Наблюдения над авторской и редакторской правкой.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок развития речи в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon redaktorskaya_pravka_urok.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чернякова Татьяна Леонидовна

План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А»

Тема: Наблюдения над авторской и редакторской правкой.

Цели урока:

Образовательные: Выявление тропов и фигур в литературном произведении, установление их связей с идейным содержанием произведения и с мировосприятием автора; обучение редакторской правке.

Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение к слову.

Развивающие: Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся в выражении собственного мнения.

Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальный комплект карточек.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. (Слайд № 1-3)

Замысел – это молния… Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием.… Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок…

                                            К. Паустовский. «Золотая роза»

Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть, ясного, точного, красочного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

М. Горький

Если слово пришло в голову одновременно двум, говорил Ильф, значит, оно может прийти в голову трем и четырем, значит, оно слишком близко лежало. Нужно искать другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения легкое дело?

Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров художественной литературы, вдумайтесь в то, что говорят они о своей неустанной, поистине титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда, по словам В. В. Маяковского, «...изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

Те наблюдения, которые вы сделаете, и те упражнения, которые вам предстоит выполнить, конечно, они должны дать вам необходимые практические умения, помочь вам укрепиться в мысли о необходимости работать над сочинением так, как советовал К. Паустовский: «Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до потолка», и вложить в этот рассказ все самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь».

2. Наблюдение над авторской правкой в рукописях А.С.Пушкина (слайд №4)

1).  Сравните тексты чернового и окончательного вариантов стихотворения А. С.- Пушкина «Узник», написанного в 1822 г. во время ссылки в Кишиневе.

Проследите, какие изменения внес поэт в текст стихотворения: какие строки оставил без изменения, что и почему переработал, как постепенно выкристаллизовывалась идея стихотворения, совершенствовалась его форма.

И тихо, и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает и смотрит в окно

И вымолвить хочет мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим;

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний,

                           тюрьма не сестра.

(Вариант: Замки нам не братья, тюрьма не сестра.)

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья.


                             

Сижу за решеткой в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, гуляет лишь ветер…да я!

                                           

 Приведенная ниже статья поэта Всеволода Рождественского поможет в решении поставленной задачи.

О стихотворении «Узник»

...Оно предельно просто. В нем нет никаких стилистических украшений, нет подчеркнуто ярких эпитетов или замысловатых метафор.

По форме оно близко к произведениям устного народного творчества и недаром стало впоследствии широко распространенной народной песней...

В самом деле, как просто написаны эти стихи! Узник смотрит на орла, клюющего пищу под его окном, и слышит в его крике: «Давай улетим!» Идея произведения ясна с первого взгляда: это призыв к свободе.

Но стоит пристальнее вглядеться, вдуматься в эти двенадцать строчек, и мы увидим в них гораздо больше, чем можно было заметить при первом беглом чтении.

Речь ведет узник, но главным активным лицом в стихотворении является все же орел. Две первые строфы посвящены описанию орла, третья передает его прямую (воображаемую, конечно) речь. Орел тоже пленник, он вскормлен в неволе. Но жажда свободы так в нем велика, что и долгое пребывание среди людей, и привычка к спокойной, сытой жизни не могут заглушить в нем желания вырваться из неволи. И гордая, свободолюбивая птица обращает свой призыв к человеку, возможно уже уставшему и примирившемуся: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»

«Мы вольные птицы...» Орел напоминает о том, что свобода  естественное состояние каждого живого существа и в первую очередь, конечно, человека. Как не узнать здесь заветных мыслей самого Пушкина!

...Начинается стихотворение простым и спокойным изображением обстановки. В первой же строфе выясняется, что речь идет от лица узника и что вместе с ним томится в неволе «орел молодой». Во второй строфе все внимание сосредоточено на орле, клюющем кровавую пищу, и на призывном его крике. Все это пока передано спокойным повествовательным тоном... Но со слов «Давай улетим!» начинается резкий перелом в общем тоне стихотворения. Спокойный рассказ об узнике и его «грустном товарище», орле, стремительно переходит в страстный, волнующий призыв, крик, вопль о свободе. Он крепнет, ширится, нарастает, опираясь на трехкратное повторение одного и того же слова «туда... туда... туда». И разрешается на высокой ноте гордого утверждения: «...лишь ветер... да я!»

...«Узник»  одно из самых примечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему  свобода. Каждая его строчка говорит о ней, хотя самое слово ни разу не встречается в тексте. Все создано образами, взятыми из народной поэзии, и страстной, убежденной до конца интонацией автора.

2).  Прочитайте черновую и окончательную редакции эпизода из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Определите, почему автор внес такие значительные изменения в текст эпизода. (Слайд № 5)

«Настя сняла мерку с Лизиной ноги и сбегала в поле к Трофиму-пастуху.

-Дедушка, - сказала она ему, можешь ли ты сплести мне пару лаптей по этой мерке?

  1. Изволь, - отвечал старик, - сплету тебе так, что любо-дорого…да кому ж, матушка, понадобились детские лапти?
  2.  Не твое дело, - отвечала Настя, - не замешкай только работою.

Пастух обещал принести их к завтрашнему утру, и Настя побежала прочь, распевая свою любимую песню: «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь»

«… Она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по этой мерке».

3)    В сказке Пушкин применяет взятое им из старых русских песен выражение «огрузить». Говоря о превращении жадной старухи в богачку, он так ее описывает:

...Старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

 Жемчуга  огрузили шею...

Характерно, что наборщики, встречаясь с непривычным выражением, пытались заменить его более привычным и набирали: «Жемчуга окружили шею»,

считая странное слово «сгрузить» простой опиской автора. Но Пушкин собственноручно исправлял корректуру, вновь восстанавливал полюбившееся ему выражение, отстаивая именно тот оттенок смысла, который оно несло в себе.

3. Наблюдение над редакторской правкой.

1). Перед вами выдержки из рассказов начинающих авторов и замечания, сделанные Горьким на полях рукописей. Определите, в каких случаях замечания Горького вызваны: 1) употреблением слов в несвойственном им значении, 2} неоправданным повторением, 3) неудачным использованием образно-выразительных средств языка. (Слайд № 6)

Вьются дороги, разбегаются в разные стороны, как пугливые звери.


Серебряным рублем катится луна.


«Стой!» - кричали они, треща винтовками по беглецу.


Мелькнула перед глазами тень падающего с лошади человека.


Работали молча, без слов.

Неудачное сравнение. Чем дорога похожа на волка или на медведя, даже когда они бегут?


Маловата.


Стреляя из винтовки.



Фигура.



Какой смысл  писать «молча, без слов», - когда ведь ясно, что, если человек молчит, он – не говорит?


2). Нередко начинающие авторы, стремясь к большей выразительности языка своих произведений, перенасыщают текст «поэтическими красивостями»  шаблонными, штампованными или, наоборот, надуманными метафорами, сравнениями, эпитетами.

С подобными «красивостями» в языке молодых писателей боролся М. Горький. Найдите в приведенных ниже отрывках «красивости», которые вызвали соответствующие замечания Горького. (Слайд № 7)

Переплетались дни и ночи. Цветущим маем улыбались украинские дали. Хороводы звенели на улицах; билась молодость в вечеровых зорях, пенилась кровь в жилах.


По-прежнему глухо шелестел лес, и предрассветный ветер шаловливым мальчонкой бегал по его мохнатым вершинам.


Близилось утро. Розовые ленточки тянулись на небосклоне.

Не надо писать «красиво».Это – не к месту. И вообще, когда так красиво, то читать смешно.





Не надо так «красиво». Проще надо, - тема – серьезна, дешевенькая красота не к лицу ей.



Вот такие бумажные цветочки и портят серьезное дело.

 3). О неудачном использовании глагола говорить М. Горький однажды заметил: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени. Кроме говорить, можно употреблять формы: «сказал», «заметил», «отозвался», «откликнулся», «повторил», «молвил», «воскликнул», «заявил», «дополнил».

Но иногда писатель использует повторение одного и того  слова или слова с несвойственным значением  в речи персонажа для его характеристики.

 Найдите в отрывках из рассказов М. Зощенко заимствованные слова. С какой целью автор вводит их в речь персонажей?

Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикник устроила. И меня пригласила. («Стакан».)

...А тут какой-то напротив Володьки гражданин обнаруживается. Вата у него в ухе и одет чисто, не без комфорта. («Тормоз Вестингауза».)

...А хозяин держится индифферентно  перед носом руками крутит. («Аристократка».)

  1. Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог. (Л. Н. Толстой.)

4)  А теперь поговорим о речевых шаблонах. Шаблон в язык въедается крепко, особенно в язык литературный. Вот что рассказывает К.Паустовский: «Я помню, как-то мы выступали в школе. С нами был молодой писатель. Он читал свой рассказ о первом пароходе. Когда он прочел «пароход шел вниз по реке», какой-то мальчишка крикнул из зала: «...изрыгая клубы черного дыма». У писателя как раз так и было написано в рукописи. Читка была сорвана».

4. Наблюдения над речевыми ошибками, допущенными в работах учеников.

1)   Подумайте, в чем недостаток данного сочинения. Предложите такие темы сочинений о весне, которые помогли бы отучить писать штампами. (Слайд № 8)

Весна.

      Пришла солнечная весна. Сосульки висят на крышах, кричат воробьи. Много детей вышло на улицу, все радуются солнышку. Весеннее солнышко уже пригревает. Скоро прилетят птицы, распустятся деревья и зазеленеет трава. Хорошо весной на улице!

2)    Найдите в ученическом описании неудачные сравнения, шаблонные выражения.

 (Слайд № 9)

Пестрым букетом цветов, перемешанных с зеленью, раскинулся город. Вдали, из чащи крыш и деревьев, поднимаются фабричные трубы, высокие и прямые, как стебли нарциссов. Темные клубы дыма, вылетая из них, стелются серой лентой по нежно-голубому нёбу, вдоль горизонта, над красной крышей розового дома, выглядывающего из земли, над высокими каменными зданиями центральных улиц, возвышающимися справа. К этим зданиям теснятся серые, белые, зеленые дома с дворами, наполненными потемневшими сараями и зеленью. На некоторых деревьях листья уже облетели, и они стоят голые и печальные; другие же еще сохранили листву и, слегка покачивая ветвями, наслаждаются последними солнечными днями осени.











5. Выявление тропов и фигур в литературном произведении, установление их связей с идейным содержанием произведения.

Вставьте эпитеты в отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. (Слайд № 10 - 11)

Спят поляны …, спит безмолвно … лес,

Только звезды … смотрят ласково с небес,

Только скоро сад … зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный … струей.

Слова для справок: темный, золотой, снеговой, зеленый, серебристый.

Спят поляны снеговые, спит безмолвно темный  лес,

Только звезды золотые  смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зеленый  зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный  серебристою  струей.

Как вы полагаете, какое время года описывает поэт? Какие языковые средства помогают вам правильно ответить на вопрос?

6. О работе над совершенствованием рукописи (слайд № 12-16).

Памятка

1. Читая рукопись в первый раз, основное внимание обращайте на содержание написанного. Определите:

а)  соответствует ли работа теме;

б)  раскрыта ли основная мысль;

в)   соответствует ли работа составленному плану;

г)  соразмерны ли его части;

д)  не нарушена ли связь между частями сочинения;

е)   хорошо ли подобраны цитаты.

Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки.

2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т. д.

4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте.

5. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание:  упр. 514; отредактируйте одно из сочинений ваших одноклассников, письменно обоснуйте необходимость внесенных вами исправлений.

Использованная литература.

1. Любичева Е.В. Русский язык: методические материалы для проведения уроков. – М.: Эксмо, 2007.

2. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский и др. – М.: Просвещение, 1986.

3. Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1975, т. V, с. 469.

4.  Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1975, т. V, с. 473474.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник правописания и литературная правка

В справочнике имеются три раздела: "Орфография", "Пунктуация", "Литературная правка"...

"Правка и гибка металла".

План - конспект урока....

Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла

Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели:  образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...

Газеты кружка "Редакторское дело" - 2007 г.

Два года вела в школе кружок "Редакторское дело", участники кружка выпускали "Нашу газету". В 2008 году три газеты участвовали в городском конкурсе компьютерной вёрстки. "Наша газета" № 3 (май, ...

Презентация к уроку "Изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Правка тонколистового металла и проволоки"

Презентация предназначена, чтобы научить читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки и приёмам правки листового металла и проволоки....

Учебный элемент "Правка металла"

Изучив данный элемент, вы будете знать: Правила безопасности труда при правке металла.Уметь:  Править полосовой металл, изогнутый в плоскости, править тонкие листы, править заготовки  с выпу...

Спецкурс "Основы редакторской деятельности"

Спецкурс "Основы редакторской деятельности"...