение итогов. Состоялось ли открытие? Какое?
Самоанализ урока.
Урок заключительный в теме, урок развития речи, поэтому преобладала устная работа.
Цели урока сообщались учителем и были адаптированы для понимания учащимися.
Ведущий метод урока был задуман проблемный с элементами исследования, а потому важно было правильно определить тезис и цель исследования. Цель урока как цель исследования звучала ненаучно. Помогло определение союза Ломоносовым, которое стало тезисом и эпиграфом урока. Дети прокомментировали научную мысль Ломоносова на основе своих знаний.
В свете современных требований к уроку и перспективы подготовки к ГИА это более, чем современно, это то, что называется на злобу дня.
Второй этап урока предполагал поиски аргументов для тезиса. Текст, с которым надо было работать, прежде следовало осмыслить. Сказка, кстати, имела огромное воспитательное значение, и не проста для детского осмысления. (Моё педагогическое кредо: учить на сложном – тогда и простое усвоится легко ). Но чтобы мысли возникли, необходимо обсуждение, поэтому дети были посажены в группы. Обсуждение прошло оживлённо, и, наверняка, на этом этапе уже кто – то сделал открытие, даже если это на заключительном этапе урока не прозвучало - возможна внутренняя рефлексия.
Самостоятельная работа с текстом достигала основную цель урока: систематизировала функции союзов в предложении и тексте и собирала аргументы для доказательства тезиса, правильности слов Ломоносова.
Возможности мультимедиа помогли эстетически оформить материал, применить приём кластера при обобщении и перекинуть мостик с помощью вопроса к следующему этапу.
Эксперимент являлся, естественно, более сложным видом деятельности, но и самым интересным. Работа в группах помогла детям сделать выводы.
Результаты исследования тоже стали для многих открытием. Принцип научности и перспективности налицо.
Учащиеся данного класса работают по учебнику Ладыженской, поэтому прежде чем перейти к тесту, к контрольным заданиям, надо было вспомнить теорию. Снова помогло мультимедиа и была использована занимательная викторинная форма подачи материала. Тест достигал вторую цель урока: учить ставить знаки препинания в предложениях с союзами.
Ну и контрольный этап урока, предполагающий индивидуальную работу, выявляющий сильнейших, имел мощную мотивировку: получение «5». Это способствовало возвращению интереса к уроку, дети немножко подустали. Оценка не является не заслуженной, потому что материал на этапе контроля давался сложный.
Заключительный этап урока – рефлексия показал, что цели урока достигнуты, открытие состоялось. Урок отвечает современным требованиям и рекомендуется к распространению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« …Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». М.В.Ломоносов
Дуб в Михайловском парке… Ему более двухсот лет… «Никто мне не страшен, потому что корнями я за землю держусь», – так сказал могучий Дуб
Роль союзов Связывают однородные члены Связывают ПП в составе СП Связывают предложения и абзацы в тексте Разделяют Противопоставляют Соединяют
Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться . Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края. Роль союзов в тексте (эксперимент)
П О У П О Т Р Е Б Л Е Н И Ю (Такого взлёта духа, и ума, и мужества история не знала) (Я видел листву золотую и пурпурную, алую, фиолетовую, коричневую) (Его насмешки не только не возмущали , но и очень веселили меня) (Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему прекрасному) Одиночные Повторяющиеся Двойные (составные) Парное соединение
Сколько запятых в данном предложении? Шквальный и яростный ветер безжалостно и властно рвал листву с деревьев и кустов и с грохотом и лязгом проносился по крышам и балконам домов Получи «5»
Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ночь выдалась облачная и тёмная ( ) и луны не было. Получи «5»
1. Сравнительный метод одинаково необходим как в анатомии, так и в социальной науке. 2. Туманы у нас летом бывают если не каждый день, то через день непременно. 3. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное, сколько страшное и поразительное зрелище. 4. Он буянил не столько для удовольствия, сколько для поддержания духа. Найди предложение с ошибкой в употреблении союза Получи «5»
Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей и удивительных событий. Такого взлёта духа и ума и мужества история не знала. Научные гипотезы выдвинутые учёными дают толчок развитию как самой науке так и технике. Мальчишки и девчонки их мамы и папы все любят цирк. Найди предложение с одной запятой Получи «5»
Состоялось ли открытие? Какое?
Спасибо всем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-27799-1549458749.jpg)
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/30/picture-38274.jpg)
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/30/picture-97931.gif)
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...