Наблюдения над авторской и редакторской правкой.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Чернякова Татьяна Леонидовна
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А»
Тема: Наблюдения над авторской и редакторской правкой.
Цели урока:
Образовательные: Выявление тропов и фигур в литературном произведении, установление их связей с идейным содержанием произведения и с мировосприятием автора; обучение редакторской правке.
Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение к слову.
Развивающие: Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся в выражении собственного мнения.
Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальный комплект карточек.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. (Слайд № 1-3)
Замысел – это молния… Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием.… Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок…
К. Паустовский. «Золотая роза»
Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть,— ясного, точного, красочного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.
М. Горький
Если слово пришло в голову одновременно двум,— говорил Ильф,— значит, оно может прийти в голову трем и четырем,— значит, оно слишком близко лежало. Нужно искать другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения легкое дело?
Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров художественной литературы, вдумайтесь в то, что говорят они о своей неустанной, поистине титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда, по словам В. В. Маяковского, «...изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
Те наблюдения, которые вы сделаете, и те упражнения, которые вам предстоит выполнить, конечно, они должны дать вам необходимые практические умения, помочь вам укрепиться в мысли о необходимости работать над сочинением так, как советовал К. Паустовский: «Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до потолка», и вложить в этот рассказ все самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь».
2. Наблюдение над авторской правкой в рукописях А.С.Пушкина (слайд №4)
1). Сравните тексты чернового и окончательного вариантов стихотворения А. С.- Пушкина «Узник», написанного в 1822 г. во время ссылки в Кишиневе.
Проследите, какие изменения внес поэт в текст стихотворения: какие строки оставил без изменения, что и почему переработал, как постепенно выкристаллизовывалась идея стихотворения, совершенствовалась его форма.
И тихо, и грустно в темнице (глухой)! Пленен, обескрылен орел молодой, Мой верный товарищ в изгнанье моем Кровавую пищу клюет под окном. Клюет и бросает и смотрит в окно И вымолвить хочет мне слово одно. Зовет меня взором и криком своим: «Мой верный товарищ, уйдем, улетим; Давай встрепенемся! Пора нам! Пора! Острог нам не ближний, тюрьма не сестра. (Вариант: Замки нам не братья, тюрьма не сестра.) Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я. Где сокол (и коршун), там наша семья.
| Сижу за решеткой в темнице сырой, Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. Клюет и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, гуляет лишь ветер…да я!
|
Приведенная ниже статья поэта Всеволода Рождественского поможет в решении поставленной задачи.
О стихотворении «Узник»
...Оно предельно просто. В нем нет никаких стилистических украшений, нет подчеркнуто ярких эпитетов или замысловатых метафор.
По форме оно близко к произведениям устного народного творчества и недаром стало впоследствии широко распространенной народной песней...
В самом деле, как просто написаны эти стихи! Узник смотрит на орла, клюющего пищу под его окном, и слышит в его крике: «Давай улетим!» Идея произведения ясна с первого взгляда: это призыв к свободе.
Но стоит пристальнее вглядеться, вдуматься в эти двенадцать строчек, и мы увидим в них гораздо больше, чем можно было заметить при первом беглом чтении.
Речь ведет узник, но главным активным лицом в стихотворении является все же орел. Две первые строфы посвящены описанию орла, третья передает его прямую (воображаемую, конечно) речь. Орел тоже пленник, он вскормлен в неволе. Но жажда свободы так в нем велика, что и долгое пребывание среди людей, и привычка к спокойной, сытой жизни не могут заглушить в нем желания вырваться из неволи. И гордая, свободолюбивая птица обращает свой призыв к человеку, возможно уже уставшему и примирившемуся: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»
«Мы вольные птицы...» Орел напоминает о том, что свобода — естественное состояние каждого живого существа и в первую очередь, конечно, человека. Как не узнать здесь заветных мыслей самого Пушкина!
...Начинается стихотворение простым и спокойным изображением обстановки. В первой же строфе выясняется, что речь идет от лица узника и что вместе с ним томится в неволе «орел молодой». Во второй строфе все внимание сосредоточено на орле, клюющем кровавую пищу, и на призывном его крике. Все это пока передано спокойным повествовательным тоном... Но со слов «Давай улетим!» начинается резкий перелом в общем тоне стихотворения. Спокойный рассказ об узнике и его «грустном товарище», орле, стремительно переходит в страстный, волнующий призыв, крик, вопль о свободе. Он крепнет, ширится, нарастает, опираясь на трехкратное повторение одного и того же слова «туда... туда... туда». И разрешается на высокой ноте гордого утверждения: «...лишь ветер... да я!»
...«Узник» — одно из самых примечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему — свобода. Каждая его строчка говорит о ней, хотя самое слово ни разу не встречается в тексте. Все создано образами, взятыми из народной поэзии, и страстной, убежденной до конца интонацией автора.
2). Прочитайте черновую и окончательную редакции эпизода из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Определите, почему автор внес такие значительные изменения в текст эпизода. (Слайд № 5)
«Настя сняла мерку с Лизиной ноги и сбегала в поле к Трофиму-пастуху. -Дедушка, - сказала она ему, можешь ли ты сплести мне пару лаптей по этой мерке?
Пастух обещал принести их к завтрашнему утру, и Настя побежала прочь, распевая свою любимую песню: «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь» | «… Она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по этой мерке». |
3) В сказке Пушкин применяет взятое им из старых русских песен выражение «огрузить». Говоря о превращении жадной старухи в богачку, он так ее описывает:
...Старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею...
Характерно, что наборщики, встречаясь с непривычным выражением, пытались заменить его более привычным и набирали: «Жемчуга окружили шею»,—
считая странное слово «сгрузить» простой опиской автора. Но Пушкин собственноручно исправлял корректуру, вновь восстанавливал полюбившееся ему выражение, отстаивая именно тот оттенок смысла, который оно несло в себе.
3. Наблюдение над редакторской правкой.
1). Перед вами выдержки из рассказов начинающих авторов и замечания, сделанные Горьким на полях рукописей. Определите, в каких случаях замечания Горького вызваны: 1) употреблением слов в несвойственном им значении, 2} неоправданным повторением, 3) неудачным использованием образно-выразительных средств языка. (Слайд № 6)
Вьются дороги, разбегаются в разные стороны, как пугливые звери. Серебряным рублем катится луна. «Стой!» - кричали они, треща винтовками по беглецу. Мелькнула перед глазами тень падающего с лошади человека. Работали молча, без слов. | Неудачное сравнение. Чем дорога похожа на волка или на медведя, даже когда они бегут? Маловата. Стреляя из винтовки. Фигура. Какой смысл писать «молча, без слов», - когда ведь ясно, что, если человек молчит, он – не говорит? |
2). Нередко начинающие авторы, стремясь к большей выразительности языка своих произведений, перенасыщают текст «поэтическими красивостями» — шаблонными, штампованными или, наоборот, надуманными метафорами, сравнениями, эпитетами.
С подобными «красивостями» в языке молодых писателей боролся М. Горький. Найдите в приведенных ниже отрывках «красивости», которые вызвали соответствующие замечания Горького. (Слайд № 7)
Переплетались дни и ночи. Цветущим маем улыбались украинские дали. Хороводы звенели на улицах; билась молодость в вечеровых зорях, пенилась кровь в жилах. По-прежнему глухо шелестел лес, и предрассветный ветер шаловливым мальчонкой бегал по его мохнатым вершинам. Близилось утро. Розовые ленточки тянулись на небосклоне. | Не надо писать «красиво».Это – не к месту. И вообще, когда так красиво, то читать смешно. Не надо так «красиво». Проще надо, - тема – серьезна, дешевенькая красота не к лицу ей. Вот такие бумажные цветочки и портят серьезное дело. |
3). О неудачном использовании глагола говорить М. Горький однажды заметил: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени. Кроме говорить, можно употреблять формы: «сказал», «заметил», «отозвался», «откликнулся», «повторил», «молвил», «воскликнул», «заявил», «дополнил».
Но иногда писатель использует повторение одного и того слова или слова с несвойственным значением в речи персонажа для его характеристики.
Найдите в отрывках из рассказов М. Зощенко заимствованные слова. С какой целью автор вводит их в речь персонажей?
Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикник устроила. И меня пригласила. («Стакан».)
...А тут какой-то напротив Володьки гражданин обнаруживается. Вата у него в ухе и одет чисто, не без комфорта. («Тормоз Вестингауза».)
...А хозяин держится индифферентно — перед носом руками крутит. («Аристократка».)
- Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог. (Л. Н. Толстой.)
4) А теперь поговорим о речевых шаблонах. Шаблон в язык въедается крепко, особенно в язык литературный. Вот что рассказывает К.Паустовский: «Я помню, как-то мы выступали в школе. С нами был молодой писатель. Он читал свой рассказ о первом пароходе. Когда он прочел «пароход шел вниз по реке», какой-то мальчишка крикнул из зала: «...изрыгая клубы черного дыма». У писателя как раз так и было написано в рукописи. Читка была сорвана».
4. Наблюдения над речевыми ошибками, допущенными в работах учеников.
1) Подумайте, в чем недостаток данного сочинения. Предложите такие темы сочинений о весне, которые помогли бы отучить писать штампами. (Слайд № 8)
Весна.
Пришла солнечная весна. Сосульки висят на крышах, кричат воробьи. Много детей вышло на улицу, все радуются солнышку. Весеннее солнышко уже пригревает. Скоро прилетят птицы, распустятся деревья и зазеленеет трава. Хорошо весной на улице!
2) Найдите в ученическом описании неудачные сравнения, шаблонные выражения.
(Слайд № 9)
Пестрым букетом цветов, перемешанных с зеленью, раскинулся город. Вдали, из чащи крыш и деревьев, поднимаются фабричные трубы, высокие и прямые, как стебли нарциссов. Темные клубы дыма, вылетая из них, стелются серой лентой по нежно-голубому нёбу, вдоль горизонта, над красной крышей розового дома, выглядывающего из земли, над высокими каменными зданиями центральных улиц, возвышающимися справа. К этим зданиям теснятся серые, белые, зеленые дома с дворами, наполненными потемневшими сараями и зеленью. На некоторых деревьях листья уже облетели, и они стоят голые и печальные; другие же еще сохранили листву и, слегка покачивая ветвями, наслаждаются последними солнечными днями осени. |
5. Выявление тропов и фигур в литературном произведении, установление их связей с идейным содержанием произведения.
Вставьте эпитеты в отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. (Слайд № 10 - 11)
Спят поляны …, спит безмолвно … лес,
Только звезды … смотрят ласково с небес,
Только скоро сад … зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студеный … струей.
Слова для справок: темный, золотой, снеговой, зеленый, серебристый.
Спят поляны снеговые, спит безмолвно темный лес,
Только звезды золотые смотрят ласково с небес,
Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студеный серебристою струей.
Как вы полагаете, какое время года описывает поэт? Какие языковые средства помогают вам правильно ответить на вопрос?
6. О работе над совершенствованием рукописи (слайд № 12-16).
Памятка
1. Читая рукопись в первый раз, основное внимание обращайте на содержание написанного. Определите:
а) соответствует ли работа теме;
б) раскрыта ли основная мысль;
в) соответствует ли работа составленному плану;
г) соразмерны ли его части;
д) не нарушена ли связь между частями сочинения;
е) хорошо ли подобраны цитаты.
Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки.
2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
3. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т. д.
4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте.
5. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: упр. 514; отредактируйте одно из сочинений ваших одноклассников, письменно обоснуйте необходимость внесенных вами исправлений.
Использованная литература.
1. Любичева Е.В. Русский язык: методические материалы для проведения уроков. – М.: Эксмо, 2007.
2. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский и др. – М.: Просвещение, 1986.
3. Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1975, т. V, с. 469.
4. Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1975, т. V, с. 473—474.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник правописания и литературная правка
В справочнике имеются три раздела: "Орфография", "Пунктуация", "Литературная правка"...
"Правка и гибка металла".
План - конспект урока....
Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла
Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...
Газеты кружка "Редакторское дело" - 2007 г.
Два года вела в школе кружок "Редакторское дело", участники кружка выпускали "Нашу газету". В 2008 году три газеты участвовали в городском конкурсе компьютерной вёрстки. "Наша газета" № 3 (май, ...
Презентация к уроку "Изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Правка тонколистового металла и проволоки"
Презентация предназначена, чтобы научить читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки и приёмам правки листового металла и проволоки....
Учебный элемент "Правка металла"
Изучив данный элемент, вы будете знать: Правила безопасности труда при правке металла.Уметь: Править полосовой металл, изогнутый в плоскости, править тонкие листы, править заготовки с выпу...
Спецкурс "Основы редакторской деятельности"
Спецкурс "Основы редакторской деятельности"...